Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:11, курсовая работа
Термин инфляция (в переводе с латинского — вздутие) впервые стал употребляться в Америке в период Гражданской войны 1861 - 1865 г-г. Однако проявления инфляции известны людям с тех пор, как в хозяйственном обмене начали широко использоваться деньги. Гораздо раньше возникновения этого термина появились и первые научные концепции инфляции.
Введение 3
1. Измерение, виды и последствия инфляции 5
2.Особенности инфляции в России 22
3.Методы борьбы с инфляцией 35
Заключение 41
Список использованных источников
В
экономической жизни страны проблема
инфляции занимает в 2008 г. особое место.
Ее осенний всплеск в 2007 г. был не досадной
случайностью. Значит, требуется понимание
факторов, обуславливающих сохранение
высоких инфляционных рисков в наступившем
году. Составить ранжированный перечень
факторов, определяющих высокий уровень
инфляции в 2008 г.
Рост тарифов на услуги ЖКХ и естественных монополий
Тарифы на коммунальные услуги в среднем по стране вырастут в 2008 г. на 20%. Решение об ускоренном росте тарифов на услуги ЖКХ и естественных монополий было принято еще в начале 2007 г., когда Правительство только начинало подготовку трехлетнего бюджета на 2008 - 2010 гг. Объяснения были простые: пора выравнивать наши тарифы со среднеевропейскими, а инвестиционные потребности естественных монополий и ЖКХ таковы, что без роста тарифов никак нельзя.
Конечно, никто не планировал тогда, что осенью 2007 г. начнется резкий рост цен. Может быть, если бы ожидали, планы по ускоренной индексации тарифов ЖКХ не были бы утверждены. Однако осенью уже никто упомянутое решение пересматривать не стал. В результате раскрученный маховик инфляции с января 2008 г. получил мощный дополнительный импульс.
Определяя рост тарифов на услуги ЖКХ в качестве фактора высокой инфляции 2008 г., необходимо назвать и причины, почему такое стало возможным. Инвестиционные потребности обветшалого ЖКХ в последние годы были всегда значительными. Тем не менее было понятно, что только накачиванием в эту сферу финансовых ресурсов проблему не решить. Нужна конкуренция в этой сфере, а рост тарифов хоть и должен быть с превышением инфляции, но его требуется сдерживать.
Два года назад Правительство решило, что регионы плохо справляются с задачей сдерживания роста тарифов на услуги ЖКХ (именно у них тогда были функции по установлению размеров индексации). Функции по установлению предельных уровней роста тарифов на услуги в жилищно-коммунальной сфере федеральный центр забрал себе. Соответствующие полномочия были возложены на Федеральную службу по тарифам. В 2006 - 2007 гг. такое сдерживание, судя по отчетным данным, удавалось. С 2008 г. - резкий разворот в другую сторону.
На самом деле по-другому вряд ли могло и быть, так как решение о регулировании тарифов на федеральном уровне снизило инвестиционную привлекательность и без того весьма проблемной отрасли. Потенциальные инвесторы стали отворачиваться от ЖКХ. Значит, нет конкуренции, т.е. самого главного, что могло бы реально работать на сдерживание роста тарифов на услуги ЖКХ.
С естественными монополиями - другая история. Там инвестиционные потребности диктуют повышение тарифов. Можно констатировать, что цены на газ поднялись с 1 января 2008 г. в среднем по стране на 25%. Теперь цена 1000 кубических метров для населения составляет 1290 руб., для промышленных потребителей - 1690 руб. Электроэнергия для населения подорожала в среднем на 14%.
Подорожал и проезд на железнодорожном транспорте (в пригородных поездах - на 13%, в скоростных поездах дальнего следования в купейных вагонах и СВ - на 19%).
По
оценкам компании "ФБК", с учетом
структуры потребительских
Рост тарифов на услуги ЖКХ и естественных монополий является важнейшим фактором поддержания высокого уровня инфляции еще потому, что он как бы закрепляет ту динамику роста цен, которая сложилась осенью 2007 г. Получилось, что вместо охлаждения инфляционные ожидания, напротив, получили мощный дополнительный импульс.
Рост мировых цен на сельскохозяйственную продукцию
Данный фактор назывался в качестве основного при объяснении резкого роста цен в конце 2007 г. и с учетом зависимости России от импорта отдельных видов продовольствия, безусловно, имел существенное значение.
Сегодня же важно оценить, будет ли продолжаться рост цен в мире на сельхозпродукцию. Как известно, в качестве причин роста мировых цен назывались отмена субсидирования этого вида продукции в странах Европейского Союза, быстро растущий спрос на продовольствие в Китае и других интенсивно развивающихся странах, рост спроса в мире на сельхозпродукцию, которую можно использовать в качестве сырья для производства альтернативных видов топлива.
Анализ
показывает, что все названные
причины будут действовать и
в 2008 г. В странах ЕС совокупная государственная
поддержка
Наконец, о биотопливе и динамике спроса на соответствующее сельскохозяйственное сырье. Когда в первые дни 2008 г. мировая цена нефти достигла 100 долл. США за баррель, оценка перспектив биотоплива и, соответственно, динамики спроса и цен на требуемую сельхозпродукцию стала очевидной. И спрос, и цены будут расти, так как, по оценкам экспертов, производство биотоплива в европейских условиях становится рентабельным уже при цене нефти не ниже 60 - 70 долл. за баррель.
Таким образом, мировые цены на сельхозпродукцию будут в 2008 г. расти, как, впрочем, и в 2009 г. Значит, это будет оказывать влияние и на рост внутренних цен на продовольствие в России. А с учетом того факта, что в структуре потребительских расходов россиян траты на продовольствие по-прежнему занимают первое место (около 30% суммы всех потребительских расходов), становится понятна значимость фактора роста мировых цен на сельхозпродукцию в формировании высокого уровня инфляции в 2008 г.
Неэффективность государственной антиинфляционной политики
Помимо объективных факторов, работающих на ускоренный рост цен, будут оказывать влияние и факторы субъективного свойства. В первую очередь необходимо оценить действенность так называемого соглашения о замораживании цен. Такое соглашение, как убеждали чиновники, было инициировано самими владельцами крупных торговых сетей. В соответствии с соглашением, подписанным во второй половине октября 2007 г., цены на некоторые виды хлеба, молока, кефира низкой жирности, подсолнечного масла, куриных яиц должны были быть снижены до уровня 15 октября 2007 г. Такой уровень должен был быть сохранен до конца января 2008 г.
Простое и, казалось бы, весьма эффективное решение. Между тем эффект от него оказался противоположным. В ноябре инфляция по группе продовольственных товаров составила почти 2%.
По-другому и быть не могло. Не было учтено то, как подобного рода решение подействует на поведение продавцов, поставщиков продукции. Рассуждать можно так: если сегодня в добровольно-принудительном порядке попросили заморозить цены на некоторые продукты питания, то где гарантия, что в дальнейшем этот перечень не будет расширен или не будет продлен срок ранее подписанного соглашения. Гарантий, разумеется, никаких нет и быть не может. Следовательно, естественное поведение и продавцов, и поставщиков продукции состоит в том, чтобы упреждающе поднять цены на виды продовольствия, которые не вошли в злополучный перечень. Результат всего этого - дополнительный импульс для раскручивания спирали инфляции.
К сожалению, этим ошибочные действия со стороны экономических властей не ограничились. В конце декабря 2007 г. правительство утвердило перечень товаров, экспорт которых может быть ограничен или вообще запрещен. Заметим, что пока еще решения о запрете экспорта молока, в том числе сгущенного, сливок, пшеницы, семян подсолнечника и т.д. принято не было. Но ведь важна демонстрация самой готовности Правительства пойти на такой крайний шаг. А это было сделано в полной мере. И вновь - новый толчок для роста инфляции.
Почему так происходит? Потому что уже одна только вероятность запрета экспорта некоторых видов продовольствия и сельхозпродукции - это дополнительный риск для поставщиков. Риск имеет свою цену. Ее-то и начинают закладывать в стоимость реализуемой продукции. Цены растут.
Вызывает тревогу и уже существующий законопроект, согласно которому вводится система регулирования торговой деятельности. Однако необходимость его принятия в данный конкретный момент должна также оцениваться с точки зрения того, как это повлияет на инфляцию. Если бы на все посмотрели через такую призму, то самым разумным было бы решение подкорректировать законопроект и не спешить с его прохождением. В связи с тем что большинство отечественных организаций оптовой торговли не имеют соответствующей материальной базы (а среди организаций торговли большинство составляют организации оптовой, а не розничной торговли), становится понятным, сколь значительно возрастают взяткоемкость в отрасли и, соответственно, издержки организаций торговли. А это очередной вклад в ускоренный рост цен.
Таким образом, пока предпринимаемые государством меры антиинфляционной политики дают обратный результат. Следовательно, вполне справедливо отнести данный фактор к числу тех, что формируют высокий уровень инфляции в 2008 г.
Политические факторы (выборы)
Казалось бы, действие политических факторов не может сегодня в России оказывать какое-либо влияние на инфляцию. И декабрьские выборы депутатов Государственной Думы, и мартовские выборы Президента РФ не принесли и не принесут никаких неожиданностей.
Выборы в России по-прежнему способны внести свой вклад в формирование "психологии временщика". Особенно это чувствуется в среде чиновников, но и бизнес не свободен от этого. Значит, есть-таки доля неопределенности. Неопределенность - это более высокий риск, и, следовательно, компенсация этого риска опять будет через более высокие цены.
Что
касается замораживания цен по предвыборным
соображениям, то, как уже отмечалось,
реально эта мера дает обратный эффект
уже во время "заморозки". Кроме
того, надо быть готовым к тому, что
выборы пройдут, "заморозка" закончится
и цены возьмут свое.
Значительные дополнительные бюджетные расходы
В
самом конце 2007 г. начало реализовываться
решение о направлении в
Однако вливание этих огромных финансовых ресурсов в экономику не было должным образом подготовлено. Представители Роснанотеха и вовсе признали, что еще только будут определяться с тем, куда направлять полученные деньги. Пока же проблем нет: эти деньги используются в качестве финансовых вложений (соответствующие возможности для госкорпораций предусмотрены во всех законах об их создании).
Такая бюджетная накачка экономики (а приходится она как раз на 2008 г.) значительным образом увеличивает денежное предложение. В то же время никаких особых мер, компенсирующих возникающие инфляционные риски, не предусматривается. Имеются в виду меры по повышению конкуренции, росту предложения товаров и услуг. Значит, бюджетные вливания внесут свой вклад в инфляцию.
К тому же следует учитывать, что деньгами институтов развития бюджетные вливания не ограничиваются. Ускоренными темпами индексируется заработная плата бюджетников (с 1 января 2008 г. она была увеличена не на 7%, а на 14%). Не остались обделенными и военнослужащие.
Дополнительные инфляционные факторы
Во-первых,
в соответствии с новыми законодательными
нормами сокращается
Во-вторых, с 1 января 2008 г. в России вводится третий экологический класс для автомобилей, соответствующий европейскому стандарту Евро-3. Это значит, что подорожают отечественные автомобили, а запрет импорта в Россию авто, не соответствующих Евро-3, приведет к тому, что бывшие в употреблении иномарки тоже подорожают (другой станет структура импорта таких автомобилей). Потребуется также дополнительная реконструкция отечественных НПЗ, что отразится, в свою очередь, на цене топлива.