Демографическая политика в России: формирование и реализация

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Демографическая ситуация требует активной демографической политики со стороны государства. Необходима разработка конкретных мер и реализация комплексных мероприятий, разработка программ для улучшения демографической ситуации в стране. С начала 2000 годов Правительством Российской Федерации принято несколько законодательных актов, направленных на увеличение численности в стране, в первую очередь посредством увеличения рождаемости, уменьшения смертности населения в трудоспособном возрасте и посредством миграции.

Оглавление

Введение
Глава 1. Демография и сущность демографической политики
Наука – демография и демографическая политика
История демографической политики в России
Глава 2. Демографическая политика на современном этапе
2.1 Демографическая ситуация в современной России
2.2 Современная демографическая политика
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

демография - копия.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

     Внедрение статистического учета населения в России началось с указа Петра I (1718 г.) о проведении регулярных Ревизий. С 1722 г. Началось регулярное ведение метрических записей о рождении, браках, смертях по епархиям Русской православной церкви. Велись различные списки населения отдельных сословий. Неоднократно проводились переписи населения (преимущественно городского). В этот период учету подвергалось не все население, а лишь лица, платившие налоги казне и призывавшиеся на воинскую службу. Женское население в основной массе вообще было исключено из Ревизий. Не учитывалось дворянство, духовенство и регулярные армия и флот. В силу этого данные о численности населения, его структуре, по сути, не соответствовали действительности. Из учета родившихся, умерших и брака выпадали родившиеся и умершие без крещения, самоубийцы, рожденные вне брака, а до середины XIX века все не православные. Наиболее четко учет населения велся в Европейской части России.

     Отмена  крепостного права сделала старые формы учета населения непригодными. Александр II ужесточил общественный и ведомственный учет населения, создал Центральный статистический комитет при Министерстве внутренних дел. Но развитие новой системы шло медленно.

     В послереволюционный период до начала ВОВ советская демография развивалась при доминировании социал-гигиенических приоритетов изучения закономерностей эволюции смертности и заболеваемости населения. Это было следствием высокой смертности, эпидемии, инфекционных заболеваний, что требовало изучения и разработки мер со стороны государства.

     В Ленинграде и Киеве создаются  демографические институты, активно  занимающиеся исследованиями демографических  процессов, методами демографического анализа, совершенствованием статистики населения, а также факультет статистики населения при Московском экономико-статистическом институте. Закрытие в 1934 году Демографического института привело к спаду изучения вопросов демографии в России.

     Официальных заявлений по поводу целей демографической  политики в этот период в нашей  стране в принципе не делалось. Малое число официальных документов прямо или косвенно упоминали о направлениях демографической политики. В целях преодоления больших потерь и гражданского населения и в Вооруженных силах в указе Верховного Совета СССР, принятом в 1944 году упоминалось необходимость «поощрения многодетности». Вводился комплекс мер, обеспечивающих такую политику: материальных в виде пособия на детей в многодетных семьях и моральных – государственные награды за рождение и воспитание пяти и более детей. Был определен и «налоговый кнут» для тех, кто не спешил обзавестись достаточно многочисленным семейством. Холостые мужчины, незамужние женщины и бездетные семейные пары в возрасте от 20 до 50 лет(мужчины) и от 20 до 45 (женщины) должны были платить налог на бездетность в размере 6 процентов. Семьи с одним ребенком платили дополнительно 1% за малодетность, а имеющие двоих детей – 0,5%. Такая мера была направлена на утверждение устойчивого массового сознания того, что оптимально семья должна иметь в среднем не менее трех детей.

     Созданная Указом 1944 года система демографического стимулирования просуществовала в  первоначальном виде до конца 50-х годов.

     Возрождение демографической науки и статистики населения в нашей стране началось во второй половине 50-х годов. В 1959 году прошла очередная перепись населения и пересмотрены многие формы текущей статистической отчетности о рождении, смертях, браках и развода. Были рассчитаны таблицы смертности. В 1968 году был создан Центр по изучению проблем народонаселения на базе экономического факультета МГУ.

     В этот период большое внимание уделялось  определяющей роли занятости женщин в общественном производстве в детерминации снижения рождаемости. Раскрепощение  женщин, освобождение их от домашнего  хозяйства – было одним из послереволюционных лозунгов, и в довоенный период и после ВОВ женская занятость в СССР была одной из самых высоких в мире. Было установлено, что факт вовлечения женщин в общественное производство порождает серьезные сдвиги в их самосознании, изменение общественного статуса, активизацию социального самоутверждения. Фиксируется более низкое среднее число детей в семьях, где женщина занята в общественном производстве. Не высокие бытовые условия жизни для совмещения женщиной работы в общественном производстве с выполнением семейной роли, занятость женщин, приносящая существенную часть совокупного семейного дохода, снижали желание семьи иметь второго, третьего и более детей.

     Вовлечение  женщин в общественное производство изменило образ жизни, произвело  переоценку ценностей в обществе, семье. Семейные роли женщины стали трактоваться как препятствующие более полному проявлению ее общественной активности. В семьях стали сопоставляться желания иметь еще одного ребенка с теми благами, которые они могут потерять.

     В начале 70-х годов демографическую политику в СССР начали трактовать как важную составляющую часть социально-экономической политики. В официальных документах не раз подчеркивалась необходимость проведения более активной демографической политики. До 1981 года меры демографической политики сводились к экономической и моральной поддержки многодетности, экономической поддержке малообеспеченных семей. Но формы и размеры государственной помощи не давали ни социального, ни демографического эффекта.

     Меры  демографической политики, введенные с 1981 года, содержали новые принципы поддержки семьи, а именно:

     - поддержка семьи единовременным  пособием с рождением первого  ребенка, а не третьего, как  было ранее;

     - увеличение пособия, начиная уже  со второго ребенка;

     - введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1 года;

     - установлены новые льготы работающим  женщинам-матерям (дополнительный отпуск);

     Вплоть  до 1987 года отмечался рост родившихся. Но структурные факторы достаточно быстро исчерпали себя. С 1988 года начался  новый этап рождаемости. В 1989 году увеличен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет и до 3-х лет без содержания.

     В начале 90-х годов Россия вступила в полосу демографического кризиса. С 1992 года наблюдается депопуляция, которая носит в значительной мере искусственный характер, что, несомненно, вызвано рядом факторов: влияние реформ 90-х годов, дилетантские попытки регулирования демографических процессов в 80-х годах. Нельзя не учитывать завершение формирования депопуляционного тренда рождаемости к началу 70-х годов. Пенсионная реформа с конца 80-х годов ограничила возможности дальнейшего расширения помощи семьям с детьми. С 1990 года было намечено ввести систему государственных пособий семьям с детьми с учетом типа семьи, дохода и индекса стоимости жизни, пособия выплачивались семьям, где доход на члена семьи был менее 2-х МРОТ.

     Переход к рыночной экономике, формирование новых подходов к проведению социальной политики требуют существенной переоценки сложившейся системы взглядов на роль и место демографической политики, политики в области семьи, социальной защиты матерей и детства. Со временем пришло осознание необходимости разработки и введения централизованной демографической политики в стране.

 

ГЛАВА 2. Демографическая политика на современном этапе 

     2.1 Демографическая ситуация в современной  России

         В 2006 году в ежегодном Послании Президент России назвал демографическую проблему «самой острой проблемой современной России».

     Демографическая ситуация в России достаточно давно  характеризуется как крайне неблагоприятная. Сокращение численности населения за XX век наблюдалось трижды:

     - 1914 - 1922 – Первая Мировая война, Гражданская война, революция;

     - 1932 – 1953 - годы голода, коллективизации, Великой отечественной Войны, массовых репрессий;

     - 90-е годы XX века – экономический кризис. (Приложение 1).

     Факт  того, что к концу XXI века население  России уменьшится вдвое, у демографов не вызывает сомнения.

     Население России сокращается уже более 12 лет. С 90-х годов замедлился темп роста населения, а затем численность стала существенно сокращаться. В 1992 году смертность населения превысила рождаемость. Только благодаря внешней миграции общее сокращение численности населения России не было велико. Показатель смертности постоянно увеличивался с 1990 года. В начале 90-х годов проведение экономических реформ в России резко снизило экономическую стабильность населения, наблюдался спад не только промышленности, сельского хозяйства, но и в таких сферах как здравоохранение, образование, что, несомненно, приводило к общему снижению социального благополучия населения. Страна попала в волну депопуляции, то есть такого изменения воспроизводства населения, при котором каждое новое поколение не восполняется предыдущим. Этот процесс может длиться довольно долго.

     С оживлением национальной экономики, улучшением экономического положения в какой-то мере влияет на демографическое поведение населения.

     Но, в стране по-прежнему сохраняется низкая рождаемость. Современные параметры рождаемости в России почти в 2 раза меньше, чем требуется для замещения поколений. В 1990 году суммарный коэффициент рождаемости составлял 1,887, а к 2000 году он сократился до 1,171(при необходимом для простого воспроизводства 2,15-2,20). Визуально с 2000 года наблюдается рост коэффициента рождаемости. Однако это нельзя признать успехом проводимых государством мер. Во-первых, общий коэффициент рождаемости менее 16 %, что не обеспечивает простое воспроизводство населения. Во-вторых, подъем числа родившихся с 2000 по 2004 г.г. связан с действием факторов демографической структуры. В эти годы вступили в брачный возраст и в возраст деторождения женщины, родившиеся в период первой половины 80-х годов, когда также наблюдался подъем рождаемости. После 2004 года в репродуктивный возраст вступило поколение родившихся во второй половине 80-х годов, т.е. во время спада рождаемости. Поэтому число рожденных в 2005 году спало. (Приложение 2) Поколение 90-х крайне малочисленно, поэтому их абсолютный вклад в общее число рождений, даже при высокой рождаемости, не может быть большим.

     Нельзя  не упомянуть об изменении отношения  к семье, как таковой. Молодые  люди в возрасте 20-23 лет в настоящее время ставят на первое место получение достойного образования, перспективную работу, карьерный рост, обеспечение себя предметами роскоши, но выйти на психологический уровень желания создать семью, рожать детей им довольно трудно. Средняя молодая семья располагает ресурсами только на рождение и воспитание одного ребенка. Наблюдается сдвиг в сторону увеличения среднего возраста матери при рождении ребенка, что указывает на то, что женщины рожают позже, но меньшее количество детей.

     Ближе к 2005 году начал действовать другой фактор – фактор более полной реализации в двух детях, которая пока еще свойственна большей части населения страны. На эти годы пришелся заметный рост уровня жизни населения России, связанный с экономическим подъемом. Были введены государственный меры материальной поддержки семей с детьми, но фактор потребности в двух детях не может быть продолжительным.

     Рост  рождаемости возможен только в случае, если демографическая политика, ставящая своей целью увеличение числа  детей в семьях, будет обладать высокой эффективностью на протяжении не менее 2-х десятилетий и при этом будет ориентирована на меры, привлекательные для женщин в возрасте старше 25-30 лет. Материальное стимулирование рождаемости или так называемый «материнский капитал» - блеф. Государство создало такую систему, в которой молодые семьи практически не получают должной поддержки, а в первую очередь не имеют возможности обзавестись собственной квартирой. Низкое развитие семейной политики со стороны государства приводит к тому, что теряются семейные ценности, культура семьи, а это, следовательно, говорит об увеличении числа разводов, снижению уровня повторных браков, массовости одиноких женщин, росте числа незарегистрированных союзов (уровень рождаемости в незарегистрированных союзах в два раза ниже, чем в легимитивных браках).

     Неблагоприятная демографическая ситуация в России характеризуется систематическим увеличением показателей смертности. Снижение уровня смертности населения в России наблюдалось в относительно краткие периоды XX века. Несмотря на устойчивый рост рождаемости в последнее время показатель смертности, в основном среди детей и людей пожилого возраста (особенно мужчин) растет значительно быстрее. Отмечается высокая смертность граждан трудоспособного возраста, при этом 80% смертей приходится на мужчин трудоспособного возраста. Средний возраст умирающих мужчин чуть более 50 лет. По мнению аналитиков, при такой тенденции из российских мужчин, которым в 2005 году исполнилось 16 лет, до 60 лет доживут менее половины. Смертность молодого мужского поколения репродуктивного возраста увеличивает процент неполных семей, в результате растет процент женщин, отказывающихся от второго ребенка, а то и первого. Основными причинами смертей являются заболевания органов кровообращения и онкологические новообразования.

     Значительная  доля показателя смертности приходится на смертность от внешних причин: убийства, самоубийства, отравления, транспортные происшествия, прочие несчастные случаи. Уровень смертности во многом зависит от социально-экономического развития страны, благосостояния населения, развития системы здравоохранения и т.п. Социально- экономические реформы привели к развалу систему здравоохранения, недоступности из-за низкой покупательской способности значительной части населения лекарств; ухудшению баланса и режима питания населения; распространенность алкоголизма, наркомании и табакокурения. Низкое развитие форм организации досуга, способствующего ведению здорового образа жизни, не созданы условия для побуждения людей бережно относится к своему здоровью. Причинами увеличения уровня смертности являются и игнорирование норм охраны труда и техники безопасности, «либерализация» условий дорожно-транспортного движения.

Информация о работе Демографическая политика в России: формирование и реализация