Особенности и проблемы развития СЭЗ в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:23, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – изучить СЭЗ как инструмент государственной региональной экономической политики и выполнить анализ российского опыта.
Задачи:
- изучить сущность и раскрыть понятие СЭЗ,
- представить классификацию СЭЗ,
- изучить особенности и проблемы развития СЭЗ в России,

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие свободной экономической зоны 5
2. Классификация свободных экономических зон 8
3. Особенности и проблемы развития СЭЗ в России 12
4. Последствия принятия Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

региональная экономика.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

     Анализ  мировой практики применения СЭЗ  показывает очевидный интерес зарубежных стран к вопросу создания и функционирования СЭЗ на их территориях. По данным организации ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), на начало 2006 г. в 120 странах мира насчитывается около 3 000 свободных экономических зон, в которых создается экспортная продукция на сумму около 600 млрд долларов США и обеспечивается рабочими местами до 50 млн человек. Таким образом, расчет экспорта продукции на одного работающего составляет ежегодно около 12 тыс. долларов США [8, с. 10].

     Процесс создания свободных экономических  зон во многих странах обусловил формирование применимой к их условиям правовой базы функционирования. Специальные законы, определяющие единые для всей страны условия создания и деятельности СЭЗ, были приняты в США (1934 г.), Мексике (1946 г.), Южной Корее (1970 г.), Румынии (1978 г.), Китае (1980 г.), Венгрии (1982 г.), Великобритании (1984 г.), Югославии (1984 г.), Колумбии (1986 г.), Болгарии (1987 и 1989 гг.) и в других странах. В практике отдельных стран создание и функционирование СЭЗ имеют свои особенности.

    3. Особенности и проблемы развития  СЭЗ в России

 

     Россия - востребованный участник международных  отношений, однако ее стратегической задачей  является изменение основополагающих механизмов интеграции национального  хозяйства в мировую экономику путем постепенного снижения сырьевой ориентации экспорта, компенсируемого развитием высоких технологий, усилением финансовых институтов, инфраструктурных отраслей экономики и информационного сектора. Одним из способов указанной интеграции в систему мирохозяйственных связей на условиях, позволяющих конкурировать с иностранными государствами на внутреннем и внешнем рынках, может стать использование института особых экономических зон, прообразом которых стали свободные экономические зоны.

     Следует обратить внимание на то, что практически все страны бывшего СССР пошли по пути создания на своих территориях СЭЗ. В Украине 13 октября 1992 г. был принят закон "О свободных экономических зонах", а в Таможенном кодексе Украины установлено, что "специальные таможенные зоны создаются законодательством Украины о специальных (свободных) экономических зонах путем принятия отдельного закона для каждой специальной таможенной зоны с определением ее статуса, территории, срока, на который она создается, и особенностей применения законодательства Украины на ее территории". В ст. 46 Таможенного кодекса Республики Беларусь также упоминается о свободных таможенных зонах - обособленных участках территории государства, пределы которых являются составной частью таможенной границы. В Указе Президента Республики Беларусь от 20 марта 1996 г. "О свободных экономических зонах" отмечается, что СЭЗ имеет предусмотренный законодательством статус свободной таможенной зоны. В Казахстане в конце 1990 г. был принят специальный Закон "О свободных экономических зонах в Казахской ССР", а 26 января 1996 г. - Указ Президента Республики Казахстан "О специальных экономических зонах в Республике Казахстан". Разделы, посвященные свободным таможенным зонам и свободным складам, включены и в Таможенный кодекс Казахстана. Закон от 16 декабря 1992 г. "О свободных экономических зонах" Киргизии предусматривает особый таможенный режим в СЭЗ, который может включать отмену или снижение таможенных пошлин на вывоз определенных товаров, упрощенный порядок перемещения товаров через границу, смягчение или отмену нетарифных ограничений на экспорт и импорт. Очень лаконично решен вопрос о СЭЗ в законе Молдовы от 25 мая 1993 г., которым предусматривалось создание различных СЭЗ: производственных (экспортно ориентированных и импортозамещающих), технологических, транзитных, торговых и складских, страховых и банковских, туристических СЭЗ.

     Согласно  Закону от 25 апреля 1996 г. "О свободных  экономических зонах" Республики Узбекистан особый таможенный режим  в СЭЗ предполагает отмену или снижение таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров, отмену или смягчение нетарифных ограничений на экспорт и импорт, упрощенный порядок перемещения товаров через таможенную границу СЭЗ с их обязательным декларированием в установленном порядке. Это подтверждает и ст. 27 Таможенного кодекса Республики Узбекистан. Законодательные акты о свободных экономических зонах приняты и в странах Балтии, например, в марте 1993 г. Правительство Литовской Республики приняло постановление "О создании свободных экономических зон".

     Изучение  мирового опыта создания СЭЗ имело  важное значение для формирования эффективного института СЭЗ в России, который  однако имеет смысл только вместе с реализацией активной структурной  и региональной политики, приложением  усилий по развитию международных экономических отношений и созданию полюсов ускоренного роста за счет сотрудничества с международным сообществом .

     Процесс создания СЭЗ в РФ, начавшийся в  конце 80-х годов XX в., может быть разделен на несколько этапов. Вначале зародилась идея открытия СЭЗ. По инициативе Правительства СССР была разработана так называемая единая государственная концепция СЭЗ, рассматривавшихся как элемент государственной внешнеэкономической политики и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами. По форме они должны были быть зонами совместного предпринимательства, точнее компактными территориями с высокой концентрацией предприятий с иностранным участием. Предполагалось, что такие СЭЗ будут создаваться в регионах с развитым научно-техническим потенциалом в целях производства наукоемкой продукции на базе соединения советских технологий и иностранного капитала. Хозяйственно-правовые льготы в СЭЗ предусматривались только в отношении предприятий с иностранным участием и в пределах, определяемых действовавшими в СССР нормами регулирования иностранных инвестиций.

     В Российской Федерации основы правового  регулирования хозяйственной деятельности в СЭЗ были заложены в постановлениях Верховного Совета РСФСР от 14 июля 1990 г. № 106-1 и от 13 сентября 1990 г. № 165-1 "О создании зон свободного предпринимательства". Для обеспечения реализации данных постановлений и укрепления правовых гарантий иностранных инвестиций был издан Указ Президента РФ от 4 июня 1992 г. № 548 "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации". В 1990 г. были учреждены Международная ассоциации развития СЭЗ и специальный орган - Консультативный совет по СЭЗ при Антимонопольном комитете, на который была возложена ответственность за создание СЭЗ в стране.

     Только  с июля 1990 по июнь 1991 г. Верховный  Совет РСФСР Постановлением от 13 сентября 1990 г. № 165-1 определил открытие на территории РСФСР 13 СЭЗ. Впоследствии их количество сократилось до 11. Статус СЭЗ был закреплен за 11 регионами общей площадью 1 млн кв. км (7 процентов всей территории) с 18,5 млн человек (13 процентов населения России). Созданные в то время в России СЭЗ по географическому положению, экономическому потенциалу, профилю деятельности соответствовали существующим мировым аналогам. Они размещались главным образом в центрах крупных экономических районов, в морских портах, железнодорожных узлах, имеющих удобную связь с внутренними районами страны, а также с внешним миром. Зоны учреждались в городах Находке, Ленинграде, Зеленограде, Выборге, Алтайском крае, Сахалинской, Новгородской, Кемеровской, Читинской и Калининградской областях, Еврейской автономной области. Для каждой СЭЗ было утверждено положение, закреплявшее ее хозяйственно-правовой статус в качестве либо зоны свободного предпринимательства (г. Ленинград, г. Выборг Ленинградской области), либо специальной экономической зоны (г. Находка, г. Калининград). Эти статусы не имели различий , набор предоставляемых льгот был практически одинаков. СЭЗ рассматривались как внутриэкономический феномен, призванный создать противовесы централизованной системе хозяйствования.

     Намерение организовать СЭЗ рассматривалось  в то время как одна из новых  форм активизации внешнеэкономической  деятельности, способствующих более  быстрому включению страны в мирохозяйственные  связи и решению общегосударственных задач: повышению конкурентоспособности национального производства, увеличению притока валюты как от экспорта товаров и услуг, так и от иностранных инвестиций, сокращению затрат на приобретение импортной продукции, ускоренному освоению производства новых изделий и услуг.

     Массовая  раздача преференций отдельным  территориальным образованиям без  учета местных особенностей и  выработки каких-либо критериев  спровоцировала волну самостоятельного возникновения новых зональных  структур. Правительство РФ оказалось под массированным давлением: в 1991 г. более 50 регионов добивались образования на своих территориях СЭЗ. Вступивший в силу в сентябре 1991 г. Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР", в котором одна из глав посвящена СЭЗ, заметно упорядочил процесс их образования: СЭЗ создавались в целях привлечения иностранного капитала, закупок передовой зарубежной техники, технологий и управленческого опыта, развития экспортного потенциала и в них устанавливался льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием, упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Но и данный Закон не внес полной ясности в процесс создания СЭЗ [3].

     В первые годы реализации этапа активных экономических реформ предполагалось принять пакет законов и подзаконных актов, призванных стимулировать приток иностранных инвестиций в Россию. В их числе был и проект закона о свободных экономических зонах в РФ, однако полноценная нормативно-правовая база в этой области правового регулирования так и не была создана. Ни одна из СЭЗ не заработала на полную "проектную" мощность. Основная причина этого заключалась в том, что на федеральном уровне так и не был задействован механизм предоставления льгот, гарантий и других мер поддержки СЭЗ, не были соблюдены институциональные условия их функционирования.

     В 1992 г. регистрация СЭЗ была временно приостановлена. Более того, в январе 1992 г. Правительством РФ из-за низкой эффективности  функционирования СЭЗ была предпринята  попытка инициировать президентский указ, отменяющий все решения об их создании, но этого добиться не удалось. Между тем инвестирование долгосрочных программ развития СЭЗ за счет федерального бюджета в результате жесткой бюджетной и кредитной политики Правительства РФ и Центрального банка РФ было прекращено.

     Однако  законодательство Российской Федерации  о СЭЗ продолжало пополняться  новыми нормативными правовыми актами. Введенный в действие в 1993 г. Таможенный кодекс РФ заложил основы для создания свободных таможенных зон (свободных складов), являющихся одной из разновидностей СЭЗ, а Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" определил, что особый территориальный режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности в СЭЗ, устанавливается федеральным законом о СЭЗ, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Для СЭЗ устанавливался упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями и осуществления экспортно-импортных операций.

     В связи с переменами во внутри-экономическом  положении страны, выразившимися  в изменении налогового, таможенного, валютного, банковского регулирования, практически прекратились работы по созданию большинства из объявленных в начале 90-х годов СЭЗ. Тем не менее в 1996 г. в России имелось 18 СЭЗ, размещенных в 15 регионах страны общей площадью до одной третьей площади государства. Они были весьма разноплановые. Это свободные порты (Находка и Калининград), технопарки (г. Зеленоград, "Шерризон" - аэропорт Шереметьево), экспортно-производственные зоны (г. Выборг, Сахалинская область), концессионные участки (Республика Горный Алтай, г. Чита, г. Кемерово).

     Несмотря  на отрицательный опыт создания СЭЗ  на больших территориях (СЭЗ "Янтарь" в Калининградской области, СЭЗ "Находка" в Приморском крае, офшоры в Республике Калмыкия и другие), Правительство РФ вразрез с собственным курсом на организацию исключительно локальных СЭЗ поддалось давлению региональных властей: был восстановлен режим беспошлинной торговли в результате создания особой экономической зоны (ОЭЗ) в пределах Калининградской области, а в мае 1999 г. была создана особая экономическая зона на территории Магаданской области.

     Анализ  специальных нормативных правовых актов РФ о СЭЗ позволил выделить общие принципы и особенности создания и функционирования СЭЗ в России, нашедшие отражение в законодательных актах РФ. Общим ориентиром при создании СЭЗ на территории Российской Федерации служит прежде всего принцип "СЭЗ - неотъемлемая часть государственной территории РФ", имеющий конституционное происхождение. В ч. 3 ст. 4 Конституции РФ зафиксировано, что "Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории", а в ч. 5 ст. 13 этого документа говорится о противоконституционности общественных объединений, цели или действия которых направлены на нарушение ее целостности. Таким образом, СЭЗ остается в пределах государства, но в отношении взимания таможенных пошлин и иных платежей, уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, она рассматривается как находящаяся в режиме свободной таможенной зоны.

     Другой  важный принцип, подлежащий соблюдению в практике учреждения СЭЗ, - единое экономическое пространство, закреплен  в ч. 1 ст. 8 Конституции РФ: "В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств". Сложность реализации принципа обеспечения единого экономического пространства на всей территории РФ объясняется требованиями "двойного" статуса СЭЗ, которые одновременно должны оставаться частью внутреннего государственного (федерального) рынка и по сравнению с остальной территорией государства более тяготеть к внешнему рынку. Основные положения принципа единого экономического пространства отражены в Указе Президента РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 269 "О едином экономическом пространстве РСФСР" [6, с. 22].

     Третий  принцип - льготное налогообложение  в целях привлечения иностранных  инвестиций, которое изначально в  определенной степени определялось заинтересованностью российской стороны в реализации крупных инвестиционных проектов. В Федеральном Законе от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" отдельно предусмотрен экономический механизм предоставления льгот инвесторам [2].

Информация о работе Особенности и проблемы развития СЭЗ в России