Анализ прибыльности и рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Оценочным показателем производственно-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования является рентабельность продаж. Она отражает уровень спроса на продукцию, работы и услуги, насколько правильно субъект хозяйствования определяет товарный ассортимент и товарную стратегию.
В данной работе мы рассмотрим основные понятия прибыли и рентабельности, опираясь на их прямое взаимодействие.

Оглавление

Введение 3
1. Прибыль 5
1.1. Основное понятие прибыли. Факторы, влияющие на величину прибыли 5
1.2. Планирование прибыли 8
1.3. Распределение прибыли 13
2. Рентабельность 14
2.1. Виды рентабельности и экономическое содержание 14
3. Финансовый аспект деятельности предприятия 19
Заключение 21
Глоссарий 24
Список использованных источников 25

Файлы: 1 файл

Курсовая Суслова Н.Н.экономика (2).doc

— 166.50 Кб (Скачать)

Рпр = (П/С) х 100%

Методы определения рентабельности наглядно показывают, что уровень рентабельности и его изменение непосредственно связаны с ценами на промышленную продукцию. Следовательно, объективная система ценообразования является важной предпосылкой определения обоснованного уровня рентабельности, который в то же время может оказывать влияние на изменение уровня цен на продукцию. Таким образом, обоснованные методы установления и планирования рентабельности находятся в тесной взаимосвязи с системой ценообразования. Величина прибыли, а следовательно, и уровень рентабельности, прежде всего, зависят от изменения цен на продукцию и ее себестоимости.

В понятии рентабельности производства сопоставляются накопления, создаваемые в процессе изготовления продукции, с первоначально выделенными данному предприятию производственными фондами. Рентабельность производства служит измерителем эффективности использования средств, находящихся в распоряжении предприятия.

Экономический смысл рентабельности производства не ограничивается снижением затрат живого и овеществленного труда на производства единицы продукции. Масса средств, участвующих в производственном процессе, существенно отличается от их количества, которое входит в сумму затрат, связанных с изготовлением продукции. В процессе производства принимает участие огромное количество основных фондов, материализованных в зданиях, сооружениях, оборудовании и инвентаре. В издержки же производства включается их амортизация, то есть доля их стоимость, переносимая в тот или иной период времени на себестоимость производимой продукции. Стоимость оборотных фондов включается в издержки производства только в той сумме, израсходованной при изготовлении продукции.

Для повышения рентабельности производства используются различные средства. Одним из главных источников роста рентабельности производства является увеличение массы прибыли, получаемой предприятием. Этот рост достигается в результате снижения издержек производства, изменения структуры производимой продукции и такого увеличения масштабов производства, когда при сохранении суммы прибыли, получаемой от реализации единицы каждого вида продукции, общая сумма полученной прибыли растет.

Основным фактором роста прибыли является снижение себестоимости продукции. Однако на величину балансовой прибыли оказывает еще ряд факторов – изменение цен на продукцию, величина остатка нереализованной продукции, объем реализации, структура производства и др. Первый фактор учитывается только в тех случаях, когда имеются достаточно резкие основания считать, что в предстоящем периоде произойдет изменение цен (их повышение в связи с повышением качества продукции или снижения из-за старения отдельных видов продукции, насыщенности рынка производства).

Показатели рентабельности являются важными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли (и дохода) предприятия. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценка финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Основные показатели рентабельности, применяемые на уровне предприятия, можно объединить в следующие группы:

1)     Показатели рентабельности продукции;

2)     Показатели рентабельности капитала (активов);

3)     Показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

Первая группа показателей рентабельности формируется на основе расчеты уровней рентабельности  (доходности) по показателям прибыли (дохода), отражаемым в отчетности предприятия.     

Вторая группа показателей рентабельности формируется  на основе расчета рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный капитал.

Рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменений уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала. Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки финансового состояния предприятия, оценки степени результатов его деятельности. Из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

Третья группа показателей рентабельности формируется на базе расчета уровня рентабельности аналогично показателям первой и второй групп, однако вместо прибыли в расчет принимается приток денежных средств.

Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладываются в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность (доходность) продаж находятся между собой в тесной функциональной связи.

Рентабельность большинства промышленных предприятий страны (как к фондам, так и к себестоимости) заметно падает. Причем рентабельность к фондам падает значительно быстрее, чем этот показатель, исчисленный по отношению к себестоимости. Подобное положение объясняется тем, что стоимость основных фондов, которые представляют определяющую часть в знаменателе формулы уровня рентабельности к фондам, растет более высокими темпами, чем себестоимость продукции. Основные фонды оказывают как непосредственные (через амортизацию), так и косвенное (через производительность труда) влияние на себестоимость продукции. Более низкие темпы роста себестоимости со стоимостью основных фондов определяются также тем, что повышение себестоимости в определенной степени компенсируется ростом производительности труда.

Рост рентабельности объективно свидетельствует о повышении эффективности работы предприятия, увеличение не только получаемой суммы прибыли, но и относительного повышения доходов.

Для увеличения рентабельность возможны два основных направления: рост прибыли и сокращение затрат на производство. Иначе говоря, достижение положительных результатов возможно за счет снижения себестоимости либо за счет повышения цен на продукцию. Главным источником роста рентабельности следует считать снижение затрат на производство, себестоимости продукции. Снижение себестоимости продукции может быть достигнуто, главным образом, за счет повышения эффективности основных фондов, экономии материальных ресурсов, роста производительности труда.

 

 

3. Финансовый аспект деятельности предприятия

 

Необходимость реформирования экономики России требует соответствующего исследования различных экономических процессов с позиции их конечных результатов для дальнейшего целенаправленного и эффективного управления этими процессами.

Показателем результативности каждого из процессов есть получение показателей его дальнейшего результата в виде стоимости конечного продукта и эффективности процесса.

В этом смысле показатели конечного результата и результативности процессов являются принципиально новыми, достаточно достоверными данными конечного результата и результативности этих процессов. Они характеризуют каждый из процессов, как с точки зрения его результата, так и с точки зрения затрат.

Результатом экономического процесса есть конкретный продукт: валовой, чистый, конечный и т.д.

Согласно новым стандартам с деятельностью предприятия как совокупностью обычной (операционной, финансовой и инвестиционной) и особой деятельности с точки зрения формирования и распределения доходов можно связать следующие составные экономического процесса:

1.      Формирование чистого дохода от основной деятельности

2.      Формирование валовой прибыли (убытка) от основной деятельности

3.      Формирование прибыли (убытка) от операционной деятельности

4.      Формирование прибыли (убытка) от обычной деятельности до налогообложения

5.      Формирование прибыли  (убытка) от обычной деятельности

6.      Формирование чистой прибыли (убытка) от деятельности предприятия

7.           Формирование чистой продукции основной деятельности (здесь и далее под продукцией следует понимать стоимость определенного продукта в денежном выражении)

8.      Распределение валовой прибыли от основной деятельности

9.      Распределение чистой продукции основной деятельности

10. Распределение чистой прибыли от основной деятельности

11. Распределение чистой прибыли от деятельности предприятия

12. Направление нераспределенной чистой прибыли от деятельности предприятия

13. Направление распределенной чистой прибыли от деятельности предприятия и т.д.

Каждому из этих процессов отвечают валовая продукция, материальные затраты, чистая продукция, конечная продукция. Например, валовой продукцией процессов 3, 6, 11 являются соответственно: 3) сумма доходов от операционной деятельности; 6)  сумма доходов от обычной и чрезвычайной деятельности; 11) распределенная чистая прибыль от деятельности предприятия.

Материальными затратами этих процессов можно соответственно считать: 3) сумму налогов на добавленную стоимость, акцизных сборов, других удержаний с дохода, себестоимости реализованных продуктов, административных затрат, затрат на сбыт и других видов деятельности; 6) сумму налогов, других удержаний с дохода, затрат от обычной и чрезвычайной деятельности предприятия, налогов на прибыль от этих видов деятельности; 11) распределенная чистая прибыль от деятельности предприятия.

Чистой продукцией указанных процессов являются: 3) прибыль (убыток) от операционной деятельности; 6) чистая прибыль (убыток) от деятельности предприятия; 11) нераспределенная чистая прибыль от деятельности предприятия.

Уточнение основных понятий, связанных с изучением конечных результатов какого-либо из указанных процессов как экономического процесса, построим по схеме: валовой продукт – конечный продукт – продуктивность – эффективность – результативность экономического процесса. При этом нужно учитывать двойственность продукта – убыточность (продукт как затраты) и полезность (продукт как результат).

Заключение

 

Предприятия реализуют свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Однако это еще не означает  получение прибыли. Для выявления  финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами  на производство продукции и ее реализацию, то есть с себестоимостью продукции. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость; если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует; если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, то есть отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение,  не исключающее банкротство.

Прибыль на предприятии рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие его деловой активности. Оценивая уровень или изменение деловой активности, проводят различия между понятиями ожидаемой прибыли (которая может быть получена в будущем в результате хозяйствования) и фактически полученной.

С учетом этого различают следующие функции прибыли:

- инвестиционная, поскольку ожидаемая прибыль является основной для принятия инвестиционных решений;

- результативная, фактически полученная прибыль оценивает эффективность деятельности предприятия;

- финансирующая, часть полученной или ожидаемой прибыли определяется в качестве источника самофинансирования предприятия;

- стимулирующая, часть ожидаемой или полученной прибыли может быть использована в качестве источника материального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцам капитала.

Обобщая подходы в определении сущности прибыли и учитывая требования действующего законодательства, можно определить основы механизма формирования и распределения прибыли предприятия.

Прибыль формируется как результат следующих слагаемых:

- прибыли от реализации продукции;

- прибыли от прочей реализации;

- прибыли, полученной по внереализационным операциям.

На формировании прибыли как финансового показателя работы, который отражается в бухгалтерском учете, официальной отчетности субъектов хозяйствования влияет установленный государством порядок: формирования затрат на производство продукции (работ, услуг); учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг); определения внереализационных доходов и затрат; определения балансовой (валовой) прибыли. Следовательно, на формировании абсолютной величины прибыли предприятия оказывают влияние результаты, эффективность его финансово-хозяйственной деятельности, сфера деятельности, определенные законодательством условия учета финансовых результатов.

Порядок распределения и использования прибыли фиксируется в  Уставе и определяется положением; основные принципы распределения отражены в учетной политике хозяйствующего субъекта. Расходование прибыли может осуществляться либо путем непосредственного финансирования расходов из прибыли, либо путем предварительного формирования за счет использования прибыли создаются фонды: резервный, потребления и социальной сферы, акционирования работников, т.е. дивидендов.

Динамичность рыночных отношений обусловливает принятие неординарных решений, связанных с финансовыми результатами деятельности. Чтобы определить уровень эффективности работы  предприятия, полученную им прибыль необходимо сопоставить с соответствующими затратами.

Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности и прибыльности. Соизмерение прибыли с затратами или ресурсами характеризует рентабельность. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы.

Информация о работе Анализ прибыльности и рентабельности предприятия