Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 20:29, курсовая работа
Объектом исследования является Московская кондитерская фабрика ОАО "Красный Октябрь".
Целью данной курсовой работы является изучение имущественного положения предприятия, проведение анализа его деятельности и выявление резервов улучшения имущественного положения.
Основными задачами курсовой работы являются:
Ознакомиться с предприятием и его технико-экономическими характеристиками;
Анализ состава и структуры источников формирования имущества организации;
Анализ состава и структуры имущества организации;
Определение финансового состояния организации;
Выявление путей повышения эффективности использования имущества организации.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы финансовых ресурсов и их источников формирования 5
1. 1 Сущность и экономическое содержание финансовых ресурсов 5
1. 2 Структура финансовых ресурсов на предприятии 6
1.2.1 Основные фонды 6
1.2.2 Оборотные средства 7
1. 3 Источники формирования финансовых ресурсов 10
1.3.1 Собственный капитал 10
1.3.2 Заемный капитал 11
Глава 2. Анализ деятельности предприятия 13
2.1 Краткая характеристика предприятия 13
2.2 Обеспеченность и использование персонала организации 17
2. 3 Анализ использования оборотных средств и основных фондов 20
Глава 3. Финансовые ресурсы и их источники формирования 31
3.1 Анализ финансовых ресурсов и их источников формирования 31
3.2 Факторный анализ рентабельности капитала 35
3.3 Рекомендации по улучшению управления финансовыми ресурсами 37
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Принципиально все источники финансовых ресурсов предприятия можно представить в виде следующей последовательности:
Собственные и привлеченные источники финансирования образуют собственный капитал предприятия. Заемные источники финансирования образуют заемный капитал предприятия[22].
1.3.1 Собственный капитал
Прежде всего предприятие ориентируется на использование внутренних источников финансирования. Собственные внутренние средства включают:
Организация уставного капитала, его эффективное использование, управление им - одна из главных и важнейших задач финансовой службы предприятия. Уставный капитал - основной источник собственных средств предприятия. Сумма уставного капитала акционерного общества отражает сумму выпущенных им акций, а государственного и муниципального предприятия - величину уставного капитала.
Увеличить (уменьшить) уставный капитал можно за счет выпуска в обращение дополнительных акций (или изъятия из обращения какого-то их количества), а также путем увеличения (уменьшения) номинала старых акций.
К добавочному капиталу относятся:
Нераспределенная прибыль это прибыль, полученная в определенном периоде и не направленная в процессе ее распределения на потребление собственниками и персоналом. Эта часть прибыли предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования в производство[19].
Привлеченные средства предприятий – средства, предоставленные на постоянной основе, по которым может осуществляться выплата владельцам этих средств дохода, и которые могут не возвращаться владельцам. К ним относят: средства, получаемые от размещения акций акционерного общества; паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц в уставной фонд предприятия; государственные средства, предоставляемые на целевое инвестирование в виде дотаций, грантов и долевого участия и др.
1.3.2 Заемный капитал
Заемный капитал, заемные финансовые средства - это привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе денежные средства и другое имущество[20]. Основными видами заемного капитала являются: банковский кредит, финансовый лизинг, товарный (коммерческий) кредит, эмиссия облигаций и другие.
Заемный капитал по сроку подразделяется на:
Как правило, заемный капитал сроком до одного года относится к краткосрочному, а больше года - к долгосрочному. Вопрос о том, как финансировать те или иные активы предприятия - за счет краткосрочного или долгосрочного капитала необходимо обсуждать в каждом конкретном случае. Эффективность вложения заемного капитала определяется степенью отдачи основных или оборотных средств.
По источникам финансирования заемный капитал подразделяется на:
Долгосрочный банковский кредит, размещение облигаций и ссуды юридических лиц являются традиционными инструментами заемного финансирования.
Банковские кредиты предоставляются предприятию на основании кредитного договора, кредит предоставляется на условиях платности, срочности, возвратности под обеспечения: гарантии, залог недвижимости, залог других активов предприятия.
Лизинг заключается в следующем.
Если предприятие не имеет свободных средств
на покупку оборудования, оно может обратиться
в лизинговую компанию. В соответствии
с заключенным договором лизинговая компания
полностью оплачивает производителю (или
владельцу) оборудования его стоимость
и сдает в аренду предприятию-покупателю
с правом выкупа (при финансовом лизинге)
в конце аренды. Лизинг позволяет предприятию
получить оборудование, начать его эксплуатацию,
не отвлекая средства от оборота. В рыночной
экономике использование лизинга составляет
25% - 30% от общей суммы заемных средств[28].
Глава 2. Анализ деятельности предприятия
2.1 Краткая характеристика предприятия
ОАО «Красный Октябрь» — одно из старейших кондитерских предприятий России. Расположено по адресу: Москва, ул. Малая Красносельская, д. 7, стр. 24. Организационно-правовая форма предприятия - открытое акционерное общество, форма собственности – частная.
Официальной датой основания предприятия «Красный Октябрь» считается 1851 год. В этот год на Арбате начала работу мастерская по изготовлению конфет и шоколада, открытая поданным Вюртемберга Теодором Фердинандом фон Эйнемом.
После октябрьской революции фабрика была национализирована и получила название "Государственная кондитерская фабрика № 1, бывшая Эйнем". В 1922 году ей присвоили имя «Красный Октябрь».
Во время Великой
В 1992 году предприятие было
приватизировано и
В 2002 году фабрика вошла
в состав Кондитерского холдинга
в структуру Управляющей
Полномочия единоличного
исполнительного органа предприятия
переданы управляющей организации
ООО «Объединенные кондитеры». В
состав органов управления входит совет
директоров ОАО "Красный Октябрь"
– это коллектив из 9 профессионалов в области кондитерского
Основными рынками сбыта продукции ОАО "Красный Октябрь" являются кондитерские рынки России. При этом компания ОАО "Красный Октябрь" используют множество способов продвижения кондитерской продукции как на отечественный, так и зарубежный рынки.
Для изучения экономических
условий, необходимо оценить размер
производства. Для объективной оценки
размера предприятия и
Рассмотрим размеры
Таблица 1 – Размеры производства организации
Показатели |
Годы |
2011 г. в % к 2009 г. | ||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | ||
Стоимость валовой продукции в фактических ценах, тыс. руб. |
6 847 229 |
7 435 607 |
8 665 542 |
126,6 |
Стоимость товарной продукции, тыс. руб. |
5 831 701 |
7 347 795 |
8 662 453 |
148,5 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. |
5 075 624 |
5 762 035,5 |
6 406 634 |
126,2 |
в том числе: машины и оборудование |
2 780 225 |
3 659 169,5 |
4 236 306,5 |
152,4 |
земля (территория предприятия) |
5 167 |
6 200 |
6 606 |
127,8 |
Среднегодовая численность работников, чел. |
2 725 |
2 705 |
2 744 |
100,7 |
Стоимость валовой продукции = объем произведенной продукции * цена за 1 ц реализованной продукции
Стоимость ВП2009 = 48 985 * 121,36 =5 944 819,6
Стоимость ВП2010 = 58 418 * 129,59 = 7 570 388,6
Стоимость ВП2011 = 61 984 * 139,79 = 8 664 743,4
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов - это отношение суммы стоимости основных средств на начало и конец года к двум.
ССОПФ2009 = (4 969 370 + 5 181 878)/2 = 5 075 624
ССОПФ2009 = (5 181 878 + 6 342 193) / 2 = 5 762 035,5
ССОПФ2009 = (6 342 193 + 6 471 075) / 2 = 6 406 634
Как видно из таблицы 1, на протяжении трех последних лет на фабрике наблюдается тенденция увеличения размера производства. Стоимость валовой продукции увеличилась в 2011 году по сравнению с 2009 годом на 181,8 млн. руб. или на 26,6%.
На предприятии наблюдается улучшение обеспеченности предприятия основными производственными фондами. Стоимость основных производственных фондов в 2011 году увеличилась по сравнению с 2009 годом на 1331 млн. руб. или на 26,3%. Количество машин и оборудования на предприятии в 2011 году увеличилось по сравнению с 2009 годом на 1 456 млн. шт. или на 52,4%. Площадь территории предприятия в 2011 году увеличилась в сравнении с 2009 годом на 1 439 тыс. га или на 27,8%. Численность работников в 2011 году увеличилась незначительно – на 19 человек или 0,7%. Это связано с ростом кондитерского производства.
Основой товарного производства
является общественное разделение труда.
Процесс общественного
Обобщающим показателем,
характеризующим уровень
,
где: di - удельный вес каждого вида продукции в общем объеме реализации; i - порядковый номер каждого вида продукции в ранжированном ряду.
Значение коэффициента специализации может колебаться от 0 до 1. Уровень коэффициента менее 0,2 свидетельствует о слабовыраженной, от 0,2 до 0,4 – о средней и свыше 0,6 – об углубленной специализации[21].
Таблица 2 - Размер и структура товарной продукции ОАО «Красный Октябрь» на конец года
Группы продукции |
Стоимость продукции, тыс. руб. |
Структура продукции, % | ||||
2009 |
2010 |
2011 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Карамель |
280 704 |
293 426 |
282 151 |
4,81 |
4,0 |
3,3 |
Конфеты |
3 667 401 |
4 665 476 |
5 433 259 |
62,89 |
63,5 |
62,7 |
Шоколад |
1 257 231 |
1 680 611 |
2 091 418 |
21,56 |
22,9 |
24,1 |
Ирис |
410 023 |
427 567 |
477 632 |
7,03 |
5,8 |
5,5 |
Прочие |
216 342 |
280 715 |
377 993 |
3,71 |
3,8 |
4,4 |
Итого |
5 831 701 |
7 347 795 |
8 662 453 |
100 |
100 |
100 |
Сделаем расчёты за три исследуемых года, чтобы изучить динамику специализации производства.
Кс (2009) = 100/(62,89*1 + 21,56*3 + 7,03*5 + 4,81*7 + 3,71*9) = 0,4352
Кс (2010) = 100/(63,5*1 + 22,9*3 + 5,8*5 + 4,0*7 + 3,8*9) = 0,4476
Кс (2011) = 100/(62,7*1 + 24,1*3 + 5,5*5 + 4,4*7 + 3,3*9) = 0,4484
Изучив динамику и структуру товарной продукции в течение трех лет, можно сделать вывод: направление деятельности кондитерской фабрики «Красный Октябрь» производство конфет и шоколада.
Основным видом продукции за все три года являются конфеты. На их долю в среднем приходится 63,03% товарной продукции. Производство шоколада в 2009 году составляло 21,56%, к 2011 году оно увеличилось и составило 24,1%. Производство карамели в 2009 году составляло 4,81%, к 2011 году оно уменьшилось и составило 3,3%. Производство ириса в 2011 году также уменьшилось и составило 5,5% по сравнению с 2009 годом – 7,03%. Прочая кондитерская продукция занимает не значительную часть (2009г. - 3,71%; 2010г. - 3,8%; 2011г. - 4,4%).
2.2 Обеспеченность и
Трудовые ресурсы предприятия
являются главным ресурсом каждого
предприятия, от качества подбора и
эффективности использования
Проведем анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.
Таблица 3 - Показатели наличия рабочей силы и использования рабочего времени
Показатели |
Годы |
2011 г. в % к 2009 г. | ||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | ||
1.Среднегодовая численность работников, чел |
2 725 |
2 705 |
2 744 |
100,7 |
в т.ч. рабочие |
2 309 |
2 340 |
2 374 |
102,8 |
руководители, специалисты и служащие |
416 |
365 |
370 |
89 |
2.Отработано рабочего времени: тыс. чел-час. |
6 552 |
6 838 |
7 025 |
107,2 |
тыс. чел-дн. |
819 |
855 |
878 |
106,8 |
3. Отработано одним работником за год: дней |
301 |
316 |
320 |
106,3 |
часов |
2 408 |
2 528 |
2 560 |
106,3 |
Информация о работе Финансовые ресурсы и источники их формирования