Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:33, реферат
В реферате предпринята попытка рассмотреть философские аспекты математического моделирования как метода познания окружающего мира. В первой части исследованы общие вопросы математического моделирования. Определяются и обосновываются понятия моделирование, вычислительный эксперимент, математическая модель и математическое моделирование, приводится классификация математических моделей. Во второй и третьей частях рассматривается применение математического моделирования в различных отраслях человеческого знания и деятельности. Вторая часть посвящена вопросам кибернетики, моделирования мысленной деятельности человека. Поднимаются вопросы искусственного интеллекта, модели искусственного нейрона, нейросетевых технологий.
Введение
В развитии различных областей
человеческой деятельности математика
оказывала и оказывает
Математические понятия
в процессе своего возникновения
как бы впитывают в себя существенные
свойства предметов и явлений
и их отношений в виде существующих
математических законов и структур.
В результате свойства чувственно-конкретных
предметов и явлений
Дальнейшее развитие математических
понятий и теорий происходит на базе
уже существующих математических объектов.
Этот процесс характеризуется
Структуры «мира математического»
успешно применяются для
Современное развитие науки характеризуется потребностью сложного изучения всевозможных сложных процессов и явлений – физических, химических, биологических, экономических, социальных и других. Происходит значительное увеличение темпов математизации и расширение ее области действия. Теории математики широко применяются в других науках, казалось бы совершенно от нее далеких – лингвистике, юриспруденции. Это вызвано естественным процессом развития научного знания, который потребовал привлечения нового и более совершенного математического аппарата, проявлением новых разделов математики, а также кибернетики, вычислительной техники и так далее, что значительно увеличило возможности ее применения[2].
Более точное математическое
описание процессов и явлений, вызванное
потребностями современной
Развитие ЭВМ стимулировало
более интенсивное развитие вычислительных
методов, создало предпосылки решения
сложных задач науки, техники, экономики.
Широкое применение при решении
таких задач получили методы прикладной
математики и математического
В настоящее время прикладная
математика и ЭВМ являются одним
из определяющих факторов научно-технического
прогресса. Они способствуют ускорению
развития ведущих отраслей народного
хозяйства, открывают принципиально
новые возможности
ЭВМ обеспечивает интенсивный процесс математизации не только естественных и технических, но также общественных и гуманитарных наук. Математическое моделирование и ЭВМ получают широкое применение в химии, биологии, медицине, психологии, лингвистике и этот список можно продолжать и продолжать.
В реферате предпринята попытка
рассмотреть философские
Общие положения математического моделирования
Моделирование как метод научного познания.
Растущий интерес философии и методологии познания к теме моделирования был вызван тем значением, которое метод моделирования получил в современной науке, и в особенности в физике, химии, биологии, кибернетике, не говоря уже о многих технических науках.
Однако моделирование
как специфическое средство и
форма научного познания не является
изобретением XIX или XX века. Достаточно
указать на представления Демокрита
и Эпикура об атомах, их форме, и
способах соединения, об атомных вихрях
и ливнях, объяснения физических свойств
различных веществ с помощью
представления о круглых и
гладких или крючковатых
В настоящее время нельзя назвать область человеческой деятельности, в которой в той или иной степени не использовались бы методы моделирования. Остановимся на философских аспектах моделирования, а точнее общей теории моделирования[3].
Методологическая основа
моделирования заключается в
следующем. Все то, на что направлена
человеческая деятельность, называется
объектом (лат. objectum – предмет). Выработка
методологии направлена на упорядочение
получения и обработки
В научных исследованиях большую роль играют гипотезы, то есть определенные предсказания, основывающиеся на небольшом количестве опытных данных, наблюдений, догадок. Быстрая и полная проверка гипотез может быть проведена в ходе специально поставленного эксперимента. При формулировании и проверки правильности гипотез большое значение в качестве метода суждений имеет аналогия.
Аналогией называют суждение
о каком либо частном сходстве
двух объектов, причем такое сходство
может быть существенным и несущественным.
Необходимо отметить, что понятия
существенности и несущественности
сходства или различия объектов условны
и относительны. Существенность сходства
(различия) зависит от уровня абстрагирования
и в общем случае определяется
конечной целью проводимого
Гипотезы и аналогии, отражающие
реальный, объективно существующий мир,
должны обладать наглядностью или сводится
к удобным для исследования логическим
схемам. Такие логические схемы, упрощающие
рассуждения и логические построения
или позволяющие проводить
Моделированием называется
замещение одного объекта другим
с целью получения информации
о важнейших свойствах объекта-
Определяя гносеологическую роль теории моделирования, то есть ее значение в процессе познания, необходимо, прежде всего, отвлечься от имеющегося в науке и технике многообразия моделей и выделить то общее, что присуще моделям различных по своей природе объектов реального мира. Это общее заключатся в наличии некоторой структуры (статической или динамической, материальной или мысленной), которая подобна структуре данного объекта. В процессе изучения модель выступает в роли относительно самостоятельного квазиобъекта, позволяющего получить при исследовании некоторые знания о самом объекте.
Если результаты моделирования подтверждаются и могут служить основой для прогнозирования процессов, протекающих в исследуемых объектах, то говорят, что модель адекватна объекту. При этом адекватность модели зависит от цели моделирования и принятых критериев.
Обобщенно моделирование
можно определить как метод опосредованного
познания, при котором изучаемый
объект-оригинал находится в неком
соответствии с другим объектом-моделью,
причем модель способна в том или
ином отношении замещать оригинал на
некоторых стадиях
Моделирование как познавательный процесс, содержащий переработку информации, поступающей из внешней среды, о происходящих в ней явлениях, в результате чего в сознании появляются образы, соответствующие объектам.
Моделирование, заключающееся
в построении некоторой системы-модели
(второй системы), связанной определенными
отношениями подобия с
Следует отметить, что с точки зрения философии моделирование – эффективное средство познания природы. Процесс моделирования предполагает наличие:
объекта исследования;
исследователя, перед которым поставлена конкретная задача;
модели, создаваемой для получения информации об объекте и необходимой для решения поставленной задачи.
По отношению модели исследователь
является, по сути дела, экспериментатором,
только в данном случае эксперимент
проводится не с реальным объектом,
а с его моделью. Надо иметь
в виду, что любой эксперимент
может иметь существенное значение
в конкретной области науки только
при специальной его обработке
и обобщении. Единичный эксперимент
никогда не может быть решающим для
подтверждения гипотезы, проверки теории.
Следует помнить о том, что
критерием истины являются опыт, практика,
экспериментальное
Вычислительный эксперимент, его определение и основные этапы.
Академик А. А. Самарский,
один из основоположников вычислительной
математики и математического
Впервые вычислительный эксперимент начал использоваться для изучения таких процессов, экспериментальное исследование которых невозможно или затруднено. Например, в 40-50 годы XX столетия академик М.В. Келдыш разрабатывает математическое описание космических полетов.
К основным преимуществам вычислительного эксперимента можно отнести следующие:
Возможность исследования объекта без модификации установки или аппарата.
Возможность исследования каждого фактора в отдельности, в то время как в реальности они действуют одновременно.
Возможность исследования нереализуемых на практике процессов.
Вычислительный эксперимент включает в себя следующие этапы (см. рисунок 1):
Физическое описание процесса, то есть уяснение закономерности протекаемых явлений.
Информация о работе Математическое моделирование как философская проблема