Водные ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 13:02, аттестационная работа

Краткое описание

Вода – источник жизни на Земле. Все глобальные и жизненно-важные процессы на земле не могут протекать без этого элемента природы.
Для нашей страны проблема водообеспеченности так же занимает весомое место как для ее народа, так и для развития экономики в-целом. По водообеспеченности Казахстан является одной из наиболее вододефицитных стран Евроазиатского континента. Поэтому я и выбрала этот природный ресурс для рассмотрения в своей работе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Место водных ресурсов в жизни людей.
Состояние использования водных ресурсов.
Нормативно-правовые механизмы водообеспечения в РК.
Платежи в водопользовании.
Плата за пользование поверхностными водными объектами.
Объект платы.
Проблемы возмещения экологического ущерба, причиняемого водным объектам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

СР Вода Мындыбаева.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

В основу работы предполагаемой организации  могут быть положены принципы и механизмы, разработанные в рамках известных концепций «Всемирной сделки» и «Региональной сделки». В частности, под «Региональной сделкой» подразумевается процесс консолидации (интеграции) соглашений всех государств региона с другими странами и межгосударственными союзами, мировыми институтами и донорами на предмет обозначения вклада и обязательств всех этих сторон в сфере устойчивого развития (УР) и безопасности.

В этом контексте, ключевыми элементами «Региональной  сделки» в Центральной Азии может  позволить осуществить практическую реализацию имеющейся рекомендательной базы, наработанной в рамках таких структур как ООН, СПЕКА, МФСА, ЭСКАТО, МКВК и др., в отношении решения ряда региональных проблем.

Созданный с учетом принципов «Регионального контракта» предполагаемый институт (региональная организация) должен стать политическим инструментом, который сбалансирует интересы сторон и выступит в качестве реально действующего механизма, направленного на создание условий для устойчивого развития и безопасности Центральной Азии.

По ряду причин и оснований реальной базой  для этого института может  выступить Организация Объединенных Наций (ООН). Местная инициатива создания для Центральной Азии специализированного  института по решению региональных проблем найдет в ООН однозначное понимание, а также политическую и финансовую поддержку. При ООН, таким образом, может быть создана отдельная Комиссия по Устойчивому Развитию Центрально-Азиатского региона (КУРЦАР).

В рамках этой структуры было бы логичным продолжить дальнейшую более детальную и предметную проработку направлений решения существующих в регионе проблем водопользования, предлагаемых ООН, ЕЭК и ЭСКАТО в разработанном ими Диагностическом докладе для подготовки региональной стратегии рационального и эффективного использования водных ресурсов Центральной Азии.

Другим  вариантом базовой организации, на который стоит обратить серьезное  внимание, является Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). В пользу этого выбора говорит  следующее:

  • во-первых, в СВМДА имеется серьезное и широкое представительство различных стран (в качестве участников или наблюдателей);
  • во-вторых, основные концептуальные задачи и принципы, на которых была выстроена организация СВМДА, и которые были в целом поддержаны всеми странами, напрямую соответствуют задачам, стоящим перед Центральной Азией. А именно -обеспечение безопасности и создание условий для устойчивого развития;
  • в-третьих, создание региональной организации под эгидой СВМДА станет компромиссным вариантом для присутствующих здесь внешних игроков, которые могут иметь как совпадающие, так и расходящиеся геополитические интересы, но в целом заинтересованы в поддержании стабильности в регионе и обеспечении его устойчивого развития по целому ряду вопросов экономического, экологического или гуманитарного характера;
  • в-четвертых, СВМДА уже имеет наработанный годами значительный организационно-структурный и переговорный опыт. И это немаловажно, так как процесс согласования позиций и самоорганизации станет одним из ключевых моментов при создании такой структуры.

В пользу СВМДА также говорит тот факт, что создавалась эта организация  как аналог Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В свое время ОБСЕ также начинала свою работу как «совещание», и скепсиса по поводу его перспектив было тогда не меньше, чем сегодня в отношении СВМДА. Теперь же ОБСЕ — это влиятельная организация, на чью поддержку «центрально-азиатского проекта» регион может рассчитывать.

Таким образом, определившись с базовой  структурой, которой вполне может стать СВМДА, считаем целесообразным создание при ней организации под условным названием Центрально-Азиатская организация развития, сокращенно - ЦОР.

Именно  ЦОР будет призвана обеспечить системное  выполнение поставленных условий и  задач нового уровня партнерства, среди которых основными являются следующие:

  • во-первых, достижение общерегиональной целостности и скоординированности действий уже работающих и предполагаемых на перспективу специализированных и профильных программ (СПЕКА, МФСА, программы в области борьбы с бедностью и т.д.);
  • во-вторых, организация согласованной работы региональных структур и программ на основе разработки и внедрения «экосистемного подхода», учитывающего, прежде всего, естественные ограничения экосистем региона;
  • в-третьих, широкое привлечение материальных и финансовых ресурсов внутри региона (фиксированные отчисления из бюджетов государств региона, поступления от частных и юридических лиц и т.д.) и извне (целевые финансовые субсидии, международные гранты, кредиты и т.д.);
  • в-четвертых, содействие в получении полноценного допуска стран региона к современным научно-аналитическим, техническим, методологическим разработкам и технологиям.

Очевидно, что ЦОР должна будет иметь  административные органы:

  • руководящий центр, где на основе консенсуса будут решаться стратегические вопросы (выработка и принятие политических и экономических решений, предупреждение и разрешение конфликтных и спорных ситуаций определение приоритетных областей финансирования и т.п.);
  • исполнительные и профильные комитеты и комиссии (экологический, водно-энергетический, продовольственный, социально-гуманитарный, тендерный и т.д.);
  • секретариат и другие административно-технические отделы;
  • собственный банк (Банк ЦОР);
  • научно-аналитический центр и прочее.
    1. Платежи в водопользовании.

На протяжении многих лет существуют платежи, связанные  с использованием водных ресурсов. 
В 20-30-х годах был установлен водный сбор, который носил характер налога, а в 1937-97 годах плата за штрафы за сброс сточных вод в поверхностные источники, которые поступали в доход бюджета. 
Плата за забор воды для промышленных нужд из поверхностных источников была введена с 1.01.82г., а из подземных – с 1.01.84г. Она должна была стимулировать сокращение водопотребления и возмещение затрат на водообеспечение. Тарифы, по которым взимается плата за забор воды из поверхностных источников, базировались на фактических издержках водохозяйственных систем 1979-80гг. И величина их колебалась от 1 до 5,08 коп./куб.м при средней величине 1,07 коп/куб.м. Тарифы были установлены для забора воды в пределах лимита. Сверхлимитный забор воды оплачивался в пятикратном размере по отношению к тарифу. С 1991г. действует система подсчета убытков, причиненных государству нарушением водного законодательства. Убытки исчисляются по затратам, необходимым для устранения всех отрицательных последствий. 
Тарифы прейскуранта № 03-03, введенного с 01.01.90г. распространяются на воду, забираемую промышленными предприятиями из водных объектов (поверхностных и подземных источников). 
Платежи за воду осуществляются по следующей системе тарифов:

  1. Тариф за безвозвратное водопотребление. Размер платы устанавливается на 1 куб. м потребляемой воды и определяется исходя из средневзвешенного тарифа платежей за воду из водохозяйственных систем, рассчитанного для данного предприятия с коэффициентом 1,25.
  2. Тариф на услуги водохозяйственных систем. Платежи за воду, забираемую из водохозяйственных систем для собственных нужд, вносятся в госбюджет предприятиями независимо от источника поступления.

Тариф на услуги водохозяйственных систем устанавливается единым по стране, отдельно для поверхностных и подземных источников. Соответственно с последующей дифференциацией по водохозяйственным системам. 
При сверхнормативном заборе воды платежи взимаются в пятикратном размере по отношению к тарифу, установленному для данного объекта. 
Платежи за безвозвратное водопотребление и за услуги водохозяйственных систем учитываются в себестоимости промышленной продукции. 
Методические рекомендации по определению платы за природные ресурсы (Алма-Ата, 1991) различают две составляющие платежей за водопользование: плату за право пользования (изъятия) водными ресурсами; плату за воспроизводство и охрану водных ресурсов. 
Тарифы за водопользование по существу являются платежами за охрану и воспроизводство водных ресурсов с учетом водной ренты. Они отражают затраты на все виды хозяйственной деятельности на водоисточниках и водосборах. Они взимаются со всех водопользователей. 
Платное водопотребление, естественно, способствует сокращению объема пользования водных ресурсов. Однако достаточная стимулирующая роль тарифов на воду проявляется только в том случае, если их величины – оптимальные. 
В соответствии с Водным кодексом РК общее водопользование является бесплатным, а специальное водопользование осуществляется на платной основе. Платежи за пользование природными ресурсами осуществляются: за охрану и воспроизводство водных ресурсов, использование водных ресурсов, штрафные платежи за нерациональное использование водных ресурсов, за сверхнормативное использование и загрязнение сточными водами поверхностных источников. 
Ставки платежей за охрану и воспроизводство водных ресурсов (поверхностные и подземные источники) по РК устанавливаются дифференцированно по областям и бассейнам один раз в год и утверждаются Кабинетом Министров РК. 
Ставки платежей для водопользователей (гидроэнергетика, водный транспорт, рыбное хозяйство) устанавливаются в размере 12% от общих затрат по охране и воспроизводству водных ресурсов и распределяется по отраслям пропорционально произведенной продукции. 
Ставки платы за пользование водными ресурсами в пределах установленных лимитов определяются в размере до 10% от нормативов платы за охрану и воспроизводство водных ресурсов и устанавливаются областными администрациями. 
Платежи за нерациональное использование водных ресурсов, приводящие к затоплению, заболачиванию и засолению земель, подтоплению застроенных территорий, усыханию водоемов, малых рек и родников, взимаются в виде штрафов со всех водопотребителей, допустивших указанные нарушения. Эти платежи направляются во внебюджетный фонд охраны природы.

2.1. Плата за пользование  поверхностными водными  объектами.

Пользование водными объектами является платным, за исключением случаев, предусмотренных конституцией РК. Плата за пользование водными

объектами не взимается со специально уполномоченного  государственного органа управления использованием и охраной водных объектов и с подведомственных ему организаций, а также организаций, осуществляющих ведение государственного мониторинга водных объектов. Общее водопользование также является бесплатным.

      Льготы по платежам, связанным  с пользованием водными объектами

Устанавливается конституцией РК.

      Плата за забор воды из водных  объектов для орошения мелиорированных  земель и плата за обособленные водные объекты взимается в порядке, предусматриваемом федеральным законом о плате за землю.

      Порядок установления и взимания  платы за пользование водными  объектами и ее предельные размеры определяются конституцией РК.

                                                                                     

2.2. Объект платы.

      Объектом платы является пользование  поверхностными водными объектами, внутренними морскими водами, с применением сооружений, технических средств или устройств в целях:

      • осуществления забора воды  из водных объектов;

      • осуществления сброса сточных  вод, попадающих в водные объекты;

      • использования акватории водных  объектов;

      • удовлетворения потребности  гидроэнергетики в воде.

      При этом плата не взимается за пользование водными объектами в случае:

      • забора воды для ликвидации  стихийных бедствий и последствий  аварий;

      • забора воды сельскохозяйственными  организациями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан;

      • забора воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических

         ресурсов;

      • размещения плавательных средств,  коммуникаций, зданий, сооружений,

         установок и оборудования для  осуществления деятельности, связанной  с охраной вод и водных биоресурсов, защитой окружающей природной среды от вредного воздействия вод;

      • осуществления рекреации без  применения сооружений и устройств,  спортивной охоты и любительского рыболовства;

      • осуществления организованной  рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной  собственности, а также учреждениями и организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов;

      •   забора воды для санитарных, экологических и судоходных попусков;

      •   проведения дноуглубительных  и других работ, связанных с  эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

      •   использования водных объектов  для размещения и строительства  отдельно стоящих гидротехнических   сооружений      гидроэнергетического,   мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения (плотины, шлюзы и т.п.);

      •   строительства (реконструкции)  осушительных систем на участках низовых болот (водно-болотные угодья);

      •   сброса дренажных, шахтных  и карьерных вод, если концентрация  вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике. 
 
 

  1. Проблемы  возмещения экологического ущерба, причиняемого водным объектам
 

Природные ресурсы поверхностных водных объектов представляют собой стратегическую базу обеспечения дальнейшего экономического развития страны и устойчивости биосферы. Интенсивное и зачастую нерациональное вовлечение водных объектов в материальное производство сопровождается неоправданным нарастанием негативных нагрузок, разрушением экологии водных объектов и в конечном итоге ростом экономических ущербов, причиняемых отраслям – водопользователям и народному хозяйству в целом. 

Информация о работе Водные ресурсы