Экономическая модель предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является расчет себестоимости продукции и определение прибыли и рентабельности озимой пшеницы.
Задачи:
– определение годовой, производственной программы;
– определение необходимых ресурсов для выполнения производственной программы;
– обоснование возможности сбыта продукции на основе заключенных договоров;
– определение экономической эффективности деятельности предприятия.

Файлы: 1 файл

курсач готовый эконом 2.docx

— 68.46 Кб (Скачать)

Н0 = Ипост / (Цед - Ипер), (1.3)

где Н0 – точка (норма) безубыточности по объему реализации продукции в натуральных единицах;

Ипост – суммарные постоянные издержки производства;

Цед – удельная цена продукции, руб.;

Ипер – удельные переменные издержки производства, руб.

Развитие любого производства всегда требует определенного времени. Количественное определение экономического значения фактора времени основывается на соизмерении затрат и результатов  со временем и опирается на приведение (капитальных вложений) и результатов (прибыли) к единому моменту времени  – начальному или конечному, т.е. к началу осуществления или к  моменту завершения проекта. На практике учет фактора времени связан с  использованием коэффициента приведения (дисконтирования), рассчитываемого  по формуле сложных процентов:

Ввр = (1+ Ед)t, (1.4)

где Ввр – коэффициент приведения разновременных затрат и результатов в сопоставимый вид с целью измерения;

Ед– норма дисконта для соизмерения разновременных затрат, равная ставке банковского процента за кредитные ресурсы или внутреннему коэффициенту эффективности предприятия, %;

t – год приведения.

Другим не менее известным  методом оценки денежных доходов  является метод рентабельности, характеризующий  размер полученной прибыли в зависимости  от объема продаж и стоимости активов  предприятия. На основе прибыли рассчитывают относительные показатели:

a) рентабельность общая (Робщ) рассчитывается как отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных средств:

Робщ = Пб / (Ос + Об), (1.5)

где Пб – балансовая прибыль;

Ос и Об – среднегодовая стоимость основных и нормированных

оборотных средств;

b) фондоотдача;

Фот = Q / Ос, (1.6)

и фондоемкость

 

Фемк = Ос / Q, (1.7)

где Q – выпуск продукции.

Фондоотдача – это выпуск продукции на 1 руб. среднегодовой  стоимости основных средств; фондоемкость – это среднегодовая стоимость основных средств, приходящаяся на 1 руб. продукции;

a) рентабельность продаж (оборота):

Рп = Прибыль / Объем продаж * 100%, (1.8)

Прибыль (валовая или чистая) и объем продаж берутся за один и тот же отчетный период, как  правило, за год;

b) рентабельность основного капитала:

Ро.к = Прибыль / Основной капитал * 100%, (1.9)

c) рентабельность собственного капитала:

Рс.к = Прибыль / собственный капитал * 100, (1.10)

Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность  использования капитала, инвестированного в производство за счет собственных источников финансирования [2].

Важным показателем является и объем продаж. По объему продаж судят о масштабах деятельности фирмы, ее производственных возможностях. Анализ объема продаж за ряд лет  дает представление о тепах роста  производства фирмы. Объем продаж используется для определения оборачиваемости  активов предприятия (Ко.а) и оборачиваемости основного капитала (Ко.к):

Ко.а = Объем продаж / Общая сумма активов, (1.11)

Ко.к = Объем продаж / Основной капитал, (1.12)

Конкурентоспособность фирмы  связна с конкурентоспособностью ее продукции. Увеличение объема продаж, как правило, ведет к увеличению прибыли, росту показателей рентабельности. Загрузка производственных мощностей, увеличение портфеля заказов, увеличение капиталовложений в производство свидетельствует  о повышении конкурентоспособности  предприятия.

Финансовое состояние  предприятия характеризуется платежеспособностью, прибыльностью, эффективностью использования  активов и собственного (акционерного) капитала, ликвидностью. [4]

Платежеспособность предприятия – это способность выполнять свои внешние (краткосрочные и долгосрочные) обязательства, используя свои активы. Коэффициент платежеспособности (Кп) определяется отношением:

Кп = Собственный капитал / Общие обязательства * 100%, (1.13)

Коэффициент измеряет финансовый риск, т.е. вероятность банкротства. Высокий коэффициент платежеспособности отражает минимальный финансовый риск и хорошие возможности для  привлечения дополнительных средств со стороны.

Ликвидность предприятия  отражает его способность вовремя  оплатить предстоящие долги (обязательства) или возможность превратить статьи актива баланса (основные и оборотные  средства, включая ценные бумаги и  прочие активы) в деньги для оплаты обязательств.

Коэффициент общей ликвидности (Ко.л) определяется отношением:

Ко.л = Оборотные средства в деньгах/Краткосрочные обязательства, (1.14)

Чем выше Ко.л, тем выше платежеспособность фирмы.

Коэффициент покрытия (Кпо) определяется отношением:

Кпо = Все оборотные средства / Краткосрочные обязательства. (1.15)

Коэффициент показывает, в  какой мере краткосрочная задолженность  предприятия покрывается его  оборотными активами. Выбор и использование  тех или иных показателей диктуется  целями проводимого анализа. Следует  отметить, что для определения  реального состояния дел предприятия  необходим анализ его баланса  и основных показателей не менее  чем за три года. Кроме точки  безубыточности важное значение имеют такие показатели, как безопасность коммерческой деятельности (запас финансовой прочности) фирмы и сила воздействия операционного рычага.

Показатель безопасности коммерческой деятельности Бк (или  запас финансовой прочности) – это  сумма, на которую предприятие может  себе позволить уменьшить выручку  от реализации, не выходя из зоны прибыли.

Он определяется по формуле:

Бк = Выручка от реализации – Точка безубыточности. (1.16)

Эффект операционного  рычага состоит в том, что любое  изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного  эффекта связано с непропорциональным действием условно-постоянных и  условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля условно-постоянных расходов в  себестоимости продукции, тем сильнее  воздействие операционного рычага. И на оборот, при росте объема продаж доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает и воздействие операционного рычага уменьшается.

Маржинальная прибыль  определяется как разность выручки  от реализации и переменных затрат. Сила действия операционного рычага показывает степень коммерческого  риска фирмы. Чем больше эффект операционного  рычага, тем больше коммерческий риск.

 

1.3 Пути повышения  эффективности производственно-хозяйственной  деятельности сельскохозяйственных  предприятий

 

Переход к рыночным отношениям требует глубоких сдвигов в экономике - решающей сфере человеческой деятельности. Необходимо осуществить крутой поворот  к интенсификации производства, переориентировать  каждое предприятие, организацию, фирму  на полное и первоочередное использование  качественных факторов экономического роста. Должен быть обеспечен переход  к экономике высшей организации  и эффективности со всесторонне развитыми производительными силами и производственными отношениями, хорошо отлаженным хозяйственным механизмом. В значительной степени необходимые условия для этого создает рыночная экономика.

При обосновании и анализе  всех показателей экономической  эффективности учитываются факторы  повышения эффективности производства по основным направлениям развития и  совершенствования производства. Эти  направления охватывают комплексы  технических, организационных и  социально-экономических мер, на основе которых достигается экономия живого труда, затрат и ресурсов, повышение  качества и конкурентоспособности  продукции. Важнейшими факторами повышения  эффективности производства здесь  выступают:

- ускорение научно- технического прогресса, повышение технического уровня производства, производимой и осваиваемой продукции (повышение ее качества), инновационная политика;

- структурная перестройка экономики, ее ориентация на производство товаров народного потребления, конверсия оборонных предприятий и отраслей, совершенствование воспроизводственной структуры капитальных вложений (приоритет реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий), ускоренное развитие наукоемких, высокотехнологичных отраслей;

- совершенствование развития диверсификации, специализации и кооперирования, комбинирования и территориальной организации производства, совершенствование организации производства и труда на предприятиях и в объединениях;

- разгосударствление и приватизация экономики, совершенствование государственного регулирования, хозяйственного расчета и системы мотивации к труду;

- усиление социально- психологических факторов, активизация человеческого фактора на основе демократизации и децентрализации управления, повышения ответственности и творческой инициативы работников, всестороннего развития личности, усиления социальной направленности в развитии производства (повышение общеобразовательного и профессионального уровня работников, улучшение условий труда и техники безопасности, повышение культуры производства, улучшение экологии).

Среди всех факторов повышения  эффективности и усиления интенсификации производства решающее место принадлежит  разгосударствлению и приватизации экономики, научно- техническому прогрессу  и активизации человеческой деятельности, усилению личностного фактора (коммуникации, сотрудничество, координация, приверженность делу), повышению роли людей в  производственном процессе. Все другие факторы находятся во взаимозависимости  от этих решающих факторов.

В зависимости от места  и сферы реализации пути повышения  эффективности подразделяются на общенациональные (государственные), отраслевые, территориальные и внутрипроизводственные. В экономической науке стран с развитыми рыночными отношениями эти пути подразделяются на две группы: внутрипроизводственные и внешние или факторы, воздействующие на изменение прибыли и контролируемые со стороны фирмы и неконтролируемые факторы, к которым предприятие может только подстроиться. Вторая группа факторов - это конкретные рыночные условия, цены на продукцию, сырье, материалы, энергию, курсы валют, банковский процент, система госзаказов, налогообложение, льготы по налогам и так далее.

Внешние факторы зависят  от проводимой государством экономической  политики в отношении сельского  хозяйства. К ним относятся вопросы  налогообложения, компенсаций и  дотаций, выявление приоритетов  развития отрасли, аграрное законодательство и др. Аграрный сектор, в силу своей  специфики, к которой можно отнести  зависимость от природных условий, наличие постоянных рисков, высокую  фондоемкость, требует постоянного вмешательства государства. Поэтому, основным направлением повышения эффективности аграрного производства является усиление государственного регулирования, которое выражается в следующем:

- государственная поддержка аграрного сектора, основанная на формировании единой аграрной политики по отношению ко всем производителям сельхозпродукции и поддержке отечественного товаропроизводителя;

- устранение диспаритета цен в товарном обмене между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства;

- реализация социальных программ по поддержке платежеспособного спроса населения в условиях освобождения рыночных цен;

- решение проблемы финансирования сельской социальной инфраструктуры;

- совершенствование аграрного законодательства в области регулирования кредитования и налогообложения оборота земель, аграрных предприятий;

- сохранение и развитие научно-аграрного потенциала, стимулирование инновационной деятельности в сельском хозяйстве;

- обеспечение условий для развития конкуренции, борьба с монопольным положением промышленных и перерабатывающих предприятии;

- повышение квалификации работников всех сфер АПК;

- стимулирование роста конкурентоспособных производств аграрного сектора;

- проведение внешнеэкономической политики, основанной на защите внутреннего рынка от недоброкачественной конкуренции со стороны иностранных компаний.

Количественная оценка внутрипроизводственных факторов дается в плане технического и организационного совершенствования  производства - снижение трудоемкости и рост производительности труда, уменьшение материалоемкости и экономия материальных ресурсов, экономия от снижения издержек производства и прирост прибыли и рентабельности, прирост производственных мощностей и выпуска продукции, экономический эффект от реализации мероприятий, а также конкретные размеры капитальных затрат и сроки реализации мероприятий.

Наиболее многообразна группа внутрипроизводственных факторов в  масштабе предприятия. Их количество и  содержание специфичны для каждого  предприятия в зависимости от его специализации, структуры, времени  функционирования, текущих и перспективных  задач.

Информация о работе Экономическая модель предприятия