Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 13:21, контрольная работа
Моделирование в научных исследованиях стало применяться в глубокой древности, постепенно захватывая всё новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки. Большие успехи и признание практически во всех отраслях современной науки принёс методу моделирования - ХХ век. Однако методология моделирования долгое время развивалась независимо отдельными науками. Отсутствовала единая система
Моделирование в научных
исследованиях стало
Модель - это материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект - оригинал, так, что его непосредственное изучение даёт новые знания об объекте - оригинале.
Под моделированием понимается процесс построения, изучения и применения моделей. Оно тесно связано с такими категориями, как абстракция, аналогия, гипотеза и др. Процесс моделирования обязательно включает и построение абстракций, и умозаключения по аналогии, и конструирование научных гипотез.
Главная особенность моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов - заместителей. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект. Именно эта особенность метода моделирования определяет специфические формы использования абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания.
Необходимость использования метода моделирования определяется тем, что многие объекты (или проблемы, относящиеся к этим объектам) непосредственно исследовать или вовсе невозможно, или же это исследование требует много времени и средств.
Метод моделирования включает три элемента:
1. субъект (исследователь);
2. объект исследования;
3 модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта,
Этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте- оригинале. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отражает какие- либо существенные черты объекта – оригинала. Вопрос о необходимой и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда он перестаёт быть оригиналом), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала.
Таким образом, изучение одних
сторон моделируемого объекта
На втором этапе процесса моделирования модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение “модельных” экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные об ее «поведении». Конечным результатом этого этапа является множество знаний о модели.
На третьем этапе
Четвёртый этап - практическая проверка полученных с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.
Для понимания сущности моделирования
важно не упускать из виду, что моделирование
- не единственный источник званий об объекте.
Процесс моделирования “
Моделирование - циклический
процесс. Это означает, что за первым
четырёхэтапным циклом может последовать
второй, третий и т. д. При этом знания
об исследуемом объекте
Проникновение математики в
Экономическую науку связано
с преодолением значительных трудностей,
лежащих в природе
Большинство объектов, изучаемых экономической наукой, может быть охарактеризовано кибернетическим понятием - “сложная система”.
Наиболее распространено
понимание системы как
Сложность системы определяется
количеством входящих в неё элементов,
связями между этими
Сложность экономики иногда
рассматривалась как
Потенциальная возможность математического моделирования любых экономических объектов и процессов не означает, разумеется, её успешной осуществимости при данном уровне экономических и математических знаний, имеющейся конкретной информации и вычислительной технике. И, хотя нельзя указать абсолютные границы математической формализуемости экономических проблем, всегда будут существовать неформализованные ещё проблемы, для которых математическое моделирование недостаточно эффективно.
С экономической точки
зрения оптимальные решения, полученные
с помощью экономическо-
1. Оптимальность решения зависит от целей, поставленных при планировании процесса. Например, выбор типа транспорта по критерию стоимости перевозки будет отличаться от выбора по критерию скорости.
2. Оптимальность решения
зависит от текущей
3. Существенные изменения
оптимального варианта
4. При определении
Возможно, потребление данного ресурса (сырья, топлива высшего сорта) снижает производственные издержки. Тогда, увеличение доли предприятия А приведёт к экономии на этом предприятии и к дополнительным издержкам на предприятии Б в результате замены ресурса менее эффективным (издержки обратной связи).
5. Оценка рациональности
конкретного мероприятия
В зависимости от моделируемых
объектов и назначения моделей используемая
в них исходная информация имеет
существенно различный характер
и происхождение. Она может быть
разделена на две категории: о
прошлом развитии и современном
состоянии объектов (экономические
наблюдения и их обработка) и о
будущем развитии объектов, включающую
данные об ожидаемых изменениях их
внутренних параметров и внешних
условий (прогнозы). Вторая категория
информации является результатом самостоятельных
исследований, которые так же могут
выполняться посредством
В экономике многие процессы являются массовыми, они характеризуются закономерностями, которые не обнаруживаются на основании лишь одного или нескольких наблюдений. Поэтому моделирование в экономике должно опираться на массовые наблюдения.
Другая проблема порождается
динамичностью экономических
Познание количественных
отношений экономических
В процессе моделирования
возникает взаимодействие “первичных’
и “вторичных экономических измерителей.
Любая модель в экономике опирается
на определённую систему экономических
измерителей (продукции, ресурсов элементов
и т.д.). В то же время одним из
важных результатов экономико-
С точки зрения “интересов”
моделирования экономики в
Для методологии планирования экономики важное значение имеет понятие неопределённости экономического развития. В исследованиях по экономическому прогнозированию и планированию различают два типа неопределённости:
“истинную”, обусловленную свойствами экономических процессов,
“информационную”, связанную
с неполнотой и неточностью имеющейся
информации об этих процессах. Истинную
неопределённость нельзя смешивать
с объективным существованием различных
вариантов экономического развития
и возможностью сознательного выбора
среди них эффективных
Информация о работе Понятие моделирования, его значение в исследовательском процессе