Анализ состава и структуры основных фондов автотранспортного предприятия ООО «Лидер»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 08:13, курсовая работа

Краткое описание

Для осуществления своей деятельности любое предприятие должно
располагать определенным набором экономических ресурсов (или факторов производства) – элементов, используемых для производства экономических благ. Обычно в экономической литературе все, что предприятие имеет и использует в производственной деятельности, называется имуществом предприятия.

Оглавление

Введение
3
Экономическая сущность основных производственных фондов предприятия, их классификация и структура
6
1.1 Понятие основных фондов предприятия, их состав и структура 6
1.2 Классификация основных фондов автотранспортного предприятия 11
Оценка основных фондов
14
2 Анализ состава и структуры основных фондов автотранспортного предприятия ООО «Лидер»
20
2.1 Общие данные о предприятии 20
2.2 Анализ обеспеченности предприятия основными средствами производства 26
2.3 Состав и структура основных фондов АТП «Лидер» 27
2.4 Анализ движения и технического состояния основных средств 35
Выводы и предложения 39
Список литературы

Файлы: 1 файл

Понятие основных фондов их сущность и значение.docx

— 164.85 Кб (Скачать)

      Единицей учета   основных  фондов  является инвентарный объект:

  • Отдельный предмет (например, автомобиль);
  • Единый комплекс, состоящий из  нескольких  предметов, которые  имеют  общее  управление (например,  компьютер, в состав которого  входят  системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

    Срок  полезного   использования   –   период,   в   течение   которого использование   объектов   основных   средств   призвано   приносить   доход

организации или служить для выполнения целей  ее деятельности.

       Непроизводственные основные фонды — это совокупность зданий, сооружений, предметов длительного пользования, функционирующих в непроизводственной сфере. При   административно - командной системе  хозяйствования  перечень таких  объектов  практически  у каждого  предприятия был  значителен: жилые  дома, больницы,  стадионы, базы отдыха, и т. п.

     В связи  с переходом  к рынку  большинство  этих  объектов было  передано  на  баланс  структурам  местного  самоуправления или  реализовано.   Но  и  в настоящее  время  на балансе многих организаций продолжают оставаться, или  вновь  обустраиваются  такие объекты непроизводственного назначения, как, медицинские  кабинеты и  оборудование, базы отдыха, столовые и т. п. которые впрямую не используются для производства или для управленческих нужд, но  служат  для обеспечения социальных потребностей работающих. 
 

    1.   Классификация основных   фондов автотранспортного  предприятия

     Потребность АТП в основных фондах определяется производственной программой его деятельности, которая, в свою очередь, формируется  в соответствии с величиной и  структурой спроса на конкретные транспортные услуги. Количество физических единиц по отдельным видам основных фондов в общем виде рассчитывается путем  соотнесения объемов работ по отдельным пунктам производственной программы и производительных характеристик  единицы каждого из видов основных фондов. В качестве таких характеристик  можно назвать суточную производительность автомобиля или пропускную способность  диагностического оборудования. [1]

     Специфика транспортного процесса определяет своеобразное соотношение элементов  основных фондов, используемых в АТП. Остановимся на структуре основных средств, исходя из их вещественной формы.

     Преобладающая часть стоимости основных производственных фондов автотранспортных  предприятий – это стоимость автомобилей, определяемая обычно как «стоимость транспортных средств». Это активная часть основных производственных фондов, т.е. те основные производственные фонды, эксплуатация которых непосредственно определяет объем транспортных услуг.

     Все транспортные средства, используемые на предприятии, группируются таким  образом, чтобы обеспечить адекватную оценку по трем блокам:

     -   производственная база;

     -   затраты;

     -   финансово-экономические показатели.

     В соответствии с этим выделяются три  признака классификации:

     -   функция - признак, являющийся определяющим для анализа производственной базы. Он учитывает и технические возможности, и область применения транспортного средства. Например, в одну группу не могут входить автобусы, осуществляющие перевозку пассажиров, седельные тягачи, ориентированные на грузооборот, и механизмы, используемые при строительстве объекта;

     -   принадлежность, существенно влияет на затраты. Например, несмотря на однотипность выполняемых функций, в одну группу не могут входить седельные тягачи, находящиеся в собственности предприятия, используемые на условии долгосрочной аренды — лизинга и арендованные на короткий срок;

     -  стоимость автотранспортных услуг. Рыночная стоимость автотранспортных услуг является мерой альтернативного дохода для собственного транспорта, для наемного - формирует затраты. Например, несмотря на сходство в функциях и принадлежности, в одну группу не могут входить седельные тягачи и грузовые фургоны, автобусы и микроавтобусы. [2]

     Для оптимизации учета каждой группе транспортных средств присваивается  определенный внутрифирменный код. Например, автобусам будет соответствовать 01, микроавтобусам — 02, легковым автомобилям  — 03 и т.д.

     В связи с особым вниманием, которое уделяется оптимизации структуры и проблемам использования активной части основных производственных фондов, выделяют отдельные классы подвижного состава. Так, можно выполнить группировку автомобилей по  назначению: грузовые,  пассажирские и специальные.

     В  свою очередь,   грузовые  автомобили классифицируются:

       - по типу кузова: бортовые, самосвалы, фургоны, цистерны, рефрижераторы и изотермические, платформы, лесовозы, длинномеры  и т.п.;

     - по грузоподъемности: малой до 1, 5 тн,  средней от 1, 5 до  6-ти  тн, большой – свыше   6-ти тн;

     - по  видам: одиночные  автомобили, автопоезда  (седельные  и   прицепные);

     - по сроку эксплуатации.

     Группировка автомобилей для перевозки  пассажиров производится по:

     - пассажировместимости: автобусы, микроавтобусы,   легковые автомобили (например, с кузовом типа седан, автомобили-такси);

     - по длине оси;

     - по   звенности (одиночные и двухзвенные) и др.

     Кроме того  существуют автомобили  специального назначения, например, автомобили грузовые аварийные, автокраны, пожарные транспортные средства, автобетономешалки, автомобили для уборки дорог, поливомоечные  автомобили, автомастерские и т.п. [8]

     В  автотранспортных предприятиях сравнительно невелик удельный вес стоимости пассивной части основных производственных фондов – производственных зданий, вычислительной техники, измерительного оборудования и т.д., т.е. той части основных производственных фондов, эксплуатация которых связана с обеспечением деятельности автотранспортных предприятий.

     Невысокий уровень механизации ремонтно-обслуживающих  работ в автотранспортных предприятиях определяет относительно небольшой  удельный вес стоимости машин  и оборудования, используемых при  техническом обслуживании и ремонте  подвижного состава, в общей стоимости  основных производственных фондов. Удельный вес этой составляющей существенно  снижается, когда АТП при производстве технических воздействий на автомобили пользуется услугами других предприятий. На крупных АТП удельный вес стоимости  пассивной части основных фондов в их общей стоимости, как правило, значительно выше, чем в малых  предприятиях, где могут отсутствовать  специальное оборудование, закрытые стоянки автомобилей, складские  помещения и др. [7]

         Непроизводственные  основные фонды автотранспортного  предприятия – это здания медицинских  пунктов, детских и спортивных учреждений, здания пансионатов, предназначенных  для отдыха работников, и т.д. Удельный вес стоимости непроизводственных основных фондов зависит от экономического положения предприятия, от его размера  и от социальной политики, осуществляемой его руководителями и / или владельцами. Как правило, на автомобильном транспорте стоимость непроизводственных основных фондов составляет незначительную часть общей стоимости основных средств.

         С развитием малого и среднего бизнеса в отрасли  различие в структуре основных фондов отдельных транспортных предприятий (зависящей не только от величины предприятия, но и от номенклатуры выполняемых  им транспортных услуг) углубляется. Так, при расширении объема услуг по хранению и распределению перемещаемых товаров  увеличивается стоимость складских  помещений, погрузочно-разгрузочных механизмов и других основных фондов, необходимых  для обеспечения производства подобных услуг. При выполнении пассажирских перевозок появляется потребность  в таких основных фондах, как пункты остановки подвижного состава на маршруте, кассовые помещения, здания для хранения багажа, здания автовокзалов и т.д. 

    1.  Оценка  основных средств
 

     Учет, планирование  и  анализ   производственных  фондов осуществляется в натуральном  и  денежной формах. Это  вызвано  тем, что   их доля  в общем  объеме  средств  предприятий  велика и  достигает  70-80 %. От того  как  они  используются, зависит  состояние  экономики  предприятия. [9]

     В натуральном  выражении  фонды  учитывают  для   определения  их  в  численном  выражении, состава  по  группам, производственной мощности, степени  износа, планирования их  воспроизводства.

       В  денежном  выражении  фонды  учитываются, чтобы определить  их  суммарную величину для изучения  динамики  структуры, выявления активной части для дифференцированного исчисления амортизационных отчислений, определения платы за  их  использование, а так же   для расчёта экономической эффективности капитальных вложений,   экономических расчетов и прогнозов, формирования обобщающих отраслевых и народно-хозяйственных показателей.

     В  условиях  переходного  периода  к рыночным  отношениям расширяются  возможности поступления  основных  производственных  фондов на  предприятия. Поэтому, в зависимости   от  способа  поступления активных  основных  фондов их  первоначальная стоимость   определяется следующим  образом:

    • Внесенных учредителями  в  счет  их  вклада в уставный капитал предприятия – по  договоренности  сторон;
    • Изготовленных на  самом  предприятии, а  так  же  приобретенных за плату у других  предприятий  и лиц, исходя из  фактических  затрат;
    • Полученных  от  других  предприятий и  лиц безвозмездно, а так  же  в качестве  субсидий правительственного  органа – экспертным  путем или по данным  документов приема – передачи;
    • Долгосрочно  арендуемых – по  договоренности  сторон. 

     Базовыми  видами оценок основных фондов являются: первоначальная, восстановительная, среднегодовая, ликвидационная и оценочная стоимость.

  1. Оценка  по  первоначальной стоимости  включает  фактические  затраты на  их создание, приобретение, транспортировку, монтаж и  т.д., такими  затратами  могут  быть:
    • суммы, уплаченные  продавцу, в соответствии  с договором;
    • суммы, уплаченные  за доставку и  монтаж;
    • суммы, уплаченные  за  информационные  и  консультационные   услуги, связанные  с приобретением   данного  объекта основных средств;
    • регистрационные  сборы и  иные  аналогичные   платежи, связанные  с регистрацией прав организации  на  объект  основных средств (например, регистрация   автомобиля в ГИБДД)
    • невозмещаемые  налоги, уплаченные  при   приобретении объекта основных  средств (например, НДС);
    • проценты по  кредитам и  займам, полученным  для приобретения основных средств, начисленные  до  его  оприходования.
    • Иные  затраты, связанные   с приобретением  объекта основных  средств.

       Все  основные   производственные  фонды, поступающие   в распоряжение  предприятии, зачисляются на  баланс по полной первоначальной стоимости, т.е. балансовой стоимости.

  1. Восстановительная стоимость – это  стоимость  создания или  приобретения  основных  производственных  фондов в современных условиях. ПО  этому  методу оценки основные  фонды переоцениваются по  действующим  ценам  на  определённый  момент  времени независимо от   сроков  их  приобретения или  ввода.  Восстановительная стоимость характеризует  те  затраты, которые  необходимы  для воспроизводства  этих  фондов на  момент их  переоценки. Восстановительные   переоценки  производились  в нашей стране по  состоянию6

    На  1 января 1925 года;

    На  1 января 1960 года;

    На  1 января 1972 года;

    На  1 января 1992 года;

    И  далее  ежегодно.

     В  условиях инфляции  переоценка  основных  фондов предприятия позволяет:

    • Объективно  оценивать  их  стоимость;
    • Использовать  стоимость,  рассчитанную с учетом  инфляции  для расчета  сумм  амортизационных  отчислений;
    • Определить издержки  производства  и  реализации продукции (т.к.  сумма амортизационных отчислений переносится на   себестоимость выпускаемой продукции).

Информация о работе Анализ состава и структуры основных фондов автотранспортного предприятия ООО «Лидер»