Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 08:13, курсовая работа
Для осуществления своей деятельности любое предприятие должно
располагать определенным набором экономических ресурсов (или факторов производства) – элементов, используемых для производства экономических благ. Обычно в экономической литературе все, что предприятие имеет и использует в производственной деятельности, называется имуществом предприятия.
Введение
3
Экономическая сущность основных производственных фондов предприятия, их классификация и структура
6
1.1 Понятие основных фондов предприятия, их состав и структура 6
1.2 Классификация основных фондов автотранспортного предприятия 11
Оценка основных фондов
14
2 Анализ состава и структуры основных фондов автотранспортного предприятия ООО «Лидер»
20
2.1 Общие данные о предприятии 20
2.2 Анализ обеспеченности предприятия основными средствами производства 26
2.3 Состав и структура основных фондов АТП «Лидер» 27
2.4 Анализ движения и технического состояния основных средств 35
Выводы и предложения 39
Список литературы
Единицей учета основных фондов является инвентарный объект:
Срок полезного использования – период, в течение которого использование объектов основных средств призвано приносить доход
организации или служить для выполнения целей ее деятельности.
Непроизводственные основные
В
связи с переходом к рынку
большинство этих объектов было
передано на баланс структурам
местного самоуправления или реализовано.
Но и в настоящее время
на балансе многих организаций продолжают
оставаться, или вновь обустраиваются
такие объекты непроизводственного назначения,
как, медицинские кабинеты и оборудование,
базы отдыха, столовые и т. п. которые впрямую
не используются для производства или
для управленческих нужд, но служат
для обеспечения социальных потребностей
работающих.
Преобладающая часть стоимости основных производственных фондов автотранспортных предприятий – это стоимость автомобилей, определяемая обычно как «стоимость транспортных средств». Это активная часть основных производственных фондов, т.е. те основные производственные фонды, эксплуатация которых непосредственно определяет объем транспортных услуг.
Все транспортные средства, используемые на предприятии, группируются таким образом, чтобы обеспечить адекватную оценку по трем блокам:
- производственная база;
- затраты;
- финансово-экономические показатели.
В соответствии с этим выделяются три признака классификации:
- функция - признак, являющийся определяющим для анализа производственной базы. Он учитывает и технические возможности, и область применения транспортного средства. Например, в одну группу не могут входить автобусы, осуществляющие перевозку пассажиров, седельные тягачи, ориентированные на грузооборот, и механизмы, используемые при строительстве объекта;
- принадлежность, существенно влияет на затраты. Например, несмотря на однотипность выполняемых функций, в одну группу не могут входить седельные тягачи, находящиеся в собственности предприятия, используемые на условии долгосрочной аренды — лизинга и арендованные на короткий срок;
- стоимость автотранспортных услуг. Рыночная стоимость автотранспортных услуг является мерой альтернативного дохода для собственного транспорта, для наемного - формирует затраты. Например, несмотря на сходство в функциях и принадлежности, в одну группу не могут входить седельные тягачи и грузовые фургоны, автобусы и микроавтобусы. [2]
Для
оптимизации учета каждой группе
транспортных средств присваивается
определенный внутрифирменный код.
Например, автобусам будет
В связи с особым вниманием, которое уделяется оптимизации структуры и проблемам использования активной части основных производственных фондов, выделяют отдельные классы подвижного состава. Так, можно выполнить группировку автомобилей по назначению: грузовые, пассажирские и специальные.
В свою очередь, грузовые автомобили классифицируются:
- по типу кузова: бортовые, самосвалы, фургоны, цистерны, рефрижераторы и изотермические, платформы, лесовозы, длинномеры и т.п.;
- по грузоподъемности: малой до 1, 5 тн, средней от 1, 5 до 6-ти тн, большой – свыше 6-ти тн;
- по видам: одиночные автомобили, автопоезда (седельные и прицепные);
- по сроку эксплуатации.
Группировка автомобилей для перевозки пассажиров производится по:
- пассажировместимости: автобусы, микроавтобусы, легковые автомобили (например, с кузовом типа седан, автомобили-такси);
- по длине оси;
- по звенности (одиночные и двухзвенные) и др.
Кроме того существуют автомобили специального назначения, например, автомобили грузовые аварийные, автокраны, пожарные транспортные средства, автобетономешалки, автомобили для уборки дорог, поливомоечные автомобили, автомастерские и т.п. [8]
В автотранспортных предприятиях сравнительно невелик удельный вес стоимости пассивной части основных производственных фондов – производственных зданий, вычислительной техники, измерительного оборудования и т.д., т.е. той части основных производственных фондов, эксплуатация которых связана с обеспечением деятельности автотранспортных предприятий.
Невысокий
уровень механизации ремонтно-
Непроизводственные
основные фонды автотранспортного
предприятия – это здания медицинских
пунктов, детских и спортивных учреждений,
здания пансионатов, предназначенных
для отдыха работников, и т.д. Удельный
вес стоимости
С развитием малого
и среднего бизнеса в отрасли
различие в структуре основных фондов
отдельных транспортных предприятий
(зависящей не только от величины предприятия,
но и от номенклатуры выполняемых
им транспортных услуг) углубляется. Так,
при расширении объема услуг по хранению
и распределению перемещаемых товаров
увеличивается стоимость
Учет, планирование и анализ производственных фондов осуществляется в натуральном и денежной формах. Это вызвано тем, что их доля в общем объеме средств предприятий велика и достигает 70-80 %. От того как они используются, зависит состояние экономики предприятия. [9]
В натуральном выражении фонды учитывают для определения их в численном выражении, состава по группам, производственной мощности, степени износа, планирования их воспроизводства.
В денежном выражении фонды учитываются, чтобы определить их суммарную величину для изучения динамики структуры, выявления активной части для дифференцированного исчисления амортизационных отчислений, определения платы за их использование, а так же для расчёта экономической эффективности капитальных вложений, экономических расчетов и прогнозов, формирования обобщающих отраслевых и народно-хозяйственных показателей.
В условиях переходного периода к рыночным отношениям расширяются возможности поступления основных производственных фондов на предприятия. Поэтому, в зависимости от способа поступления активных основных фондов их первоначальная стоимость определяется следующим образом:
Базовыми видами оценок основных фондов являются: первоначальная, восстановительная, среднегодовая, ликвидационная и оценочная стоимость.
Все основные производственные фонды, поступающие в распоряжение предприятии, зачисляются на баланс по полной первоначальной стоимости, т.е. балансовой стоимости.
На 1 января 1925 года;
На 1 января 1960 года;
На 1 января 1972 года;
На 1 января 1992 года;
И далее ежегодно.
В условиях инфляции переоценка основных фондов предприятия позволяет: