Cостояние и прогноз развития рынка труда в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Рынок трудa как экономическая категория долгoе время рассматривался кaк явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица - как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Функционально-организационная структура рынка тpудa включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации: биржи труда; правовое регулирование занятости.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Особенности формирования рынка труда в России……………………..…4
2 Прогнозирование рынка труда……………………………………………….7
3 Активная и пассивная политика на рынке труда…………………………...11
4 Федеральная программа обеспечения занятости населения - основа государственной политики на рынке труда России ……………………..…13
5 Заключение……………………………………………………………………16
6 Список литературы…………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО.docx

— 34.70 Кб (Скачать)

УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Кафедра экономики  труда

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

РЫНОК ТРУДА

НА ТЕМУ:

" Cостояние и прогноз развития рынка труда в России"

 

 

 

 

 

Работу выполнил: Халтурин Андрей Петрович

Студент группы ЭСЗ-303

Работу проверил (а): ____________________

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2013

 

Содержание

 Введение…………………………………………………………………………...3

1 Особенности формирования рынка труда в России……………………..…4

2 Прогнозирование рынка труда……………………………………………….7

3 Активная и пассивная политика на рынке труда…………………………...11

4 Федеральная программа обеспечения занятости населения - основа государственной политики на рынке труда России ……………………..…13

5 Заключение……………………………………………………………………16

6 Список литературы…………………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Рынок трудa как экономическая категория долгoе время рассматривался кaк явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица - как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.

Функционально-организационная  структура рынка тpудa включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации: биржи труда; правовое регулирование занятости.

Нa рынке труда встречаются продавец и покупатель, кaк при любой сделке купли-продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), a покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели.

На рынке труда действует  закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и  предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих  мест составу приходящих на рынок  труда работников по количественным и качественным параметрам.

На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Но вместе c тем рынок стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

 

 

1 Особенности формирования рынка труда в России

Формирование территориального рынка труда (федерального, регионального) происходит под влиянием различных  факторов и условий. Эти факторы  и условия определяют особенности  российского рынка труда, различаются  по своему характеру, степени, направлением воздействия. Характерными особенностями  современного состояния рынка труда  в России являются следующие:

1. Одним из наиболее  общих факторов, влияющих на параметры  рынка труда, является то, что  он формируется в условиях  общего кризиса, охватившего все   стороны общественной жизни: экономические,  социальные, правовые, политические  и т.д. Наиболее ощутимое влияние  оказывает экономический кризис,  проявляющийся в спаде производства, сокращении инвестиций, массовых  неплатежах, резкой поляризации  доходов населения. Следствием  этого является сокращение спроса  на рабочую силу, а также нарушения  системы стимулирования и мотивов  к эффективной трудовой деятельности.

2. Другой особенностью  рынка труда в России является  то, что скорость формирования  рынка труда явно недостаточна  для того, чтобы успешно складывались  рыночные предпосылки экономического  роста. В частности, предприятия  содержат излишнюю рабочую силу, несоответствующую реальным потребностям  производства, отсутствует достаточная  конкуренция работников за более  благоприятное рабочее место.

3. Особенностью нынешнего  этапа формирования рынка труда  в России является то, что он  формируется в условиях, когда  предприятия не заинтересованы  в техническом перевооружении, создании  благоприятных и безопасных условий  труда. Как следствие низкое  качество выпускаемой продукции  (не конкурентоспособной), большое  число аварий и травматизма.

 

4. Весьма существенно  то, что процесс формирования  рынка труда лишен необходимой  государственной стратегии. Если  бы она существовала, то процессы  формирования рынка труда складывались  бы под большим влиянием структурных  сдвигов в экономике, осуществлением  целенаправленной инвестиционной  и кредитно-финансовой политики. Пока же налицо преимущественно  ведомственно- организационная форма  создания территориального регионального  рынка труда, т.к. Федеральная  служба занятости за счет средств  Государственного фонда занятости  пытается  оказывать влияние на  формирование рынка труда через  регулирование проблемы безработицы.  Очевидно, что такой подход, не  увязанный с действием общеэкономических  министерств (экономики и финансов, отраслевых и т.д.) малоэффективен.

5. Специфика формирования  рынка труда в России в большой  мере определяется широко распространенным  внедренным в сознание многих  поколений граждан России трудовым  менталитетом. Он, в частности, проявляется  в весьма жестко закрепленном  в массовом сознании стереотипе  уверенности людей в обязанности  и способности государства решать  проблемы занятости каждого конкретного  человека, в психологическом неприятии  безработицы. Велико влияние в  этом аспекте и фактора уравнительной  “общинной” психологии.

6. Особенностью формирования  рынка труда в России является  также то, что в различных регионах  имеются разные социально-экономические,  в том числе природно-ресурсные  и демографические условия. Следовательно  в регионах разные возможности  адаптироваться к изменяющимся  принципам и формам хозяйствования.

В немалой степени этому  способствует и сложившаяся отраслевая специализация регионов, одна часть  которых на протяжении ряда лет выступала в роли аграрных, другая - сырьевых придатков, третья - узлов концентрации предприятий оборонного комплекса.

Следствием этого является неравномерность, высокая дифференциация регионов России по показателем состояния  рынка труда. Наряду с территориями, в которых ситуация с занятостью резко обострилась, в связи с  чем ставится задача отселения части  населения в том числе и  трудоспособного - из районов Крайнего севера, существуют и другие регионы  г. Москва, САХА-республика и др., где  ситуация на рынке труда более  благоприятная.

7. И наконец важной  особенностью, влияющей на формирование  рынка труда в России является  то, что существует пространственное  несовпадение богатейших земельных  и других природных ресурсов  и размещение населения. Например: в районах Крайнего севера  РФ и приравненных к ним  (они занимают 64% территории РФ) находится  большая часть запасов нефти,  газа, золота, алмазов, а на данной  территории проживает лишь 6.6% населения  страны.

  Таким образом, обобщая  вышеизложенное можно сделать вывод о том, что условия формирования рынка труда в России по-разному влияют на его функционирование и развитие. Учет этих особенностей необходим при прогнозировании тенденций в сфере занятости и выработке эффективной, общегосударственной политики регулирования занятости населения в России.

 

 

 

 

 

2 Прогнозирование рынка труда

  Прогноз рынка труда служит основой для организации работы по обеспечению занятости населения, так как позволяет оценить:

1) складывающуюся ситуацию  с соотношением спроса и предложения  рабочей силы

2) возможную численность  незанятого населения, которая  может обратиться за содействием  в трудоустройстве в службу  занятости

3) распределение рабочей  силы, оказавшейся на рынке труда

4) возможные объемы переподготовки  высвобождаемых работников и  незанятого населения

5) потенциальную численность  безработных.

 

Прогнозирование рынка труда  является базой для определения  объема средств, необходимых для  выполнения программ действий служб  занятости, а также позволяет  определить приоритеты региональной политики занятости на прогнозируемый период и разработать меры, направленные на предотвращение массовой безработицы  и обеспечение социальных гарантий граждан в сфере их занятости.

Разработка прогноза рынка  труда осуществляется на основе анализа  складывающейся социально-экономической  ситуации, на основе анализа занятости  населения и рынка труда в  регионе.

 

В соответствии с рекомендациями ФСЗ прогнозы рынка труда должны быть многовариантные и учитывать  различные изменения объема производства. В связи с этим могут быть разработаны следующие варианты прогноза:

1 - минимальный - отражающий  сложившиеся изменения объема  производства

2 - средний - предусматривающий  несколько более высокие темпы  изменения объемов производства

3 - максимальный - основанный  на возможных значительных изменениях  объема производства.

Закладываемые в различные  варианты прогноза показатели изменения  объемов производства определяются на основании данных местных экономических  органов и органов управления.

Прогноз рынка труда разрабатывается  на предстоящий период (год) в целом, а также с разбивкой по кварталам.

Прогнозирование рынка труда  проводится органами службы занятости  совместно с органами экономики  и статистики.

При расчетах необходимо учитывать  национальные и демографические  особенности, специфику социально-демографического развития территорий, степень распространения  тех или иных форм рыночных отношений.

 

Прогноз рынка труд состоит  из следующих 4 разделов:

1 раздел (блок) - предложение  рабочей силы, позволяющее определить  численность различных категорий  граждан, попадающих на рынок  труда. К их числу относятся:

- высвобожденные работники

- молодежь, не продолжающая  дальнейшую учебу или не поступившая  на работу в народное хозяйство  после окончания учебных заведений

- граждане, меняющие работу  по причине текучести

- лица, освобожденные из  мест лишения свободы

- мигранты трудоспособного  возраста, прибывшие в регион  из других территорий

- незанятое население,  желающее приступить к трудовой  деятельности или возобновить  ее

- демобилизованные из  рядов ВС.

Все группы граждан на рынке  труда представлены тремя категориями  рабочей силы:

1. Не имеющая работы. К  ним относятся:

- потерявшие работу по  тем или иным причинам

- впервые вступающие в  трудовую жизнь

- решившие возобновить  трудовую деятельность после  длительного перерыва.

2. Работающие, но желающие  сменить место работы.

3. Работающие, а также  учащиеся, желающие подработать  в свободное от работы или  учебы время.

 

2 раздел (блок) - спрос на  рабочую силу позволяет оценить  потребность народного хозяйства  в работниках на основе данных  о:

- числе дополнительных  рабочих мест, предполагаемых к  вводу в прогнозируемом периоде

- имеющихся рабочих местах (их потребности на замену выбывающих  работников по причинам, предусмотренным  законом текучести, естественной  убыли).

  3 раздел (блок) - соотношение спроса и предложения рабочей силы отражает степень напряженности на рынке труда.

  4 раздел (блок) - распределение рабочей силы. Представляет возможность оценить численность граждан, трудоустраиваемых самостоятельно, т.е. минуя службу занятости, а также определить возможную численность трудоустраиваемых этой службой граждан, лиц, которым необходимо будет пройти переподготовку и безработных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Пассивная и активная политика занятости

Различают государственную  активную и пассивную политику занятости  населения.

Пассивная политики занятости  населения - это совокупность мероприятий  направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как  правило, включает в себя: выплату  гарантированного государством пособия  по безработице, а по истечении его  срока - материальной помощи (социального  пособия); выплату доплат  на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих  товаров первой необходимости, включая  продукты питания; организацию дешевого питания в специальных столовых и т.д. Действие пассивной политики ограничивается безработными.

Информация о работе Cостояние и прогноз развития рынка труда в России