Экономика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:44, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.

Оглавление

Введение 2
1.Организационно-экономическая характеристика предприятия 3
1.1.Экономическая среда и конкуренты 3
1.2.Правовой статус, состав и структура предприятия 3
1.3.Выпускаемая продукция и оказываемые услуги 5
1.4.Ресурсы предприятия 10
1.4.1.Основные фонды 10
1.4.2.Оборотные средства 12
1.5.Менеджмент, маркетинг и реклама на предприятии 15
1.6.Организация и оплата труда 19
2.Экономический анализ деятельности предприятия 25
2.1.Анализ финансового состояния предприятия 25
2.2.Анализ затрат на производство, прибыльности и 35
рентабельности
2.3.Предложения по улучшению работы предприятия 40
3.Раздел АСОИ 42
3.1.Исходные положения и характеристики 42
3.2.Обоснование цели АСОИ на предприятии 43
3.3.Определение комплекса задач (подсистем) АСОИ 44
3.4.Подсистема ''Управление подготовкой производства 47
и материально-техническим снабжением''
3.5.Постановка задачи ''Определение потребности 48
предприятия в материалах, сырье''
Заключение 55
Список использованной литературы 56
Приложение 1 57
Приложение 2 58
Приложение 3 59
Приложение 4 60

Файлы: 3 файла

Копия табл. 1.doc

— 91.00 Кб (Открыть, Скачать)

КР 2.doc

— 366.50 Кб (Скачать)

Эффективность использования основных фондов характеризуется  показателями фондорентабельности, фондоотдачей, фондоёмкостью товарной продукции.

Фондорентабельность – определяется как отношение прибыли (П) к среднегодовой  стоимости основных производственных фондов (ОПФ), и показывает сколько  прибыли получено на 1 рубль  основных производственных фондов:


ФР = П / ОПФ.


Среднегодовая стоимость основных производственных фондов – стоимость основных фондов на начало года плюс среднегодовая стоимость вводимых основных фондов за вычетом среднегодовой стоимости выбывших основных фондов. В свою очередь  среднегодовая стоимость вводимых  в действие основных фондов рассчитывается путём деления стоимости этих фондов на 12 и умножения на число полных месяцев в течение которых будут эксплуатироваться эти фонды. Среднегодовая стоимость выбывших основных фондов определяется путём деления стоимости выбывших основных фондов на 12 и умножением на число полных месяцев остающихся до конца года со времени их выбывания.


ОПФ = 7355,0 + 610 / 12 ´ 3  + 30 / 12 ´ 6 – 125 /12 ´ 8 = 7439,17 тыс. руб.

ФР =  3131,087 / 7439,17 = 0,42.

Фондоотдача – определяется как  отношение стоимости товарной продукции (ТП) к  среднегодовой стоимости основных производственных фондов, и характеризует выпуск товарной продукции на 1 рубль среднегодовой стоимости основных производственных фондов:


ФО = ТП / ОПФ,

ФО =  32493,716 / 7439,17 = 4,37.

Фондоёмкость является обратным показателем  фондоотдачи и называется коэффициентом  закрепления основных производственных фондов. Определяется как отношение  среднегодовой стоимости основных производственных фондов к объёму товарной продукции:

ФЕ = ОПФ / ТП,


ФЕ = 7439,17 / 32493,716 = 0,23.

Фондоёмкость показывает сколько  основных производственных фондов приходится на 1 рубль товарной продукции.

В таблице 3 проведён анализ эффективности  использования  основных производственных фондов.

                         Таблица 3.

Анализ эффективности использования  основных производственных фондов

Показатели

2003г.

2004г.

Абсолютное

отклонение

Темпы роста,

%

ОПФ

7286,54

7439,17

152,63

102,09

ТП

23150,974

32493,716

9342,202

140,35

П

2011,167

3131,087

1119,92

155,68

ФО

3,18

4,37

1,19

137,42

ФЕ

0,31

0,23

-0,08

74,19

ФР

0,28

0,42

0,14

150,00


 

Анализ эффективности использования  основных производственных фондов показал, что предприятие эффективно использует свои основные производственные фонды, т. к. темпы роста прибыли и стоимости товарной продукции опережают темпы роста среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Увеличение фондорентабельности, фондоотдачи и уменьшение фондоёмкости также является положительным моментом.

 

1.4.2.Оборотные средства.

Оборотные средства – это та часть  промышленного капитала, которая  однократно участвует в производственном процессе и переносит свою стоимость  на готовую продукцию за один производственный цикл. К оборотным средствам относятся  производственные запасы (сырьё, материалы, топливо, запчасти и др.), дебиторская задолженность, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и прочие оборотные средства. Отличительной особенностью оборотных средств является высокая скорость их оборота. Ускорение оборачиваемости оборотных средств уменьшает потребность в них, позволяет предприятию высвобождать часть оборотных средств для дополнительного выпуска продукции. В результате ускорения оборота меньше требуется запасов сырья, материалов, топлива и т.д., а следовательно высвобождаются денежные ресурсы ранее вложенные в эти запасы. Высвобожденные денежные средства откладываются на расчётном счете предприятия, в результате чего улучшается его финансовое состояние, укрепляется платёжеспособность.

Скорость оборачиваемости характеризуется следующими показателями:

1. длительность одного оборота  – оборачиваемость, измеряется  в днях:

L = (Остатки оборотных средств ´ 360) / Выручка от реализации продукции;

2. коэффициент оборачиваемости  – показывает количество оборотов  за отчётный период, измеряется в оборотах:

K = Выручка от реализации продукции / Остатки оборотных средств.

Рассчитаем коэффициент оборачиваемости.

K2003г. = 23150,974 / 9980 = 2,32 оборота;

K2004г. = 32493,716 / 12975 = 2,50 оборота.

 

Рассчитаем показатели оборачиваемости и проведём анализ продолжительности оборота оборотных средств, данные для анализа поместим в таблицу 4.

 

 

 

 

 

 

                  Таблица 4.

Анализ продолжительности оборота  оборотных средств

Показатель

2003г.

2004г.

Изменение за год

Общая сумма оборотных средств

В том числе в:

производственных запасах

дебиторской задолженности

денежной наличности

9980

 

2744

4788

2448

12975

 

4496

6612

1867

2995

 

1752

1824

-581

Выручка от реализации продук-

ции, тыс. руб.

23150,974

32493,716

9342,742

Общая продолжительность обо-

рота оборотных средств, дни

В том числе в:

производственных запасах

дебиторской задолженности

денежной наличности

 

155,20

 

42,67

74,46

38,07

 

143,75

 

49,81

73,26

20,68

 

-11,45

 

7,14

-1,2

-17,39


 

Продолжительность оборота может  измениться за счёт суммы выручки и средних остатков оборотных средств. Для расчёта влияния данных факторов используем способ цепной подстановки:

L2003г. = 9980 ´ 360 /  23150,974 = 155,20 дней;

Lусл. = 12975 ´ 360 / 23150,974 = 201,76 день;

L2004г. =   12975 ´ 360 / 32493,716 = 143,75дня.

Отсюда изменение продолжительности  оборота оборотных средств за счёт:

суммы выручки:

DLв = 143,75 – 201,76 = -58,01 дней;

средних остатков оборотных средств:

DLоб.ост. = 201,76 – 155,20 = 46,56 дней;

 

в том числе за счёт изменения  средних остатков:

         а) производственных  запасов             1752 ´ 360 / 23150,974  = 27,24 дней;

         б) дебиторской  задолженности          1824 ´ 360 / 23150,974  = 28,36 дней;

         в) денежной  наличности                     -581 ´ 360 / 23150,974  = -9,04 дней.

По результатам оборачиваемости  рассчитаем сумму экономии оборотных  средств или сумму их дополнительного  привлечения.   Экономия или перерасход оборотных средств могут быть определены как произведение  однодневного оборота по реализации и изменения продолжительности оборота:

Э = 32493,716 / 360 ´ (143,75 – 155,20) = 1033,481 тыс. руб.

Т.о. произошло относительное высвобождение  средств из оборота на сумму 1033,481 тыс. руб.

    1. Менеджмент, маркетинг и реклама на предприятии

Менеджментом, маркетингом и рекламой на предприятии занимается отдел маркетинга и рекламы.

1. Общие положения:

1.1. Отдел маркетинга является  самостоятельным структурным подразделением  предприятия и подчиняется заместителю  генерального директора по коммерции  и маркетингу.

1.2. Отдел маркетинга возглавляется начальником отдела.

1.3. Структуру и штаты отдела  утверждает директор предприятия,  исходя из условий и особенности производства, а также объема работ, возложенных на отдел.

1.4. В своей работе отдел руководствуется  приказами и распоряжениями руководства предприятия, планом работы и настоящим положением.

2. Задачи:

2.1. Разработка и воплощение краткосрочной,  среднесрочной, долгосрочной стратегии  производства и сбыта продукции с учетом  требований потребителей.

2.2. Координация действий всех основных подразделений предприятия для воплощения разработанной стратегии.

2.3. Исследование потребительских  свойств, производимой продукции,  и предъявляемых к ней покупателями требований; исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия,  конъюнктуры рынка; изучение спроса на продукцию предприятия и разработка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов потребности в выпускаемой продукции.

2.4. Управление продвижением товаров на рынке.

2.5.Управление ассортиментом продукции.

2.6. Изучение новых рынков сбыта,  потребителей, конкурентов и их  продукции.

2.7. Анализ и совершенствование  системы сбора и обработки  информации о рынке.

3. Функции:

3.1. Разработка стратегии и сбытовой  политики предприятия.

3.2. Анализ и прогнозирование  основных конъюнктурообразующих  факторов потенциальных рынков  сбыта выпускаемой  продукции:  коммерческо-экономических, включая экономическую ситуацию и финансовое состояние потенциальных покупателей, платежеспособный спрос на выпускаемую продукцию и соотношение спроса и предложения на конкретные виды продукции.

3.3. Исследование потребительских  свойств, производимой продукции  и сбор информации об удовлетворенности  ими покупателей

3.4. Выявление  передовых тенденций в мировом производстве продукции по профилю предприятия и доведение этой информации до структурных подразделений.

3.5. Выявление  системы взаимосвязей между различными  факторами, влияющими на состояние  рынка и объема продаж.

3.6. Анализ  конкурентоспособности продукции предприятия, составление ее потребительских свойств, цены  с аналогичными показателями конкурирующей продукции, выпускаемой другими предприятиями.

3.7. Изучение  конъюнктуры и емкости.

3.8. Расчет емкости рынка для  продукции предприятия.

3.9. Определение целевых групп  потребителей и их  характеристик.

3.10. Определение удельного веса  продукции основных конкурентов  в общем объеме сбыта на  данном рынке.

3.11. Исследование структуры, состава  сбытовой и маркетинговой сети  конкурирующих предприятий.

3.12. Организация обратной связи  с потребителями: изучение мнения  потребителей и их предложений  по улучшению выпускаемой продукции;  разработка по результатам изучения мнения потребителей  предложений по повышению качества продукции.

3.13. Анализ  мотивов определенного отношения  потребителей к предлагаемой им продукции.

3.14. Участие в испытаниях новой,  серийно выпускаемой и конкурирующей  продукции.

3.15. Разработка стратегии рекламы  по каждой группе  товаров,  плана проведения рекламных кампаний, мероприятий по стимулированию сбыта и организация проведения рекламных кампаний.

3.16. Формирование общественного  мнения и  осуществление контактов  с прессой.

3.17. Организация участия предприятия  во всероссийских и региональных  отраслевых выставках, ярмарках, семинарах; организация выставок на предприятии.

3.18. Разработка предложений по  дизайну, упаковке и внешнему  виду продукции.

3.19. Анализ эффективности рекламы,  ее влияние на сбыт продукции.

3.20. Изучение и использование  передового опыта рекламы,  стимулирования  сбыта  и формирования общественного мнения.

3.21. Разработка и размещение  рекламных материалов.

3.22. Организация эффективных каналов  сбыта продукции предприятия.

3.23. Оптимизация ассортимента выпускаемой  продукции предприятия.

3.24. Поиск  новых групп потребителей с целью расширения рынка

3.25. Разработка предложений по  созданию принципиально новой  продукции.

3.26. Разработка предложений   и рекомендаций по изменению  характеристик выпускаемой продукции  с целью улучшения ее потребительских  свойств с учетом мнения потребителей и передовых достижений; представление указанных  предложений в службу главного инженера и другие технологические службы.

3.27. Разработка предложений по  ценам на новую и выпускаемую  продукцию.

3.28. Подготовка  рекомендаций  к плану производства продукции предприятия по номенклатуре и количеству, исходя из результатов изучения конъюнктуры рынка и спроса на конкретные виды продукции и запасов сырья.

3.29. Разработка предложений по  стимулированию сбыта продукции,  путем повышения качества продукции, организации дополнительной рекламы, снижения цен или в необходимых случаях по снятию изделия с производства.

3.30. Составление годовых, квартальных  и месячных прогнозов поставок  продукции и контроль за их выполнением.

3.31. Анализ рекламаций и претензий потребителей по поводу качества выпускаемой продукции.

4. Права:

4.1. Требовать  от  подразделений предприятия  представления материалов, необходимых для осуществления работы, входящей в компетенцию отдела.

  4.2.  Вносить предложения,  учитывающие требования потребителей по разработке и организации производства новой продукции, повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

4.3. Давать предложения по устранению  недостатков в качестве  и технологии  производства продукции, выявившихся в процессе их потребления покупателями.

4.4. Определять  основные направления  деятельности  отдела, устанавливать круг вопросов, относящихся к обязанностям сотрудников,  характер работы, их ответственность.

4.5. Вносить  предложения о премировании работников в соответствии с действующими на предприятии системами оплаты труда.

4.6. Налагать  в соответствии с трудовым  законодательством дисциплинарные  взыскания на работников отдела за нарушение трудовой и производственной дисциплины.

4.7. Привлекать  в установленном порядке специалистов научно-исследовательских учреждений и учебных заведений для проведения исследований по изучению конъюнктуры рынка, потребности и платежеспособного спроса, рекламе.

содержание.doc

— 22.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Экономика предприятия