Cостояние и прогноз развития рынка труда в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Рынок трудa как экономическая категория долгoе время рассматривался кaк явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица - как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Функционально-организационная структура рынка тpудa включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации: биржи труда; правовое регулирование занятости.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Особенности формирования рынка труда в России……………………..…4
2 Прогнозирование рынка труда……………………………………………….7
3 Активная и пассивная политика на рынке труда…………………………...11
4 Федеральная программа обеспечения занятости населения - основа государственной политики на рынке труда России ……………………..…13
5 Заключение……………………………………………………………………16
6 Список литературы…………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО.docx

— 34.70 Кб (Скачать)

*  содействие развитию  малого бизнеса и самозанятости;

*  ассоциации предпринимателей  Государство выступает в качестве  работодателя на государственных  предприятиях.

Главная функция государства  заключается в том, что оно  формирует, определяет, контролирует и  регулирует интересы партнеров на рынке  труда.

 Активная политика  занятости - это совокупность  правовых, организационных и экономических  мер проводимых государством  с целью снижения уровня безработицы.

Активная политика занятости  носит упреждающий характер, направленный на недопущение негативных явлений, либо их ликвидацию и уменьшение размеров. Действия активной политики распространяется на экономически активное население.

Основными формами активной политики занятости являются:

*  стимулирование создания  новых рабочих мест;

*  организация общественных  работ;

*  использование гибких  форм занятости (неполный рабочий  день, рабочая неделя);

*  развитие нестандартных  форм занятости (надомничество,  совместительство);

*  содействие развитию  малого бизнеса и самозанятости.

Последняя форма является наиболее перспективной, т.к. именно развитие малого бизнеса, индивидуального предпринимательства  стимулирует развитие частной собственности, развитие предпринимательской активности способствует насыщению рынка товарами и услугами и т.д.

Самое важное для государства - средства вложенные в программу  поддержки активной  политики содействия занятости в отличии от компенсационных  выплат (пособий по безработице) окупаемы и возвратны.

Подавляющее большинство  промышленно-развитых стран с социально-ориентированной  рыночной экономикой главной целью  в области политики занятости  провозглашают активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и  свободно избранной занятости.

В развитой рыночной экономике  субъектами  на рынке труда выступают  работодатели и работники (органы) представляющие их интересы - ассоциации предпринимателей. Государство выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях. Главная функция государства  заключается в том, что она  формирует, определяет, контролирует и  регулирует интересы партнеров на рынке  труда.

 

 

 

4 Федеральная программа обеспечения занятости населения - основа государственной политики на рынке труда России

В соответствии с Законом  о занятости населения (ст. 16) органы службы занятости разрабатывают  республиканские и региональные (краевые, областные, районные, городские) программы, предусматривающие меры по содействию занятости населения  в соответствии с законом о  занятости. Программы формируются  исходя из ситуации на рынке труда  и прогноза его развития. Кроме  того, учитываются территориальные  особенности, национальные и исторические традиции, планы экономического и  социального развития.

Цель разработки федеральной  программы занятости населения  – реализация государственной политики содействия занятости населения, активизация  содействия занятости населения  с учетом более полного и рационального  использования территориальных  ресурсов и возможностей по обеспечению  занятости населения.

  Основные задачи – экономическое, организационное, правовое регулирование занятости населения, обеспечение активной деятельности Федеральной Государственной службы занятости населения. Главные направления Федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации следующие:

- определение общефедеральной  концепции занятости населения;

- предотвращение критической  ситуации на рынке труда;

- реализация федеральных  и региональных мер по поддержке  занятости в регионах с напряженной  ситуацией на рынке труда;

- создание условий для  развития занятости трудоспособного  населения в государственных  и негосударственных секторах  экономики, прежде всего для  граждан особо нуждающихся в  социальной защите;

- сдерживание массового  высвобождения работников;

- развитие системы обучения  кадров, сдерживание роста безработных  за счет организации и проведения  опережающего переобучения, переподготовки  персонала;

- организация социальной  защиты работников организаций,  находящихся  на грани банкротства;

- расширение масштабов  и усиления финансовой поддержки  развития малого и среднего  бизнеса, частного предпринимательства;

- совершенствование деятельности  государственной службы занятости  по созданию условий для быстрейшего  трудоустройства безработных граждан;  эффективной целевой поддержки  лиц, потерявших работу; смягчение  последствий долговременной безработицы;  увеличение масштабов общественных  и временных работ.

  В реализации этих задач и направлений – приоритет за активными формами занятости.

Федеральная программа занятости  населения включает в себя совокупность региональных программ. Региональные программы содействия занятости  представляют собой механизм государственного воздействия на региональные рынки  труда.

I. Государственная (республиканская)  программа занятости населения  РФ – ГПЗН РФ содержит мероприятия  с их финансовым, материально-техническим  и организационным обеспечением, которые могут быть осуществлены  лишь на республиканском уровне  управления. К ним относятся:

- мероприятия по стимулированию  развития рабочих мест и рынка  труда в приоритетных районах;

- мероприятия по смягчению  социальной напряженности на  тех территориях, где происходит  резкий рост безработицы;

- мероприятия по оперативному  вмешательству в случае необходимости  в неблагоприятные ситуации на  региональных рынках труда, когда  эти ситуации не могли быть  спрогнозированы заранее.

В ГПНЗ РФ включаются также  мероприятия по проведению государственной  политики занятости населения, которые  целесообразно осуществлять на межрегиональной  основе. Обеспечивая тем самым  их высокую эффективность. На уровне ГПНЗ также увязываются макроэкономические соотношения инфляции и безработицы, занятости и инвестиционной активности и т.п., а также определяется общая  концепция республиканской (федеральной) политики занятости, дается общий прогноз  рынка труда.

С целью достижения эффективной  занятости и обеспечения социальной защиты граждан в условиях рыночной экономики, региональные программы  занятости населения можно разделить  на три уровня:

1) республиканская программа  занятости населения;

2) краевая (областная)  программа занятости населения;

3) районная (городская) программа  занятости населения.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рынок труда — это такая  экономическая среда или пространство, на котором в результате конкуренции  между экономическими агентами через  механизм спроса и предложения устанавливается  определенный объем занятости и  уровень оплаты труда. Это, прежде всего, система общественных отношений, связанных  с куплей и продажей товара «рабочая сила».

Рынок труда является важным элементом рыночной экономики наряду с рынком товаров и рынком капитала. При этом рынок труда, будучи объектом государственного регулирования, приобретает  характер экономико-правовой категории.

Он представляет собой  особую совокупность экономических  и правовых отношений, связанных  с обеспечением эффективной трудовой занятости граждан, удовлетворением  спроса и предложений на рабочую  силу. Субъектами этих отношений выступают: безработные граждане, работодатели и государство, имеющие на рынке  свои общие и особые интересы.

В структуре рынка труда  можно выделить следующие компоненты:

1) субъекты рынка труда;

2) экономические программы,  решения и юридические нормы,  принятые субъектами;

3) рыночный механизм (спрос  и предложение рабочей силы, цена  рабочей силы, конкуренция);

4) безработица и социальные  выплаты, связанные с ней;

5) рыночная инфраструктура.

Различают федеральный (на уровне страны) рынок труда, региональные (на уровне автономной республики, области, района области, города), а также рынок труда на уровне предприятия, фирмы (корпоративный или, иначе, внутризаводской, внутрифирменный). Федеральный рынок может интегрироваться в международный в соответствии со сложившимся международным разделением труда.

Современный рынок руда в  России неоднороден. Он представляет собой  многослойную структуру, образуемую двумя  взаимосвязанными сферами, несущими разную функциональную нагрузку, различающимися способом и формами аккумуляции  резервов рабочей силы, организации  и регулирования, характером влияния  на эффективность производства и  положение трудящихся. По этим признакам  российский рынок труда можно  подразделить на "открытый" и "скрытый".

Рынок труда в России еще  до сих пор функционирует в  условиях независимости института  социального партнерства, который  только зарождается и охватывает не все уровни. Это крайне затрудняет выработку политики солидарности и  согласия в вопросах ценообразования, заработной платы, доходов, налоговой  системы с учетом интересов разных субъектов рынка труда, существенно  снижает роль этого инструмента  регулирования в становлении  рыночного механизма распределения  и перераспределения рабочей  силы, основанного на стоимостных  отношениях.

Для нашего рынка характерны стихийное его формирование, становление  и развитие, пока еще не сложилась  единая инфраструктура рынка труда, что же касается биржи труда, то она  занимается в большей своей части  лишь сбором информации о наличии  рабочих мест, регистрацией незанятого населения, выдачей пособий по безработице  и т.п.

Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную  политику и осуществляющим управление в области труда, занятости и  социальной зашиты населения является Министерство труда и социального  развития Российской Федерации, образованное Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г., № 1177 «О структуре органов исполнительной власти».

Основными задачами Министерства труда и социального развития Российской Федерации являются разработка предложений и реализация основных направлений и критериев государственной  социальной политики по решению комплексных  проблем социального развития, народонаселения, повышению уровня жизни и доходов  населения, развитию социального страхования, кадрового потенциала, совершенствованию  системы оплаты труда и социального  партнерства, организации пенсионного  обеспечения и социального обслуживания, улучшению условий и охраны труда, обеспечению эффективной занятости  населения и социальных гарантий, социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных с  военной службы и членов их семей, становлению и развитию государственной  службы, совершенствованию законодательства о труде, занятости и социальной защите населения, осуществлению международного сотрудничества в установленной  сфере деятельности.

Введенная с начала 2009 г. обязанность оперативно информировать ГСЗ о переводах работников на неполное время и предоставлении им вынужденных отпусков повысила для предприятий риск, что при обращении к этим мерам они сразу же привлекут к себе повышенное внимание со стороны региональных, а, возможно, и центральных властей – со всеми вытекающими отсюда малоприятными последствиями. Все это делает вынужденную неполную занятость намного более дорогостоящим, чем прежде, механизмом адаптации, заметно снижая его привлекательность в глазах предприятий.

Нынешний экономический  кризис, поразивший российскую экономику  во второй половине 2008 года, нанес сильнейший удар по всем основным сегментам делового сектора российской экономики. Очень  сильно от этого пострадал рынок труда, что привело к увеличению числа безработных в стране.

С началом кризиса стало  ясно, что развитие российского рынка  труда подошло к институциональной  развилке: удастся ли прежней модели подтвердить свою жизнеспособность или же она будет вытеснена  какой-то иной моделью с иным, более "стандартным" алгоритмом функционирования? В конечном счете, ответ на этот вопрос будет зависеть от соотношения между  альтернативными способами адаптации. Преобладание методов "ценовой" и "временной" подстройки будет  свидетельствовать об устойчивости сложившейся ранее модели, преобладание методов "количественной" подстройки – о ее сломе и постепенном  преодолении. И то, как поведет  себя российский рынок труда в  нынешних "шоковых" условиях, во многом предопределит траекторию его последующей  эволюции.

На рубеже 2008-2009 годов  государство приняло целый ряд  важных решений, связанных с регулированием рынка труда. Одни были разработаны  и намечены к принятию еще в  период быстрого экономического роста, другие стали непосредственной реакцией на начавшийся кризис. Неожиданно высокая  активность, проявленная государством впервые кризисные месяцы, вполне могла изменить привычный ход  работы российского рынка труда, направив его реакцию по иному  руслу, чем прежде.

Правительством была разработана  и принята специальная антикризисная  программа дополнительных мероприятий  по снижению напряженности на рынке  труда. Программа адресована не столько  безработным, сколько "работникам, находящимся  под риском увольнения" - намеченным к сокращению, переведенным на нестандартные  режимы работы и т.д. Определены четыре основных направления ее реализации: организация опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения (предполагаемый охват –  свыше 200 тыс. человек); организация  общественных работ и создание временных рабочих мест для работников, находящихся под риском увольнения (предполагаемый охват – порядка 1 млн. человек; сюда же относятся меры по предоставлению стажировок на предприятиях выпускникам образовательных учреждений); содействие переезду работников, находящихся под риском увольнения, для замещения рабочих мест в других регионах (предполагаемый охват – около 50 тыс. человек); содействие малому предпринимательству и самозанятости среди безработных (предполагаемый охват – 15 тыс. человек). На эти цели из федерального бюджета планируется потратить примерно 43 млрд. рублей.Федеральный бюджет РФ в 2010 году выделит более 35 миллиардов рублей на программы по снижению напряженности на региональных рынках труда.

Информация о работе Cостояние и прогноз развития рынка труда в России