Финансовая устойчивость

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: провести анализ финансового состояния предприятия «Ростех», с помощью коэффициентов финансовой устойчивости, ликвидности, оценки деловой активности, оценки рентабельности и определить к какому типу финансовой устойчивости оно относится.

Оглавление

Введение 4
1 Финансовая устойчивость как один из показателей оценки финансового
состояния 6
1.1 Понятие, сущность и типы финансовой устойчивости
предприятия 6
1.2 Расчет и оценка финансовых коэффициентов устойчивости 12
2 Анализ финансовой устойчивости торгового предприятия «Ростех» 23
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия «Ростех» 23
2.3 Расчет финансовой устойчивости 25
3 Разработка рекомендаций по улучшению финансовой устойчивости
торгового предприятия «Ростех» 34
3.1 Разработка и оценка мероприятий по повышению эффективности 34
3.2 Организационные мероприятия по продвижению товара с целью
повышения объема продаж 40
Заключение 45
Библиографический список 46
Приложение А Основные экономические показатели магазина «Ростех» 47
Приложение Б Анализ альтернативных способов расчетов с покупателями и заказчиками 48

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по фин.орг..doc

— 289.50 Кб (Скачать)

Z1=0,01*1,99+0,108*0,07+0,191*0,54+0,1056*0,95+0,028*0,57=0,0199+

+0,00756+0,10314+0,10032+0,01596=0,24688;

Z1=0,01*1,25+0,108*0,06+0,191*0,50+0,1056*0,92+0,028*0,45=0,0125+

+0,00648+0,0955+0,097152+0,0126=0,224232;

Z1=0,01*1,48+0,108*0,04+0,191*0,27+0,1056*0,98+0,028*0,36=0,0148+

+0,00432+0,05157+0,103488+0,01008=0,184258.

              В 2008 году финансовое состояние «Ростех» было самое устойчивое, т.к. показатель самый высокий. Его значение соответствует нестабильному или неопределенному финансовому состоянию. В 2009 году значение показателя также попадает в интервал нестабильного финансового состояния. В 2010 году показатель самый низкий и его значение соответствует плохому финансовому состоянию. Таким образом, наблюдается динамика снижения финансовой устойчивости «Ростех» и в 2010 году она приобретает  критическое значение.

Таким образом,  полученные данные позволяют заключить, что магазин «Ростех» за отчетный период имеет критическую  финансовую устойчивость, причем финансовое состояние значительно ухудшилось по сравнению с 2008 годом. Магазин  «Ростех» имеет кредиты и обязательства, не подкрепленные достаточным объемом собственных средств, позволяющим быть уверенным в возврате кредитов и выполнения других обязательств. Следовательно, «Ростех» не имеет преимуществ перед другими фирмами того же профиля для привлечений инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров.

У магазина наблюдается явное  превышение темпов прироста заемного капитала над собственным. В результате этого снизились коэффициенты финансовой автономии, коэффициенты обеспеченности собственными средствами, показатели ликвидности и платежеспособности и возросли коэффициенты соотношения заемных  и собственных средств. Высокая доля запасов и низкая оборачиваемость приводят к затовариванию складов и замораживанию капитала, а вследствие, низкой ликвидности и платежеспособности. Поэтому необходимо разработать мероприятия по повышению финансовой устойчивости и улучшению финансового состояния магазина в целом.

Определение направлений по улучшению финансового состояния предприятия.

1)                 Сокращение запасов, эффективное управление дебиторской задолженностью и снижение ее уровня, и, как следствие,  увеличение доли денежных средств, что позволит предприятию своевременно рассчитываться по своим обязательствам и сохранить ликвидность баланса.

2)                 Более эффективное управление кредиторской задолженностью. Альтернативный вариант – краткосрочные кредиты банка вместо достаточно дорогостоящей для предприятия задолженности перед поставщиками.

3)                 Увеличение объемов продаж с целью повышения показателя выручки от продажи продукции, повышение спроса на продукцию предприятия путем проведения мероприятий по продвижению товара, в числе которых предложены рекламная кампания и мероприятия по стимулированию сбыта продукции.

4)                 Эффективное управление краткосрочными и долгосрочными финансовые вложениями фирмы. Возможно вложение денежных средств в портфель ценных бумаг, что обеспечит предприятию наличие ликвидных средств, а также принесет определенный доход от инвестиционной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСО- ВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ  «РОСТЕХ»

 

3.1 Разработка и оценка мероприятий по повышению эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью

Текущее состояние предприятия отчасти характеризуется наличием дебиторской задолженности и кредиторской задолженности и оказывает существенное влияние на устойчивость предприятия. Несоблюдение договорной и расчетной дисциплины, несвоевременное предъявление претензий по возникающим долгам приводят к значительному росту дебиторской задолженности, следовательно, к непогашению кредиторской задолженности. Поэтому необходимо снизить долю дебиторской задолженности и на вырученные деньги оплачивать кредиторскую задолженность.

Главная цель анализа дебиторской задолженности – разработка политики кредитования покупателей, направленной на увеличение прибыли организации, ускорение расчетов и снижение риска неплатежей.

Одним из направлений управления дебиторской задолженностью является выработка политики коммерческого кредитования предприятия, т.е. предоставления отсрочки платежа. Коммерческий кредит предоставляется поставщиком покупателю в виде отсрочки платежа. Существуют три типа такой политики (таблица 2).

Учитывая проблемы с платежеспособностью, которые возникли у магазина, как было выяснено в предыдущей части, а также учитывая рост дебиторской задолженности в течение анализируемого периода можно сделать вывод о том, что предприятие проводило третий тип политики коммерческого кредитования (агрессивная или мягкая политика).[12]

 

 

Таблица 2  - Типы политики коммерческого кредитования предприятия

Тип политики

Цель

Направление деятельности

Возможные последствия

Консервативная или жесткая.

Риск – минимальный.

Платежеспособность и рентабельность на заданном уровне.

1.Отсрочка платежа только надежным покупателям.

2. Жесткие условия отсрочки платежа: минимальный размер и сроки, высокая стоимость.

3.Жесткий контроль над дебиторской задолженностью, ее сроками, порядком взыскания.

Положительные: стабильность объемов, финансового состояния и результатов до определенного момента.

Отрицательные: потеря рынков, отставание от конкурентов, снижение платежеспособности, ликвидности и рентабельности.

Умеренный.

Риск – умеренный.

Надежность и стабильность финансовой деятельности.

Традиционная финансовая политика.

Стабильность финансового состояния в течение длительного времени.

Агрессивная или мягкая. Риск – большой.

Расширение объема продаж, завоевание рынка.

1. Максимальное расширение отсрочки платежа и предоставления скидки.

2. Льготные условия отсрочки платежа: увеличение срока, размера, снижение стоимости кредита, возможность пролонгирования.

Положительные: рост объема реализации, завоевание рынков, создание потенциальных возможностей роста прибыли.

 

Отрицательные: значительное отвлечение оборотных средств, снижение ликвидности и платежеспособности, увеличение затрат на взыскание долгов, снижение эффективности активов, увеличение длительности финансового и операционного циклов.

В дальнейшем «Ростех» рекомендовано следовать направлениям деятельности согласно описанному выше второму типу политики (умеренный тип), что поможет предприятию достичь стабильности финансового состояния и сохранить его в течение длительного времени.

Учитывая факт, что согласно политике фирмы в области управления дебиторской задолженностью максимальная отсрочка, предоставляемая покупателям и заказчикам, составляет 30 дней, все счета к получению классифицируются по следующим группам:

- срок оплаты не наступил (до 30 дней с момента отгрузки);

- просрочка от 1 до 30 дней (до 1 месяца);

- просрочка от 31 до 90 дней (от 1 до 3 месяцев);

- просрочка от 91 до 180 дней (от 3 до 6 месяцев);

- просрочка от 181 до 360 дней (от 6 месяцев до 1 года);

- просрочка от 360 дней и более (более 1 года).

К оправданной относится задолженность, срок погашения которой не наступил или составляет менее одного месяца.

К неоправданной относится просроченная задолженность покупателей и заказчиков. Чем длительнее срок просрочки, тем вероятнее неуплата по счету. Отвлечение средств в эту задолженность создает реальную угрозу неплатежеспособности магазина и ослабляет ее ликвидность.

Счета, которые покупатели не оплатили, называются сомнительными (безнадежными) долгами. Безнадежные долги означают, что с каждого рубля, вложенного в дебиторскую задолженность, не будет возвращена определенная часть средств. Наличие сомнительной дебиторской задолженности свидетельствует о несостоятельности политики предоставления отсрочки в расчетах с покупателями.

Для выявления реальности взыскания долгов, носящих сомнительный характер, необходимо проверить наличие актов сверки расчетов или писем, в которых дебиторы признают свою задолженность, а также сроки исковой давности. По долгам, не реальным к взысканию, в установленном порядке формируется резерв по сомнительным долгам.

При наличии оправдательных документов безнадежные долги погашаются путем списания их на убытки предприятия как дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.

В таблице 3 представлен анализ состояния расчетов с дебиторами по срокам оплаты счетов покупателями.

 

Таблица 3 - Анализ состояния дебиторской задолженности                                                            

 

Года

Дебиторская задолженность, руб.

В том числе по срокам образования

Просрочка от 1 до 30 дней

Просрочка от 31 до 90 дней

Просрочка от 91 до 180 дней

Просрочка от 181 до 360 дней

Просрочка более 1 года

2008 год

659663

197899

296848

125336

39580

0

в % к итогу

30

45

19

6

0

2009 год

715250

250337

300405

128745

35763

0

в % к итогу

35

42

18

5

0

2010 год

885424

292190

389587

141668

61979

0

в % к итогу

33

44

16

7

0

 

Анализ возрастной структуры дебиторской задолженности дает четкую картину  состояния расчетов с покупателями и позволяет выявить просроченную задолженность. Кроме того, такой анализ позволяет оставить прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.

В условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости проданной продукции. Поэтому возникает необходимость оценить возможность скидки при досрочной оплате. Техника анализа будет следующей.

              Падение покупательной способности денег за период характеризуется коэффициентом Кi, обратным индексу цен. Если установленная договором сумма к получению составляет S, а динамика цен характеризуется индексом цен Iц, то реальная сумма денег с учетом их покупательной способности в момент оплаты составит S/Iц. Допустим, что за период цены выросли на 5 %, тогда Iц = 1,05. Соответственно выплата 100 руб. в этот момент равнозначна уплате 952 рубля. (1000/1,05) в реальном измерении. Тогда реальная потеря выручки в связи с инфляцией составит 48 рублей. (1000 – 952). В пределах этой величины скидка с договорной цены, предоставляемая при условии досрочной оплаты, позволила бы снизить потери предприятия от обесценения денег.

              Для анализируемого магазина годовая выручка в 2010 году составила 5570572 рублей. Известно, что дебиторская задолженность составила 885424 рублей или 16 % от выручки.

              По данным таблицы 3 видно, что средний период погашения дебиторской задолженности магазина составил 45 дней. Допустим, что ежемесячный темп инфляции равен 1,083 % (при ставке рефинансирования ~13 %), тогда индекс цен Iц = 1,01083. Таким образом, в результате месячной отсрочки платежа предприятие получит реально лишь  98,93 % (1/1,01083*100) договорной стоимости продукции. Для сложившегося на предприятии периода погашения дебиторской задолженности, равного примерно 1,5 месяцам, индекс цен составит в среднем 1,02.

              Тогда коэффициент падения покупательной способности денег будет равен 0,98 (1/1,02). Иначе говоря, при среднем сроке возврата дебиторской задолженности, равном 1,5 месяца, предприятие реально получает лишь 98 % стоимости договора, потеряв с каждой тысячи рублей ~2%, т.е. 19,60руб.

              Таким образом, «Ростех» потерял               389587- (389587*0,98) = 7792 рублей. Однако, учитывая и более позднее погашение дебиторской задолженности, магазин теряет более 20000 рублей.

              Следующим аргументом в пользу предоставления скидок покупателям в случае досрочной оплаты является тот факт, что магазин при этом получает возможность сократить не только дебиторскую задолженность, но и объем финансирования, иначе говоря, объем необходимого капитала.

          Дело в том, что помимо прямых потерь от инфляции предприятие несет потери, связанные с необходимостью обслуживания долга, а также с упущенной выгодой от возможного использования временно свободных денежных средств.

Если средний срок оплаты дебиторской задолженности составляет 45 дней, а предприятие предоставляет покупателям 2 % скидку за оплату в срок не позднее 3 дней с момента отгрузки, то такая скидка для предприятия будет сопоставима с получением кредита по ставке  17,38 % (2*365 / (45-3)). Если предприятие привлекает заемные средства под 18 % годовых, то такие условия будут для него выгодными.

              В то же время для покупателя, размещающего средства в депозитах  под 11 % годовых, такая скидка также будет привлекательной. Если покупатель будет заранее проинформирован о том, какой выигрыш он получит от досрочной оплаты, вполне вероятно, что он примет решение ускорить расчеты.

         Варианты альтернативных способов расчетов с покупателями и заказчиками приведены в таблице 4 (приложение Б).

Таким образом, предоставление 2 % скидки с договорной цены при условии уменьшения срока оплаты позволяет предприятию сократить потери от инфляции, а также расходы, связанные с привлечением финансовых ресурсов, в размере 9,16 рублей с каждой тысячи рублей.

Использование системы скидок за ускорение расчетов дает возможность организации сократить расходы по контролю и взысканию дебиторской задолженности и, кроме того, получить информацию о платежеспособности и финансовой устойчивости покупателя. Вероятно, что отказ от выгодной сделки свидетельствует о наличии у него финансовых затруднений.

Другим способом воздействия на ускорение расчетов с покупателями является введение в расчет штрафных санкций за задержку платежа. Несмотря на то, что внешне механизм санкций равноценен скидкам, в большинстве случаев он менее выгоден продавцу и покупателю. Это связано с системой налогообложения организаций. Так, штрафы, полученные от контрагентов, входят в состав внереализационных доходов организации и, следовательно, увеличивают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Кроме того, согласно требованиям Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) сумма полученных штрафов в полном объеме является базой по расчету налога на добавленную стоимость.

              С помощью сокращения срока уплаты дебиторской задолженности магазин получает денежные средства быстрее и тем самым получает средства для оплаты кредиторской задолженности.

3.2 Организационные мероприятия по продвижению товара с целью повышения объема  продаж

Данные мероприятия должны разрабатываться отделом маркетинга в рамках разработки и проведения маркетинговой стратегии фирмы. Очень важным моментом в процессе разработки и утверждения маркетинговой стратегии является формирование  структуры комплекса маркетинговых коммуникаций, т.е. конкретного сочетания его отдельных инструментов.[13]

Информация о работе Финансовая устойчивость