Анализ объема производства и реализации продукции на примере ООО «Кислород»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 22:18, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования в данной работе является предприятие ООО «Кислород», специализирующееся на производстве газообразного кислорода, с чистотой до 98%. Предмет исследования - объем производства и реализации продукции в условиях данного предприятия, ее ассортимент и структура, а также экономические отношения, связанные с производством и реализацией продукции.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….4
1.Теоритические основы экономической эффективности производства продукции ....................................................................................................................6
1.1 Сущность и виды экономической эффективности производства…………………………………………………....................................6
1.2. Показатели экономической эффективности………………....................9
1.3. Задачи и цели анализа объема производства и реализации продукции...................................................................................................................16
1.4. Методика анализа объема производства и реализации продукции………………………...............................................................................22
1.5. Методика анализа качества произведенной продукции……………..22
1.6. Методика анализа ритмичности работы предприятия………………24
2.Анализ объема производства и реализации продукции на примере ООО «Кислород».................................................................................................................26
2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия.……………………………………………………………………….26
2.2. Сравнительный анализ динамики роста объемов производства за 2008-2010 гг. ……………………………………………..........................................27
2.3.Сравнительный анализ реализации продукции по потребителям за 20008-2010 гг. ………………………………………………………………………30
Заключение......................................................................................................32
Список использованной литературы.........

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

Экономическая эффективность определяется по использованию отдельных видов ресурсов, поэтому применяется система локальных показателей.

 

Показатели экономической эффективности использования основных средств.

Показатель фондоотдачи характеризуется количеством выпускаемой продукции на единицу основных производственных фондов (основных средств) и рассчитывается по следующим формулам:

фондоотдача по товарной продукции:

где ТП — годовой выпуск товарной продукции в стоимостном выражении, руб.;

ВР — объем реализованной продукции за год, руб.;

Ф — стоимость основных средств, руб.

Величина, обратная фондоотдаче, называется фондоемкостью (Фе), она показывает стоимостную величину основных средств, приходящуюся на 1 руб. выпускаемой продукции (товарной или реализованной):

Фондовооруженность характеризует обеспеченность основными средствами в расчете на одного работающего в стоимостном выражении. Показатель фондовооруженности рассчитывается по формуле:

где Чсп — среднесписочная численность работающих, чел.

 

Показатели использования материальных ресурсов.

Степень использования материальных ресурсов характеризуется системой обобщающих (материалоемкость, материалоотдача) и частных (удельная и относительная материалоемкость) показателей.

Материалоемкость продукции (Ме) показывает величину материальных затрат, приходящуюся на рубль произведенной продукции. Представляет собой отношение суммарной величины затрат на материалы (основных и вспомогательных материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, топлива и энергии) к годовому объему продукции в стоимостном выражении. Определяется по формуле:

где См — затраты на материалы, необходимые для выпуска годового объема продукции, руб.

Материалоотдача (Мо) — обратный показатель материалоемкости продукции:

Удельная материалоемкость (Му) — сумма материальных затрат на единицу продукции. Рассчитывается по формуле:

где Nв - объем производства продукции в натуральном выражении, шт.

Для машиностроительного предприятия важное значение имеет показательиспользования металла (Ки.м), который характеризует эффективность применяемого оборудования и технологических методов обработки отдельных деталей. Этот показатель рассчитывается по формуле:

где Мч — чистый вес детали, кг;

Нм — норма расхода металла (масса заготовки), кг.

 

Показатели использования трудовых ресурсов.

Производительность труда. Для измерения производительности труда, эффективности использования трудовых ресурсов в промышленности используются два основных показателя: выработка и трудоемкость.

Выработка измеряется количеством продукции, приходящейся на одного работающего или рабочего в единицу рабочего времени. В зависимости от принятых единиц рабочего времени различают часовую, дневную, месячную, квартальную и годовую выработку — производительность труда. При изготовлении на предприятии разнородной продукции при расчете показателя выработки используют стоимостной способ измерения объема производства продукции, т. е. в денежном выражении. Выработку (В) можно рассчитывать по товарной, реализованной или валовой продукции по формуле:

где ТП — объем производства продукции в стоимостном выражении (товарная продукция), руб.;

Чср — среднесписочная численность промышленно-производственного персонала, чел.

Трудоемкость - это затраты рабочего времени на производство единицы продукции. В зависимости от состава включаемых в нее трудовых затрат различают технологическую трудоемкость, трудоемкость обслуживания производства, трудоемкость управления производством, полную трудоемкость.

Полная трудоемкость единицы продукции (Тп) измеряется в человеко-часах и определяется по формуле:

где Т — затраты труда промышленно-производственного персонала на изготовление продукции за период, чел. -ч;

Nв - выпуск продукции за период в натуральном выражении, шт.

Показатели рентабельности.

Абсолютная величина прибыли предприятия при всей важности этого показателя не дает полного и качественного представления об эффективной (производственной, экономической и финансовой) деятельности предприятия, не может быть применена для сравнения производственной деятельности различных предприятий. Равная прибыль еще не свидетельствует об одинаково успешной работе, поскольку для ее получения могут быть использованы различные количественные величины ресурсов. Сравнение эффективности хозяйственной деятельности предприятий разных масштабов, производственного назначения и форм собственности производится обычно не в абсолютных, а в относительных показателях. Поэтому для оценки эффективности работы предприятия применяются относительные показатели, один из которых называется рентабельностью. Для оценки конечных результатов деятельности предприятий широко используются различные показатели рентабельности.

Рентабельность - это показатель, который характеризует эффективность применения или потребления ресурсов; он показывает величину прибыли, полученной предприятием в расчете на единицу примененных или потребленных ресурсов. Под примененными ресурсами подразумевают внеоборотные активы, а под потребленными — в первую очередь затраты материалов, энергоносителей, труда и т. п. Это показатель эффективности производственной деятельности предприятия за определенный период.

Рассмотрим наиболее распространенные в практике отечественных предприятий показатели рентабельности.

Рентабельность производства (Рп) — это отношение прибыли за отчетный период (за год) к среднегодовой стоимости основных средств и нормируемых оборотных средств. Определяется по формуле:

где Пп — прибыль за период, руб.;

Фср — среднегодовая стоимость основных средств, руб.;

Фоб — норматив оборотных средств, руб.

Рентабельность продукции (реализованной) рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на годовой объем производства продукции:

где Рпрод — рентабельность продукции;

Пр — прибыль от реализации продукции;

Сп — полная себестоимость реализованной продукции.

Разновидностью рентабельности продукции является рентабельность изделия, которая определяется как отношение прибыли, полученной от реализации изделия соответствующего наименования, к себестоимости ее производства. В производственных условиях рентабельность различных видов изделий (Ри) может быть рассчитана по формуле:

где Ри — рентабельность изделия;

Ци, Си — соответственно цена и полная себестоимость изделия.

Рентабельность продаж (Рпродаж) характеризует прибыльность продаж и показывает величину прибыли на один рубль продаж. Определяется по формуле:

1.3. Задачи и цели анализа  объема производства и реализации  продукции

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Этот анализ показывает, как изменился объем производства и реализации за определенное количество лет. Если темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, это свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

Производственная организация - это пространственно-временная структура производственных факторов, которая обеспечивает их взаимодействие для получения максимальных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

Ориентиры для деятельности любой организации задают ее планы: план производства и реализации продукции. Формирование разделов производственной программы осуществляется с применением балансового метода. Организации самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями товаров и поставщиками и определяют перспективы развития. Объем производства и продаж товаров являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства товаров. Итоговые показатели плана по производству товаров нужны для анализа потребности в ресурсах для производства и технологической оснастки, общего объема выпуска товаров, темпов роста выпуска и динамики производительности труда, материалоемкости и энергоемкости продукции, фондоотдачи, объемов продаж и других показателей.

Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать. 
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.

Задачи анализа объема производства и реализации продукции:

1) оценка степени выполнения  плана и динамики производства  и реализации продукции;

2) определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

3) выявление резервов увеличения  выпуска и реализации продукции;

4) разработка мероприятий по  освоению выявленных резервов.

Полезными источниками информации для анализа являются: бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, данные текущего бухгалтерского и статистического учета и отчетности, журналы ордера, карточки складского учета и др. При анализе производства товаров могут применяться натуральные, условно-натуральные и стоимостные показатели. Последний показатель считается более предпочтительным. Важным вопросом является сопоставимость цен. В международном учетном стандарте IASC №15 «Информация, характеризующая влияние изменения цен» нашли отражение две основные концепции.

Первая соответствует «Методике оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости» и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. В ходе анализа динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты - коэффициент-дефлятор. Он соответствует индексу изменения потребительских цен на товары, работы и услуги в текущем году относительно базового года. Коэффициент - дефлятор в Российской Федерации на предстоящий год устанавливается Правительством РФ и публикуется в средствах массовой информации. При сопоставлении стоимостных экономических показателей за различные годы, значение каждого из них умножается на значение коэффициента-дефлятора соответствующего года.

Вторая концепция лежит в основе «Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость». Она ориентирована на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу. При этом могут применяться следующие способы:

- пересчета объема производства товаров за отчетный год по ценам аналогичных товаров базисного периода (по относительно небольшой номенклатуре выпускаемых товаров);

- корректировки на агрегатный  индекс изменения цен по группе  однородных товаров (работ, услуг) или  по отрасли в целом;

С применением вышеназванных методов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар или товарную группу. Товар может быть продан по оптовым, розничным и договорным ценам. Оптовые цены устанавливаются на уровне розничных за минусом торговых, сбытовых скидок с учетом местонахождения данной организации. Основной целью анализа объема производства является получение максимальной прибыли от реализации продукции.

Как заметил П. Дракер, известный американский экономист, «результатом бизнеса должен являться удовлетворенный клиент, внутри же предприятия существуют лишь затраты».

Для удовлетворения самых разнообразных потребностей потребителей, средние и крупные предприятия организуют сеть фирменных магазинов, или заключают договора с оптовыми покупателями, длительные и на большие объемы поставок. Руководители малых предприятий считают серьезным достижением заключение длительного контракта с крупным предприятием или большое количество постоянных клиентов. Для сохранения завоеванных позиций требуется соблюдение жестких условий: выполнение поставок в сроки, поддержание уровня качества продукции (работ, услуг). Предприятие всегда должно быть готово к изменению ассортимента выпускаемой продукции, расширения номенклатуры предлагаемых изделий.

Информация о работе Анализ объема производства и реализации продукции на примере ООО «Кислород»