Водные ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 13:02, аттестационная работа

Краткое описание

Вода – источник жизни на Земле. Все глобальные и жизненно-важные процессы на земле не могут протекать без этого элемента природы.
Для нашей страны проблема водообеспеченности так же занимает весомое место как для ее народа, так и для развития экономики в-целом. По водообеспеченности Казахстан является одной из наиболее вододефицитных стран Евроазиатского континента. Поэтому я и выбрала этот природный ресурс для рассмотрения в своей работе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Место водных ресурсов в жизни людей.
Состояние использования водных ресурсов.
Нормативно-правовые механизмы водообеспечения в РК.
Платежи в водопользовании.
Плата за пользование поверхностными водными объектами.
Объект платы.
Проблемы возмещения экологического ущерба, причиняемого водным объектам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

СР Вода Мындыбаева.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

Поскольку Бассейновый совет создается  при БВУ, для выработки рекомендаций для БВУ, организация его работы осуществляется БВУ, то ключевую роль в деятельности Бассейновых Советов  должны играть специалисты БВУ. В  целях сохранения благоприятной  окружающей среды, они должны дать возможность водопользователям, общественности и управленцам-водникам сесть вместе за стол переговоров и всесторонне обсудить вопросы использования водных ресурсов и возможные негативные последствия для водных экосистем, и в целом для окружающей среды.

Другая  форма интеграции - это интеграция экономики, общества и окружающей среды  или экологии. До сих пор принятие решений по управлению водными ресурсами  исходило только из интересов экономики. Однако теперь хорошо понимается, что  долговременное устойчивое экономическое и социальное развитие невозможно без сохранения благоприятной окружающей среды для самого человека. Деградация окружающей среды впоследствии приводит к снижению экономической и социальной активности населения, как это случилось в Приаралье. Департамент охраны окружающей среды, неправительственные экологические организации, организации, поддерживающие бедные и социально-уязвимые слои населения и другие будут входить в число представителей Бассейновых советов, что позволит сбалансировать экономические, экологические и социальные нужды при принятии решений по водным ресурсам.

Другой, не менее важный аспект интеграции - это интеграция сфер воды и здоровья населения. Все реки, водоносные пласты и другие водные объекты стали  более загрязненными или уязвимыми к неадекватному принятию решений в отношении качества воды. Следствием этого является ухудшение здоровья населения. В Казахстане, СЭС и другие службы, проводящие мониторинг воды с точки зрения безопасности здоровью, отлично знают о проблемах загрязненных источников воды. В основном эти проблемы вызваны деятельностью промышленных предприятий и коммунальных служб, которые сбрасывают стоки, либо после их недостаточной очистки, или зачастую вообще без какой- либо предварительной очистки. Теперь же будет возможность представителям промышленных предприятий, муниципальных служб, и работников сферы здравоохранения, будучи членами Бассейновых советов, озвучивать проблемы, приходить к согласию на управленческом уровне и ставить вопросы о потребностях здравоохранения страны в повестку обсуждения за круглым столом.

Промышленность  играет важную роль при управлении водными ресурсами, поэтому интегрирование воды и промышленности в Бассейновых  советах является очень важным. Промышленность играет двоякую роль, с одной стороны это потребитель воды, а с другой — потенциальный загрязнитель воды. Как двигатель экономики общества, промышленный сектор очень важен для процветания общества. Однако, как загрязнитель, этот сектор создает плохие экологические условия для здоровой жизни населения. Бассейновые советы дадут возможность промышленному сектору и другим лицам, задействованным в бассейне обсуждать вместе решение проблем загрязнения. В мировой практике улучшение информированности населения об основных загрязнителях водных объектов и состояния окружающей среды через Бассейновые Советы, приводит к информационному давлению на загрязнителей, что вынуждает их к действиям по сокращению выбросов и применению наилучшему технологий.

Здесь следует отметить и агросектор, который также как и промышленный, является крупным потребителем воды. Сельскохозяйственные стоки, загрязняющие воду, создают экологические проблемы.

Эти вопросы  можно будет решать на заседаниях в Бассейновых советах.

Информация  является важной областью для интеграции. Достоверная информация необходима для качественного управления водными ресурсами. В БС войдут люди от организаций областного уровня, которые имеют и владеют информацией, необходимой для управления водными ресурсами. Сам БС будет решать, какой род информации должен быть доступен для других заинтересованных сторон. Бассейновые советы сами начнут работу по идентификации тех областей, где имеет место нехватка информации или ее ненадежность и неадекватность и принимать решения по улучшению или расширению системы информации. При этом соответствующие организации должны будут принять меры по реализации решений Бассейновых советов.

Интеграция  объемов воды и качества воды является другим ключевым компонентом. До настоящего времени не осуществлялось рассмотрения этих двух элементов в интегрированном виде, или комплексно. Между тем, единственным эффективный путем для содержания реки или другого водного объекта здоровым является единство этих двух элементов при управлении водными ресурсами. Бассейновые советы как раз и будут тем институтом, где появится возможность обсуждения этих вопросов и поиска сбалансированного решения.

Интеграция  поверхностных и подземных вод  представляется также приоритетным компонентом интегрированного управления водными ресурсами. Официального места для БВУ и Департаментов геологии для совместных встреч нет, где они могли бы вместе участвовать в разработке планов управления Водными Ресурсами. В большинстве бассейнов эти две организации связываются друг с другом и делятся информацией, однако нет существенного компонента, который именуется как "совместное использование поверхностных и подземных вод". Бассейновый совет в этом плане будет официальным местом, где организации будут работать над улучшением сбалансированности двух источников воды.

Есть  также и области, в которых  взаимодействуют вода и земля, поэтому  интегрирование этих двух элементов  воды и земли также является важным аспектом Интегрированного управления водными ресурсами. Интеграция в  данном случае указывает на то, что земли водоразделов должны охраняться с целью охраны водных ресурсов. В плане управления земельными ресурсами здесь имеются в виду режим использования водоохранных зон и полос в хозяйственной деятельности.

В этой же плоскости одновременно следует  рассматривать и вопрос загрязнения поверхностных и подземных вод в результате неадекватного управления твердыми отходами (мусор) и, в частности, вредной практики отстойных накопителей (прудов, полей), куда сбрасываются загрязненные стоки с городских территорий.

Для решения  вопросов водосбережения в Водный кодекс была введена норма, которая обязывает  водопользователей, осуществляющих забор  вод из природных источников с 2009 года оборудовать водозаборные сооружения приборами учета вод. В целях  реализации указанной нормы Закона, в 2008 году планируется разработка ТЭО создания информационной системы оперативного учета вод. Данная система будет принимать показания приборов учета вод, передаваемых по современным каналам связи. Это позволит более гибко и оперативно решать вопросы распределения вод, поставит государственный учет вод на более высокий технологический уровень.

В целях  внедрения на орошаемых землях водосберегающих  технологий полива увеличено субсидирование стоимости поливной воды для сельхозтоваропроизводителей, применяющих механический способ полива, включая капельное орошение с 25 до 80%.

1.2.Нормативно-правовые механизмы водообеспечения в РК

Экономическое и социальное развитие Казахстана во многом определяется устойчивостью  функционирования водного сектора. В свою очередь, эффективность охраны водных ресурсов и их рациональное использование в значительной степени зависят от правового регулирования водных отношений.

Основные  направления стратегии развития государства в области водных ресурсов определены в Стратегии развития Казахстана до 2030 года и Стратегическом Плане развития Республики Казахстан до 2010 года, утвержденном Указом Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года № 735.

В рамках развития «Стратегии-2030» на среднесрочную  перспективу Правительством одобрена «Концепция развития водного сектора экономики и водохозяйственной политики Республики Казахстан до 2010 года». Основные задачи по реализации государственной водной политики, изложенные в данной Концепции, включают в себя разработку и реализацию программ по следующим направлениям:

  • рациональное использование и охрана водных ресурсов в разрезе бассейнов крупных рек;
  • водоснабжение, управление уровневым и солевым режимом внутренних и окраинных водоемов (Балхаш, Арал, Каспий);
  • внедрение водосберегающих технологий, оборотных и замкнутых систем водопользования в промышленности и сельском хозяйстве, снижение эксплуатационных потерь воды в сфере водопользования, оснащение водохозяйственных систем современными средствами водоизмерения и водорегулирования;
  • стратегия Республики в области международного сотрудничества в совместном использовании трансграничных водных источников.

В 2003 году был принят новый Водный кодекс Республики Казахстан, заменивший аналогичный  документ 1993 года. Кодекс призван урегулировать вопросы:

  • государственной политики в области использования и охраны водного фонда;
  • регулирования водных отношений;
  • обеспечения правовой основы поддержки и развития устойчивого водопользования и охраны водного фонда, в том числе, от природного и техногенного загрязнения вредными опасными химическими и токсическими веществами и их соединениями, теплового, бактериального, радиационного и другого загрязнения;
  • определения основных принципов и направлений его использования и охраны;
  • управления отношений в области изучения, разведки, рационального и комплексного использования и охраны водных ресурсов и водохозяйственных сооружений;
  • обязанностей государственных органов, физических и юридических лиц проводить мероприятия по предупреждению и ликвидации вредных воздействий вод от наводнений, затоплений, подтоплений, разрушения берегов, защитных дамб и других сооружений, которые на законодательном уровне отнесены к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера.

В отношении  качества водных объектов можно отметить, что в принятом Водном кодексе предусмотрены новые подходы к регулированию, основанные на целевых показателях состояния и критериях качества воды, а также на совокупном нормировании всех субъектов водохозяйственной деятельности в пределах соответствующего бассейна, водотока или участка. В то же время реализация этих новых требований по регулированию качественного состояния водных ресурсов потребует длительного времени и больших усилий на разработку соответствующих нормативов в рамках ведомственных актов, а также последующей работы по их реализации на практике.

Законом «Об охране окружающей среды» закреплены вопросы охраны водных ресурсов как  объекта окружающей среды.

Ряд положений  и норм, касающихся регулирования  водных отношений, включен в Земельный и Лесной кодексы. В частности, Земельный кодекс содержит специальную главу по землям водного фонда, к которым отнесены земли, занятые водоемами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями и устройствами, а также водоохранными зонами, полосами и зонами санитарной охраны водозаборных систем питьевого водоснабжения. Положениями земельного Кодекса регулируются специфические вопросы, связанные с правом собственности на эти земли, порядком их предоставления и использования, с ограничениями на их изъятие и т.д.

Законом «О сельском потребительском кооперативе  водопользователей» закреплены положения, регулирующие отношения, возникающие  в процессе осуществления деятельности по поставке и потреблению воды, между физическими и/или юридическими лицами - членами сельского потребительского кооператива водопользователей и государственными органами и лицами, не являющимися членами сельского потребительского кооператива водопользователей.

В Кодексе  об административных правонарушениях, Уголовном кодексе закреплена ответственность лиц за правонарушения, преступления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, в том числе и водных.

К законодательным  актам, регулирующим отношения в  области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере водных ресурсов, относятся также законы Республики Казахстан «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О пожарной безопасности», «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах», «О недрах и недропользовании», «О санитарно¬эпидемиологическом благополучии населения».

Многие  вопросы, связанные с государственным  управлением, использованием и охраной водных ресурсов, регламентируются также подзаконными актами. В частности, на уровне постановлений Правительства регулируются вопросы:

  • государственного планирования в области использования и охраны водного фонда;
  • ведения государственного мониторинга и учета вод, а также водного кадастра;
  • регулирования водных отношений между областями;
  • выдачи разрешений и лицензий на специальное водопользование;
  • платы за пользование водными ресурсами;
  • питьевого водоснабжения;
  • охраны водных ресурсов от вредного воздействия и регулирования хозяйственной деятельности, влияющей на состояние водных объектов;
  • правового статуса отдельных водных объектов с особым режимом использования и охраны;
  • субсидирования отдельных систем водоснабжения и др.

Одним из актуальных вопросов водного законодательства в Казахстане признается правовое регулирование вопросов питьевого водоснабжения. С целью устойчивого обеспечения населения питьевой водой в необходимом количестве и гарантированного качества Правительством РК утверждена отраслевая программа «Питьевые воды». Мероприятия Программы отхватывают около 4,0 млн. человек и городское население численностью более 3 млн. человек. На основании этой Программы областные акиматы разработали региональные (областные) программы «Питьевые воды», «Таза су» и «Сапалы су».

Информация о работе Водные ресурсы