Анализ показателей рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

Время, в которое мы живем, - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека - превращение его из “винтика” в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности

Файлы: 1 файл

система управленческих функций.docx

— 178.38 Кб (Скачать)

     Цели - конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив  в процессе совместной деятельности. Выделяются экономические, социальные, маркетинговые, инновационные, инвестиционные  и другие цели. Их состав и  взаимообусловленность определяются  назначением  структурной деятельности. Осознание общей цели, сопричастность  к процессу ее достижения и  получение выгоды от конечного  состояния системы выступают  воздействующими стимулами.

     Постоянный контроль целей и  результатов их достижения позволяет  уточнить промежуточные цели, порядок  их важности и характер выработанной  стратегии. Таким образом, цели  и стратегии их достижения  тесным образом взаимосвязаны,  корректировка или уточнение  одной из данных категорий  сразу же непосредственно отражается  на другой. В процессе управления  осуществляется постоянный процесс  их согласования, определения взаимного  соответствия.

     Стратегия управления разрабатывается  на длительны период, но может  разрабатываться и на текущий  период при коренных поворотах  в хозяйственной политике. Стратегия  управления свойственна как крупным,  так и малым предприятиям, любым  формам хозяйствования.

     При оценке любого средства  воздействия менеджер анализирует  процесс управления по всем  его стадиям и основным функциям.

     Планирование как основная функция менеджмента представляет собой виды деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих единое направление усилий всех членов фирмы на достижение общих целей. Планирование как процесс управления включает разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план. Каждое из средств воздействия имеет свою специфику и условия использования.

     Концепция - идея, теоретические  и методологические основы ее  разработки, обоснование, методы  и условия реализации. Любая теоретическая  экономическая проблема до ее  воплощения в экономике проходит  стадию формирования концепции.

     Регулирование  - вид деятельности по поддержанию режимов функционирования социально-экономической системы в сфере действия объективных законов, принципов и обеспечению условий проявления объективных процессов и тенденций. В процессе регулирования вырабатываются средства воздействия и механизмы реализации взаимодействия государственных и рыночных регуляторов. Данная функция адаптирует менеджмент к устанавливаемым государством параметрам, таким, как налоги, процентные ставки, тарифы, валютный курс, и обеспечивает реагирование на изменения макроэкономических параметров: уровня занятости, уровня инфляции, изменения динамики валового внутреннего продукта.

     Регулирование как основная функция  имеет самостоятельное содержание, и ее нельзя рассматривать  как часть системы государственного  регулирования.  Через функции  проявляется непосредственная связь  разных видов социального управления.

     Содержание функции регулирования  по уровням менеджмента изменяется; чем ниже уровень управления, например уровень филиала или  цеха, тем в большей степени  данной функции свойственна деятельность  по обеспечению непрерывности  производственных и обслуживающих  процессов, поддержание движения  материальных, трудовых, информационных, финансовых потоков.

      Организация как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности людей для достижения целей. При реализации данной функции оперируют  категориями: процесс, система, коммуникации, организационно-стабилизационные методы и организационно-распорядительные средства. Организация как функция менеджмента формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации  в изменениях внешних и внутренних связей в системе управления. Поэтому организация управления - формирование условий устойчивости и гибкости социально-экономической системы на основе комплексного подхода с учетом системных и ситуационных факторов.

    Координация   как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по согласованию и упорядочению объединенных общей целью и совместной деятельностью людей в производственно-хозяйственных организациях. В организациях, ориентированных на долговременное функционирование, координация рассматривается как дополнение и расширение функции организации. В процессе реализации данной функции осуществляется координация преимущественно внешних связей руководителями высших уровней отраслевого, регионального, муниципального управления.

     Мотивация как основная функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации. 2В процессе мотивации предполагается использование определенной последовательности взаимозависимых категорий: потребности людей - интересы людей - мотивы деятельности - действия людей.

     Мотивация через потребности отражает процесс их возвышения от простых (пища, жилище, безопасность) до сложных (самоутверждение, самосовершенствование, самоуправление). Если мотивация основана на удовлетворении высших потребностей, то такой человек склонен к самоуправлению. Для удовлетворения высших потребностей предварительно должны быть удовлетворены первичные потребности, и необходима высокая производственная и управленческая культура.

     Стимулирование - основная функция, связанная с процессом активизации деятельности людей и коллективов путем использования стимулов, рычагов и способов формирования интересов и мотивов деятельности. Отсюда следует, что функция стимулирования основывается на процессах мотивации, преобразуя их в стимулы, воздействующие на поведение и деятельность преимущественно коллективов и фирм.

     Наиболее действенно в настоящее  время экономическое стимулирование  работников. Самый чувствительный  стимул, применяемый к работнику  - размер заработной платы и  своевременность ее выплаты. Размер  заработной платы сопоставляется  с прожиточным минимумом с  учетом цен на формирование  потребительской корзины и другими  показателями и служит критерием  уровня жизни населения. О недейственности  экономических стимулов в период  спада производства и кризиса,  переживаемого экономикой России  на стадии реформирования, свидетельствует  значительный разрыв в доходах  ( в 36 раз) между богатыми и  бедными.   

     Гуманизация как основная функция менеджмента отражает  социальный характер менеджмента и роль человеческого фактора как субъекта и объекта менеджмента. Как уже отмечалось, человек в системе менеджмента - не только фактор производства и средство достижения цели, но и цель менеджмента. Поэтому функция гуманизации управленческих отношений и всей системы общественных отношений в условиях переориентации кадров российской экономики на рыночное мышление приобретает особое значение.В первую очередь гуманизация отношений касается этики деятельности, природы и механизмов воздействия морали как одной из сторон социальной деятельности человека, особой формы общественных отношений и сознания. Этика как система знаний обобщает и систематизирует принципы морали, формируемые в процессе развития общества, представляет собой основу нравственного воспитания, формирования активной жизненной позиции.

     Состав черт профессиональной  этики определяется как кодекс  предпринимателя или менеджера.  Предполагается, что предприниматель:

    • убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других и общества в целом;
    • исходит из того что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем;
    • верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;
    • признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;
    • уважает себя как личность, а любую личность как себя;
    • уважает любую собственность, государственную власть, общественное движение, социальный порядок, законы;
    • доверяет себе и другим, уважает компетентность и профессионализм;
    • ценит образование, науку и технику, информатику, культуру, экологию;
    • стремится к нововведениям;
    • является гуманистом.

    

Такие черты  культурного человека, как вежливость, тактичность, деликатность, должны быть нормой поведения. Доброжелательность, чувство меры, умение управлять эмоциями, стрессами формируют цивилизованный стиль поведения и благоприятный  имидж предпринимателя и менеджера.

     Важное место в составе функции  гуманизации занимает деятельность  по формированию и развитию  культуры фирмы, культуры управления. При этом исследуются влияние  культуры общества на менеджмент  и воздействие менеджмента на  формирование корпоративной культуры  управления (деятельности, поведения,  общения).

     Корпоративность как новая функция менеджмента включает в себя виды деятельности по формированию атмосферы фирмы, ее социально-психологического климата, обеспечивающего решение проблемы удовлетворенности персонала своим трудом, общением, совместной работой с коллегами  и непосредственным руководителем. Предусматривается также формирование корпоративной системы целевой ориентации и целевой направленности, что обеспечивается через воспитание и убеждение, осознание общности идей и интересов.

     Корпоратизм предполагает формирование  корпоративной культуры, которая  призвана способствовать широкому  участию персонала в  творческих  процессах разработки и принятия  управленческих решений. Результатом  должна стать социальная, экономическая  и организационная  общность  коллектива, коллективный дух, например, предпринимательства или настроенности  на нововведения. Общинность или  коммуникабельность, патриотизм, склонность  к взаимопомощи и поддержке  можно рассматривать как традиционно  свойственные российскому менеджменту.

     Контроль как основная функция менеджмента объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации  о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучением информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления.

     Функцию контроля исходя из  ее роли в процессе управления  называют функцией обратной связи  менеджмента с объектом управления. Значение данной функции обусловлено природой экономической деятельности менеджеров, которые осуществляют процесс управления этой деятельностью и через деятельность людей в соответствии с объективным характером воспроизводственных процессов и с учетом субъективных факторов внешней и внутренней среды, влияющих на это развитие. 

     Эти основные функции тесно связаны между собой в едином процессе управления. Неудовлетворительное планирование или несовершенная организация, равно как и слабое стимулирование работы или плохой контроль, отрицательно влияют на результаты деятельности фирмы в целом.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     2.Характеристика 4 основных функций управления.

 

   

      2.1.Функция планирования.

    

     Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. По сути это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться3.                                                                                                                                                                                                                                  

     План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации. Стадии процесса планирования в основном универсальны. Что же касается конкретных методов и стратегии, то они существенно различаются. Обычно организация формирует единый план для управления ее общей деятельностью, но в ее рамках отдельными менеджерами применяются для достижения конкретных целей и задач организации различные методы. Таким образом составлена карта пути, по которому должна пройти организация за конкретный период времени.

     В условиях рыночной экономики  устойчивость и успех любого  хозяйствующего субъекта может  обеспечить только эффективное  планирование его экономической  деятельности. На нынешнем этапе  развития для большинства российских  предприятий главной целью планирования  является получение максимальной  прибыли. С помощью планирования  руководители предприятий обеспечивают  направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной  деятельности, на достижение поставленных  целей.Планирование внутрипроизводственной  деятельности является на предприятии  важной функцией управление производством.  Общие функции управления непосредственно  относятся к плановой деятельности  предприятий, а они в свою  очередь служат их основой.  Это обоснование цели, формирование  стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация  процессов планирования, координация  планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов,  изменение планов и т.п. Процесс  разработки комплексного плана  социально-экономического развития  является для каждого предприятия  весьма сложным и трудоемким  предметом деятельности и поэтому  должен осуществляться в соответствии  с принятой технологией планирования. Она регламентирует общепризнанный  порядок, установленные сроки,  необходимое содержание, требуемую  последовательность процедур составления  различных разделов плана и  обоснование его показателей,  а также регулирует механизм  взаимодействия производственных подразделений, функциональных органов и плановых служб и совместной повседневной деятельности. Методология, методика и технология плановой деятельности на предприятиях в наиболее полной мере определяют в целом предмет планирования. Общим или итоговым предметом плановой деятельности на предприятиях служат проекты планов, которые носят различные названия: комплексный план, заказ-наряд, бизнес-план и другие.

Информация о работе Анализ показателей рентабельности