Финансовые ресурсы и источники их формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является Московская кондитерская фабрика ОАО "Красный Октябрь".
Целью данной курсовой работы является изучение имущественного положения предприятия, проведение анализа его деятельности и выявление резервов улучшения имущественного положения.
Основными задачами курсовой работы являются:
Ознакомиться с предприятием и его технико-экономическими характеристиками;
Анализ состава и структуры источников формирования имущества организации;
Анализ состава и структуры имущества организации;
Определение финансового состояния организации;
Выявление путей повышения эффективности использования имущества организации.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы финансовых ресурсов и их источников формирования 5
1. 1 Сущность и экономическое содержание финансовых ресурсов 5
1. 2 Структура финансовых ресурсов на предприятии 6
1.2.1 Основные фонды 6
1.2.2 Оборотные средства 7
1. 3 Источники формирования финансовых ресурсов 10
1.3.1 Собственный капитал 10
1.3.2 Заемный капитал 11
Глава 2. Анализ деятельности предприятия 13
2.1 Краткая характеристика предприятия 13
2.2 Обеспеченность и использование персонала организации 17
2. 3 Анализ использования оборотных средств и основных фондов 20
Глава 3. Финансовые ресурсы и их источники формирования 31
3.1 Анализ финансовых ресурсов и их источников формирования 31
3.2 Факторный анализ рентабельности капитала 35
3.3 Рекомендации по улучшению управления финансовыми ресурсами 37
Заключение 40
Список используемой литературы 42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа(дораб.).docx

— 111.07 Кб (Скачать)

Принципиально все источники  финансовых ресурсов предприятия можно  представить в виде следующей  последовательности:

  • собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы,
  • заемные финансовые средства,
  • привлеченные финансовые средства.

Собственные и привлеченные источники финансирования образуют собственный капитал предприятия. Заемные источники финансирования образуют заемный капитал предприятия[22].

 

1.3.1 Собственный капитал

Прежде всего предприятие  ориентируется на использование  внутренних источников финансирования. Собственные внутренние средства включают:

  • уставный капитал,
  • добавочный капитал,
  • нераспределенную прибыль.

Организация уставного капитала, его эффективное использование, управление им - одна из главных и  важнейших задач финансовой службы предприятия. Уставный капитал - основной источник собственных средств предприятия. Сумма уставного капитала акционерного общества отражает сумму выпущенных им акций, а государственного и муниципального предприятия - величину уставного капитала.

Увеличить (уменьшить) уставный капитал можно за счет выпуска  в обращение дополнительных акций (или изъятия из обращения какого-то их количества), а также путем  увеличения (уменьшения) номинала старых акций.

К добавочному капиталу относятся:

  • результаты переоценки основных фондов;
  • эмиссионный доход акционерного общества;
  • безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели;
  • ассигнования из бюджета на финансирование капитальных вложений;
  • средства на пополнение оборотных фондов.

Нераспределенная прибыль это прибыль, полученная в определенном периоде и не направленная в процессе ее распределения на потребление собственниками и персоналом. Эта часть прибыли предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования в производство[19].

Привлеченные средства предприятий – средства, предоставленные на постоянной основе, по которым может осуществляться выплата владельцам этих средств дохода, и которые могут не возвращаться владельцам. К ним относят: средства, получаемые от размещения акций акционерного общества; паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц в уставной фонд предприятия; государственные средства, предоставляемые на целевое инвестирование в виде дотаций, грантов и долевого участия и др.

 

1.3.2 Заемный капитал

Заемный капитал, заемные финансовые средства - это привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе денежные средства и другое имущество[20]. Основными видами заемного капитала являются: банковский кредит, финансовый лизинг, товарный (коммерческий) кредит, эмиссия облигаций и другие.

Заемный капитал по сроку  подразделяется на:

  • краткосрочный;
  • долгосрочный.

Как правило, заемный капитал  сроком до одного года относится к  краткосрочному, а больше года - к долгосрочному. Вопрос о том, как финансировать те или иные активы предприятия - за счет краткосрочного или долгосрочного капитала необходимо обсуждать в каждом конкретном случае. Эффективность вложения заемного капитала определяется степенью отдачи основных или оборотных средств.

По источникам финансирования заемный капитал подразделяется на:

  • банковский кредит;
  • размещение облигаций;
  • ссуды юридических лиц под долговые обязательства;
  • лизинг.

Долгосрочный банковский кредит, размещение облигаций и ссуды  юридических лиц являются традиционными  инструментами заемного финансирования.

Банковские кредиты предоставляются предприятию на основании кредитного договора, кредит предоставляется на условиях платности, срочности, возвратности под обеспечения: гарантии, залог недвижимости, залог других активов предприятия.

Лизинг заключается в следующем. Если предприятие не имеет свободных средств на покупку оборудования, оно может обратиться в лизинговую компанию. В соответствии с заключенным договором лизинговая компания полностью оплачивает производителю (или владельцу) оборудования его стоимость и сдает в аренду предприятию-покупателю с правом выкупа (при финансовом лизинге) в конце аренды. Лизинг позволяет предприятию получить оборудование, начать его эксплуатацию, не отвлекая средства от оборота. В рыночной экономике использование лизинга составляет 25% - 30% от общей суммы заемных средств[28]. 

Глава 2. Анализ деятельности предприятия

2.1 Краткая характеристика  предприятия

ОАО «Красный Октябрь» —  одно из старейших кондитерских предприятий  России. Расположено по адресу: Москва, ул. Малая Красносельская, д. 7, стр. 24. Организационно-правовая форма предприятия - открытое акционерное общество,  форма собственности – частная.

Официальной датой основания  предприятия «Красный Октябрь» считается 1851 год. В этот год на Арбате начала работу мастерская по изготовлению конфет и шоколада, открытая поданным Вюртемберга  Теодором Фердинандом фон Эйнемом.

После октябрьской революции  фабрика была национализирована  и получила название "Государственная  кондитерская фабрика № 1, бывшая Эйнем". В 1922 году ей присвоили имя «Красный Октябрь».

Во время Великой Отечественной  войны выпуск кондитерских изделий  был практически свернут, производство было переоснащено на выпуск военной  продукции: выпускались концентраты  каш. Для летчиков и подводников  выпускался специальный шоколад  «Кола», «Гвардейский».

В 1992 году предприятие было приватизировано и преобразовано  в акционерное общество.  У  открытого акционерного общества Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь» появились филиалы в Рязани, Коломне и Егорьевске[14].

В 2002 году фабрика вошла  в состав Кондитерского холдинга в структуру Управляющей организации  ООО «Объединенные кондитеры», в  составе которого также ОАО «Бабаевский» и ОАО «Рот Фронт».

Полномочия единоличного исполнительного органа предприятия  переданы управляющей организации  ООО «Объединенные кондитеры». В  состав органов управления входит совет директоров ОАО "Красный Октябрь" – это коллектив из 9 профессионалов в области кондитерского производства, финансов, фондового рынка и управления. Общество является юридическим лицом и свою хозяйственную и иную деятельность организует на основании действующего законодательства Российской Федерации и настоящего Устава[15].

Основными рынками сбыта  продукции ОАО "Красный Октябрь" являются кондитерские рынки России. При этом компания ОАО "Красный  Октябрь" используют множество способов продвижения кондитерской продукции  как на отечественный, так и зарубежный рынки.

Для изучения экономических  условий, необходимо оценить размер производства. Для объективной оценки размера предприятия и производства в нем, необходимо воспользоваться  средними показателями за последние 3-5 лет.

Рассмотрим размеры производства фабрики «Красный Октябрь».

Таблица 1 – Размеры производства организации

Показатели

Годы

2011 г. в % к 2009 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Стоимость валовой продукции  в фактических ценах, тыс. руб.

6 847 229

7 435 607

8 665 542

126,6

Стоимость товарной продукции, тыс. руб.

5 831 701

7 347 795

8 662 453

148,5

Среднегодовая стоимость  основных производственных фондов, тыс. руб.

5 075 624

5 762 035,5

6 406 634

126,2

в том числе:

машины и оборудование

2 780 225

3 659 169,5

4 236 306,5

152,4

земля (территория

предприятия)

5 167

6 200

6 606

127,8

Среднегодовая численность  работников, чел.

2 725

2 705

2 744

100,7


Стоимость валовой  продукции = объем произведенной продукции * цена за 1 ц реализованной продукции

Стоимость ВП2009 = 48 985 * 121,36 =5 944 819,6

Стоимость ВП2010 = 58 418 * 129,59 = 7 570 388,6

Стоимость ВП2011 = 61 984 * 139,79 = 8 664 743,4

Среднегодовая стоимость  основных производственных фондов - это отношение суммы стоимости основных средств на начало и конец года к двум.

ССОПФ2009 = (4 969 370 + 5 181 878)/2 = 5 075 624

ССОПФ2009 = (5 181 878 + 6 342 193) / 2 = 5 762 035,5

ССОПФ2009 = (6 342 193 + 6 471 075) / 2 = 6 406 634

Как видно из таблицы 1, на протяжении трех последних лет на фабрике наблюдается тенденция  увеличения размера производства. Стоимость валовой продукции увеличилась в 2011 году по сравнению с 2009 годом на 181,8 млн. руб. или на 26,6%.

На предприятии наблюдается улучшение обеспеченности предприятия основными производственными фондами. Стоимость основных производственных фондов в 2011 году увеличилась по сравнению с 2009 годом на 1331 млн. руб. или на 26,3%. Количество машин и оборудования на предприятии в 2011 году увеличилось по сравнению с 2009 годом на 1 456 млн. шт. или на 52,4%. Площадь территории предприятия в 2011 году увеличилась в сравнении с 2009 годом на 1 439 тыс. га или на 27,8%. Численность работников в 2011 году увеличилась незначительно – на 19 человек или 0,7%. Это связано с ростом кондитерского производства.

Основой товарного производства является общественное разделение труда. Процесс общественного разделения труда является результатом развития производительных сил и производственных отношений. Эти понятия отражают один и тот же процесс – специализацию производства на определенном виде общественного продукта.

Обобщающим показателем, характеризующим уровень специализации, является коэффициент специализации  или коэффициент товарного сосредоточения (Кс). Данный коэффициент определяется по формуле:

,

где: di - удельный вес каждого вида продукции в общем объеме реализации; i - порядковый номер каждого вида продукции в ранжированном ряду.

Значение коэффициента специализации  может колебаться от 0 до 1. Уровень  коэффициента менее 0,2 свидетельствует  о слабовыраженной, от 0,2 до 0,4 – о  средней и свыше 0,6 – об углубленной  специализации[21].

Таблица 2 -  Размер и структура  товарной  продукции ОАО «Красный Октябрь» на конец года

Группы продукции

Стоимость продукции, тыс. руб.

Структура продукции, %

2009

2010

2011

2009

2010

2011

Карамель

280 704

293 426

282 151

4,81

4,0

3,3

Конфеты

3 667 401

4 665 476

5 433 259

62,89

63,5

62,7

Шоколад

1 257 231

1 680 611

2 091 418

21,56

22,9

24,1

Ирис

410 023

427 567

477 632

7,03

5,8

5,5

Прочие

216 342

280 715

377 993

3,71

3,8

4,4

Итого

5 831 701

7 347 795

8 662 453

100

100

100


Сделаем расчёты за три  исследуемых года, чтобы изучить  динамику специализации производства.

Кс (2009) = 100/(62,89*1 + 21,56*3 + 7,03*5 + 4,81*7 + 3,71*9) = 0,4352

Кс (2010) = 100/(63,5*1 + 22,9*3 + 5,8*5 + 4,0*7 + 3,8*9) = 0,4476

Кс (2011) = 100/(62,7*1 + 24,1*3 + 5,5*5 + 4,4*7 + 3,3*9) = 0,4484

Изучив динамику и структуру  товарной продукции в течение  трех лет, можно сделать вывод: направление  деятельности кондитерской фабрики  «Красный Октябрь» производство конфет и шоколада.

Основным видом продукции  за все три года являются конфеты. На их долю в среднем приходится 63,03% товарной продукции. Производство шоколада в 2009 году составляло 21,56%, к 2011 году оно увеличилось и составило 24,1%. Производство карамели в 2009 году составляло 4,81%, к  2011 году оно уменьшилось  и составило 3,3%. Производство ириса  в 2011 году также уменьшилось и  составило 5,5% по сравнению с 2009 годом  – 7,03%. Прочая кондитерская продукция  занимает не значительную часть (2009г. - 3,71%; 2010г. - 3,8%; 2011г. - 4,4%).

 

2.2 Обеспеченность и использование  персонала организации

Трудовые ресурсы предприятия  являются главным ресурсом каждого  предприятия, от качества подбора и  эффективности использования которого во многом зависят результаты производственной деятельности предприятия[4].

Проведем анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.

Таблица 3 - Показатели наличия  рабочей силы и использования  рабочего времени

Показатели

Годы

2011 г. в % к 2009 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

1.Среднегодовая численность  работников, чел

2 725

2 705

2 744

100,7

в т.ч. рабочие

2 309

2 340

2 374

102,8

руководители, специалисты  и

служащие

416

365

370

89

2.Отработано рабочего  времени:

тыс. чел-час.

6 552

6 838

7 025

107,2

тыс. чел-дн.

819

855

878

106,8

3. Отработано одним работником  за год:

дней

301

316

320

106,3

часов

2 408

2 528

2 560

106,3

Информация о работе Финансовые ресурсы и источники их формирования