Экономическая сущность специализации производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 13:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - определение экономической сущности специализации производства, особенности и перспективы развития.
Задачи исследования:
а) Дать определение понятиям «специализация» производства, рассмотреть сущность и содержание;
б) Раскрыть содержание экономической эффективности специализации производства;
в) На данных предприятия ЗАО «Хлебозавод» проанализировать экономическую эффективность специализации производства определенного вида продукции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………........................................3
1.СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА…………………………………….5
1.1. Сущность, формы и показатели специализации производства………….5
1.2. Теоретические аспекты эффективности специализации производства…8
1.3.Факторы экономической эффективности………………………………….12
2.АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПЕЦИАЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………16
2.1. Характеристика предприятия………………………………………………16
2.2.Анализ экономической эффективности специализации предприятия…...17
2.3.Перспективы развития………………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

47.docx

— 67.05 Кб (Скачать)

 

2.2. Анализ экономической эффективности специализации предприятия

Экономическую оценку специализации  предприятия определяли по уровню специализации  и эффективности производства. 

Об уровне специализации  судили по двум методам расчетов: первый - по структуре товарной продукции, второй - по коэффициенту специализации. Под структурой товарной продукции  понимают процентное соотношение разных видов реализованной продукции  в общей сумме всей выручки.

Таблица 2.

Размер и структура товарной  продукции

ЗАО «Хлебозавод»в ценах фактической реализации.

Отрасли и виды продукции

Размер денежной выручки,

Тыс. руб.

Структура денежной выручки  в % к

Итогу

Изменения (+ /-)

в структуре 2012г.

 

  2010г.

   2011г.

    2012г.

   2010г

   2011г

   2012г

   2010г

   2011г

1.Мука пшеничная –  всего

 

159

 

18

 

85

 

0,05

 

0,01

 

0,02

 

-0,03

 

0,01

В т.ч. ржаная

 

159

 

18

 

85

 

0,05

 

0,01

 

0,02

 

-0,03

 

0,01

2.Производство хлеба –  всего

 

342281

 

427851

 

453152

 

98,57

 

98,61

 

98,58

 

0,01

 

-0,03

из них хлеба пшеничного :

 

337736

 

422728

 

444037

 

97,26

 

97,43

 

96,60

 

-0,66

 

-0,83

 в т.ч ржаной хлеб

6052

4979

4315

1,74

1,15

0,94

-0,8

-0,21

           Кондитерские изделия

331684

417749

439722

95,52

96,30

95,66

0,14

-0,64

Торты бисквитные

1730

3041

3824

0,50

0,70

0,83

0,33

0,13

Прочая продукци

2815

2082

5291

0,81

0,48

1,15

0,34

0,67

3. Сдобная выпечка

 

4802

 

6025

 

6439

 

1,38

 

1,39

 

1,40

 

0,02

 

0,01

4.В целом по с.-х.  Производству

 

347242

 

433894

 

459676

 

100,00

 

100,00

 

100,00

 

Х

 

Х

Коэффициент специализации

 

Х

 

Х

 

Х

 

0,78

 

0,97

 

0,97

 

Х

 

Х


 

За ряд лет  также наблюдается снижение доли продажи муки ржаной (например, по сравнению  с 2001 годом на 0,8%) и увеличение удельного  веса продукции сдобной выпечки (на 0,33% по сравнению с 2000 годом). Вышеописанные тенденции показывают, что ЗАО «Хлебозавод» имеет  направление, специализируясь на производстве тортов бисквитных («Смена-2»). Рассчитанный коэффициент специализации на протяжении исследуемого периода в среднем составляет 0,9, следовательно уровень специализации на предприятии можно охарактеризовать как углубленный.

Коэффициент специализации  вычисляли по формуле:

Кс=100/SУт х (2i-1),                                                       

 где Кс - коэффициент  специализации;

Ут  - удельный вес изучаемого вида продукции в общем объеме всей товарной продукции (%);

i - порядковый номер этого вида продукции в общем ранжированном ряду (первый ранг - по наибольшему проценту);

100, 2, 1 - постоянные числа.

Различают следующие уровни специализации: а) по структуре товарной продукции: узкоспециализированные хозяйства (один вид продукции - не менее 3/4 всех видов продукции); углубленной специализации (два вида продукции вместе взятые - не менее 3/4 всех видов продукции); специализированные (один вид продукции - не менее 1/2 всех видов продукции); многоотраслевые (все остальные хозяйства);б) по коэффициенту специализации: углубленный (не менее 0,63); высокий (0,51...0,62); средний (0,35...0,50); не достаточный (менее 0,35).

Экономическую эффективность  специализации определяли по уровню рентабельности:

Ру=П / З х 100,

где Ру - уровень рентабельности (%), 

П - прибыль (руб);

З - Затраты (руб).

                                                                                                              Таблица 3

Экономическая эффективность  проектного уровня специализации

 предприятия. 

 

Показатели  

Факт

Проект

Отклонение ,±

1

2

3

4

5

Полная себестоимость  всей реализованной продукции  хозяйства (тыс. руб.)

4677,94

4677,94

0,00

0,00

Удельный вес товарной продукции (%):             

 

 
     

Кондитерские изделия

81,64

84,18

2,54

Х

Макаронные изделия

57,05

68,20

11,15

Х

Коэффициент специализации

0,32

0.40

0,08

Х

Уровень специализации

недостаточн

средний

Х

Х

Выручка от реализации (тыс. руб.)

3600,35

3883,66

283,31

7,87

Прибыль, убыток (+, - , тыс. руб.)

-1077.59

-794,28

283,31

-26,29

Уровень рентабельности (убыточности, %)

-23,06

-16,98

6,08

Х


 

 

К данным этой таблицы следует  сделать ряд пояснений: во-первых, в качестве основного показателя исходного уровня брали полную себестоимость всей реализованной продукции  (п.1), имея в виду, что сумма всех затрат на производство и реализацию всей сельскохозяйственной продукции остается в проекте на уровне факта; во-вторых, сохраняются на прежнем уровне себестоимость единицы продукции и цена ее реализации; в третьих, уровень специализации в проекте взят не случайно (пп. 3 и 4), а именно такой, который на первом этапе ее оптимизации является вполне реальным и наиболее оптимальным. 

В результате проведенной  работы выяснилось, что только за счет первого этапа оптимизации уровня специализации (за период 2-3 года)  предприятия ЗАО «Хлебозавод» убыток от реализации  продукции снизится на 283,3 тыс. руб. (т.е. на 7,9 %), а уровень убыточности - на 6,1 %.

Таким образом, оптимизацию  уровня специализации сельскохозяйственного предприятия можно рассматривать как важный резерв повышения эффективности производства.

 

2.3.Перспективы  развития.

Развитие хлебобулочной  индустрии идет по разным направлениям. Свой вклад вносят производители  ингредиентов, разработчики оборудования, поставщики упаковки.

 Возможность применения  новых технологий производства  хлеба, технологии шоковой заморозки, производство и расширение ассортимента новых продуктов лечебно-профилактического назначения использование морально и физически устаревшего оборудования до появления финансовой возможности покупки новых технологий за счет инвесторов.

Главной стратегической задачей  Общества на 2012 год являлось  осуществление реконструкции хлебобулочного производства, бестарного хранения муки и подачи на производство. Создание новых тестомесильных участков с установкой новой дозировочной аппаратуры, нового тесторазделочного оборудования и хлебопекарных печей. Все это дало возможность обеспечить гибкость технологических линий, повысить качество выпускаемой продукции, обеспечить своевременную доставку в требуемом ассортименте покупателям. Данные направления развития Общества сохранены на ближайший год.

 

Таблица4– Прогноз  на выработку хлебобулочных изделий

Показатели

2011г.

2012г.

1. Выработано, всего т

292,3

480

2.Себестоимость 1 т продукции,  тыс. руб.

9,7

7,9

3.Цена реализации 1 т, тыс. руб.

9,8

8,0

4.Прибыль, всего тыс. руб.

10,8

63,5

5.Прибыль с 1 т, тыс. руб.

0,04

0,13

6.Уровень рентабельности, %

0,4

1,6


 

В 2013 году планируется увеличить выпуск продукции, снизить себестоимость продукции и вследствие этого увеличить прибыль и рентабельность производства. Постоянное расширение ассортимента, производственное переоснащение предприятия, ввод нового производственного корпуса, значительное расширение производственных площадей, а так же целенаправленная сбытовая политика позволяют ЗАО «Хлебозавод» иметь перспективы роста объемов производства. Для увеличения объемов продаж хлебобулочной продукции, в 2013 году введены в действие две комплексные механизированные линии ХПА.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Специализация промышленного  производства является эффективной  формой общественного разделения труда. Специализация ведет к повышению однородности производства, что означает усиление конструктивной и технологической общности выпускаемой продукции, ограничение разнообразия применяемого оборудования и технологических процессов, исходных материалов, а также форм организации промышленного производства.

Различают специализацию  промышленности, предприятия, специализацию внутри предприятия. Специализация промышленности выражается в расщеплении существующих отраслей и создании новых производств, выпускающих определенную продукцию, а также в разделении труда между предприятиями данной отрасли.

Направления специализации:

-создание или выделение отраслей и предприятий, специализированных на выпуске определенных готовых изделий;

-расчленение процесса изготовления продукта на ряд частичных процессов и концентрация на предприятиях обособленного производства отдельных частей этого продукта;

-выделение и создание самостоятельных предприятий и цехов по выполнению отдельных технологических операций (стадий).

 

План развития специализации  производства предусматривает:

-максимальное увеличение выпуска продукции на специализированных   предприятиях и освобождение от изготовления продукции, не соответствующей их основному профилю;

-всемерное развитие подетальной и технологической специализации, учитывая их высокую экономическую эффективность;

-организацию на современном технологическом уровне централизованного производства заготовок, деталей, узлов, инструмента и других изделий массового межотраслевого и отраслевого применения на специализированных предприятиях и в цехах;

-создание специализированных предприятий для централизованного ремонта оборудования;

-внедрение стандартизованных и унифицированных деталей и узлов машин с целью создания условий для специализации в тех отраслях машиностроения, где преобладают методы мелкосерийного и индивидуального производства;

-рациональное формирование новых отраслей и производств, способствующих наибольшей экономии затрат общественного труда;

-расчеты капиталовложений на развитие специализации производства;

-расчеты экономической эффективности повышения уровня предметной, подетальной и технологической специализации, а также развития специализации вспомогательных производств.

Планы развития специализации  разрабатываются в отраслевом и территориальном разрезах. Задача сочетания отраслевого и территориального планирования специализации вызывает необходимость составления сводных планов специализации и кооперирования в республиках и крупных экономических районах страны как составных частей государственного плана специализации и кооперирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономическая сущность специализации производства