Водные ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 13:02, аттестационная работа

Краткое описание

Вода – источник жизни на Земле. Все глобальные и жизненно-важные процессы на земле не могут протекать без этого элемента природы.
Для нашей страны проблема водообеспеченности так же занимает весомое место как для ее народа, так и для развития экономики в-целом. По водообеспеченности Казахстан является одной из наиболее вододефицитных стран Евроазиатского континента. Поэтому я и выбрала этот природный ресурс для рассмотрения в своей работе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Место водных ресурсов в жизни людей.
Состояние использования водных ресурсов.
Нормативно-правовые механизмы водообеспечения в РК.
Платежи в водопользовании.
Плата за пользование поверхностными водными объектами.
Объект платы.
Проблемы возмещения экологического ущерба, причиняемого водным объектам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

СР Вода Мындыбаева.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

Кроме того, разрабатывается проект Закона «О питьевой воде». Данный законопроект должен будет определить базовые  положения законодательства, касающиеся обеспечения доступа населения  к питьевой воде. Пока эти вопросы  регулируются в основном на уровне нормативных актов (ГОСТов, СанПиНов).

Практически все нормативные документы, регламентирующие качество воды, являются ведомственными. Нормативы предельно допустимых сбросов и предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ  в водных источниках устанавливаются органами санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения по согласованию с Министерством охраны окружающей среды.

Депутатами  Парламента Республики Казахстан разработаны  законопроекты «О водоснабжении  и водоотведении», «О внесении изменений и дополнений в Водный кодекс Республики Казахстан».

Проект  Закона «О водоснабжении и водоотведении» устанавливает правовые, экономические  и организационные основы государственной  политики в области водоснабжения  и водоотведения в Республике Казахстан.

Проект  Закона «О внесении изменений и дополнений в Водный кодекс Республики Казахстан» устанавливает правовые, финансовые и иные основания для разработки нормативных правовых и нормативно- технических актов в области  водоснабжения и водоотведения. Уточняет понятия, используемые в Кодексе, а также компетенцию уполномоченного органа в области использования и охраны водного фонда.

В сфере  водообеспечения в рамках Центрально-Азиатского Экономического Сообщества заключены  следующие международные договоры:

  • Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Кыргызской Республики об использовании водохозяйственных сооружений межгосударственного пользования на реках Чу и Талас, ратифицировано Законом Республики Казахстан от 7 марта 2002 года № 301;
  • Соглашение между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Узбекистан об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарья от 17 марта 1998 года;
  • Соглашение между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Узбекистан о совместном и комплексном использовании водно-энергетических ресурсов Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ от 17 марта 1998 года;
  • Соглашение между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Таджикистан и Правительством Республики Узбекистан о параллельной работе водно-энергетических систем государств Центральной Азии от 17 июня 1999 года;
  • Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Таджикистан и Правительством Республики Узбекистан об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарья от 17 марта 1998 года.

Мероприятия по усилению международного сотрудничества

Казахстан, географически располагаясь в концевой части всех крупных трансграничных водотоков. Водообеспеченность территории РК в значительной степени зависит от водной политики и принципов вододеления сопредельных государств, которые расположены выше по течению рек, поэтому устойчивое экономическое развитие региона зависит от эффективного межгосударственного сотрудничества.

Казахстан - Россия

В отношениях с Россией наблюдается вполне конструктивное сотрудничество. В 1992 году заключено Соглашение о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов, продленное до 2007 года. Кроме того, создана казахстанско-российская комиссия, регулярно проводятся ее заседания.

Вместе  с тем, в Соглашении отсутствуют  положения, регламентирующие ответственность  сторон за качественное состояние, поступающих  на территорию нашей страны и перетекающих в Россию, водных ресурсов. В связи с этим, трансграничные водотоки подвержены сильному промышленному и коммунально-бытовому загрязнению. В настоящее время между водохозяйственными службами двух государств ведется переговорный процесс по внесению изменений в существующее соглашение.

Казахстан - страны ЦА

В отношениях Казахстана в области совместного  использования водных ресурсов с  рядом республик Центральной  Азии ситуация обстоит гораздо сложнее. Разновекторные интересы стран пока не позволили найти полного компромисса  в решении межгосударственных водных проблем. Проблемы, которые ежегодно возникают в бассейне трансграничной реки Сырдарьи, сводятся к следующим трудноразрешимым вопросам:

  • это необходимость пропуска повышенных зимних расходов воды по реке, которые сопоставимы с весенними паводками в многоводные годы. Такие повышенные расходы в этот период года являются следствием энергетического режима работы, прежде всего, Токтогульского каскада ГЭС, вынужденного вырабатывать электроэнергию для внутренних потребностей Кыргызской Республики. В условиях, когда в низовьях реки образуется ледостав и возникает очень серьезная угроза подтопления и затопления населенных пунктов по берегам Сырдарьи, а также сельхозугодий и других ценных земель.
  • проблемы нехватки воды для орошения сельскохозяйственных культур, особенно по каналу Достык для Махтааральского района Южно-Казахстанской области.
  • строительство дамбы в Арнасайском понижении без согласования с Казахстаном, который создает подпор в нижнем бьефе водосбросного сооружения, и не позволяет обеспечить необходимый аварийный сброс воды и представляет угрозу переполнения Шардаринского водохранилища и его разрушения.

Более того, в настоящее время Республикой  Узбекистан без согласования с другими  государствами реализуется проект строительства нескольких водохранилищ общей емкостью более 2,0 млрд. м3 в бассейне р. Сырдарьи. Здесь речь идет о перехвате лимита воды водопользователей, расположенных ниже по течению реки, и потребности в воде Аральского моря и Приаралья.

Для увеличения пропускной способности Сырдарьи в зимний период, а также для улучшения водозаборов для орошаемых массивов в ЮКО и КЗО, восстановления водных экосистем в низовьях реки, увеличения пропускной способности реки, восстановления Северного Аральского моря Казахстаном осуществляется проект «Регулирование русла реки Сырдарьи и северной части Аральского моря». В настоящее время завершается его I фаза и начинается II фаза.

Несмотря  на это сегодняшний день страны Центральной  Азии достигли определенного уровня в развитии сотрудничества: формируется  нормативно-правовая база, создан институциональный  механизм взаимодействия стран, реализуются международные программы по улучшению экологической и социально-экономической обстановки в регионе (проекты Международного фонда спасения Арала). Но существует и ряд проблемных моментов, сдерживающих развитие сотрудничества в данном направлении:

  1. Отсутствие скоординированности в действиях стран Центрально-Азиатского региона. Следует отметить, что большинство достигнутых соглашений фиксируют лишь общие подходы к решению актуальных водных проблем и не содержат детальных процедур реализации этих подходов.
  2. Несогласованность позиций государств по созданию Водно-энергетического консорциума.
  3. Слабая гармонизация существующей нормативно-правовой базы к международной правовой системе.
  4. Отсутствие общего банка информации о режиме и состоянии водных объектов в Центральной Азии.
  5. Проблема межгосударственного вододеления. Вопрос может обостриться в связи с изменением политической обстановки в регионе и претензиями Афганистана на свою долю водных ресурсов.

Казахстан - Китай 

Не меньшую  потенциальную угрозу представляет собой и вопрос рационального использования и охраны трансграничных с Китаем водотоков. После обретения Казахстаном суверенитета перед китайской стороной неоднократно ставился вопрос о необходимости правового оформления двусторонних отношений в данной области, однако эти инициативы не всегда встречали понимание с китайской стороны.

В сентябре 2001 году было подписано Соглашение между Правительствами Республики Казахстан и Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере  использования и охраны трансграничных рек.

В 2005 году подписано «Соглашение между  Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан и Министерством водного хозяйства Китайской Народной Республики об экстренном уведомлении сторон о стихийных бедствиях на трансграничных реках».

Создано Казахстанско-китайская Совместная комиссия по использованию и охране вод трансграничных рек. Стороны совместно приступили к проектированию совместного гидроузла на реке Хоргос.

В настоящее  время согласовано проекты двух Соглашений:

  1. Соглашение между Министерством охраны окружающей среды Республики Казахстан и Министерством водного хозяйства Китайской Народной Республики о взаимном обмене гидрологической и гидрохимической информацией (данными) пограничных гидропостов основных трансграничных рек.
  2. Соглашение между Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан и Министерством водного хозяйства Китайской Народной Республики о развитии научно-исследовательского сотрудничества на трансграничных реках.

Таким образом, за последние годы наметился  определенный прогресс во взаимоотношениях Республики Казахстан и КНР, вместе с тем договоренность по основному межгосударственному Соглашению по вододелению трансграничных рек не достигнуто.

Китай в настоящее время располагает 52,5 млн. гектар орошаемых земель. В  целях обеспечения продовольственной  независимости быстрорастущего  населения страны в ближайшие годы планирует довести площадь орошаемых земель до 60 млн. га и в основном в западной части страны, что крайне ухудшит водохозяйственную и экологическую обстановку восточной и юго-восточной части страны. Очевидно, что со стороны Китая и дальше будет предъявляться возрастающий спрос на водные ресурсы трансграничных рек (и не только Иртыша и Или), поскольку этот вопрос имеет для КНР стратегическое значение. В граничащих с Казахстаном западных районах Китая будут развиваться новые, весьма перспективные промышленные зоны. В целом, по средним оценкам, увеличение китайской стороной водозабора в очень скорой перспективе может достигнуть 15-20 процентов от общего объема стока рек.

В этой связи, перед Казахстаном может  возникнуть реальная угроза дефицита воды в ряде регионов Казахстана - в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Карагандинской, а перспективе и Акмолинской областях.

Что касается забора воды из Или, то он приведет серьезный  ущерб предприятиям металлургической и энергетической промышленности, аграрному сектору, а также рыбному хозяйству. В экологическом плане обмеление и засоление Балхаша может привести к последствиям, подобным проблеме Арала.

Практические  предложения, предусматривающие  меры и механизмы  по устойчивому водообеспечению Республики Казахстан в условиях трансграничности поверхностных водных ресурсов

В условиях трансграничности поверхностных водных ресурсов уже в самой ближайшей  перспективе перед Казахстаном  может остро встать вопрос обеспечения  водными ресурсами. Связано это как с объективно стоящей перед всеми государствами региона проблемой низкой водообеспеченности и качества потребляемой воды, так и с повышением водопотребности в самом Казахстане и в сопредельных государствах.

Очевидно, что решение этой проблемы должно быть комплексным и полномасштабным. Решать нужно не отдельно стоящие задачи, а весь вопрос целиком, сочетая действия на внутригосударственном и международном уровне. В этой связи считаем необходимым проведение комплекса мер по следующим направлениям:

  1. Способствовать развитию партнерства между заинтересованными сторонами государственного сектора, гражданского общества и частного сектора, обеспечивая, чтобы эти партнерства оставались равноправными и прозрачными, защищали интересы потребителей и инвесторов и обеспечивали соблюдение строгих природоохранных нормативов.
  2. Обеспечить расширение информационной базы для поддержки эффективного планирования и принятия решений, укрепления потенциала управления. Для этого в современных условиях целесообразно развитие единой Информационной системы (базы данных) состояния и управления водными ресурсами.
  3. Обеспечить использование потенциала научной сферы. Для этого целесообразно развивать сеть подведомственных научных организаций, осуществляющих научное обеспечение текущей и перспективной деятельности государственных органов. На государственном уровне необходима координация разрозненных и частично дублируемых в настоящее время научных исследований и научно-технических разработок.
  4. Разработать проект нового долгосрочного Соглашения по использованию водно-энергетических ресурсов, в рамках которого необходимо предусмотреть выработку действенной схемы водораспределения.
  5. Осуществить инвентаризацию соглашений, касающихся вопросов совместного управления водными ресурсами бассейна Аральского моря для последующего обсуждения с представителями ЦАР.
  6. Изучить опыт применения Европейской Водной Директивы, в частности системы управления, основанной на концепции комбинированного применения экосистемных стандартов качества, целевых показателях качества водных бассейнов и наилучших доступных технологиях.
  7. Изучить целесообразность и возможность создания новой, более действенной региональной структуры.

Информация о работе Водные ресурсы