Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время российское государство поставлено перед необходимостью решения новых проблем экономического положения страны. Это означает поиск источников внутренних резервов, и повышении эффективности работы традиционных отраслей государственного сектора, укрепления доверия партнеров. Включение экономики РФ в мировой коммерческий оборот и решение задач переустройства экономики может служить как практический пример для других стран, которые стоят перед аналогичными проблемами. Это позволит выявить конкретные результаты экономических реформ и правового регулирования экономических отношений, участниками которых выступают государственные унитарные предприятия, являющиеся активными субъектами предпринимательской деятельности, отражающие одновременно как частные, так и публичные интересы государства. Поэтому концепции создания эффективного правового положения предприятий как неотъемлемого института экономической стабилизации в Российской Федерации, представляется актуальной задачей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие унитарного предприятия. Виды…………………………………...5
1.1 Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения…………….5
1.2 Унитарные предприятия на праве оперативного управления………….11
2. Управление унитарным предприятием…………………………………….15
3. Прибыль государственных и муниципальных унитарных предприятий...25
3.1 Планирование получения прибыли ГМУП……………………………...25
3.2 Планирование производства товаров, работ, услуг……………………..29
3.3 Планирование маркетинга………………………………………………..32
3.4 Использование прибыли………………………………………………….34
3.5 Отчисления на собственное развитие……………………………………38
Заключение……………………………………………………………………..49

Файлы: 1 файл

Курсовая Экономика Организации.docx

— 65.69 Кб (Скачать)

       д) получать часть прибыли от использования  имущества, находящегося в хозяйственном  ведении предприятия. Несмотря на то, что данное правомочие было закреплено за собственником, на практике оно широкого распространения не получило. Это, однако, не означает, что в дальнейшем собственник  или орган, уполномоченный выступать  от его имени, не будут прибегать  к тому, чтобы заключать договоры (вносить в учредительные документы  условия) о перечислении части прибыли  в распоряжение собственника. Такие  договоры не следует отождествлять  с договорами между собственником  и предприятием, которые могли  бы ограничить право распоряжения имуществом последнего.

       От  лица субъекта РФ или муниципального образования подобное согласие вправе дать комитет по управлению имуществом субъекта РФ или комитет по управлению имуществом муниципального образования.

       Государственное или муниципальное УП, получив  в соответствии со ст.295 ГК согласие на это от комитета по управлению имуществом, вправе выступить арендодателем  закрепленного за ним недвижимого  имущества. Данное положение отменяет норму, согласно которой единственным арендодателем такого имущества  выступали соответствующие комитеты по управлению имуществом.

       По  общему правилу собственник имущества  унитарного предприятия, основанного  на праве хозяйственного ведения, по обязательствам предприятия не отвечает. Исключение составляет случай, когда  собственник (уполномоченный им орган) давал УП обязательные указания или  имел возможность определять его  действия иным образом, что привело  к признанию предприятия банкротом (п.3 ст.56). В этом случае на собственника может быть возложена субсидиарная ответственность по долгам УП. Аналогичным  образом отвечает само УП по долгам созданного им дочернего предприятия.  

1.2 Унитарные предприятия  на  праве оперативного управления 

       В случаях, предусмотренных законом  о государственных и муниципальных  унитарных предприятиях, по решению  Правительства Российской Федерации  на базе имущества, находящегося в федеральной  собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное  казенное предприятие).

       Учредительным документом казенного предприятия  является его устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

       Фирменное наименование предприятия, основанного  на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что  предприятие является казенным.

       Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296 и 297 Гражданского Кодекса РФ.

       Российская  Федерация несет субсидиарную ответственность  по обязательствам казенного предприятия  при недостаточности его имущества.

       Казенное  предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению  Правительства Российской Федерации.

       Субъектами  данного права являются УП, основанные на праве оперативного управления (федеральное  казенное предприятие), и учреждения, независимо от того, кто (государство, муниципальное образование, юридическое  лицо) выступает их собственником. Объект права – имущество казенного предприятия и имущество учреждения.

       Содержание  права оперативного управления значительно  уже содержания права хозяйственного ведения. Лицо, владеющее государственным  или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, владеет, распоряжается и пользуется им в  пределах, очерченных требованиями закона, целями своей деятельности, заданиями  собственника и назначением имущества.

       Значительно шире права по распоряжению переданным имуществом у собственника этого  имущества. Собственник или орган, уполномоченный выступать от его  имени, вправе во внесудебном порядке  изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество  казенного предприятия или учреждения и распорядиться им.

       Однако  в том случае, если учреждение или  казенное предприятие обратится  в арбитражный суд с иском  о признании недействительными  актов управомоченных собственников  органов об изъятии их имущества, бремя доказывания обстоятельств, содержащихся в п.2 ст.296 ГК, возлагается на этот орган.

       Дополнительную  особенность права оперативного управления составляет наличие субсидиарной ответственности собственника по долгам как казенного предприятия (ст.115 ГК), так и учреждения (ст.120 ГК, ст.9 Закона о некоммерческих организациях). При этом учреждение отвечает по своим долгам лишь в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств, в то время как казенное предприятие – всем своим имуществом.

       Число созданных в соответствии с Указом Президента РФ «О реформе государственных предприятий» федеральных казенных предприятий на базе ликвидированных УП весьма ограничено, что объясняется особыми характеристиками этих предприятий, а также обязанностью собственника нести за них субсидиарную ответственность.

       Казенное  предприятие не вправе сдавать в  аренду, использовать в качестве залога, передавать во временное пользование  закрепленное за ним в оперативное  управление недвижимое и другое имущество  без согласия Правительства РФ или  ГКИ РФ.

       Деятельность  казенного предприятия подразделяется на основную, предмет которой установлен при его создании, и дополнительную, разрешение на которую дает соответствующее  министерство или ведомство РФ. Они  же либо Правительство РФ утверждают устав казенного завода (фабрики, хозяйства).

       Вне зависимости от вида деятельности казенное предприятие самостоятельно реализует  производимую им продукцию (работы, услуги) по ценам (тарифам), устанавливаемым  в порядке, определяемом Правительством РФ. Порядок распределения прибыли  закреплен в уставе каждого конкретного  предприятия.

       По  общему правилу учреждение даже с  согласия собственника не может распоряжаться (сдавать в аренду, предоставлять  в залог, продавать и т.п.) имуществом, как закрепленным за ним собственником, так и приобретенным за счет средств, выделенных собственником по смете. Оно вправе использовать только денежные средства, выделенные по смете, причем в строгом соответствии с их целевым  назначением.

       Из  общего правила существует ряд исключений. Высшее учебное заведение вправе выступить в качестве арендодателя закрепленного за ним имущества. В частности, государственные и муниципальные высшие учебные заведения вправе сдавать такое имущество в аренду без права выкупа с согласия ученого совета высшего учебного заведения по ценам, которые не могут быть ниже цен, сложившихся в данном регионе. При этом получение какого-либо согласия собственника на эти действия не требуется.

       И хотя законность предоставления отдельным  видам учреждений правомочий такого рода иными правовыми актами, чем  закон, вызывает определенные сомнения, на практике указанные учреждения пользуются ими достаточно широко.

       Иной  характер носит право учреждения на доходы, полученные от разрешенной  в соответствии с учредительными документами деятельности, а также  на имущество, приобретенное на эти  доходы. Такое имущество учитывается  на отдельном балансе учреждения и не может быть изъято у него решением комитетов по управлению имуществом или других государственных или  муниципальных органов, в том  числе когда оно используется не по назначению. Эта норма по объему и характеру правомочий приближает данное право к праву хозяйственного ведения.

       ГК  исключает возможность заключения каких-либо договоров между собственником  имущества и учреждением о  передаче последнему государственного (муниципального) имущества в оперативное  управление. В соответствии со ст.14 Закона о некоммерческих организациях учредительными документами для  учреждения могут служить лишь решение  собственника о его создании и  устав. Поэтому попытки отдельных  комитетов по управлению имуществом вновь, уже после вступления в  силу ГК, навязать практику заключения подобных договоров с учреждениями являются противозаконными.

Учреждение  вправе отказаться заключить такой  договор, а если он все же был заключен – обратиться в суд с иском о признании условий договора, ограничивающих его правоспособность. 
 
 

2. Управление унитарным  предприятием 

Права собственника имущества  унитарного предприятия

1. Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия:

1) принимает  решение о создании унитарного  предприятия;

2) определяет  цели, предмет, виды деятельности  унитарного предприятия, а также  дает согласие на участие унитарного  предприятия в ассоциациях и  других объединениях коммерческих организаций;

3) определяет  порядок составления, утверждения  и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной  деятельности унитарного предприятия;

4) утверждает  устав унитарного предприятия,  вносит в него изменения, в  том числе утверждает устав  унитарного предприятия в новой редакции;

5) принимает  решение о реорганизации или  ликвидации унитарного предприятия  в порядке, установленном законодательством,  назначает ликвидационную комиссию  и утверждает ликвидационные  балансы унитарного предприятия;

6) формирует  уставный фонд государственного  или муниципального предприятия;

7) назначает  на должность руководителя унитарного  предприятия, заключает с ним,  изменяет и прекращает трудовой  договор в соответствии с трудовым  законодательством и иными содержащими  нормы трудового права нормативными  правовыми актами;

8) согласовывает  прием на работу главного бухгалтера  унитарного предприятия, заключение  с ним, изменение и прекращение трудового договора;

9) утверждает  бухгалтерскую отчетность и отчеты  унитарного предприятия;

10) дает  согласие на распоряжение недвижимым  имуществом, а в случаях, установленных  федеральными законами, иными нормативными  правовыми актами или уставом  унитарного предприятия, на совершение иных сделок;

11) осуществляет  контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

12) утверждает  показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

13) дает  согласие на создание филиалов  и открытие представительств  унитарного предприятия;

14) дает  согласие на участие унитарного  предприятия в иных юридических лицах;

15) дает  согласие в случаях, предусмотренных  настоящим Федеральным законом,  на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых  имеется заинтересованность, и иных  сделок;

16) принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;

17) имеет  другие права и несет другие  обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.

2. Собственник имущества казенного предприятия помимо правомочий, указанных в пункте 1, вправе:

- изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

- доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

- утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.

3. Собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Информация о работе Государственные и муниципальные унитарные предприятия