Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:24, курсовая работа
В контексте вышесказанного цель работы – изучение экономического содержания финансов предприятий и принципов их организации.
Введение 3
1. Общая концепция финансов предприятий 5
2. Сущность финансов предприятий 10
2.1 Общая характеристика функций финансов 10
2.2 Воспроизводственная функция финансов предприятий 11
2.3 Распределительная функция финансов предприятий 14
2.4 Контрольная функция финансов предприятий 21
3. Принципы финансов предприятий 30
3.1 Общие принципы 30
3.2 Принципы управления 34
Заключение 36
Список литературы 41
Третья ступень - производственные отделения, деятельность которых сосредоточена на конкретной продукции и в конкретном регионе. Производственные отделения составляют самостоятельный баланс, сметы затрат и фондов денежных средств в пределах выделенных им финансовых ресурсов, решают вопросы текущего финансирования, обеспечивают рентабельность и самоокупаемость. Контроль имеет место в процессе исполнения смет, совершении платежей и расчетов. Низшая ступень - это структурные единицы, получающие задания и отвечающие за реализацию принимаемых решений. Они организуют и обслуживают производство, контролируют его бесперебойность и качество, несут материальную ответственность за соблюдение условий финансирования.
Дивизиональная
система департаментализации
Контрольная функция финансов предприятий может играть активную роль в принятии того или иного решения либо пассивно отражать результаты распределения денежных средств и воспроизводственных процессов.
Контрольная функция проявляется в том, что финансовый служащий выявляет степень соответствия получаемых доходов, структуры фондов денежных средств намеченным заданиям по расширению объемов производства и продаж; корректирует несоответствие между доходами предприятия и его расходами в использовании не только денежных, но и материальных ресурсов.
Комплекс, мероприятий по достижению сбалансированности между доходами и расходами предприятия, материальными и финансовыми ресурсами может включать задания по рационализации использования сырья и материалов, повышению производительности труда, снижению задолженности поставщикам и банку, корректировке уровня дивидендов и т.п.
Контрольная функция финансов предприятий реализуется по следующим основным направлениям:
Для
реализации контрольной функции
предприятия разрабатывают
Бюджеты хорошо зарекомендовали себя в американской и японской системах финансового контроля. Этим инструментом планирования и контроля пользуются и финансисты европейских государств.
Основной смысл составления бюджетов заключается в том, что каждое подразделение предприятия сопоставляет объем ресурсов с потребностями обслуживания производства и реализации товаров, предложения каждого подразделения рассматриваются вышестоящей структурой управления, консолидируются и корректируются в соответствии с общими целями и возможностями.
Контрольная функция финансов предприятий включает также:
Полезен опыт работы японской компании «Мацусита», в которой две формы ответственности и компетентности переданы каждому управляющему филиалом: распоряжение прибылью и управление фондами, а важнейшими обязанностями управляющих являются правильное и быстрое получение денежных средств по дебиторской задолженности и правильная и быстрая оплата кредиторской задолженности.
Наиболее важный момент руководства деятельностью филиалов - системы внутреннего капитала. Внутренний капитал - это фонды денежных средств, необходимые каждому филиалу для осуществления бизнеса, совокупность основного и оборотного капитала. При оценке оборотного капитала «Мацусита» использует нормативы для сопоставления фактического использования филиалами суммы по каждой статье текущих активов и пассивов с плановыми заданиями, объемами продаж и уровнем производства. Внутренний капитал является платным, на него устанавливается ссудный процент, выплачиваемый центральному офису. Кроме того, на покрытие расходов центрального офиса направляется фиксированный процент от объема продаж каждым филиалом. Чистая норма прибыли филиала после выплаты этой суммы также должна быть не ниже установленного фиксированного процента, что позволяет обеспечивать производство необходимыми финансовыми ресурсами. Распределение чистой прибыли филиала производится в установленной пропорции. На выплату налогов и дивидендов направляется 60%, в фонд накопления - 40%. За счет средств фонда накопления обеспечивается финансирование прироста оборотного капитала. Весь внутренний капитал является платным. Это касается не только привлечения дополнительного капитала в случае недостатка собственного внутреннего капитала, но и наличия свободных средств, на которые центральный офис начисляет проценты.
Таким образом, финансовая служба центрального офиса осуществляет коммерческое кредитование филиалов. Построенная на таких принципах система финансового контроля имеет огромные преимущества и может успешно применяться в практике работы российских предприятий.
Контроль за уровнем самофинансирования предприятий может производиться на основе определения соотношения внутренних источников финансировании, включая нераспределенную прибыль, амортизацию, резервные и страховые фонды, а также средств, полученных от продажи акций, облигаций (эмиссионный доход), банковских ссуд и коммерческого кредита (взаимной задолженности предприятий по товарным поставкам). Ликвидность контролируется по соотношению оборотного капитала и краткосрочных обязательств. Оборачиваемость капитала контролируется по соотношению объема реализации и совокупности основного и оборотного капитала либо валюты баланса. Прибыльность контролируется по отношению к объему продаж, издержкам производства и обращения, активам, собственному капиталу предприятия. С учетом уровня самофинансирования и прибыльности определяется степень финансового риска.
Основным
принципом в деятельности финансового
служащего является выравниваний возможностей
получения прибыли с преодолением риска
от авансирования денежных средств в различные
сферы предпринимательской деятельности.
3. Принципы
финансов предприятий
3.1
Общие принципы
Финансы предприятий составляют основу микроэкономики. Поэтому большую роль играют принципы их реализации, к которым относятся:
Финансы
предприятий позволяют
Существенное позитивное влияние на экономику предприятий оказал хозрасчет. Однако его возможности ограничены детальной регламентацией планирования, управления и стимулирования. В то же время нельзя не отметить самостоятельное значение хозрасчета вне социалистической системы хозяйствования и централизованного регулирования всех сторон деятельности предприятий. Отдельные элементы хозрасчета, в частности самоокупаемость и самофинансирование, контроль рублем, материальная и имущественная ответственность, материальная заинтересованность, большего развития достигли в условиях рыночной экономики, создавшей благоприятную внешнюю среду для предпринимательства. Практика социалистического хозяйствования показала, что хозрасчет - это действенная система форм и методов управления, которая может развиваться при условии коммерциализации предприятий. Хозрасчет необходим не только государственному, но и частному предприятие для внутренней организации планирования, управления и стимулирования. В этом смысле хозрасчет - универсальная система форм и методов регулирования деятельности предприятий.
Oт стратегического планирования неотделим маркетинг. Изучение особенностей рынка и вся его деятельность, направленная на производство и сбыт товаров с целью получения максимальной прибыли на длительную перспективу, составляет область маркетинга. Маркетинг - это особый стиль работы, мышления. Философия, ориентированная на изучение и использование рынка в интересах конкретной компании. Маркетинг - это концепция управления разработкой, производством и сбытом товаров. Маркетинг включает в себя товарную, инновационную, ценовую политику, рекламу, дизайн, сегментирование рынка, сервисное обслуживание и многое другое.
Предприниматель одновременно следит за поведением потребителей и конкурентов. Считать, что предприниматель ориентируется только на потребителя, неверно. Для него важно иметь потребителя, завоевать его, но это невозможно без знания конкурентов, их стратегических установок, состояния соответствующего рынка товаров и услуг. Потребителя можно потерять, если конкурент предложит товар лучшего качества. Более низкие цены на аналогичные товары также имеют определенное значение для покупателя. Но здесь большую роль играют реклама, дизайн. При всех обстоятельствах предприниматель должен следовать принципу системности в выработке стратегии и тактики финансирования, в реализации запланированных мероприятий.
Одним из принципов финансов предприятий является целевая направленность. Предприниматель всегда ориентируется на цели, которые ставит перед собой, перед предприятием, на достижение которых направлена его деятельность. К традиционным целям коммерческой организации относятся: рентабельность производства, производительность труда, устойчивое положение на рынке, достаточность материальных и финансовых ресурсов.
Большое
влияние на финансы предприятий
оказывает принцип
Диверсификация обеспечивает общий рост рентабельности, хотя по отдельным направлениям вложения средств она может существенно колебаться. Она требует высокой мобильности и знания рынка капиталов. Диверсификация снижает риск банкротства и повышает конкурентоспособность предприятия. В то же время она сопряжена со значительным отвлечением финансовых ресурсов. Это требует высокой маневренности в их использовании.
Наиболее распространена диверсификация вложений в ценные бумаги, сопровождающаяся формированием портфеля ценных бумаг, которым владеет предприятие. Портфель ценных бумаг включает, как правило, акции, государственные и корпоративные облигации, депозитные сертификаты банков, векселя и т.п.
Реализация
принципов плановости, системности,
диверсификации осуществляется на основе
компьютеризации процессов
Многовариантность расчетов приобретает большое значение в условиях диверсификации, рискового предпринимательства, высокой конкуренции. Рисковое предпринимательство обеспечивает на длительный период устойчивый рост доходов. Однако это происходит лишь в том случае, когда товар нашел своего потребителя. Рисковое предпринимательство требует значительных первоначальных вложений капитала, в этом и состоит основной риск. Отвлечение ресурсов может оказаться длительным, а в худшем случае - безвозвратным. Если предприятие учитывает возможные последствия и вероятность такого исхода и готово покрыть убытки, то и результат, то есть прибыль, может оказаться ощутимым.
Информация о работе Экономическое содержание финансов предприятий и принципы их организации