Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:36, курсовая работа
Руководителю любого предприятия на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объёма и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате предприятия. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности – определение момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы.
1.1 Понятие анализа безубыточности
Руководителю
любого предприятия на практике приходится
принимать множество
Одним из мощных
инструментов менеджеров в определение
точки безубыточности является методика
анализа безубыточности производства
или анализа соотношения «затра
Этот вид
анализа является одним из наиболее
эффективных средств
Анализ безубыточности
предполагает исследование взаимосвязи
затрат, объёма производства и прибыли.
Указанные взаимосвязи
Цель анализа безубыточности заключается в поиске таких условий работы предприятия, при которых оно генерирует прибыль. Вопросы максимизации денежного потока рассматриваются на следующем этапе планирования – при составление и контроле бюджета денежных средств.
Анализ безубыточности и целевое планирование прибыли предшествуют бюджетированию: если установлено, что предприятие способно генерировать прибыль, то можно переходить к планированию положительных денежных потоков. В противном случае следует основательно изучить причины убытков и добиться получения положительного финансового результата, а за тем снова вернуться к вопросам планирования денежных потоков.
К анализу безубыточности целесообразно обращаться в следующих ситуациях:
- создание нового предприятия;
- анализ производственных и маркетинговых стратегий;
- принятие комплекса решений, связанных с внедрением нового продукта;
- модернизация производственных мощностей;
- изучение последствий
снятия/постановки изделий из/
- изменение
объёма производства и/или
Этот метод может использоваться и как вспомогательное средство при управлении финансовыми ресурсами предприятия. При этом преследуется цель изучения изменений следующих параметров, отражающихся на величине прибыли: цен, объёмов производства (продаж), постоянных и переменных затрат.
Как известно, существует две модели анализа безубыточности: экономическая и бухгалтерская.
Экономическая модель поведения затрат, объёма производства и прибыли представлена на рисунке №1.
Рисунок 1. Диаграмма безубыточности по экономической модели
В соответствии с данной
моделью предприятие может
Как видно из рисунка 1, линия выручки от реализации пересекает линию общих затрат в двух точках.
Это означает, что в экономической модели безубыточности существует два уровня выпуска и реализации продукции, при которых общие затраты равны выручке от реализации, то есть две точки безубыточности. На поведение совокупных затрат в этой модели наиболее сильное влияние оказывают переменные издержки, изменяющиеся в соответствии с известным эффектом масштаба.
При построении бухгалтерской модели делается допущение о неизменности переменных издержек и цены реализации единицы продукции, в результате чего зависимость выручки от реализации и общих затрат от изменения объёма производства и реализации имеет линейный характер. Диаграмма безубыточности по бухгалтерской модели отражена на рисунке 2.
Рисунок 2. Диаграмма безубыточности по бухгалтерской модели
Из рисунка 2 видно, что в бухгалтерской модели, в отличии от экономической, одна, а не две точки безубыточности. Поэтому с увеличением объёма производства, зона прибыли расширяется и наиболее прибыльным становится производство при максимальной загрузке производственных мощностей.
При анализе безубыточности по бухгалтерской модели используется не только графический, но и математический подход к отражению и обработке исходной информации о затратах и результатах деятельности предприятия. В соответствии с данной моделью математическая зависимость между прибылью, объёмом производства и затратами имеет следующий вид:
PR = pq - c – vq
где PR - прибыль от реализации продукции, денежных единиц; p - цена реализации единицы продукции, денежных единиц; q - количество проданных единиц продукции, натуральных единиц; c - совокупные постоянные затраты, денежных единиц; v - переменные затраты на единицу продукции, денежных единиц.
На основе формулы (1) легко проводится решение основных задач анализа безубыточности: определение точки безубыточности; определение объёмов производства для получения целевой прибыли; определение цены в анализе безубыточности.
Точка безубыточности - это такой объём продаж продукции, при реализации которого выручка от продаж покрывает совокупные затраты. В этой точке выручка не позволяет компании получить прибыль, однако убытки тоже отсутствуют. В соответствии с чем согласно выражению (1) формула для определения точки безубыточности (Qk) примет следующий вид:
Qk = c / (p - v)
Анализ безубыточности
позволяет определить
Qпл = (PRпл + c) / (p
- v)
С помощью анализа безубыточности
можно также принимать и
Рmin = (c + v q) / q
Формула (4) служит отправной для расчёта цены, которую требуется установить для получения запланированного размера прибыли (Pпл):
Pпл = (c + v q + PRпл) / q
Следует отметить, что математический аппарат для проведения анализа безубыточности разработан лишь применительно к бухгалтерской модели, на основе которой и ведутся все практические расчёты. Вместе с тем допущения, положенные в основу данной модели могут искажать достоверность результатов проводимого анализа.
К числу наиболее
существенных в бухгалтерской модели
относится предположение о
Для автоматизации расчётов по формулам удобно воспользоваться программой электронных таблиц. Для этих целей может подойти, в частности, программа Excel.
Анализа безубыточности предусматривает следующие задачи:
- определение точки безубыточности, то есть определение такой минимальной величины дохода, при которой полностью окупаются все издержки (прибыль при этом равна нулю);
- определение количества единиц продукции, которое надо реализовать для получения запланированной прибыли;
- установление цены продукции, позволяющей обеспечить спрос и прибыль на запланированном уровне;
- выбор наиболее эффективных технологий производства;
- принятие оптимального производственного плана.
Отсюда совершенно очевидно, что анализ безубыточности является одним из методов анализа спроса в условиях рыночной экономики.
1. Изучение и
оценка ситуации на
- доля рынка, контролируемая предприятием, и тенденций к ее изменению;
- деятельность конкурентов;
- изменение предпочтений потребителей;
- прочие внешние
факторы (измерение общей
2. Прогноз влияния будущих цен на факторы производства и себестоимости готовой продукции. На основе информации, полученной на первом этапе, осуществляется прогнозирование ценовых факторов товарного рынка. Для этого рассматриваются статистические показатели, анализируется их динамика, в том числе и с помощью экономико-математических методов. Если у предприятия отсутствуют возможности для проведения подобного рода анализа, можно ограничиться простой экстраполяцией существующих тенденций в изменениях цен на рывке. На этом же этапе определяются меры противодействия возможным неблагоприятным изменениям цен. В частности, могут рассматриваться вопросы хеджирования ценового риска посредством использования товарных фьючерсов и опционов.
3. Расчет
переменных и постоянных
4. Расчет
точки безубыточности. На основании
данных о постоянных и
5. Определение
(корректировка) ценовой
Реализация подобного процесса приводит в конечном итоге к получению оптимальных величин ключевых показателей.
6. Принятие окончательного
плана. На основе
7. Контроль безубыточности. Включает контроль ряда показателей: производственных затрат, себестоимости, объема продаж, поступления доходов. Комплексный контроль безубыточности заключается в непрерывном наблюдении за полученными доходами и текущими затратами предприятия, определении положения его относительно точки безубыточности.
Анализ взаимосвязи затрат объема деятельности и прибыли.
1. Цель и методы анализа взаимосвязи: затраты – объем – прибыль.
Каждый менеджер хотел бы знать:
Какой объем деятельности обеспечит компенсацию всех затрат?
Какое количество товаров следует продавать для получения желаемой прибыли?
Информация о работе Анализ безубыточности. Задачи анализа безубыточности