Особенности и проблемы развития СЭЗ в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:23, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – изучить СЭЗ как инструмент государственной региональной экономической политики и выполнить анализ российского опыта.
Задачи:
- изучить сущность и раскрыть понятие СЭЗ,
- представить классификацию СЭЗ,
- изучить особенности и проблемы развития СЭЗ в России,

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие свободной экономической зоны 5
2. Классификация свободных экономических зон 8
3. Особенности и проблемы развития СЭЗ в России 12
4. Последствия принятия Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

региональная экономика.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

     Хотя  созданные СЭЗ и способствовали притоку в Россию иностранного капитала, росту числа совместных предприятий  в городах Находке, Калининграде, Сахалинской области, положения  об их статусе нуждались в корректировке. В процессе исследования законодательства Российской Федерации о СЭЗ был выявлен ряд проблем, препятствующих широкому применению и эффективному использованию СЭЗ. Все эти проблемы носили разноплановый характер и требовали решения организационных, нормативно-правовых, информационных и методических вопросов. К основным из них относились следующие:

     1) масштабы СЭЗ были заведомо  нереальными и для инфраструктурного  обустройства большинства из  них требовались солидные капиталовложения, обеспечить которые Правительство РФ было не в состоянии;

     2) существующие нормативные документы  не обеспечивали достаточно благоприятных  экономических (налоговых, таможенных, валютных и других) условий для  создания и функционирования  СЭЗ;

     3) имело место дублирование контролирующих функций различными ведомствами;

     4) в ряде случаев применялись  излишне жесткие нормативные  требования к проектированию, созданию  и функционированию СЭЗ.

     В СЭЗ имели место массовые случаи несоответствия инвестиционной, производственной и внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов законодательству РФ, получил развитие теневой бизнес, отмечалась тенденция осложнения криминогенной обстановки. Нередко СЭЗ использовались в качестве "канала перекачки" стратегического сырья, дефицитных ресурсов и валюты из России за границу. Все это не позволило СЭЗ занять достойное место в экономике России в то время.

     Несмотря  на неудачи процесса формирования института  СЭЗ, Правительство РФ неоднократно пыталось поднять статус ранее созданных  СЭЗ на уровень, определенный федеральным законом. В первый раз, 24 июня 1997 г., ГД ФС РФ приняла в третьем чтении Федеральный закон "О свободных экономических зонах" (постановление ГД ФС РФ от 24 июня 1997 г. № 1628-II ГД "О повторном рассмотрении Федерального закона "О свободных экономических зонах"), 3 июля 1997 г. он был одобрен (постановление СФ ФС РФ от 3 июля 1997 г. № 259-СФ "О Федеральном законе "О свободных экономических зонах"). Однако 21 июля 1997 г. этот Федеральный закон был отклонен Президентом РФ. Второй раз, 15 июля 2000 г., Президентом РФ также была отклонена следующая версия Федерального закона "О свободных экономических зонах", принятого ГД ФС РФ 9 июня 2000 г. и одобренного СФ ФС РФ 28 июня 2000 г.. Основной ошибкой законодателей являлось то, что при рассмотрении вопроса о создании СЭЗ они руководствовались только фискальным подходом, ориентированным на получение как можно больших доходов в бюджет в кратчайшие сроки, а не стремлением соблюсти гибкий баланс интересов государства и инвесторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Последствия принятия  Федерального закона от 22 июля 2005 г.

    № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"

     Пересмотр подхода к СЭЗ и учет ранее  совершенных ошибок привел к решению  о создании на территории Российской Федерации разновидности СЭЗ, приспособленных к специфике отечественной действительности, - ОЭЗ. Президент РФ подписал и обнародовал Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (Федеральный закон № 116-ФЗ), разработанный Правительством РФ. Федеральный закон № 116-ФЗ определил правовой режим особых экономических зон на территории Российской Федерации, порядок их создания, функционирования и существования, а также установил особенности ведения в ОЭЗ предпринимательской деятельности. ОЭЗ признается определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. ОЭЗ создается на 20 лет, и срок ее существования продлению не подлежит. С 27 августа 2005 г. - дня вступления в силу Федерального закона N 116-ФЗ было прекращено существование других созданных до этого СЭЗ и ОЭЗ (за исключением двух ОЭЗ - в Калининградской и Магаданской областях) [1].

     Изначально, при создании ОЭЗ Правительство РФ определяет виды деятельности, осуществление которых разрешено в ней. Кроме того, существует ряд ограничений на проведение таких операций в ОЭЗ, как:

     1) добыча полезных ископаемых и  металлургическое производство;

     2) переработка полезных ископаемых и переработка лома черных и цветных металлов;

     3) производство и переработка подакцизных  товаров (за исключением легковых  автомобилей и мотоциклов).

     Запрет  на данные виды деятельности связан с  тем, что они и так являются сверхрентабельными и не нуждаются в применении льготного режима.

     ОЭЗ являются разновидностью СЭЗ комплексного типа. Первоначально Федеральный  закон N 116-ФЗ предусматривал создание в России ОЭЗ двух типов: технико-внедренческих  ОЭЗ, предназначенных для разработки и внедрения продуктов научной деятельности, и промышленно-производственных ОЭЗ, предназначенных для производства высококачественной конкурентоспособной продукции.

     Формирование  технико-внедренческих ОЭЗ подразумевает  активное стимулирование инновационного процесса в них, позволяющего при ограниченном привлечении государственных средств эффективно использовать все финансовые, материальные, научные, природные, информационные и другие ресурсы для укрепления научно-технического потенциала национальной экономики и развития высокотехнологичных производств. Основная цель технико-внедренческих ОЭЗ заключается в разработке новых "прорывных" идей, реализации их в инновационных технологиях и товарах путем доведения до опытного, а затем до массового производства и продвижения на рынки, что активизирует экономику страны в целом. Инновационный прорыв для современной России - это реальное слагаемое быстрой модернизации страны, возможность повышения качества жизни людей и конкурентоспособности экономики.

     Создание  промышленно-производственных ОЭЗ  направлено на привлечение в приоритетные отрасли экономики капитальных вложений (в сумме, эквивалентной не менее 10 млн евро на каждого резидента ОЭЗ) в целях насыщения внутреннего потребительского рынка и производства продукции, способной конкурировать на общемировом рынке. Предварительные расчеты, проведенные Министерством экономического развития и торговли РФ, показали, что дополнительные поступления в бюджетную систему РФ от создания данного типа ОЭЗ только в течение 2007-2009 гг. составит более 7 млрд рублей и около 140 млрд рублей за весь период деятельности промышленно-производственных ОЭЗ. Создание новых производств позволит организовать к 2010 г. более 11 000 новых рабочих мест.

     В июне 2006 г. в Федеральный закон  № 116-ФЗ были внесены изменения в части создания третьего типа ОЭЗ - туристско-рекреационных ОЭЗ (аналог сервисных зон в мировой практике), целями которых являются повышение конкурентоспособности туристской и другой деятельности в сфере туризма, развитие лечебно-оздоровительных курортов и деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний, разработке и использованию природных лечебных ресурсов. Создание туристско-рекреационных ОЭЗ имеет особое значение в силу того, что туризм - это самая мультипликативная сфера услуг с точки зрения количества занятых в ней работников и создания дополнительных рабочих мест.

     При активном развитии процесса строительства  ОЭЗ 30 октября 2007 г. были внесены изменения  в Федеральный закон № 116-ФЗ в части создания четвертого вида ОЭЗ - портовых ОЭЗ, которые будут располагать на территориях аэропортов, а также морских и речных портов России.

     Создание  ОЭЗ в России является "пробным" проектом внедрения новой налоговой, инвестиционной и бюджетной политики страны. Система льгот, устанавливаемых  в ОЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми в ОЭЗ программами и проектами. Также важно то, что система предоставляемых в ОЭЗ льгот должна служить инструментом реализации сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации имеющихся недостатков или отсутствующих факторов развития. Не всегда принятие решения о предоставлении льгот сопровождается явным желанием государства получить именно экономические дивиденды. Большую роль при этом играет институциональный аспект - решение политических и социальных проблем регионов, нахождение компромисса между представителями государства и крупного бизнеса, упрощение административных процедур, улучшение инвестиционного климата в стране. Создание льготного режима для предпринимательства не только дает мощный импульс развитию промышленности на территории региона, где расположена ОЭЗ, но и привлекает туда предпринимателей из ближних и более удаленных территорий, ведет к развитию смежных отраслей экономики. В процессе функционирования ОЭЗ происходят торгово-промышленная диверсификация их деятельности, их комплексное развитие.

     Следуя  зарубежному опыту, Федеральный  закон № 116-ФЗ предусмотрел ряд гарантий для резидентов ОЭЗ, одной из которых является широко применяемая в мировой практике гарантия от неблагоприятного для инвестора изменения законодательства Российской Федерации . Смысл ее в том, что законодательные акты РФ о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ, не применяются в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока их деятельности в ОЭЗ.

     Другой  гарантией для резидентов ОЭЗ  является использование экономических  методов стимулирования их деятельности путем предоставления широкого спектра преференций, направленных на стимулирование ведения предпринимательской деятельности. Резиденты ОЭЗ получают льготы по налогу на прибыль, земельному налогу, налогу на имущество, упрощение процедур таможенного администрирования и снижение (отмену) ставок таможенных пошлин на товары, помещаемые ими в ОЭЗ.

     Особое  внимание уделяется государственному регулированию деятельности ОЭЗ. В  соответствии с Федеральным законом  № 116-ФЗ общее управление ОЭЗ в РФ, как и в большинстве имеющих СЭЗ стран, возлагается на федеральный орган исполнительной власти, которым является Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ). Для координации деятельности органов исполнительной власти создается Наблюдательный совет ОЭЗ, в состав которого входят представители РосОЭЗа, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципального образования, резидентов ОЭЗ и иных организаций. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Рассмотрение  общесистемных характеристик ОЭЗ  как российской разновидности СЭЗ позволяет идентифицировать ее как самостоятельный, но органически вписанный в экономическую систему элемент, задачей которого в этой общей системе является создание совокупности положительных экономичных и социальных эффектов. Исследования практики применения ОЭЗ в России за период с 1991 по 2008 г. показывают, что несмотря на очевидные экономические выгоды, данный институт имеет в России ограниченное применение. В результате анализа развития российской законодательной базы по вопросам функционирования ОЭЗ был сделан вывод о присутствии ряда трудностей при организации ОЭЗ на территории Российской Федерации и установлено, что перспективы создания и дальнейшего развития ОЭЗ в российской экономике во многом зависят от формирования и развития в сравнительно сжатые сроки эффективного законодательства, рассматривающего вопросы деятельности ОЭЗ. Одна из задач, которую необходимо решить в кратчайшие сроки, - упрощение администрирования в ОЭЗ, устранение дублирующих функций между контролирующими органами, введение в полной мере принципа "одного окна". Анализ практики существования ОЭЗ также показывает, что в процессе их функционирования возникают проблемы с обменом информацией между контролирующими исполнительными органами, приводящие к замедлению процессов оформления и контроля товаров, находящихся в ОЭЗ.

     Так как организационно-правовая база правовых институтов не стоит на месте, а является гибким инструментом экономической  и социальной политики государства, даже самые современные законодательные акты не могут полностью удовлетворить потребности реальной действительности в связи с динамично развивающейся ситуацией в РФ. Повышению эффективности функционирования ОЭЗ будет способствовать постоянное совершенствование законодательства Российской Федерации, создание оптимальных методов контроля за его исполнением, а также обеспечение комплекса мер по стабилизации экономической, правовой и социальной ситуации в РФ.

     Образование в РФ регионов ускоренного экономического роста, основой которых выступают ОЭЗ, должно подчиняться единой концепции развития ОЭЗ в РФ, которую предстоит разработать и сделать частью законодательной системы государства.

 

     

    

    

    

    

Информация о работе Особенности и проблемы развития СЭЗ в России