Анализ налоговых поступлений юридических лиц по г. Находка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 12:44, курсовая работа

Краткое описание

Задачами написания данного отчета являются:
исследовать роль налогов в формирование финансов государства;
рассмотреть основные виды налогов, взимаемые с юридических лиц;
изучить особенности налогообложения юридических лиц;
провести анализ действующей налоговой системы;
предложить мероприятия по совершенствованию налоговой системы РФ.

Файлы: 1 файл

САМ ОТЧЕТ.docx

— 96.05 Кб (Скачать)

 

Таким образом, выполнение доходной части местного бюджета по итогам 2008-2010гг. обеспеченно по всем источникам.

                 Рисунок 1- Изменение поступлений в местный бюджет

 

Сравнительный анализ платежей в бюджет за 2008-2010 гг. показал рост доходной части местного бюджета  на 33,5 млн. руб. в 2010 г по сравнению  с 2009 годом, и на 78 млн. руб. по отношению  к 2008 г  (Рисунок 1).

Таким образом, был проведен сравнительный анализ налоговых  отчислений поступивших в бюджет города.

Подводя итоги можно сказать, что доходная часть местного бюджета  с каждым годом увеличивается, что  говорит о стабильном экономическом состоянии города.

Налоговые поступления являются основным источником формирования бюджета. Следовательно, формирование бюджетов на прямую зависит от того, сколько и как вовремя собираются налоги и сборы.

Не смотря на увеличение темпов роста поступлений по многим налогам и выполнение плановых показателей  более чем на 100% за эти годы, основной проблемой формирования бюджета  федерации остаются постоянные неплатежи  и низкая собираемость налогов.

По состоянию на 1 января 2011 года в ИФНС РФ по г. Находки числится  задолженность по налоговым платежам в сумме 497,3 млн.руб., которая за последние годы не только не уменьшилась, но и возросла на 49,7 млн. руб., в 2010 году на 26 млн. руб., в 2008 году по отношению к базисному (Табл.2.2)

Табл. 2.2

Задолженность юридических  лиц по городу Находка за 2008-2010 гг.

Задолженность 

2008

2009

2010

Изменение, базисное

2009

2010

Млн.руб

Уд. Вес

Млн.руб.

Уд. Вес

Млн.руб

Уд. Вес

Млн.руб

%

Млн.руб

%

Федеральные налоги

342,9

76,6

334,9

70,7

397,9

80,0

-8

-2,3

55

16,0

Региональные налоги

74,7

16,7

103,8

21,9

63,1

12,7

29,1

3,90

-11,6

-15,5

Местные налоги

13

2,9

16,9

3,6

16,5

3,3

3,9

30,0

3,5

26,9

Спец. режимы

17

3,8

18

3,8

19,8

4,0

1

5,9

2,8

16,5

Всего

447,7

100

473,7

100,0

497,3

100,0

26

5,8

49,7

11,1


 

 Все три анализируемых периода по структуре идентичны: значительный удельный вес в составе задолженности занимает задолженность по федеральным налогам, которые составили 76,6 %, 70,7%, 80% в 2008,2009 и 2010 году соответственно. Удельный вес задолженности по региональным налогам  составили в 2008 году – 16,7%, в 2009 – 21,9% и 12,7% в 2010 году. Наименьшая задолженность числится по местным налогам; 2,9 в 2008 году, 3,6% в 2009 году, 3,3% в 2010 году. Это объясняется тем, что в структуре поступлений налогов в консолидированный бюджет наибольший удельный вес приходится на федеральные налоги от 55% до 63%, а наименьший на местные от 10% до 13%.

Сумма задолженности по федеральным  налогам снижается в 2009 году на 8 млн руб., а в 2010 опять повышается на 55 млн. руб. по отношению к 2008 году. Если в 2009 г. задолженность снизилась всего на 2,3% , то увеличивается она в 2010 г. уже на 16%.

Основной рост задолженности  наблюдается по региональным (29,1 млн. руб.) и местным налогам (3,9 млн.руб.) в 2009 г 38,9% и 30% соответственно. В 2010 г. наблюдается снижение задолженности по региональным налогам на 11,6 млн. руб. или на 15,5% по сравнению с 2008 г. задолженность по местным налогам в 2010 г по отношению к 2008 г снизилась незначительно на 0,4 млн. руб., но в сравнении с базисным периодом эта задолженность увеличивается на 3,5 млн. руб. или на 26,9%.

Сумма задолженности по налоговым  платежам со специальном режимом  в 2009 году снижается на 1 млн. руб. или на 5,9% и вновь увеличивается в 2010 г. на 2,8 млн. руб. или на 16,2% в сравнении с базисным периодом.

Одной из причин роста задолженности  является доначисление сумм налогов  в результате налоговых проверок, и как следствие начисление пеней  и штрафов. Так в 2008 г. в результате контрольной работы, проводимой инспекцией, общая дополнительно начисленная сумма составила 433 млн. руб., в 2009 г. – 443,6 млн. руб., в 2010  - 421,3 млн. руб. Значительная часть из этой суммы приходится на пени и налоговые санкции, а именно: пени в 2008 г начислено на сумму 159,3 млн. руб., в 2009 г - 108 млн. руб., в 2010 г. – 63,9; налоговых санкций в 2008 году начислено – 46М, в 2009 г. -103 млн. руб., в 2010г. – 101,7 млн. руб.

Процент взысканий в 2008 г. не достигается и половины и той  суммы которая была начислена в ходе проверок – 42%. А в 2009-2010 гг. эти цифры еще ниже 9,7% и 21,5% и как следствие рост задолженности.

Как видно из таблицы (приложение Г) сумма, не начисленная предприятиями самостоятельно, составляет в 2008 г. 75,9 млн. руб., в 2009 г. – 76,3 млн. руб., в 2010 году 85,2 млн. руб. Своевременно не перечисленный налог составляет в 2008 г 151,8 млн. руб., в 2009 г. 156,3 млн. руб., в 2010 г. – 170,5 млн. руб.

В условиях неплатежей налоговой  инспекцией проводится целенаправленная, повседневная работа по повышению собираемости налоговых платежей и сокращению задолженности. За 2008-2010гг. ИФНС РФ по г. Находке были приняты следующие  меры, направленные на снижение задолженности  в бюджет:

  1. Направлены требования об уплате налогов и сборов. Удельный вес суммы, погашенной должниками после получения требований, составил 16,9% в 2008 г., 27% - в 2009 г., 35,7% в 2010г.,
  2. Выставлены инкассовые поручения на счета предприятий. Процент взыскания составил от 16% до 28% (за 2008-2010гг);
  3. Направлены постановления об обращении взысканий на имущество должников на суммы около 240 млн. руб. (за каждый год). Процент взыскания составил 17% - 26%;
  4. Списана задолженность невозможная к взысканию по  ст. 59 Налогового Кодекса РФ в сумме 81 млн. руб. в 2008 и 89 млн. руб. в 2009г.,
  5. В 2010 г. службой судебных приставов произведено 8 арестов по ст. 47 Налогового кодекса РФ на сумму 2 млн. руб. Со стороны инспекции проделана   вся работа по выявлению имущества и своевременному информированию службы судебных приставов, однако служба не в полной мере использует данный инструментом взыскания;
  6. Вынесено 3 постановления в 2010 г. по ст. 77 Налогового Кодекса РФ на сумму 0,86 млн. руб. , поступило 0,83 млн. руб.

Эффективность снижения задолженности  по мерам принудительного взыскания  составила 29%.

Таким образом, несмотря на некоторое повышение уровня поступлений  в бюджет г. Находки, число налогоплательщиков, нарушающих (или не соблюдающих) налоговое законодательство, еще достаточно велико и этот факт говорит о необходимости совершенствовать налоговую систему и налоговый контроль по отношению к недобросовестным налогоплательщикам.

 

    1. Рекомендации по усовершенствованию системы налогообложения юридических лиц

Анализ показал, что одной из ключевых проблем для ИФНС РФ по г. Находка является проблема взыскания налогов доначисленным по результатам выездных и камеральных налоговых проверок. Для многих предприятий г. Находка суммы налоговых санкций, предъявляемых налоговом органом, являются непосильным налоговым бременем.

Сокращение объемов промышленного  производства, негативная тенденция  изменения иных макроэкономических показателей может привести к  росту задолженности по налогам  и сборам перед бюджетной системой РФ и увеличению масштабов уклонения  от уплаты налогов.

В целях минимизации указанных  рисков потребуется повышение качества налогового администрирования, а также  развития института изменения срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и отсрочки).

В качестве мероприятия по оптимизации налоговый нагрузки юридических ли, можно предложить правительству РФ пересмотреть условия предоставления налогоплательщикам инвестиционного налогового кредита. В рамках, реализации данного мероприятия, возможно, рассмотреть следующее:

  • предоставлении инвестиционного налогового кредита предприятиям, которые не имеют финансовой возможности погасить задолженность по налогам доначисленным по результатам выездных и камеральных налоговых проверок на сроком до 5 лет;
  • по субъектам малого предпринимательства решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита должно приниматься не по решению Министерства финансов Российской Федерации, а на местном уровне. Например, подобные полномочия можно предоставить органам местного самоуправления совместно с налоговым органом субъекта;
  • установить критерии к сумме задолженности перед бюджетом, которая является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита для крупных налогоплательщиков от 10 млн. руб. для субъектов малого предпринимательства от 2,5 млн. руб.

Рассмотрим возможность  применения предложенного мероприятия  для ИФНС РФ по г. Находка.

При реализации подложенного мероприятия ИФНС РФ по г. Находка  могла бы применить отсрочку в  уплате налоговых санкций по результатам  налоговых проверок в отношении  следующих юридических лиц:

  1. Юридические лица, являющиеся социально-значимыми для города.
  2. Субъекты малого предпринимательства.

Применение инвестиционного  налогового кредита позволит указанным  предприятиям значительно снизить  текущую налоговую нагрузку. Единовременное изъятие столь крупных сумм из хозяйственного оборота значительно  ухудшит их финансовое положение  этих предприятий и фактически приведет к банкротству и прекращению  деятельности, что в свою очередь  в перспективе для бюджета  может иметь более существенные налоговые последствия.

Другие мероприятия в  области оптимизации налоговой  системы должны включать:

  1. Установление жесткого оперативного контроля за соблюдением действующего налогового законодательства, выявление фактов сокрытия доходов (в США, например, действенным методом является сопоставление декларированных доходов с реальным расходами налогоплательщика. Для этого его крупные приобретения за ряд лет сравниваются с указанными в налоговой декларации официальными доходами за тот же период. Расхождение между суммами доходов и расходов может служить основанием для проведения финансового расследования и возбуждения судебного дела по обвинению в уклонении от уплаты налогов);
  2. Усиление мер, направленных на перечисленных на перечисление противозаконной деятельности и теневых экономических операций, укрываемых от налогообложения ( необходимо показать, что не платать налоги нельзя), а именно:
  • Запретить выдачу лицензий на подакцизные товары и работы и работы предприятиям, имеющим задолженность перед бюджетом;
  • Необходимо дифференцировать штрафные санкции в зависимости от преднамеренного умысла. Данный механизм необходимо сделать более гибким, чтобы резко уменьшить (вплоть до освобождения от санкций) последствия несоблюдения налогового законодательства для предприятий, допустивших такие нарушения в результате задержки финансирования из бюджета или по иным, не зависящих от них причинам, и наоборот, увеличить меры наказания для предприятий умышленно не соблюдающих налоговое законодательство, причем неоднократно. В Германии, например злостное уклонение от уплаты налогов карается лишением свободы сроком до 10 лет);
  • Усиление пропаганды идей о серьезности, безнравственности и высокой общественной опасности налоговых преступлений;
  • Привитие «налоговой грамотности» и воспитание налоговой культуры, начиная с общеобразовательной школы;
  • Переход к сведению всей учетно-информационной работы по налогам в крупные (не более 5-7 на всю страну) и мощные центры автоматической обработки данных, а также введения системы единого личного счета налогоплательщика  в налоговой службе, через который бы велись все его расчеты по всем видам налогов и в перспективе -  вообще все его расчеты с бюджетом (включая получения пенсий, пособий и т.д);
  • Усовершенствования работы службы судебных приставов по реализации арестованного имущества предприятий -  недоимщиков;
  1. Финансовая поддержка отраслей народного хозяйства:
  • Обеспечение устойчивой работы предприятий в целях развития экономики страны в целом. Важным направлением  в данном случае является смещение акцента с обложением доходов предприятия на доходы физических лиц, как в сфере прямого, так и косвенного налогообложения. Но для реализации этой долгосрочной цели необходимо не упускать из виду, сто население гораздо более охотно платит налоги на потребление (или косвенные налоги), чем налоги на личные доходы (или прямые). Умение законодателей разумно варьировать эти статьи налогообложения населения позволит безболезненно обеспечить переход от преимущественного налогообложения прибыли предприятий к преимущественному налогообложению доходов физических лиц;
  • Налоговое стимулирование производства и реализации отечественных товаров. Необходимо проявлять дееспособность и поддерживать тех, кто действительно нуждается в помощи;
  • Смещение акцента с косвенного налогообложения на прямое, более полно учитывающее финансовое и социальное состояние налогоплательщика;
  • Рационализировать действующую налоговую систему за счет снижения налоговой ставки, налога на добавленную стоимость, до 15 процентов, что бы его бремя было снижено для законопослушных налогоплательщиков;
  • Снижение налогового бремени для вновь открывшихся предприятий;
  • Применить новый подход при возврате к налогоплательщикам излишне уплаченных либо неравномерно взысканных с них сумм налогов, пени или штрафов: такие суммы должны возвращаться к налогоплательщику с процентами, начисляемыми либо со срока, установленном для возврата, либо с момента осуществления неправомерных действий;
  • Государственное стимулирование инвестиций;

Информация о работе Анализ налоговых поступлений юридических лиц по г. Находка