Анализ показателей рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

Время, в которое мы живем, - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека - превращение его из “винтика” в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности

Файлы: 1 файл

система управленческих функций.docx

— 178.38 Кб (Скачать)

     К задачам планирования как  к процессу практической деятельности  относятся:

  • формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;
  • обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
  • планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
  • определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
  • проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

Конечным  результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень  достижения заданных плановых показателей, социально-экономических и других целей. Сравнение планируемого и  фактического эффекта является основанием для оценки достигнутых конечных результатов, но и степени научной  разработанности применяемых методов  планирования на предприятии. 

     Единого метода планирования, который  бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип планирования  и акцент, который делает менеджер  в процессе планирования, зависит  от его положения в организационной  иерархии фирмы, т.е. процесс  планирования осуществляется соответственно  уровням организации. Так, стратегическое  планирование (высший уровень) - это  попытка взглянуть в долгосрочной  перспективе на основополагающие  составляющие организации. На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. Тактическое планирование по своей сути сходно со стратегическим. Планирование осуществляется и на нижнем уровне организации. Оно называется оперативным планированием. Это - основа основ планирования. Все три типа планов составляют общую систему, которая называется генеральным, или общим, планом, или бизнес-планом функционирования организации.

     В ходе составления планов  руководители всех звеньев управления  намечают общую программу своих  действий, устанавливают главную  цель и результат совместной  работы, определяют участие каждого  отдела или работника в общей  деятельности, объединяют отдельные  части плана в единую экономическую  систему, координируют работу  всех составителей планов и  вырабатывают решение о единой  линии трудового поведения в  процессе выполнения принятых  планов.

     Впервые общие принципы планирования  сформулированы А. Файолем. В  современной практике планирования, широкую известность имеют общеэкономические  принципы. Основные принципы рассмотрены в таблице24

  • Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов. Все они образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.
  • Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.
  • Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.
  • Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.
  • Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.
  • Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования.
  • Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана.

Следовательно, основные принципы планирования ориентируют  предприятие на достижение наилучших  экономических показателей. Многие принципы тесно взаимосвязаны и  переплетены между собой. Некоторые  из них действуют в одном направлении, например, эффективность и оптимальность. Другие, например гибкость и точность, в разных направлениях.

     В зависимости от главных целей  или основных подходов используемой  информации, нормативной базы, применяемых  путей получения и согласования  тех или иных конечных плановых  показателей принято различать  следующие методы планирования: экспериментальные, нормативные,  балансовые, расчетно-аналитические,  программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие.

 

  • Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.
  • Экспериментальный метод - это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.
  • Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия.

В процессе планирования ни один из рассматриваемых  методов не применяется в чистом виде.

     С помощью функции планирования  в определенной мере решается  проблема неопределенности в  организации. Планирование помогает  менеджерам лучше справиться  с неопределенностью и более  эффективно на нее реагировать.  Поэтому следует помнить, что  неопределенность - это одна из  основных причин, по которой планирование  может помочь организации лучше  управлять в условиях неопределенности, более эффективно реагировать  на изменения внешней среды.   

 

     2.2.Функция организации.

 

     Она состоит в установлении  постоянных и временных взаимоотношений  между всеми подразделениями  организации, определение порядка  и условии ее функционирования. Это - процесс объединения людей  и средств для достижения поставленных  организацией целей. Последовательность  осуществления функции «организация»: 

  • 1.Определение целей и задач совместной деятельности людей;
  • 2.Выявление потребности в ресурсах для осуществления целей;
  • 3.Установление последовательности действий исполнителей, продолжительности и сроков их выполнения;
  • 4.Выбор способов осуществления необходимых действий и взаимодействий людей для достижения целей;
  • 5.Установление между людьми организационно-экономических отношений.

     Цель планирования - это разрешить  неопределенность. Тем не менее  сколь бы важным ни было  планирование - это только начало. Дело в том, что функции планирования  и организации тесно связаны  между собой. В некотором смысле  планирование и организация объединяются. Планирование готовит сцену для  того, чтобы реализовать  цели  организации, а организация как  функция управления создает рабочую  структуру, главным компонентом   которой  выступают люди.  Применительно  к управлению функция организация  представляет собой процесс: 

  • закрепления вариантов разделения управленческого труда между персоналом

фирмы;

  • построение организационной структуры системы управления фирмой;
  • создания в целом работоспособной фирмы как системы;
  • формирования устойчивой совокупности всех сторон деятельности фирмы

(технической, технологической,  экономической, финансовой...).

     Поскольку концепция организации   состоит  в сведении воедино  всех специалистов  фирмы, задача  состоит в том, чтобы определить  миссию, роль, ответственность, подотчетность  для каждого из них.Процесс  организации структурирует работу  и формирует подразделения исходя  из размера предприятия, ее  целей, технология и персонала.  Существует ряд элементов, который  необходимо структурировать, чтобы  организация смогла выполнить  свои планы и тем самым достичь  свои цели.

     Как видно, в независимости  от типов и масштабов деятельности  каждая фирма должна быть некоторым  образом организована. Существует  ряд принципов, которыми следует  руководствоваться в процессе  выполнения функций организации: 

  1. определение  и детализации целей фирмы, которые были выявлены в ходе планирования;
  2. определение видов деятельности по достижении этих целей;
  3. поручение различных задач индивидуумам и объединение  их в управляемые рабочие группы или подразделения;
  4. координация  различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установлении рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство, то есть каждый член группы должен знать, что он должен делать,  сроки выполнения работ и кто им руководит;
  5. единство цели - работает ли каждый член организации на общую цель, то есть никто не должен работать против целей  организации;
  6. размах контроля или размах менеджмента - отвечает ли каждый менеджер в группе за управляемое им число работников.

     Так, высшие руководители  контролируют не более чем  десятью подчиненными, тогда как  руководители низшего уровня  управления могут руководить  гораздо большим числом сотрудников.  В связи с этим можно выделить  два важных фактора, определяющих  нормы управляемости  (количество  сотрудников, которыми может управлять  один менеджер), - это время и  частота. То есть сколько времени  нужно менеджеру проводить с  каждым сотрудником и как часто.  Естественно, что этот критерий  во многом зависит от умения  менеджера общаться с подчиненными, сложности решаемых задач, интереса  и вовлеченности  в трудовой  процесс. 

     Таким образом, организация  - это вторая функция управления. Из всего множества значений  термина “организация” в смысле  управленческой функции чаще  всего используются два: 

  • организация - это структура системы в виде взаимоотношений, прав, ролей, видов деятельности и других факторов, которые имеют место, когда люди объединены совместным трудом;
  • организация - это процесс, посредством которого создается и сохраняется структура организации.

 

     Организация — это процесс  создания и формирования структуры  предприятия, а также обеспечения  его всеми необходимыми для  нормальной работы ресурсами  (финансы, персонал, материалы и  проч.), который дает возможность  людям эффективно работать вместе  для, достижения его целей. Эту задачу данной функции менеджмента можно назвать — организация взаимодействия и распределение полномочий персонала организации. Согласно данной задаче организовывание как процесс представляет собой функцию по координации многих более конкретных задач.

     Существует два основных аспекта  организационного процесса:

• деление  организации на подразделения соответственно целям и стратегиям;

• делегирование  полномочий.

 Делегирование  как термин, используемый в теории  управления, означает передачу задач  и полномочий лицу, которое принимает  на себя ответственность за  их выполнение. Чтобы понять, как  эффективно осуществлять делегирование, необходимо понять связанные с этим концепции ответственности и организационных полномочий.

  • Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.
  • Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников выполнение определенных задач.

Важно осознать, что делегирование реализуется  только в случае принятия полномочий и собственно ответственность не может быть делегирована. Руководитель не может «размывать» ответственность, передавая ее подчиненному. Хотя работник, на которого возложена ответственность  за решение какой-либо задачи, не обязательно  выполняет эту работу лично и  самостоятельно, он остается ответственным  за удовлетворительное завершение работы.

     Не менее важной задачей функции  организовывания является создание  условий для формирования такой  организационной (корпоративной)  культуры внутри организации,  которая характеризуется единым  подходом к ценностям и целям  организации, высокой чувствительностью  к изменениям рынка и требованиям  потребителей, внедрению достижений  научно-технического прогресса.5Организационная культура представляет совокупность внутриорганизационных принципов и правил взаимоотношений работников, систему ценностей и убеждений, воспринимаемых всеми добровольно или в процессе воспитания персонала.    

Информация о работе Анализ показателей рентабельности