Экономика организации как основное звено экономики страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 10:39, лекция

Краткое описание

Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей. Каждое государство в зависимости от своих национальных и исторических традиций, географических и геополитических условий и трудовых навыков населения создает уникальный комплекс отраслей народного хозяйства, на формирование которого все большее влияние оказывает международное сотрудничество с другими странами.
По участию в создании совокупного общественного продукта и национального дохода общественное производство подразделяется на две крупные сферы:
1. сфера материального производства и
2. непроизводственная сфера.

Файлы: 1 файл

ekonomika_organizatsii.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

 


 


Тема 1. ОРГАНИЗАЦИЯ (ПРЕДПРИЯТИЕ) КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИКИ

1. Отраслевые особенности  организации (предприятия)

Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей. Каждое государство в зависимости от своих национальных и исторических традиций, географических и геополитических условий и трудовых навыков населения создает уникальный комплекс отраслей народного хозяйства, на формирование которого все большее влияние оказывает международное сотрудничество с другими странами.

По участию в создании совокупного общественного продукта и национального дохода общественное производство подразделяется на две крупные сферы:

1. сфера материального производства  и 

2. непроизводственная сфера.

К материальному производству относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь (обслуживающая материальное производство), строительство, торговля, общественное питание и другие.

К непроизводственное сфере относятся жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население), здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления.

В свою очередь каждая из сфер экономики делится на отрасли. Отрасль – совокупность предприятий и организаций, характеризующихся общностью выпускаемой продукции, технологий производства, основных фондов, профессиональной подготовки работающих и удовлетворяемых потребностей.

Промышленность по российской статистике делится на различные отрасли, основными из них являются отрасли тяжелой, легкой и пищевой промышленности. В состав тяжелой промышленности входят электроэнергетика, топливная промышленность, черная металлургия, цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, производство строительных материалов.

К легкой промышленности относятся текстильная, швейная, кожевенная, обувная, меховая отрасли. К пищевой – пищевкусовая, мясная, молочная, рыбная промышленность.

Межотраслевой комплекс – это интеграционная структура, характеризующаяся взаимодействием различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта.

В составе промышленности, например, существуют топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный и другие комплексы. Более сложной структурой отличаются агропромышленный и строительный комплексы, объединяющие разные отрасли национальной экономики.

По международной статистике экономика обычно подразделяется на отрасли, производящие товары, и отрасли, оказывающие услуги. К первой группе относятся промышленность, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли материального производства (издательская деятельность, утилизация вторичного сырья, сбор дикорастущих ягод и грибов и др.). К отраслям, оказывающим услуги, относятся образование, транспорт, торговля, здравоохранение, общее государственное управление и др.).

 

2. Организация (предприятие): сущность, задачи и функции

Организация представляет собой группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Каждая организация имеет свое предназначение – миссию, во имя которой люди объединяются и осуществляют свою деятельность. Осуществляя свою миссию (предназначение), организация добивается достижения определенных целей  выживания, роста, доходности. Она выпускает определенную продукцию или оказывает услуги, использует различные технологии, несет ответственность перед партнерами, потребителями.

Из всего многообразия различных организаций особую роль в экономике страны играют предприятия. Поскольку именно они создают необходимые обществу и потребителям товары и услуги.

Часто в хозяйственной практике используется понятие «фирма». Как правило, фирма представляет собой объединение однородных или смешанных предприятий.

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Основные черты предприятия:

  • организационное единство: предприятие – это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления. Базируется на иерархическом принципе организации экономической деятельности;
  • определенный комплекс средств производства: предприятие объединяет экономические ресурсы (средства труда, предметы труда, и труд) для производства экономических благ с целью максимизации прибыли;
  • обособленное имущество: предприятие имеет собственное имущество, которое самостоятельно использует в определенных целях;
  • имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам;
  • выступает в хозяйственном обороте от собственного имени (наименования);
  • оперативно – хозяйственная и экономическая самостоятельность: предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль или несет убытки, за счет прибыли обеспечивает стабильное финансовое положение и дальнейшее развитие производства.

Задачами действующего предприятия являются:

  • получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);
  • обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;
  • обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;
  • создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;
  • охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов;
  • недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов производства и снижения рентабельности).

Задачи предприятия определяются:

  • интересами владельца (владельцев);
  • размерами капитала;
  • ситуацией внутри предприятия; и, наконец,
  • внешней средой.

Перечисленные выше задачи, предприятия могут решать только в том случае, если в своей работе будут придерживаться определенных принципов управления и выполнять необходимые функции.

Выделяют следующие принципы управления предприятием:

  • экономичность;
  • финансовая устойчивость; и
  • прибыльность.

Принцип экономичности требует, чтобы, во–первых, достигался определенный результат при наименьших затратах – принцип минимизации; и, во–вторых, при заданном объеме затрат наибольший результат – принцип максимизации, другими словами, принцип экономичности выдвигает требование – не тратить даром производственные ресурсы, т.е. работать  «экономично».

Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло бы в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.

Принцип прибыльности. Главной целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.

К основным функциям предприятия относят:

  • изготовление продукции производственного и личного потребления в соответствии с профилем предприятия;
  • продажа и поставка продукции потребителю;
  • послепродажное обслуживание;
  • материально – техническое обеспечение производства;
  • управление и организация труда персонала на предприятии;
  • повышение качества продукции, снижение удельных издержек и рост объемов производства;
  • предпринимательство;
  • уплата налогов, а также обязательных и добровольных взносов и платежей в бюджет и другие финансовые органы;
  • соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов. 

Функции предприятия конкретизируются и уточняются в зависимости от:

  • размеров предприятия;
  • отраслевой принадлежности;
  • степени специализации и кооперирования;
  • наличия социальной инфраструктуры;
  • формы собственности;
  • взаимоотношений с местными органами власти.

 

3. Механизм функционирования  организации (предприятия)

Механизм функционирования организации в условиях рынка обусловлен системой рыночных отношений. Основным требованием, которое предъявляет рынок к организации – работать так, чтобы результатом деятельности был не только выпуск продукции, но и получение прибыли, т.е. всегда должно быть превышение доходов над расходами. Чем больше это превышение, тем стабильнее работает организация.

Исходя из этого каждое предприятие самостоятельно принимает решение как, сколько и каких товаров производить (оказывать услуги), где и как их реализовывать и, наконец, как распределять полученный доход (фонды распределения, оплаты труда и накопления). При этом предприятие принимает решения в соответствии со своими интересами, отвечая своим имуществом.

Чтобы не только удержаться, но и развиваться предприятие должно наиболее полно использовать внутренние факторы производства. Условно все внутренние факторы можно разделить на 3 группы:

1. Факторы ресурсного обеспечения производства. К ним относятся производственные факторы (здания, сооружения, оборудование, инструменты, земля, сырье и материалы, топливо, рабочая сила, информация и др.), т.е. все то, без чего невозможно производство продукции и оказание услуг в количестве и качестве, требуемом рынком.

2. Факторы, обеспечивающие желаемый уровень экономического и технического развития предприятия (НТП, организация труда и производства, повышение квалификации, инновации, инвестиции и др.).

3. Факторы, обеспечивающие коммерческую эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия (умение вести высокоэффективную коммерческую и снабженческую деятельность).

Все эти факторы взаимодействуют между собой. Например, большая часть средств производства является не только необходимым условием производства товаров и оказанием услуг, но и определяет его технический уровень. Вместе с тем по степени воздействия на производство они различны. Так, первая группа факторов определяет ресурсы предприятия, его возможности, а степень реализации этих возможностей зависит от использования второй группы.

Особо выделяется третья группа факторов. Ее возникновение непосредственно связано с рыночными отношениями, а реализация направлена на:

- обеспечение ритмичности производства путем снабжения его всеми необходимыми ресурсами для производства товаров в качестве и количестве, требуемом рынком;

- снижение издержек производства  или их удержание на определенном  уровне с помощью эффективной  коммерческой работы;

- получение прибыли в объеме, обеспечивающим техническое и  экономическое развитие предприятия.

Особенность ресурсного обеспечения производства состоит в том, что оно по своей стоимости составляет более 90% имущества и денежных средств предприятия, а также переносит свою стоимость на готовый продукт либо по частям (основные фонды), либо полностью (предметы труда, рабочая сила). Отсюда вытекают и различные требования к их обеспечению. Например, основные фонды в силу своей большой стоимости и продолжительности использования должны обладать высокой производительностью, экономичностью в использовании, универсальностью, надежностью в работе, а предметы труда по своему количественному и качественному составу – быть достаточными для производства необходимой продукции и в то же время минимальными, не ведущими к увеличению издержек производства за счет образования сверхнормативных запасов.

Это только одна сторона вопроса, другая состоит в том, что необходимо рационально использовать имеющиеся производственные ресурсы, а это требует рассмотрения таких категорий как себестоимость, прибыль, рентабельность, ценообразование. Без них невозможно решить что, сколько, как и в каком виде производить.

В условиях рыночных отношений имеется три основных источника получения прибыли.

Первый – за счет монопольного положения предприятия по выпуску продукции.

Второй – связан непосредственно с производственной и коммерческой деятельностью (подавляющее число предприятий). Величина прибыли в данном случае зависит от:

  • правильной производственной направленности (выбор продуктов, пользующихся высоким и стабильным спросом); 
  • степени конкурентоспособности продукции (цена, качество, сроки поставки, обслуживание и т.д.);
  • объемов выпускаемой продукции и, наконец,
  • структуры снижения издержек производства.

Третий – от инновационной деятельности, т.е. внедрение новшеств во все элементы функционирования предприятия.

Получение прибыли на предприятии напрямую связано с системой налогов и их размером, поэтому размер налога должен стимулировать предприятия к расширению производственной деятельности.

На величину прибыли влияет и характер формирования цен и их регулирование со стороны государства.

Информация о работе Экономика организации как основное звено экономики страны