Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:44, курсовая работа
Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.
Введение 2
1.Организационно-экономическая характеристика предприятия 3
1.1.Экономическая среда и конкуренты 3
1.2.Правовой статус, состав и структура предприятия 3
1.3.Выпускаемая продукция и оказываемые услуги 5
1.4.Ресурсы предприятия 10
1.4.1.Основные фонды 10
1.4.2.Оборотные средства 12
1.5.Менеджмент, маркетинг и реклама на предприятии 15
1.6.Организация и оплата труда 19
2.Экономический анализ деятельности предприятия 25
2.1.Анализ финансового состояния предприятия 25
2.2.Анализ затрат на производство, прибыльности и 35
рентабельности
2.3.Предложения по улучшению работы предприятия 40
3.Раздел АСОИ 42
3.1.Исходные положения и характеристики 42
3.2.Обоснование цели АСОИ на предприятии 43
3.3.Определение комплекса задач (подсистем) АСОИ 44
3.4.Подсистема ''Управление подготовкой производства 47
и материально-техническим снабжением''
3.5.Постановка задачи ''Определение потребности 48
предприятия в материалах, сырье''
Заключение 55
Список использованной литературы 56
Приложение 1 57
Приложение 2 58
Приложение 3 59
Приложение 4 60
Таблица 10.
Данные для анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.
Показатель |
В 2003г. |
В 2003г., пересчитанный на объём продаж 2004г. |
В 2004г. |
Выручка от реализации |
23150,974 |
27430,499 |
32493,716 |
Полная себестоимость реализованной продукции |
21139,807 |
24998,354 |
29362,629 |
Прибыль от реализации продукции |
2011,167 |
2432,145 |
3131,087 |
Сумма прибыли от реализации продукции в 2004г. увеличилась на 1119,92 тыс. руб. (3131,087 – 2011,167). Если сравнить сумму прибыли в 2003г. и условную, исчисленную исходя из объёма и ассортимента продукции 2004г., но при ценах и себестоимости продукции 2003г., узнаем, насколько она изменилась за счёт объёма и структуры реализованной продукции:
DП(vрп,уд) = 2432,145 – 2011,167 = 420,978 тыс. руб.
Чтобы найти влияние только объёма продаж, необходимо прибыль в 2003г. умножить на процент перевыполнения плана по реализации продукции в оценке по себестоимости, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, чем выручка.
DПvрп = 2011,167´38,89/100 =782,142 тыс. руб.
Затем можно определить влияние структурного фактора:
DПуд = 420,978 – 782,142 = -361,164 тыс. руб.
Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливается сравнением суммы затрат в 2004г. с суммой затрат в 2003г., пересчитанной на объём продаж в 2004г.:
DПс = 24998,354 – 29362,629 = -4364,275 тыс. руб.
Изменение суммы прибыли за счёт отпускных цен на продукцию определяется сопоставлением выручки в 2004г. с условной, которую бы предприятие получило за объём реализации продукции 2004г. при ценах 2003г.:
DПц = 32493,716 – 27430,499 = 5063,217 тыс. руб.
Результаты расчётов показывают, что сумма прибыли в 2003г. увеличилась в основном за счёт увеличения среднереализационных цен. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 4364,275 тыс. руб.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
Рентабельность
Rз = Прп / Зрп , или Rз = ЧП / Зрп .
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемости затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трёх основных факторов: изменения структуры реализованной продукции, её себестоимости и средних цен реализации.
R2003г. = 2011,167 / 21139,807 ´ 100 = 9,51 % ,
Rусл1 = (2011,167 ´ 1,38) / (21139,807 ´ 1,38) ´ 100 = 9,51 % ,
Rусл2 = 2432,145 / 24998,354 ´ 100 = 9,73 % ,
Rусл3 = (32493,716 – 24998,354) / 24998,354 ´ 100 = 29,98 % ,
R2004г. = 3131,087 / 29362,629 ´ 100 = 10,66 % ,
DRобщ = 10,66 – 9,51 = 1,15 % ,
в том числе:
DRvрп = Rусл1 – R 2003г. = 9,51 – 9,51 = 0 ,
DRуд = Rусл2 – Rусл1 = 9,73 – 9,51 = 0,22 % ,
DRц = Rусл3 – Rусл2 = 29,98 – 9,73 = 20,25 % ,
DRс = R2004г. – Rусл3 = 10,66 – 29,98 = -19,32 % .
Рентабельность продаж (оборота)
– отношение прибыли от
Rрп = Прп / В , или Rрп = ЧП / В .
Характеризует эффективность
Проведём факторный анализ рентабельности продаж.
R2003г. = 2011,167 / 23150,974 ´ 100 = 8,69 % ,
Rусл1 = 2432,145 / 27430,499 ´ 100 = 8,87 % ,
Rусл2 = (32493,716 – 24998,354) / 32493,716 ´ 100 = 23,07 % ,
R2004г. = 3131,087 / 32493,716 ´ 100 = 9,63 % ,
DRобщ = 9,63 – 8,69 = 0,94 % ,
в том числе:
DRуд = Rусл1 – R2003г. = 8,87 – 8,69 = 0,18 % ,
DRц = Rусл2 – Rусл1 = 23,07 – 8,87 = 14,2 % ,
DRс = R2004г. – Rусл2 = 9,63 – 23,07 = -13,44 % .
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в 2004г. рентабельность увеличилась по сравнению с 2003г. в связи с повышением среднего уровня цен и удельного веса более рентабельных видов продукции в общем объёме реализации. Рост себестоимости реализованной продукции вызвал снижение рентабельности.
Из анализа наличия, состава, структуры
основных фондов можно сделать вывод,
что предприятие ведёт
Из анализа оборачиваемости
видно, что она уменьшается, а
коэффициент оборачиваемости
Чтобы улучшить ликвидность баланса предприятия надо максимально снизить кредиторскую задолженность путём уменьшения задолженности поставщикам и подрядчикам, т.к. она составляет большую часть всей кредиторской задолженности. Чтобы повысить финансовую устойчивость предприятия нужно увеличить сумму собственных оборотных средств. Это можно сделать взяв долгосрочные займы и кредиты.
Общую сумму затрат можно уменьшить за счёт материальных затрат, т.к. особенно по ним произошёл перерасход, путём поиска более выгодных поставщиков. Так же сумму затрат можно уменьшить, снизив долю затратоёмкой продукции в общем выпуске. Снизив материальные затраты, мы тем самым снизим себестоимость продукции, а следовательно увеличим прибыль. Прибыль так же можно увеличить повысив долю более рентабельных видов продукции.
В предыдущих разделах был проведён анализ деятельности ОАО «Ижпромвентиляция». Кратко дадим общую характеристику предприятия.
Миссия организации.
Создание комфортного
Многолетний опыт работы, профессионализм сотрудников позволяют максимально удовлетворить требования массового покупателя, удержать лидирующие позиции на рынке, обеспечить стабильное финансовое положение предприятия и благосостояние его сотрудников.
Основные направления деятельности:
- проектирование систем
воздушного отопления жилых, офисных и производственных зданий, сооружений;
- изготовление вентиляционного и сетевого оборудования;
- доставка, монтаж и пуско-наладка систем вентиляции, аспирации, кондиционирования и воздушного отопления зданий, сооружений;
- поставка, монтаж и пуско-наладка
климатической, вентиляционной
- сервисное обслуживание и
- консультации, обучение, экспертиза
готовых проектов и
- создание систем автоматизирова
- производство и монтаж товаров народного потребления.
Структурная схема предприятия представлена на рис. 1, стр. 4. В таблице 11 приведены основные экономические показатели деятельности предприятия за 2003 и 2004 годы.
Таблица 11.
Основные экономические
Показатели |
2003г. |
2004ъг. |
Выполнено всего, руб. В том числе: СМР Пуск и наладка ТНП |
23150974
18588665 660572 3901737 |
32493716
25205336 921708 6366672 |
Себестоимость, руб. |
21139807 |
29362629 |
Рентабельность продаж, % |
8,69 |
9,63 |
Рентабельность |
9,51 |
10,66 |
Прибыль, руб. |
2011167 |
3131087 |
В процессе производственно-хозяйственной деятельности возникает экономическая информация, т.е. совокупность сведений экономического характера, которые можно собирать, передавать, обрабатывать, хранить и использовать для нужд специалистов и руководителей. Экономическая информация имеет следующие особенности: 1) она отражает деятельность предприятия через систему в основном натуральных и стоимостных показателей; 2) она возникает в низовых точках экономического объекта небольшими порциями и фиксируется большей частью в первичных документах; 3) одни и те же исходные данные путём перегруппировки многократно используются для получения результатов в различных экономических разрезах; 4) экономическая информация характеризуется повторяемостью циклов возникновения и обработки в установленных временных интервалах; 5) в процессах обработки преобладают логические действия, арифметические действия просты: + , – , ´ , : , возвести в степень.
В связи с тем, что объём экономической информации постоянно увеличивается, возникают определённые проблемы с передачей, обработкой, хранением и использованием этой информации. Поэтому появилась необходимость внедрения АСОИ на предприятии. Целью АСОИ является: упростить хранение и передачу информации, облегчить её обработку, сократить время и число работников, требующихся для работы с информацией.
В состав организационной
структуры ОАО «
- служба безопасности;
- служба главного инженера;
- служба снабжения и АХЧ;
- отдел технического контроля (ОТК);
- коммерческая служба;
- финансово – экономический отдел;
- служба главного бухгалтера;
- отдел хранения документации;
- юридический отдел;
- отдел кадров.
Исходя из организационной структуры предприятия, можно выделить следующие информационные потоки.
Структура службы безопасности формирует информацию по обеспечению безопасной работы предприятия: прогнозирует и своевременно выявляет угрозы безопасности предприятия; проверяет потенциальных партнёров на экономическую и финансовую безопасность; устанавливает и устраняет потенциально возможные каналы утечки конфиденциальной информации. Данная информация возникает непрерывно и должна немедленно обрабатываться.
Служба главного инженера
формирует информацию по
В службе снабжения и АХЧ формируется
информация по организации и контролю
процесса обеспечения предприятия
необходимым оборудованием, сырьем,
комплектующими и расходными материалами;
по определению потребности
Отдел технического контроля собирает, обрабатывает и выдаёт информацию по качеству всей продукции выпускаемой на предприятии; по предъявлению и оформлению рекламаций.
Коммерческая служба формирует информацию по исследованию потребительских предпочтений; по определению уровня цен; по созданию и поддержанию положительной репутации фирмы у постоянных и потенциальных потребителей; по разработке и реализации краткосрочной, среднесрочной, долгосрочной стратегии производства и сбыта продукции с учетом требований потребителей; по координации действий всех основных подразделений предприятия для реализации разработанной стратегии; по продвижению продукции предприятия на рынке; по поиску новых рынков сбыта продукции предприятия, по заключению договоров, по контролю за исполнением договоров структурными подразделениями предприятия. Данная информация возникает постоянно и должна немедленно обрабатываться.