Водные ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 13:02, аттестационная работа

Краткое описание

Вода – источник жизни на Земле. Все глобальные и жизненно-важные процессы на земле не могут протекать без этого элемента природы.
Для нашей страны проблема водообеспеченности так же занимает весомое место как для ее народа, так и для развития экономики в-целом. По водообеспеченности Казахстан является одной из наиболее вододефицитных стран Евроазиатского континента. Поэтому я и выбрала этот природный ресурс для рассмотрения в своей работе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Место водных ресурсов в жизни людей.
Состояние использования водных ресурсов.
Нормативно-правовые механизмы водообеспечения в РК.
Платежи в водопользовании.
Плата за пользование поверхностными водными объектами.
Объект платы.
Проблемы возмещения экологического ущерба, причиняемого водным объектам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

СР Вода Мындыбаева.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

Определение и количественное исчисление ущерба, причиняемого природным, в том числе и водным, объектам осуществляется в соответствии с требованиями Закона РК «Об охране окружающей среды». Ущерб «определяется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии, в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утверж-денными органами государственной власти в области охраны окружающей среды».

В настоящее  время отсутствует утвержденная в установленном порядке Методика определения размера ущерба водным объектам, причиненного экономичес-кими правонарушениями.

На практике величина ущерба определяется суммой фактических затрат на ликвида-цию  негативных последствий после завершения всего комплекса восстановительных  работ, проводимых в течение длительного  времени. Работы осуществляются, как  правило, за счет бюджетного финансирования, которое растягивается по времени и зачастую является недостаточным.

Одной из причин, затрудняющих определение  ущерба, является неопределенность пространственных границ водного объекта (или его  части), подвергшегося негативному воздействию. Геодезические границы поверхностных водных объектов достаточно четко определены в Земельном кодексе РК: «к землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов», но следует иметь в виду, что к поверхностным водным объектам относятся также дно и берега водотоков и водоемов. Дно и берега являются экономически выгодным источником добычи полезных ископаемых (песок, гравий и т. п.), при этом добыча относится к числу законодательно закрепленных видов водопользования. В Водном кодексе отсутствует четкое указание о том, какая часть толщи дна и берегов относится к водным объектам, это и вызывает дополнительные трудности при исчислении ущербов.

В Методике наиболее развернуто представлены расчеты  ущерба, причиняемого непосредственно  водным ресурсам, как основному элементу комплекса природных ресурсов водного объекта. Определение ущербов водным биоресурсам, зеленым насаждениям, почве и объектам животного мира рекомендуется осуществлять по соответствующим отдельным методическим документам.

Таксы для исчисления размеров убытков  от иных видов вреда, причиненным водным объектам, устанавливаются на уровне удельных затрат, связанных с ликвидацией послед-ствий аварийной ситуации. Упущенная выгода оценивается в процентах от суммы денежных средств, отвлекаемых на оценку размера вреда, ликвидацию негативных последствий вреда, восстановление водного объекта, земель его водоохраной зоны.

В Методике  приведено различное определение  содержания терминов «такса» и «убытки».

Такса – расчетное значение величины затрат на очистку единицы массы загрязня-ющего  вещества и на проведение работ по ликвидации последствий вреда.

Убытки  – расходы, которые пострадавшее лицо должно будет произвести для  восстановления нарушенного права, а также реальный ущерб и упущенная  выгода.

По содержанию рассматриваемого документа могут  быть отмечены следующие основные замечания:

1. Использование  суммы затрат на очистку сточных  вод в качестве основы для  определения суммы причиненного  ущерба сопоставимо с идеей  определения ущерба от пожара  через сумму затрат на его  тушение или предотвращение. В  качестве базы расчетов должен быть использован обобщенный опыт расчетов фактических затрат при реальных несанкционированных сбросах. По этим данным должны быть определены удельные размеры ущербов в привязке к отдельным видам загрязняющих веществ. В процессе применения действующей Методики необходимо проводить корректировку такс с целью поэтапного приближения к реальным затратам на ликвидацию негативных последствий.

2. Должны  приниматься во внимание убытки, которые несет собственник водного  объекта в лице государственных органов власти из-за снижения качественных показателей и, соответственно, потребительной стоимости водных объектов. В первую очередь, это снижение расчетной стоимости водных объектов.

3. Величину  ущерба целесообразно определять  с учетом фактора времени. Чем длительнее период от правонарушения и до начала ликвидации последствий, тем более расчетная величина причиненного ущерба. В Методике учитывается только период причинения ущерба, кроме того, во внимание не принимаются негативные последствия (ущербы), возникающие после прекращения непосредственного негативного воздействия.

4. При  определении массы сброшенного  загрязняющего вещества, причиняющей вред водному объекту, в расчет закладывается превышение концентрации этого вещества в сточных водах над концентрацией его в водоприемнике.

При несанкционированном  сбросе – превышение над ПДК водохозяйственных  или культурно-бытовых водоемов. На наш взгляд, при несанкционированном  сбросе вся масса сбрасываемых веществ  должна рассматриваться, как приносящая вред.

При сбросе загрязняющих веществ с концентрацией  выше фоновой в водоприемнике  учитывается превышение его над  фоном. Считаем более правильным в данном случае учитывать концентрацию в водоприемнике на уровне ПДК  водохозяйственных водоемов.

5.Нормативно-правовыми документами не допускается одновременное взимание за одну и ту же массу загрязняющих веществ платы за сброс и платы на компенсацию ущерба, следует подробно рассмотреть и изложить этот вопрос, а также его решение в рассматриваемой Методике.

При всех отмеченных выше недостатках, рассматриваемая Методика может быть применена (как временная и с последующей доработкой) для первоэтапной, ориентировочной и неполной оценки объема компенсационных затрат, взимаемых с нарушителя. Эти средства позволят без затруднений и в реальном масштабе времени приступить к разработке и утверждению проектных или программных документов по ликвидации негативных последствий экологического правонарушения. Объемы компенсационных затрат, определенные на основании детальной проработки проекта существенно уточнят суммы ущерба, определенные по Методике. Эти средства, затребованные и полученные от правонарушителя, обеспечат практическую и оперативную реализацию проекта компенсационных мероприятий. Фактические затраты по реализации проекта, в свою очередь, обоснуют повторную корректировку фактических компенсационных затрат.

Предлагаемая  схема осуществления мероприятий  по ликвидации негативных послед-ствий  правонарушений радикально улучшит  и повысит надежность финансирования за счет средств правонарушителя. В наиболее объективной форме эта трехэтапная схема может быть представлена в следующем виде.

Первый  этап. По Методике определяется первоначальный (стартовый) объем компенсационных затрат. Взысканные с нарушителя эти средства направляются на разработки проекта компенсационных мероприятий.

Второй  этап. На основании утвержденного проекта сумма компенсационных затрат корректируется в большую сторону и направляется на реализацию проекта.

Третий этап. Фактические затраты на реализацию проекта, как правило, превышают суммы, заложенные в проектно-сметной документации. Фактические затраты предопределяют вторую корректировку компенсационных затрат, взыскиваемых с нарушителя. 
 
 
 
 

Заключение 

    Рациональное  использование водных ресурсов в  настоящее время представляет собой крайне насыщенную проблему. Это прежде всего охрана водных пространств от загрязнения, а так как промышленные стоки занимают первое место по объёму и ущербу, который они наносят, то именно в первую очередь необходимо решать проблему сброса их в реки. В частности, следует ограничить сбросов в водоёмы, а также усовершенствование технологий производства, очистки и утилизации.

    По  всей видимости, пути решения проблемы загрязнения водных ресурсов в Казахстане лежат прежде всего в области  разработки развитой законодательной базы, которая позволила бы реально защитить окружающую среду от вредного антропогенного воздействия, а также изыскании путей реализации этих законов на практике.

    Защита  водных ресурсов от истощения и загрязнения  и их рационального использования для нужд народного хозяйства - одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения.

Таким образом, охрана и рациональное использование  водных ресурсов – это одно из звеньев комплексной мировой проблемы охраны природы 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Васильева,  Е.Э. Экономика природопользования / Е.Э. Васильева – Мн.: БГУ, 2003 г.

2. Гирусов, Э.В.  Экология и экономика природопользования / Э.В. Гирусов и др. – М.: Закон  и право, ЮНИТИ, 1998 г. 

3. Глухов, В.В.  Экономические основы экологии: Учебник / В.В. Глухов, Т.В. Лисочкина, Т.П. Некрасова - СПб.: Спец. лит., 1995 г.

4. Комаров, И.К.  Водопользование и национальная  безопасность / И.К. Комаров и др. - М., 1997 г.

5. Редковская  О.В. Экономическая оценка природно-ресурсного  потенциала особо охраняемых природных территорий в системе кадастрового учета // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2007 г.

6. Ушакова, С.Е.  Оценка стоимости прав пользования  водными объектами: принципы и методы / С.Е. Ушакова // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Специальность 80.00.05: Экономика и управление народным хозяйством–М., 2006 г.

7. Фесенко, В.В.  Экономика природопользования: Учебно-методическое  пособие для студентов, обучающихся по спец. "Геоэкология" / В.В., Фесенко, М.В Видрученко. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004 г.

8. Шимова, О.С.  Основы экологии и экономика  природопользования: Учебник / О.С.  Шимова, Н.К. Соколовский. 2-е изд., 2002 г.

9. Интернет, поисковая  система Google.kz 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Водные ресурсы