Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является расчет себестоимости продукции и определение прибыли и рентабельности озимой пшеницы.
Задачи:
– определение годовой, производственной программы;
– определение необходимых ресурсов для выполнения производственной программы;
– обоснование возможности сбыта продукции на основе заключенных договоров;
– определение экономической эффективности деятельности предприятия.
Н0 = Ипост / (Цед - Ипер), (1.3)
где Н0 – точка (норма) безубыточности по объему реализации продукции в натуральных единицах;
Ипост – суммарные постоянные издержки производства;
Цед – удельная цена продукции, руб.;
Ипер – удельные переменные издержки производства, руб.
Развитие любого производства всегда требует определенного времени. Количественное определение экономического значения фактора времени основывается на соизмерении затрат и результатов со временем и опирается на приведение (капитальных вложений) и результатов (прибыли) к единому моменту времени – начальному или конечному, т.е. к началу осуществления или к моменту завершения проекта. На практике учет фактора времени связан с использованием коэффициента приведения (дисконтирования), рассчитываемого по формуле сложных процентов:
Ввр = (1+ Ед)t, (1.4)
где Ввр – коэффициент приведения разновременных затрат и результатов в сопоставимый вид с целью измерения;
Ед– норма дисконта для соизмерения разновременных затрат, равная ставке банковского процента за кредитные ресурсы или внутреннему коэффициенту эффективности предприятия, %;
t – год приведения.
Другим не менее известным методом оценки денежных доходов является метод рентабельности, характеризующий размер полученной прибыли в зависимости от объема продаж и стоимости активов предприятия. На основе прибыли рассчитывают относительные показатели:
a) рентабельность общая (Робщ) рассчитывается как отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных средств:
Робщ = Пб / (Ос + Об), (1.5)
где Пб – балансовая прибыль;
Ос и Об – среднегодовая стоимость основных и нормированных
оборотных средств;
b) фондоотдача;
Фот = Q / Ос, (1.6)
и фондоемкость
Фемк = Ос / Q, (1.7)
где Q – выпуск продукции.
Фондоотдача – это выпуск продукции на 1 руб. среднегодовой стоимости основных средств; фондоемкость – это среднегодовая стоимость основных средств, приходящаяся на 1 руб. продукции;
a) рентабельность продаж (оборота):
Рп = Прибыль / Объем продаж * 100%, (1.8)
Прибыль (валовая или чистая) и объем продаж берутся за один и тот же отчетный период, как правило, за год;
b) рентабельность основного капитала:
Ро.к = Прибыль / Основной капитал * 100%, (1.9)
c) рентабельность собственного капитала:
Рс.к = Прибыль / собственный капитал * 100, (1.10)
Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования капитала, инвестированного в производство за счет собственных источников финансирования [2].
Важным показателем является
и объем продаж. По объему продаж
судят о масштабах деятельности
фирмы, ее производственных возможностях.
Анализ объема продаж за ряд лет
дает представление о тепах роста
производства фирмы. Объем продаж используется
для определения
Ко.а = Объем продаж / Общая сумма активов, (1.11)
Ко.к = Объем продаж / Основной капитал, (1.12)
Конкурентоспособность фирмы
связна с конкурентоспособностью ее
продукции. Увеличение объема продаж,
как правило, ведет к увеличению
прибыли, росту показателей
Финансовое состояние
предприятия характеризуется
Платежеспособность предприятия – это способность выполнять свои внешние (краткосрочные и долгосрочные) обязательства, используя свои активы. Коэффициент платежеспособности (Кп) определяется отношением:
Кп = Собственный капитал / Общие обязательства * 100%, (1.13)
Коэффициент измеряет финансовый
риск, т.е. вероятность банкротства.
Высокий коэффициент
Ликвидность предприятия отражает его способность вовремя оплатить предстоящие долги (обязательства) или возможность превратить статьи актива баланса (основные и оборотные средства, включая ценные бумаги и прочие активы) в деньги для оплаты обязательств.
Коэффициент общей ликвидности (Ко.л) определяется отношением:
Ко.л = Оборотные средства в деньгах/Краткосрочные обязательства, (1.14)
Чем выше Ко.л, тем выше платежеспособность фирмы.
Коэффициент покрытия (Кпо) определяется отношением:
Кпо = Все оборотные средства / Краткосрочные обязательства. (1.15)
Коэффициент показывает, в
какой мере краткосрочная задолженность
предприятия покрывается его
оборотными активами. Выбор и использование
тех или иных показателей диктуется
целями проводимого анализа. Следует
отметить, что для определения
реального состояния дел
Показатель безопасности коммерческой деятельности Бк (или запас финансовой прочности) – это сумма, на которую предприятие может себе позволить уменьшить выручку от реализации, не выходя из зоны прибыли.
Он определяется по формуле:
Бк = Выручка от реализации – Точка безубыточности. (1.16)
Эффект операционного
рычага состоит в том, что любое
изменение выручки от реализации
приводит к еще более сильному
изменению прибыли. Действие данного
эффекта связано с
Маржинальная прибыль определяется как разность выручки от реализации и переменных затрат. Сила действия операционного рычага показывает степень коммерческого риска фирмы. Чем больше эффект операционного рычага, тем больше коммерческий риск.
1.3 Пути повышения
эффективности производственно-
Переход к рыночным отношениям требует глубоких сдвигов в экономике - решающей сфере человеческой деятельности. Необходимо осуществить крутой поворот к интенсификации производства, переориентировать каждое предприятие, организацию, фирму на полное и первоочередное использование качественных факторов экономического роста. Должен быть обеспечен переход к экономике высшей организации и эффективности со всесторонне развитыми производительными силами и производственными отношениями, хорошо отлаженным хозяйственным механизмом. В значительной степени необходимые условия для этого создает рыночная экономика.
При обосновании и анализе
всех показателей экономической
эффективности учитываются
- ускорение научно- технического прогресса, повышение технического уровня производства, производимой и осваиваемой продукции (повышение ее качества), инновационная политика;
- структурная перестройка экономики, ее ориентация на производство товаров народного потребления, конверсия оборонных предприятий и отраслей, совершенствование воспроизводственной структуры капитальных вложений (приоритет реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий), ускоренное развитие наукоемких, высокотехнологичных отраслей;
- совершенствование развития диверсификации, специализации и кооперирования, комбинирования и территориальной организации производства, совершенствование организации производства и труда на предприятиях и в объединениях;
- разгосударствление и приватизация экономики, совершенствование государственного регулирования, хозяйственного расчета и системы мотивации к труду;
- усиление социально- психологических факторов, активизация человеческого фактора на основе демократизации и децентрализации управления, повышения ответственности и творческой инициативы работников, всестороннего развития личности, усиления социальной направленности в развитии производства (повышение общеобразовательного и профессионального уровня работников, улучшение условий труда и техники безопасности, повышение культуры производства, улучшение экологии).
Среди всех факторов повышения эффективности и усиления интенсификации производства решающее место принадлежит разгосударствлению и приватизации экономики, научно- техническому прогрессу и активизации человеческой деятельности, усилению личностного фактора (коммуникации, сотрудничество, координация, приверженность делу), повышению роли людей в производственном процессе. Все другие факторы находятся во взаимозависимости от этих решающих факторов.
В зависимости от места и сферы реализации пути повышения эффективности подразделяются на общенациональные (государственные), отраслевые, территориальные и внутрипроизводственные. В экономической науке стран с развитыми рыночными отношениями эти пути подразделяются на две группы: внутрипроизводственные и внешние или факторы, воздействующие на изменение прибыли и контролируемые со стороны фирмы и неконтролируемые факторы, к которым предприятие может только подстроиться. Вторая группа факторов - это конкретные рыночные условия, цены на продукцию, сырье, материалы, энергию, курсы валют, банковский процент, система госзаказов, налогообложение, льготы по налогам и так далее.
Внешние факторы зависят от проводимой государством экономической политики в отношении сельского хозяйства. К ним относятся вопросы налогообложения, компенсаций и дотаций, выявление приоритетов развития отрасли, аграрное законодательство и др. Аграрный сектор, в силу своей специфики, к которой можно отнести зависимость от природных условий, наличие постоянных рисков, высокую фондоемкость, требует постоянного вмешательства государства. Поэтому, основным направлением повышения эффективности аграрного производства является усиление государственного регулирования, которое выражается в следующем:
- государственная поддержка аграрного сектора, основанная на формировании единой аграрной политики по отношению ко всем производителям сельхозпродукции и поддержке отечественного товаропроизводителя;
- устранение диспаритета цен в товарном обмене между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства;
- реализация социальных программ по поддержке платежеспособного спроса населения в условиях освобождения рыночных цен;
- решение проблемы финансирования сельской социальной инфраструктуры;
- совершенствование аграрного законодательства в области регулирования кредитования и налогообложения оборота земель, аграрных предприятий;
- сохранение и развитие научно-аграрного потенциала, стимулирование инновационной деятельности в сельском хозяйстве;
- обеспечение условий для развития конкуренции, борьба с монопольным положением промышленных и перерабатывающих предприятии;
- повышение квалификации работников всех сфер АПК;
- стимулирование роста конкурентоспособных производств аграрного сектора;
- проведение внешнеэкономической политики, основанной на защите внутреннего рынка от недоброкачественной конкуренции со стороны иностранных компаний.
Количественная оценка внутрипроизводственных факторов дается в плане технического и организационного совершенствования производства - снижение трудоемкости и рост производительности труда, уменьшение материалоемкости и экономия материальных ресурсов, экономия от снижения издержек производства и прирост прибыли и рентабельности, прирост производственных мощностей и выпуска продукции, экономический эффект от реализации мероприятий, а также конкретные размеры капитальных затрат и сроки реализации мероприятий.
Наиболее многообразна группа внутрипроизводственных факторов в масштабе предприятия. Их количество и содержание специфичны для каждого предприятия в зависимости от его специализации, структуры, времени функционирования, текущих и перспективных задач.