Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 08:13, курсовая работа
Для осуществления своей деятельности любое предприятие должно
располагать определенным набором экономических ресурсов (или факторов производства) – элементов, используемых для производства экономических благ. Обычно в экономической литературе все, что предприятие имеет и использует в производственной деятельности, называется имуществом предприятия.
Введение
3
Экономическая сущность основных производственных фондов предприятия, их классификация и структура
6
1.1 Понятие основных фондов предприятия, их состав и структура 6
1.2 Классификация основных фондов автотранспортного предприятия 11
Оценка основных фондов
14
2 Анализ состава и структуры основных фондов автотранспортного предприятия ООО «Лидер»
20
2.1 Общие данные о предприятии 20
2.2 Анализ обеспеченности предприятия основными средствами производства 26
2.3 Состав и структура основных фондов АТП «Лидер» 27
2.4 Анализ движения и технического состояния основных средств 35
Выводы и предложения 39
Список литературы
Как следует из таблицы 5, продолжается тенденция, сложившаяся за предыдущие 2 года. Снижается стоимость пассивных основных фондов и доля их в структуре, т.е. зданий на 528 тыс. руб., что соответствует 1,3% и сооружений на 149 тыс. руб. или на 0,3 %. В свою очередь, стоимость и доля активной части увеличивается – машины и оборудование на 520 тыс. руб. или на 0,9% и транспортные средства на 316 тыс. руб. или 0,4 %. Так же, имеет место, рост производственных основных фондов на 269 тыс. руб. или 0,5%, и соответственно снижение непроизводственных на 52 тыс. руб. или 0,1 %.
Для наглядности динамика этих процессов представлены на рисунке 4.
Рисунок 4. Структура основных фондов в 2008-2010 гг.
Из данных таблиц 3-5 и рисунка 4 следует, что в рассматриваемом периоде на долю активной части основных фондов приходится более половины стоимости основных фондов предприятия. В сумме машины оборудование и транспортные средства составляют по годам 51,6%, в 2008 и 2009 гг. и 54,7 в 2010 г., т.е. имеет место тенденция к росту активной части как в стоимостном выражении, так и в долевом, что происходит за счёт приобретения автомобилей. Вместе с тем следует отметить, что обновление автотранспорта идет не очень активно. Новые автомобили не покупаются. Взамен списываемых автомашин приобретаются у же ранее бывшие в эксплуатации. А так автотранспорт загружен достаточно эффективно, предприятие несёт значительные затраты на ремонт техники и вынуждено содержать значительную ремонтную базу.
Снижается доля стоимость и доля пассивной части, т.е. зданий и сооружений за счет их материального износа.
Так же, правда в небольшой степени, но увеличивается стоимость и доля производственных основных фондов, а непроизводственных, соответственно, снижается.
Структура
ОПФ автотранспорта зависит от многих
факторов, в т.ч. от: количественного
и качественного состава
Технологическая структура транспортных средств в 2010 гг. приводится в таблице 6
Таблица
6- Технологическая структура подвижного
состава по типам и маркам
Грузо-подъ-ем-ность,
тн |
Кол--во
шт |
По типам
и маркам
% |
По маркам
% |
Общая грузо-подъем-
ность, тн |
По типам
и маркам
% |
По мар- кам
% | ||||||||||||||||||
Всего автомобилей | 73 | 100,0 | 475,4 | 100,0 | ||||||||||||||||||||
Цистерны | 5 | 6,8 | 100,0 | 31,4 | 6,6 | 100,0 | ||||||||||||||||||
Из
них |
Зил-130 | 6,7 | 4 | 5,5 | 80,0 | 26,8 | 5,6 | 85,3 | ||||||||||||||||
Газ-53 | 4,6 | 1 | 1,4 | 20 | 4,6 | 1,0 | 14,7 | |||||||||||||||||
Бортовые | 25 | 34,2 | 100,0 | 166,2 | 35,0 | 100,0 | ||||||||||||||||||
Из
них |
Камаз-5320 | 8 | 12 | 16,4 | 48 | 96 | 20,2 | 57,8 | ||||||||||||||||
Зил-431610 | 5,4 | 13 | 17,8 | 52 | 70,2 | 14,8 | 42,2 | |||||||||||||||||
Самосвалы | 32 | 43,8 | 100,0 | 190 | 39,9 | 100,0 | ||||||||||||||||||
Из
них |
Камаз-5511 | 10 | 6 | 8,2 | 18,8 | 60,0 | 12,6 | 31,6 | ||||||||||||||||
Зил-ММЗ 554 | 5 | 26 | 35,6 | 81,2 | 130,0 | 27,8 | 68,4 | |||||||||||||||||
Фургоны | 7 | 9,6 | 100,0 | 50,8 | 10,7 | 100,0 | ||||||||||||||||||
Из них | Камаз - | 8 | 5 | 6,8 | 71,4 | 40,0 | 8,4 | 78,4 | ||||||||||||||||
Зил-138 | 5,4 | 2 | 2,7 | 28,6 | 10,8 | 2,3 | 21,6 | |||||||||||||||||
Седельные тягачи с полуприцепами бортовыми | 4 | 5,6 | 100,0 | 39 | 8,2% | 100,0 | ||||||||||||||||||
Из них | Камаз-54112 | 12 | 2 | 2,8 | 50 | 24,0 | 5,0 | 61,5 | ||||||||||||||||
Зил-441510 | 7,5 | 2 | 2,8 | 50 | 15.0 | 3,2 | 38,5 | |||||||||||||||||
Из данных таблицы 6 следует, что наибольшую долю в технологической структуре по количеству и грузоподъемности занимаю самосвалы (43,8 и 39,9 % соответственно), состоящие, в основном, из автомобилей ЗИЛ ММЗ 554 (84,2 %) На долю бортовых автомобилей приходится по количеству (34,2% по грузоподъемности 35%). В этой категории автомобилей распределение приблизительно поровну – 48 % приходится на Камаз-5320 и 52% на Зил-431610 по количеству и 20,2% и 14,8 % по грузоподъемности Меньшую долю занимают фургоны включающие автомобили Камаз (6,8% и 8,4 %, соответственно) и Зил 138 (2,7 % и 2,3 % соответственно); автоцистерны, представленные автомобилями ЗИЛ -10 ( 5,5 % и 5,6%) соответственно и Газ 53 и 1,4% и 1,0%, соответственно) и седельные тягачи с бортовыми автоприцепами марки Камаз-54112 (2,8 % и 5,0 % соответственно ) и Зил-441510 (2, % и 3,2 % соответственно). Такая структура сложилась исходя из потребностей рынка. Так как основными грузами являются зерно, и продукты его переработки, перевозимые на расстояние преимущественно до 100 км.
Структура автомобилей по грузоподъемности представлена в таблице 7.
Таблица 7 - Структура подвижного состава по грузоподъемности,
Грузоподъемность | Количество ед. | Доля, % |
До 1, 5 тн | 0 | 0 |
Свыше 1,5 до 5 тн | 27 | 37 |
Свыше 5 до 7 тн | 19 | 26 |
Свыше 7 до 10 тн | 25 | 34 |
Свыше 10 тн | 2 | 3 |
Итого | 73 | 100 |
Из данных таблицы 7 следует, что на предприятии отсутствуют автомобили малой грузоподъемности до 1, 5 тн. Доля этого рынка занята частными мелкими предпринимателями – грузоперевозчиками, имеющими по 2-3 автомобиля, марки ГАЗель. Предприятие «Лидер» специализируется на более крупных межпоселковых и междугородних перевозках. Автомобили грузоподъемностью от 1, 5 до 5-ти тн составляют 37 %, от 7-ми до 10 тн – 34%, от 5-ти до 7-ми - 26 %, большегрузные автомобили, белее 10-ти тн – 3%.
Структура автотранспорта по видам топлива представлена в таблице 8
Таблица 8 – Структура подвижного состава по видам топлива
Вид топлива | Количество ед | Доля % |
Дизельное топливо | 25 | 34,2 |
Бензин | 48 | 65,8 |
Итого | 73 | 100 |
Из данных таблицы 8 следует, что на долю автомобилей, использующих в качестве моторного топлива бензин приходится 65,8 % на дизельное топливо 34,2 %. Автомобилей, использующих сжиженный газ на предприятии нет, что связано с удаленностью газовых заправок, ближайшая находится в г. Алейске, и значительной стоимостью газобаллонного оборудования. Кроме того, при установке газобаллонного оборудования необходимо оборудование стояночных боксов дополнительными системами механической приточно – вытяжной вентиляции, сблокированными с системами сигнализации уровня загазованности, специально обученный и аттестованный персонал, что так же требует значительных дополнительных затрат. Кроме того, при низких температурах в зимнее время работа двигателей на газовом топливе неустойчива.
Для характеристики возрастного
состава основные фонды группируются
по продолжительности
Таблица 9 - Возрастная структура парка автомашин
Возраст автомашин | Количество ед. | Доля % |
До 2-х лет | - | - |
От 2-х до 5-ти лет | 8 | 10,9 |
От 5-ти до 8-ми лет | 12 | 16,5 |
От 8-ми до 10-ти лет | 21 | 28,8 |
Свыше 10-ти | 32 | 43,8 |
Итого | 73 | 100 |
Как следует из данных таблицы 9, в возрастной структуре предприятия преобладают автомобили старше 10 лет, доля которых составляет 43,8 %.
На
возрастную группу от 8-ми
до 10-ти лет приходится 28,8 %, от
5-ти до 8-ми лет 16,5 %. На наименьшую
по возрасту группу - от 2-х
до 5 - ти лет приходится только 10,9 % автомобилей,
а нового автотранспорта, до
2- х лет нет совсем.
2.4
Анализ движения и технического
состояния основных средств
Движение и воспроизводство основных средств предприятия характеризуют следующие относительные показатели, выраженные в идее коэффициентов:
Коэффициент обновления основных средств (Коб), характеризующий долю новых основных средств в общей их стоимости на конец года:
Коб = Поступление основных средств за год
Стоимость основных средств на конец года
К об8 = 2182/55193=0,0395;
К об9 = 2019/56031=0,0360;
К об10 = 1108/56248=0,0196.
Коэффициент ввода основных средств (Квв), характеризующий долю введенных основных средств в общей стоимости на начало года:
Квв = Поступление основных средств за год
Стоимость основных средств на начало года
К об8 = 2182/54794=0,0398;
К об9 = 2019/55193=0,0366;
К об10 = 1108/56031=0,0198.
Коэффициент выбытия основных средств (Кв), характеризующий долю основных средств, выведенных из эксплуатации, в общей стоимости на начало года.
Кв
= Выбыло
основных средств за
год
Стоимость основных средств на начало года
Кв8= 1783/54799=0,0325;
Кв9 =1781/55139=0,0323;
Кв10=881/56031= 0,0157.
Коэффициент износа основных средств (Киз), характеризующий долю износа основных средств к их первоначальной стоимости
Киз = Износ основных средств