Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 23:42, курсовая работа
Основная цель работы – теоретический обзор и аналитическое исследование эффективности деятельности организации.
Задачи работы:
1) Рассмотреть сущность эффективности деятельности организации.
2) Изучить основные виды эффективности деятельности организации.
3) Выявить основные показатели, характеризующие эффективность деятельности организации.
4) Изучить основные направления повышения эффективности деятельности организации
5) Изучить деятельность и основные финансово-экономические показатели ОАО «АвтоВАЗ»
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Сущность и виды эффективности деятельности организации 5
1.2. Основные показатели, характеризующие эффективность деятельности организации 7
1.3. Основные направления повышения эффективности деятельности организации 9
ГЛАВА 2 Анализ Деятельгости ОАО «АвтоВАЗ» 14
2.1. Общая характеристика деятельности организации 14
2.2. Оценка эффективности деятельности ОАО «АвтоВАЗ» 17
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АВТОВАЗ» 25
3.1. Основные проблемы деятельности ОАО «АвтоВАЗ» 25
3.2. Рекомендации по повышению эффективности деятельности ОАО «АвтоВАЗ» 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
- высокий уровень непрерывности производственного процесса;
- возможность использования оборудования для производства нескольких видов продуктов;
-
возможность наиболее
-
наилучшее использование
-
расширение материальной базы
производства за счет
-
возможность сокращать
Непременным условием, обеспечивающим эффективное совершенствование организации производства, осуществление необходимых организационно-технических мероприятий, является управление. Управление может носить целевой и реактивный характер. Сущность реактивного управления состоит в том, что планирование осуществляется непосредственно перед началом действий или в самом их процессе. Методы целевого управления обязывают управляющих заблаговременно определять конечные результаты своих действий и разрабатывать программы работ по их достижению.
АвтоВАЗ– один из лидеров автомобильной промышленности России. Производственные мощности компании расположены в Тольятти и Ижевске. Технические возможности АвтоВАЗа позволяют выпускать до одного миллиона автомобилей и автокомплектов в год. Общая информация о компании представлена в таблице 2.15.
Таблица 2.1
Полное фирменное наименование эмитента |
Открытое акционерное общество ''АВТОВАЗ'' |
Сокращенное наименование |
ОАО ''АВТОВАЗ'' |
Место нахождения, почтовый адрес |
445024, Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, 36 |
Дата государственной регистрации |
5 января 1993 г., регистрационный номер - 2925 |
Орган, осуществивший государственную регистрацию |
Администрация Автозаводского района г. Тольятти |
Аудитор общества |
ООО ''Эрнст энд Янг''115035, Россия, г. Москва, Садовническая наб. 77, стр.1 Тел. (8-495) 755-97-00 Факс (8-495) 755-97-01 |
Держатель реестра акционеров |
ЗАО ''Регистраторское общество ''СТАТУС'' 109544, г. Москва, ул. Новорогожская, д. 32, стр. 1 Тел. (495) 974-83-50Web-сайт: www. |
Общая информация ОАО АвтоВАЗ
Органами управления Общества являются:
• общее собрание акционеров;
• совет директоров;
• единоличный исполнительный орган – президент ОАО «АВТОВАЗ»;
• коллегиальный исполнительный орган – правление ОАО «АВТОВАЗ».
Целью общества является извлечение прибыли.
Общее количество зарегистрированных лиц по состоянию реестра Общества на 31 декабря 2013 года составило 142 366.В настоящее время уставный капитал Общества составляет 11 421 137 155 рублей.Уставный капитал разделен на 2 284 227 431 акцию следующих категорий одинаковой номинальной стоимостью 5 рублей:
– привилегированные акции типа «А» – 461 764 300 штук, что составляет 20,22% уставного капитала;
– обыкновенные акции – 1 822 463 131 штука, что составляет 79,78% уставного капитала.
Капитализация ОАО «АВТОВАЗ» по итогам торгов на площадке ЗАО «ФБ ММВБ» (фондовая биржа) по состоянию на 31.12.2013 составила 21 154 млн рублей.
Производственная и корпоративная структура ОАО «АвтоВАЗ».В 2013 году в состав производственного комплекса ОАО «АВТОВАЗ» входили:
● Металлургическое производство
● Прессовое производство
● Механосборочное производство
● Производство пластмассовых изделий
● Сборочно-кузовное производство
● Сборочно-кузовное производство автомобилей на платформе Kalina
● Сборочно-кузовное производство автомобилей на платформе LADA 4x4
● Производство автомобилей на платформе B0
● Опытно-промышленное производство
● Энергетическое производство
Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:
• производство автомобилей, запасных частей, продукции станкостроения, инструмента, в том числе режущего, товаров народного потребления и оказание услуг населению;
• проектная, научно-исследовательская, проведение технических, технико-экономических и иных экспертиз и консультаций;
• строительные, монтажные, пуско-наладочные и отделочные работы;
• производство продукции производственно-технического назначения;
• информационное обслуживание, связь;
• защита сведений, составляющих коммерческую тайну, и иную конфиденциальную информацию;
• защита сведений, составляющих государственную тайну Российской Федерации;
• оказание услуг в области защиты государственной тайны Российской Федерации;
• торговая, торгово-посредническая, закупочная, сбытовая;
• организация и проведение выставок, выставок-продаж, ярмарок, аукционов, торгов как в Российской Федерации, так и за ее пределами, в том числе в иностранных государствах;
• транспортирование грузов на всех видах транспорта6.
Основные стратегические цели оао «АвтоВАЗ» ориентированы на эффективность (эффективное управление ресурсами и затратами, постоянное улучшение качества, развитие корпоративной культуры, ориентированной на достижение результата), лидерство(сохранение лидерства на российском автомобильном рынке, активная интеграция в мировое автомобилестроение, достижение передового уровня квалификации персонала) и гибкость (внедрение передовых гибких технологий производства автомобилей, оперативное реагирование компании на требования рынка, обеспечение потребителей автомобилями, соответствующими международным нормам безопасности и экологии)7.
В последние несколько лет автомобильный рынок демонстрировал отрицательную динамику.
Среди факторов, сдерживавших рынок, можно выделить снижение темпов роста российской экономики, утилизационный сбор и высокую стоимость владения автомобилем. Также ужесточались условия кредитования, что сказалось в первую очередь на продажах бюджетных автомобилей. По итогам 2013 года ОАО «АВТОВАЗ» реализовало более 501 тысячи автомобилей: в России – 423 тысячи автомобилей; на экспорт – более 78 тысяч автомобилей. Таким образом, ОАО «АВТОВАЗ» сократило свои продажи больше чем на 15% по сравнению с 2012 годом. Также стоит отметить отрицательную тенденцию продаж АвтоВАЗ в структуре продаж легковых автомобилей в России в 2013 году по отношению к 2012(рис. 2.1). В сложившейся ситуации в компании существенно ухудшились финансовые показатели. Впервые после кризисного 2009 года был получен отрицательный финансовый результат. По итогам работы за 2013 год чистый убыток ОАО «АВТОВАЗ» составил 6 899 млн рублей (2012 год Общество завершило с прибылью 211 млн рублей).
Рисунок 2.2. Структура продаж легковых автомобилей в России в 2012-2013гг.
В 2013 году на торговой площадке ЗАО «ФБ ММВБ» средневзвешенная цена обыкновенных акций ОАО «АВТОВАЗ» снизилась на 31,82% и на 31.12.2013 составила 10,888 рублей за акцию. Средневзвешенная цена привилегированных акций ОАО «АВТОВАЗ» снизилась на 53,10% и составила 2,839 рублей за акцию (рисунок 2.2)8.
Рисунок 2.2. Динамика изменения цены акций АвтоВАЗ
Для выявления основных проблем в деятельности АвтоВАЗа были подсчитаны основные показатели, характеризующие финансовую устойчивость организации (таблица 2.2.)9.
Таблица 2.2
Основные показатели финансовой устойчивости ОАО «АвтоВАЗ»
Показатель |
Значение показателя |
Изменение показателя |
Описание показателя и его нормативное значение | |
2012 |
2013 | |||
1. Коэффициент автономии |
0,23 |
0,17 |
-0,06 |
Отношение собственного капитала к общей сумме капитала. Нормальное значение для данной отрасли: 0,4 и более (оптимальное 0,5–0,7). |
2. Коэффициент финансового левери |
3,4 |
4,77 |
+ 1,37 |
Отношение заемного капитала к собственному. Нормальное значение для данной отрасли: не более 1,5 (оптимальное 0,43–1). |
3. Коэффициент обеспеченности |
-1,29 |
-1,73 |
-0,44 |
Отношение собственных оборотных средств к оборотным активам. Нормальное значение: не менее 0,1. |
4. Индекс постоянного актива |
2,92 |
4,02 |
+ 1,1 |
Отношение стоимости внеоборотных активов к величине собственного капитала организации. |
5. Коэффициент покрытия |
0,76 |
0,7 |
-0,06 |
Отношение собственного капитала и долгосрочных обязательств к общей сумме капитала. Нормальное значение: не менее 0,7. |
6. Коэффициент маневренности |
-1,92 |
-3,02 |
-1,1 |
Отношение собственных оборотных средств к источникам собственных средств. Нормальное значение для данной отрасли: 0,15 и более. |
7. Коэффициент мобильности |
0,34 |
0,3 |
-0,04 |
Отношение оборотных средств к стоимости всего имущества. Характеризует отраслевую специфику организации. |
8. Коэффициент мобильности |
0,17 |
0,07 |
-0,1 |
Отношение наиболее мобильной части оборотных средств (денежных средств и финансовых вложений) к общей стоимости оборотных активов. |
9. Коэффициент обеспеченности |
-3,14 |
-3,16 |
-0,02 |
Отношение собственных оборотных средств к стоимости запасов. Нормальное значение: 0,5 и более. |
10. Коэффициент краткосрочной |
0,32 |
0,37 |
+0,05 |
Отношение краткосрочной задолженности к общей сумме задолженности. |
Также среди отрицательных тенденций финансовых показателей компании можно отметить динамику роста доли заемного капитала, что свидетельствует о собственной финансовой неустойчивости (рис 2.3.)
Рисунок 2.3.. Динамика роста заемного капитала АвтоВАЗ
Стоит отметить тенденцию снижения себестоимости продукции в 2013 году по отношению к предыдущему, однако, валовая прибыль имеет по отношению к 2012 году отрицательное значение в связи с общим снижением выручки (рисунок 2.4)
Рисунок 2.4. Валовая прибыль АвтоВАЗ в 2012 и 2013 году соответственно
По итогам 2013 года ОАО «АВТОВАЗ» произведено 600668 шт. автомобилей и сборочных комплектов, реализовано 585802 шт. автомобилей и сборочных комплектов. Отклонение по производству в сравнении с 2012 годом составило 97866 шт. и отклонение по реализации составило -117489 шт. автомобилей и сборочных комплектов. Объем выручки за 2013 год по сравнению с 2012 годом снизился на 8065 млн рублей. Показатели прибыли также ниже показателей 2012 года (таблица 2.2):
● объем валовой прибыли за 2013 год составил 12140 млн руб., что ниже показателя 2012 года на 5560 млн рублей;
● убыток от продаж составил 3497 млн рублей;
● по итогам работы за 2013 год чистой убыток составил 6899 млн рублей10.
Таблица 2.3
Основные показатели деятельности ОАО «АВТОВАЗ» за 2012–2013 гг11
Для выявления основных проблем в деятельности АвтоВАЗа были подсчитаны основные показатели, характеризующие финансовую устойчивость организации (таблица 2.2.)
В результате проведенных расчётов можно сделать ряд выводов.
С критической стороны финансовое положение и результаты деятельности организации характеризуют такие показатели, как: коэффициент текущей (общей) ликвидности значительно ниже нормы; коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности значительно ниже нормативного значения; активы организации не покрывают соответствующие им по сроку погашения обязательства; критическое финансовое положение по величине собственных оборотных средств; за последний год получен убыток от продаж (-3 497 млн. руб.), причем наблюдалась отрицательная динамика по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (-5 343 млн. руб.); убыток от финансово-хозяйственной деятельности в течение анализируемого периода составил -6 899 млн. руб.; отрицательная динамика финансового результата до процентов к уплате и налогообложения (EBIT) на рубль выручки АВТОВАЗ (-4,2 коп. от аналогичного показателя за аналогичный период прошлого года (01.01–31.12.2012)).
Анализ выявил следующие отрицательные показатели финансового положения организации:
- коэффициент автономии имеет неудовлетворительное значение (0,17);
- коэффициент абсолютной ликвидности не укладывается в нормативное значение;
- уменьшение собственного капитала организации ОАО АВТОВАЗ при том что, активы организации несколько увеличились (на 4 %);
- коэффициент покрытия инвестиций ниже нормы (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств составляет только 70 % от общего капитала организации).
Положительно финансовое положение организации характеризует следующий показатель — чистые активы превышают уставный капитал, однако за весь анализируемый период произошло снижение величины чистых активов. Негативная динамика деятельности ОАО «АВТОВАЗ» в 2013 году по сравнению с 2012 годом требует серьезного вмешательства и разработки комплекса мероприятий, которые позволят, прежде всего, повысить прибыльность бизнеса — как основы для улучшения всех основных показателей деятельности компании.
Для сохранения лидерства на российском рынке легковых автомобилей ОАО «АВТОВАЗ» стремится к улучшению привлекательности своей продукции, к повышению лояльности покупателей и к соответствию потребностям и ожиданиям других заинтересованных сторон, включая акционеров, партнеров и общество в целом. Основой для достижения этих целей и мерами улучшения финансового состояния компании являются:
- Рост объемов выручки. Производственные мощности ОАО «АВТОВАЗ» позволяют увеличить объем выпуска автомобилей. Однако маркетинговые исследования показывают, что автомобильный рынок России в 2014 году замедлился в своем развитии, а в некоторых сегментах отмечается падение. В частности, это касается автомобилей эконом-класса, к которым относится весь модельный ряд ОАО «АВТОВАЗ».
- Рост среднереализационных цен. Эту меру необходимо использовать с осторожностью. Дело в том, что резкое повышение цен на падающем рынке может обернуться обратным эффектом, то есть снижением объема продаж, а, следовательно, выручки и прибыли. Поэтому экономический эффект от повышения среднереализационных цен необходимо обусловить обязательным ограничением — объем реализации автомобилей необходимо планировать из расчета, что он будет аналогичен объему реализации в 2013 году.
- Разработка мер в области улучшения управления дебиторской задолженностью, в том числе формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции; определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по кредиту; формирование системы кредитных условий; формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация предоставления кредитов; формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности; обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.
Информация о работе Анализ эффективности деятельности организации