Коммерческая деятельность на промышленном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 11:22, курсовая работа

Краткое описание

Промышленное предприятие является основной организационной формой промышленного производства и принадлежит к субъектам рыночной экономики. Все субъекты рынка составляют единое целое экономического механизма общества. И всё же промышленное предприятие играет ведущую роль, т.к. эквивалентный рыночный обмен возможен лишь при наличии производства продукции и услуг.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3
ГЛАВА 1 КОНЦЕПЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ………………………………….…….5
1.1. Промышленное предприятие как субъект коммерческой деятельности……………………………………………………….…..…5
1.2. Сущность коммерческой деятельности на предприятии………….……………………………………………….....10
1.3. Общая оценка коммерческой деятельности промышленных предприятий России на современном этапе………………………...…13
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАО «РУБЦОВСКАЯ МЕБЕЛЬНАЯ ФАБРИКА………………………………….20
2.1. История ЗАО «Рубцовская мебельная фабрика»………………..……..20
2.2. Общие положения предприятия………………………………..….21
2.3. Анализ сбытовой деятельности предприятия………………………24
2.4. Труд и заработная плата………………………………………………..27
2.5. Учёт и отчётность общества………………………………………….…28
2.2. Структура и взаимодействие отдела маркетинга с другими отделами на предприятии……………………………………………………………………..30
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «РУБЦОВСКАЯ МЕБЕЛЬНАЯ ФАБРИКА»………………………………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…………………………..

Файлы: 1 файл

Комерческая деятельность.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

От поставщиков зависят цены на сырье и материалы, условия заключения контрактов купли-продажи, качество поставляемых материальных ресурсов.

Вкусы и предпочтение потребителей, их поведение на рынке оказывают влияние на объем сбыта продукции и величину доходов предприятия[16, с.40].

К внешним факторам косвенного воздействия относятся: политические и экономические, научно-технические и социальные факторы.

Политические факторы определяют политическую обстановку, стабильность общества, от которых зависят зарубежные инвестиции, отношения правительства к состоянию реального сектора экономики.

Экономические факторы — это темпы экономического роста, уровень занятости, платежный баланс страны, уровень инфляции.

Экономическая среда оказывает активное влияние на деятельность предприятия, это влияние может быть как позитивным, так и негативным, поэтому предприятие должно прогнозировать тенденции в изменении экономической среды и приспосабливаться к ним.

Состояние экономики влияет на стоимость потребляемых материальных ресурсов и готовность потребителей формировать платежеспособный спрос. Экономический рост приносит выгоды реальному сектору экономики, открывает новые рыночные возможности, увеличивает национальный доход, позволяет привлечь новые инвестиции в развитие производства, увеличить кредитные ресурсы.

Научно-технические факторы имеют очень большое значение, так как использование их создает для предприятия дополнительные возможности развития и получения преимуществ среди конкурентов.

Учет социальных факторов (соотношение между высшими, средними и низшими классами, жизненные ценности людей, традиции и др.) позволяет определить специфические особенности деятельности на рынке[6, с.76].

 

1.2. Сущность коммерческой деятельности на предприятии

 

Коммерция является неотъемлемой частью деятельности промышленных предприятий в условиях рынка. Коммерция (коммерциум) — слово латинского происхождения, в переводе — торговля. Торговля — это приобретение и сбыт (продажа) товаров. В узком смысле слова торговля включает ряд покупок и продаж[9,c.10].

Производственные процессы, происходящие в коммерции, являются продолжением производства в сфере товарного обращения. Это доставка товаров от производителей к покупателям и потребителям, хранение, управление товарными запасами, упаковка, расфасовка, подсортировка и ряд других.

Коммерческая деятельность является составной частью предпринимательства. Предпринимательство — это целесообразная деятельность, направленная на извлечение доходов, прибыли. Предпринимательство включает организацию предприятия в целях производства и поставки товаров на рынок, организацию финансово-кредитного учреждения, фондовой биржи и т.д. Предпринимательство означает поиск новых экономических возможностей[13, с.43].

Таким образом, коммерция — это совокупность процессов и операций, направленных на совершение купли-продажи товаров с целью удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли.[19, c.8]

Основная цель коммерции — извлечение прибыли. Однако прибыль, полученная в коммерческой деятельности, может использоваться на развитие и расширение предпринимательства для более полного удовлетворения потребностей общества.

Коммерческая деятельность на промышленных предприятиях подразделяется на: 1) закупочную (материально-техническое обеспечение) и 2) сбытовую.

В связи с переходом на рыночные принципы деятельности содержание  материально-технического обеспечения  предприятий существенно изменилось: вместо так называемой «реализации выделенных фондов», являющейся составной частью централизованного распределения материальных ресурсов,  предприятия свободно закупают их у поставщиков и других субъектов товарного рынка. В этих условиях при закупке материальных ресурсов предприятия должны руководствоваться свободой ценообразования, максимальной инициативой и предприимчивостью, равноправием партнеров в коммерческих взаимоотношениях, принимать во внимание экономическую ответственность при закупке сырья и материалов, учитывать конкуренцию среди поставщиков и уметь выбрать экономически выгодного поставщика. При закупках материальных ресурсов предприятие должно изучать рынок сырья и материалов, знать динамику цен на этом рынке, расходы на доставку, возможности эффективной замены одних материалов на другие.

Поэтому закупочная коммерческая деятельность на предприятиях складывается из следующих этапов:

  •   исследование рынка сырья и материалов и организация коммерческих связей с поставщиками;
  • составление плана закупок материальных ресурсов;
  •   организация закупок материальных ресурсов;
  •   ведение расчетов с поставщиками за купленную продукцию;
  •   стоимостной анализ заготовительной сферы.

Сбытовая коммерческая работа является важнейшим аспектом коммерческой деятельности предприятия.

Сбыт — это процесс реализации произведенной продукции с целью превращения товаров в деньги и удовлетворения запросов потребителей. Только продав товар и получив прибыль, предприятие достигает конечной цели: затраченный капитал принимает денежную форму, в которой он может начать свой кругооборот[2,с.90].

В странах развитой рыночной экономики доля сбытовых коммерческих операций, которую берут на себя промышленные фирмы, постоянно растет. Промышленные фирмы, создавшие у себя хорошо отлаженный сбытовой аппарат, обладают большим преимуществом в конкурентной борьбе. Многие предприятия имеют и собственные каналы сбыта, примером которых сеннются фирменные магазины, распределительные центры, а для нефтеперерабатывающих заводов — собственные автозаправочные станции.

Сбытовая коммерческая деятельность на промышленном предприятии многогранна: она начинается с планирования ассортимента и сбыта продукции, неотъемлемой ее частью является установление коммерческих взаимосвязей с покупателями и конечными потребителями, завершающихся заключением контрактов купли-продажи. Не менее значимой частью сбытовой коммерческой деятельности является оперативно-сбытовая работа, которая включает:

    •   разработку планов-графиков отгрузки готовой продукции покупателям;
    •   приемку готовой  продукции от предприятий-изготовителей  и подготовку ее к отправке;
    • организацию отгрузки продукции покупателям и оформление документов, связанных с отгрузкой;
    •   контроль за выполнением заказов покупателей и платежеспособностью клиентов.

Сбыту товаров, изготовленных на предприятии, должны предшествовать маркетинговые исследования, предполагающие изучение рынка, в том числе потребителей и конкурентов, сегментацию и выбор целевого рынка, разработку товарной и коммуникационной политики. Ориентация сбытовой коммерческой деятельности на концепцию маркетинга внесла значительные изменения в организацию сбыта. Производитель товаров должен быть не только поставщиком, он обязан в современных условиях проводить анализ эффективности сбыта, разрабатывать и внедрять новые формы сбыта.

 

    1. Общая оценка коммерческой деятельности промышленных предприятий России на современном этапе

 

Коммерческая деятельность промышленных предприятий во многом определяется состоянием экономики страны. Особенностями современного этапа становления в России новой общественной системы являются уменьшение доходов государства, наличие инфляционных процессов, утрата прямой связи между распределением доходов и результатами хозяйственной деятельности. Имеют место разрыв в движении доходов и товаров, снижение качественных социально-экономические индикаторов, характеризующих результаты функционирования экономики.

За период 1991—1997 гг. ВВП России сократился на 40%, промышленное производство – на 51%, выпуск продукции сельского хозяйства на 36%, индекс потребительских цен возрос в 6,3 тыс. раз.

Значительно увеличилось число убыточных предприятий. Так, с 1992 по 1997 гг. доля убыточных предприятий в промышсеннее увеличилась с 7,2% до 47,3%. В 1990-е годы возросла доля добывающих отраслей и уменьшилась доля обрабатывающих отраслей промышленности.

Российский сырьевой сектор экономики замкнулся на западный воспроизводственный процесс, для этого используются в основном два способа: 1) кредиты, предоставление которых обусловлено закупкой импортного оборудования и приспособлением ассортимента производства к потребностям мирового рынка; 2) толлинг — использование отечественных мощностей инофирмами на «давальческих» началах. При этом собственником исходного сырья и конечного продукта является инофирма.

Открытие после 1991 г. Внутреннего рынка Российской Федерации сделало продукцию многих российских предприятий неконкурентоспособной. Резкое снижение платежеспособного спроса населения и предприятий вызвало спад производства в обрабатывающей промышленности.

Наметилось технологическое отставание многих отраслей промышленности России, в объеме производства и экспорта обрабатывающей промышленности уменьшилась доля наукоемкой продукции, снизилась платежная и финансовая дисциплина.

Внутренний рынок потребительских товаров России деформирован в связи с потерей населением сбережений в 1990-е гг., сокращением доходов из-за спада производства, неплатежей во многих отраслях хозяйства, а также открытием его для относительно дешевых товаров азиатских и турецких фирм.

Распад и ликвидация неконкурентоспособных производств происходили быстрее, чем создание конкурентоспособных. В настоящее время в промышленности России сложилась ситуация, характеризующаяся низким уровнем производительности труда и эффективности производства, преобладанием сырьевого экспорта, высокой степенью изношенности основных фондов, низким качеством продукции, неконкурентоспособностью на внешнем рынке, низкой инвестиционной привлекательностью для иностранных и российских инвесторов, потерей значительного количества квалифицированных кадров, разрушением кадровой структуры.

Изменение макроэкономической ситуации в России проявилось по следующим направлениям:

1.  Открытие внутреннего рынка России создало условия для жесточайшей конкурентной борьбы отечественных и импортных товаров за потребителя, в которой многие отечественные товары проиграли.

2.  Произошло сокращение платежеспособного спроса из-за резкого расслоения населения по уровню доходов.

3.  Ориентация многих российских предприятий на производство продукции для потребителей с высокими доходами (так называемых «новых русских») не принесла желаемых результатов, поскольку эта группа населения приобретает в основном импортные товары.

4.  Предприятия отраслей обрабатывающей промышленности не смогли расширить рынки сбыта за счет экспорта из-за низкого качества и высоких по сравнению с мировым уровнем, затрат на производство.

5.  Снижение экспортных возможностей предприятий за счет значительного роста цен на энергоносители и увеличения транспортных тарифов.

6.  Все предприятия испытывали в 1992—1998 гг. жесточайший дефицит инвестиционных ресурсов.

В 1998 г. Общеэкономическая ситуация в стране еще более ухудшилась, объем промышленного производства в 1998 г. Составил 94,8% по отношению к 1997 г., инвестиции в основной капитал — 93,3%, продукция сельского хозяйства — 87,7%, коммерческий грузооборот предприятий транспорта — 96,5%.

Усилилось падение уровня жизни населения, сокращение среднеобеспеченного слоя серьезно ухудшает социальную структуру общества. Помимо обнищания значительной части населения это грозит увеличением разрыва в уровне жизни по регионам и регионализацией потребительского рынка.

По данным опубликованного в Женеве доклада Европейской экономической комиссии ООН, в I квартале 1999 г. В России прекратился спад производства, а во II квартале наметился некоторый рост. Так, индекс выпуска продукции по пяти базовым отраслям (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и розничная торговля) в мае 1999 г. По сравнению с тем же месяцем 1998 г. Составил 102,2%[19, с.100].

Состояние российской экономики взаимосвязано с результатами коммерческой деятельности предприятий-производителей. Если с 1990 по 1995 гг. доля прямого сбыта продукции продолжала увеличиваться, то к 1997 г. Имело место резкое сокращение объемов прямой реализации товаров по сравнению с 1995 г. Причиной этого является своего рода подстраховка предприятий в условиях кризиса неплатежей.

В то же время в некоторых регионах России (Москва, Тюменская, Самарская, Челябинская и Свердловская области) промышленные предприятия остаются главными участниками оптовой торговли и прямая форма оптовой реализации продукции здесь составляет наибольшую долю.

Перед промышленными предприятиями России с 1993 г. Встали проблемы активного поиска рынков и формирования новых условий для сбыта своей продукции. Многие предприятия вынуждены рационализировать подготовку производства для того, чтобы принимать заказы от покупателей на новые виды продукции и не потерять рынки сбыта. В процессе решения указанных проблем многие предприятия перешли на путь формирования маркетинговых стратегий и нашли несколько способов увеличения сбыта своих товаров:

    •   создание отделов маркетинга на предприятиях и использование новых маркетинговых стратегий;
    •   формирование собственных каналов сбыта;
    •   на предприятиях некоторых отраслей  промышленности наращивание объемов экспорта даже путем продажи товаров по демпинговым ценам;
    • адаптация ассортимента товаров к особенностям спроса платежеспособных групп покупателей на внутреннем рынке;
    •   вторжение на смежные., ранее не охваченные рынки;
    •   применение бартера.

На ряде предприятий созданы отделы маркетинга, выполняющие анализ рынка, его сегментацию, выясняющие границы спросовой эластичности по каждой товарной позиции в пунктах продажи с целью установления цены, приемлемой для потенциальных покупателей, минимизирующие транспортные и производственные издержки для поддержания прибыльности предприятия по пониженным ценам.

Информация о работе Коммерческая деятельность на промышленном предприятии