Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 14:25, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: раскрыть теоретические и методические вопросы по анализу безубыточности продаж. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность понятия «безубыточности продаж»;
2) описать различные методы анализа безубыточности;
3) определить роль и значение маржинального анализа для принятия управленческих решений;
- увеличение объема реализации продукции (только в том случае, если величина маржинальной прибыли положительна!);
- снижение постоянных затрат;
- увеличение доли более прибыльной продукции — продукции с наибольшими ценовыми коэффициентами.
Маржинальный анализ предполагает оценку потенциальной прибыльности продукции (работ, услуг) с использованием соотношения цен на реализуемую продукцию и переменных затрат на ее производство. Действительно, цены реализации и переменные затраты (нормативы затрат) по отдельным видам продукции в большинстве случаев известны. При этом мы избегаем проблем с выбором метода распределения постоянных расходов.
Маржинальный анализ продукции осуществляется на основании так называемых ценовых коэффициентов, которые для каждого вида продукции определяются по следующему алгоритму [23]: (5)
Здесь ПеремЗатр (на ед.) — величина переменных затрат на единицу продукции.
Ценовые коэффициенты можно назвать аналогами показателей прибыльности продаж. Чем выше значение ценового коэффициента, тем выше потенциальная прибыльность данной продукции — больше резерв покрытия общепроизводственных расходов и получения прибыли. Иными словами, наиболее выгодно продавать изделия с наибольшим ценовым коэффициентом.
Если ценовой коэффициент по какому-либо продукту имеет отрицательное значение, создается крайне негативная ситуация. Отрицательный ценовой коэффициент показывает, что цена реализации продукции не покрывает даже переменных затрат на производство этого вида продукции. В подобной ситуации вести речь о покрытии общепроизводственных расходов и получении прибыли в принципе невозможно. Каждая продажа такого продукта приносит предприятию убыток, т.е. с ростом объемов реализации возрастают убытки компании.
Для увеличения
прибыли такой продукт
Решение об отказе от производства продукции, для которой цена реализации не покрывает переменных затрат, отнюдь не однозначно. Существуют ситуации, в которых компания какое-то время может осознанно реализовать продукцию, убыточную по маржинальному показателю. Например, это возможно при выходе на новые рынки: компания осуществляет демпинговую политику, направленную на привлечение покупателей и вытеснение конкурентов. Возможно, компания пытается сохранить сложившийся рынок в расчете на дальнейший рост платежеспособности покупателей (любой знает, что в большинстве случаев завоевать рынок дороже, чем поддержать его) [7].
В любом случае, продажа продукции, для которой цена реализации не покрывает переменных затрат, должна быть временным явлением. Необходимо помнить, что продажа каждого такого изделия приносит предприятию убыток; в перспективе это может привести предприятие к серьезным экономическим проблемам.
В большинстве случаев система премирования персонала, ответственного за привлечение заказов (объемы продаж), выглядит следующим образом: устанавливается процент вознаграждения в зависимости от достижения определенного объема продаж. Таким образом персонал стимулируется на увеличение валовых поступлений от реализации продукции.
Как мы выяснили при рассмотрении маржинального анализа, продукты отличаются друг от друга “возможностью приносить компании прибыль” [14].
Выручка, полученная от реализации продукта с высоким ценовым коэффициентом, принесет компании больше прибыли, чем тот же объем выручки, полученный от реализации продукта с низким ценовым коэффициентом. В связи с этим при разработке системы премирования менеджеров по продажам (объединим в этом понятии различные должности и службы, отвечающие за получение заказов) целесообразно дифференцировать величину премии (процента) в зависимости от объемов реализации продукции с различными ценовым коэффициентами. Продажам продукции с более высоким ценовым коэффициентом должна соответствовать более высокая величина премии. Таким образом персонал будет стимулирован на продажи продукции, способной приносить компании наибольшую прибыль.
Математический
метод определения точки
При математическом методе исходят из следующей зависимости [26]:
П = рх - (А+вх), (6)
где П — прибыль от продаж; р — продажная цена единицы продукции;
х — количество единиц продукции, которое необходимо продать для достижения точки равновесия; А — сумма постоянных затрат; в — переменные затраты на единицу продукции.
Поскольку в точке равновесия прибыль нулевая, формула . принимает следующий вид:
Рх = А+вх. (7)
Предположим, что продажная цена единицы продукции — 200 тыс. д. е., сумма постоянных затрат — 15 млн д. е., переменные затраты на единицу продукции — 50 тыс. д. е.
Точка равновесия определится из уравнения 2:
200 х = 15000 + 50 х,
х =100 единиц.
Метод уравнения основан на том, что любой отчет о финансовых результатах можно представить в виде уравнения:
Выручка – Переменные затраты – Постоянные затраты = Прибыль,
или
(Цена
* Кол-во единиц) – (Переменные
затраты на ед. * кол-во ед.) – Постоянные затраты
= Прибыль
Форма уравнения подчеркивает, что все затраты делятся на зависящие от объема реализации и независящие от него.
Рассмотрим
порядок расчета точки
Цена одного аппарата – 1 200 руб.
Переменные издержки на одно изделие – 700 руб.
Постоянные издержки – 20 000 руб.
Требуется рассчитать при каком объеме реализации продукции (в натуральном выражении) будет достигнута точка безубыточности деятельности организации.
Решение.
В точке безубыточности прибыль равна нулю, поэтому эта точка может быть найдена при условии равенство выручки и суммы переменных и постоянных затрат.
Используя метод уравнения, введем следующие составляющие:
х - точка безубыточности
1200х - выручка
700х - общие переменные затраты
Решим уравнение:
1200х-700х-20060=0
500х=20060
Х=40 (единиц)
Вывод: Безубыточность деятельности организации будет достигнута при объеме реализации продукции 40 единиц.
Метод маржинального дохода для определения точки безубыточности.
Маржинальный доход – это разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами [28].
Существует два способа определения величины маржинального дохода.
Первый способ.
Маржинальный доход = Выручка – Переменные затраты
Второй способ.
Маржинальный доход = Постоянные затраты + Прибыль
Соответственно, если из маржинального дохода вычесть постоянные затраты, то получим величину выручки.
Прибыль = Маржинальный доход – Постоянные затраты.
Точку безубыточности или порог рентабельности можно определить:
Графический
метод определения точки
При графическом методе нахождение точки безубыточности сводится к построению комплексного графика «издержки — объем — прибыль». Последовательность построения графика заключается в следующем [26].
Определяем
систему координат для
Рисунок 1
Далее следует отобразить на графике прямую переменных издержек, которая будет выходить из точки с координатами (0;0). Вторую точку можно вычислить, рассчитав величину переменных затрат для какого-либо объема продаж.
Рисунок 2
Для построения прямой общих издержек следует сложить частные графики переменных и постоянных издержек. Данная прямая всегда будет начинаться с точки, в которой прямая постоянных издержек пересекает ось ординат, т.е. ось выручки. Эта точка будет являться первой точкой прямой общих издержек.
Далее на комплексный график следует нанести прямую, соответствующую значению выручки. Эту прямую можно построить путем нахождения суммы выручки от реализации в любой точке на оси абсцисс.
Рисунок 3
Изображенная на графике анализа «издержки — объем — прибыль» точка безубыточности (порога рентабельности) — это точка пересечения графиков валовой выручки и общих издержек. Размер прибыли и убытка определяется зонами прибыли и убытка. В точке безубыточности получаемая организацией выручка равна ее совокупным (общим) издержкам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если организация продает продукции меньше порогового объема продаж, то она терпит убытки, если больше — получает прибыль.
На данном графике линия выручки и линия переменных расходов должны исходить из одной точки, а разница между ними есть маржинальный доход.
Рисунок 5
Анализ безубыточности предполагает также рассмотрение и оценку вариантов управленческих решений, ориентированных на достижение требуемой или возможной величины прибыли, исходя из сложившегося соотношения между постоянными затратами, переменными затратами на единицу продукции (денежную единицу продаж) и продажными ценами с учетом производственных возможностей и потребностей рынка [3].
Объем продаж (Хn), необходимый для достижения той или иной суммы прибыли, определяется по формуле:
Так, например, если сумма постоянных затрат составляет 15 млн. д. е. и необходимо получить прибыль в размере 7,5 млн. д. е. при удельном маржинальном доходе в 150 тыс. д. е., то необходимый объем продаж составит:
Хn= (15 + 7,5) : 0,15 = 150 изделий.
Поскольку после достижения
безубыточности продажа каждого
последующего изделия
(11)
где первая составляющая показывает количество продаж, необходимых для покрытия постоянных затрат и соответственно достижения безубыточности, а вторая — количество продаж, непосредственно обеспечивающих получение заданной прибыли. Так, используя данные предыдущего примера:
Хn = (15 : 0,15) + (7,5:0,15) = 100 + 50 = 150 изделий.
Для лиц, принимающих решения, принципиально важно знать, что из 150 изделий только 50 обеспечили получение прибыли в сумме 7,5 млн. д. е., а остальные 100 лишь создали соответствующую базу для этого. Таким образом, рассматривая данную ситуацию, менеджер видит, что производство и продажа, например, дополнительных 50 изделий обеспечат такую же прибыль, что и 150 предыдущих.
Проведение анализа безубыточности предполагает наряду с нахождением точки безубыточности (равновесия) определение так называемой точки наличного равновесия (применительно к отечественной терминологии более точным представляется понятие “точка денежного равновесия”), которая показывает объем продаж, необходимый для покрытия денежных расходов за период. Так, например, амортизационные отчисления являются постоянными неденежными расходами.