Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:27, курсовая работа
Рынок трудa как экономическая категория долгoе время рассматривался кaк явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица - как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Функционально-организационная структура рынка тpудa включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации: биржи труда; правовое регулирование занятости.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Особенности формирования рынка труда в России……………………..…4
2 Прогнозирование рынка труда……………………………………………….7
3 Активная и пассивная политика на рынке труда…………………………...11
4 Федеральная программа обеспечения занятости населения - основа государственной политики на рынке труда России ……………………..…13
5 Заключение……………………………………………………………………16
6 Список литературы…………………………………………………………….20
УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
Кафедра экономики труда
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
РЫНОК ТРУДА
НА ТЕМУ:
" Cостояние и прогноз развития рынка труда в России"
Работу выполнил: Халтурин Андрей Петрович
Студент группы ЭСЗ-303
Работу проверил (а): ____________________
Челябинск
2013
Содержание
Введение………………………………………………………
1 Особенности формирования рынка труда в России……………………..…4
2 Прогнозирование рынка труда……………………………………………….7
3 Активная и пассивная политика на рынке труда…………………………...11
4 Федеральная программа обеспечения занятости населения - основа государственной политики на рынке труда России ……………………..…13
5 Заключение……………………………………………………
6 Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Рынок трудa как экономическая категория долгoе время рассматривался кaк явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица - как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Функционально-организационная структура рынка тpудa включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации: биржи труда; правовое регулирование занятости.
Нa рынке труда встречаются продавец и покупатель, кaк при любой сделке купли-продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), a покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели.
На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.
На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Но вместе c тем рынок стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.
1 Особенности формирования рынка труда в России
Формирование территориального рынка труда (федерального, регионального) происходит под влиянием различных факторов и условий. Эти факторы и условия определяют особенности российского рынка труда, различаются по своему характеру, степени, направлением воздействия. Характерными особенностями современного состояния рынка труда в России являются следующие:
1. Одним из наиболее
общих факторов, влияющих на параметры
рынка труда, является то, что
он формируется в условиях
общего кризиса, охватившего
2. Другой особенностью
рынка труда в России является
то, что скорость формирования
рынка труда явно недостаточна
для того, чтобы успешно складывались
рыночные предпосылки
3. Особенностью нынешнего
этапа формирования рынка
4. Весьма существенно
то, что процесс формирования
рынка труда лишен необходимой
государственной стратегии.
5. Специфика формирования
рынка труда в России в
6. Особенностью формирования
рынка труда в России является
также то, что в различных регионах
имеются разные социально-
В немалой степени этому способствует и сложившаяся отраслевая специализация регионов, одна часть которых на протяжении ряда лет выступала в роли аграрных, другая - сырьевых придатков, третья - узлов концентрации предприятий оборонного комплекса.
Следствием этого является неравномерность, высокая дифференциация регионов России по показателем состояния рынка труда. Наряду с территориями, в которых ситуация с занятостью резко обострилась, в связи с чем ставится задача отселения части населения в том числе и трудоспособного - из районов Крайнего севера, существуют и другие регионы г. Москва, САХА-республика и др., где ситуация на рынке труда более благоприятная.
7. И наконец важной
особенностью, влияющей на формирование
рынка труда в России является
то, что существует
Таким образом, обобщая вышеизложенное можно сделать вывод о том, что условия формирования рынка труда в России по-разному влияют на его функционирование и развитие. Учет этих особенностей необходим при прогнозировании тенденций в сфере занятости и выработке эффективной, общегосударственной политики регулирования занятости населения в России.
2 Прогнозирование рынка труда
Прогноз рынка труда служит основой для организации работы по обеспечению занятости населения, так как позволяет оценить:
1) складывающуюся ситуацию
с соотношением спроса и
2) возможную численность
незанятого населения, которая
может обратиться за
3) распределение рабочей силы, оказавшейся на рынке труда
4) возможные объемы
5) потенциальную численность безработных.
Прогнозирование рынка труда является базой для определения объема средств, необходимых для выполнения программ действий служб занятости, а также позволяет определить приоритеты региональной политики занятости на прогнозируемый период и разработать меры, направленные на предотвращение массовой безработицы и обеспечение социальных гарантий граждан в сфере их занятости.
Разработка прогноза рынка труда осуществляется на основе анализа складывающейся социально-экономической ситуации, на основе анализа занятости населения и рынка труда в регионе.
В соответствии с рекомендациями ФСЗ прогнозы рынка труда должны быть многовариантные и учитывать различные изменения объема производства. В связи с этим могут быть разработаны следующие варианты прогноза:
1 - минимальный - отражающий сложившиеся изменения объема производства
2 - средний - предусматривающий несколько более высокие темпы изменения объемов производства
3 - максимальный - основанный
на возможных значительных
Закладываемые в различные варианты прогноза показатели изменения объемов производства определяются на основании данных местных экономических органов и органов управления.
Прогноз рынка труда разрабатывается на предстоящий период (год) в целом, а также с разбивкой по кварталам.
Прогнозирование рынка труда проводится органами службы занятости совместно с органами экономики и статистики.
При расчетах необходимо учитывать
национальные и демографические
особенности, специфику социально-
Прогноз рынка труд состоит из следующих 4 разделов:
1 раздел (блок) - предложение
рабочей силы, позволяющее определить
численность различных
- высвобожденные работники
- молодежь, не продолжающая
дальнейшую учебу или не
- граждане, меняющие работу по причине текучести
- лица, освобожденные из мест лишения свободы
- мигранты трудоспособного возраста, прибывшие в регион из других территорий
- незанятое население,
желающее приступить к
- демобилизованные из рядов ВС.
Все группы граждан на рынке труда представлены тремя категориями рабочей силы:
1. Не имеющая работы. К ним относятся:
- потерявшие работу по тем или иным причинам
- впервые вступающие в трудовую жизнь
- решившие возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва.
2. Работающие, но желающие сменить место работы.
3. Работающие, а также учащиеся, желающие подработать в свободное от работы или учебы время.
2 раздел (блок) - спрос на
рабочую силу позволяет
- числе дополнительных рабочих мест, предполагаемых к вводу в прогнозируемом периоде
- имеющихся рабочих местах
(их потребности на замену
3 раздел (блок) - соотношение спроса и предложения рабочей силы отражает степень напряженности на рынке труда.
4 раздел (блок) - распределение рабочей силы. Представляет возможность оценить численность граждан, трудоустраиваемых самостоятельно, т.е. минуя службу занятости, а также определить возможную численность трудоустраиваемых этой службой граждан, лиц, которым необходимо будет пройти переподготовку и безработных.
3 Пассивная и активная политика занятости
Различают государственную активную и пассивную политику занятости населения.
Пассивная политики занятости населения - это совокупность мероприятий направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как правило, включает в себя: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении его срока - материальной помощи (социального пособия); выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания; организацию дешевого питания в специальных столовых и т.д. Действие пассивной политики ограничивается безработными.
Информация о работе Cостояние и прогноз развития рынка труда в России