Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:15, реферат
Темой данной работы является Баренцев Евро-Арктический регион, который сокращенно называют Баренц-регион или БЕАР. Баренцев регион является объединением районов и стран, весьма различных по уровню экономического и социального развития, но обладающих определенной общностью, позволяющей рассматривать его как отдельный экономическо-географический район мира.
В Баренцев Евро-Арктический регион (Баренцев регион) входят губернии их соответствия Европы, расположенные севернее или пересекаемые Полярным кругом. С географической точки зрения Баренцев регион составляет естественное звено связи между северными районами Европы и России. Баренцев регион является регионом, где страны Европейского сообщества (ЕС) граничат с Россией.
Введение………………………………………………………………………...…2
Баренц-регион. Факторы образования, цели и задачи……………..……......5
История образования и развития Баренцева Евро-Арктического региона...............................................................................................................11
Взаимодействие стран в Баренц-регионе…………………………………...14
Заключение……………………….…………………………………….………...17
Список литературы…………………
Федеральное государственное
Образовательное БЮДЖЕТНОЕ
высшего профессионального образования
«МУРМАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
Институт ИЭУ и МО
Кафедра международных экономических отношений
Реферат по дисциплине
Внешнеэкономическая деятельность на уровне региона
по теме:
« Баренц-регион на пороге третьего тысячелетия».
Выполнила:
Шишкарева А.И.
Студентка 5 курса
Мн-581
Проверила:
Куркова И.А., кандидат экономических наук, доцент
Мурманск
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………….…………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Темой данной работы является Баренцев Евро-Арктический регион, который сокращенно называют Баренц-регион или БЕАР. Баренцев регион является объединением районов и стран, весьма различных по уровню экономического и социального развития, но обладающих определенной общностью, позволяющей рассматривать его как отдельный экономическо-географический район мира.
В Баренцев Евро-Арктический регион (Баренцев регион) входят губернии их соответствия Европы, расположенные севернее или пересекаемые Полярным кругом. С географической точки зрения Баренцев регион составляет естественное звено связи между северными районами Европы и России. Баренцев регион является регионом, где страны Европейского сообщества (ЕС) граничат с Россией.
К нему относятся примыкающие к Баренцеву морю части Норвегии, Швеции, Финляндии и России, выделенные с целью развития международного сотрудничества.
Баренц-регион имеет протяженную
береговую линию вдоль
В Баренц-регионе проживает около 4,4 миллиона человек, он является самой густонаселенной областью Арктики. Здесь проживают коренные народности - саамы, жизнь которых до настоящего времени тесно связана с природой.
На региональном уровне высшим органом организации является Региональный совет, который состоит из политических или административных руководителей каждой из областей (республик, фюльке, ленов). Дополнительно туда входит представитель коренных народов каждого региона. Председатель выбирается на 3 года, председательство осуществляется каждой страной по очереди. Текущей работой руководит Региональный комитет, состоящий из назначенных советников от всех административных единиц региона.
Цель данной работы изучение
Баренц-региона и его
1. Баренц-регион. Факторы образования, цели и задачи.
Процессы глобализации в самом широком смысле характеризуются резким усилением и усложнением взаимных связей и взаимных зависимостей в основных областях экономической, политической и общественной жизни, приобретающих планетарные масштабы. Быстро прогрессирующая глобализация затрагивает самые разные аспекты нашей жизни - экономику, политику, культуру, идеологию, безопасность, окружающую среду. Мы являемся свидетелями интенсивных процессов интеграции стран, формирования глобальных экономических союзов, выстраивания наднациональных институтов управления социальными процессами, но наряду с этим наблюдаются и обратные процессы: увеличение разнообразия, степени фрагментарности мира, рост национального самосознания и усиление культурной дифференциации народов, возрождение традиционных ценностей, расширение локальных националистических устремлений, порой приводящих и к конфликтам.
Регион - это тот самый уровень организации мирового социального сообщества, который придает определенную «глобальность» локальным процессам, и наоборот, адаптирует общепланетарные тенденции к местной культурно-исторической специфике. Именно на этой ступени общественной самоорганизации устанавливается баланс между интеграцией и дезинтеграцией, между центром и периферией. Регионализация - это путь к равновесию общепланетарной системы.
Регионализация представляется
как процесс последовательных демократических
изменений в обществе, государстве,
на местах, направленных на повышение
роли регионов. Регион - область, район,
относящийся к какому-либо району,
отдельной области, части страны, отличающейся от
других совокупностью естественных и
исторически сложившихся, относительно
устойчивых экономико-географических
и иных особенностей, нередко сочетающихся
с этническим составом населения. Это
региональное пространство, территориально
ограниченное, построенное по территориальным
признакам. Оно может быть не только внутренним,
как административно-
Основой для выделения пространства как региона является
не только территория, административно-
Сближению территорий и формированию единой региональной общности способствует:
1. Административно-
2. Единое природно-климатическое
пространство, территориальная,
3. Политические факторы
- при образовании
4. Социально-экономическое сотрудничество: торговля, обмен товарами и услугами, поиск и разработка сырьевых ресурсов, развитие образования, здравоохранения, сферы услуг, транспорта, связи, дорог, портов;
5. Социокультурные связи, общие ценности, религия, традиции, искусство, межэтнические контакты;
6. Экология, забота о
сохранении окружающей
7. Социокультурное пространство
является важнейшей
Задачами Баренц-региона в сфере развития региональной политики являются следующие:
1. Сохранение целостности региона, снятие конфликтов и противоречий как на уровне властей, так и на уровне общественного мнения.
2. Равенство и сотрудничество
регионов, недопущение региональных
преференций, снятие
3. Единообразие правового поля, открытость административных границ.
4. Эффективная помощь государств в территориальной самоорганизации общества.
5. Формирование безопасных
условий жизнедеятельности
В этих целях участники договорились учредить Баренцев Евро-Арктический Совет, с тем чтобы придать импульс существующему сотрудничеству и рассматривать новые инициативы и предложения. Положение о Совете прилагается.
Целью работы Совета будет содействие устойчивому развитию региона, имея в виду принципы и рекомендации, содержащиеся в Декларации Конференции в Рио и Повестке дня XXI века Конференции ООН по окружающей среде и развитию. В этой связи Совет будет служить форумом для обсуждения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области экономики, торговли, науки и техники, туризма, окружающей среды, инфраструктуры, образования и культурного обмена, а также проектов, специально направленных на улучшение положения коренного населения Севера.
Участники подчеркнули, что Совет не будет дублировать или подменять уже ведущуюся на двусторонней или многосторонней основе работу, но по мере возможности будет пытаться придать импульс и связанность региональному сотрудничеству и поощрять новые совместные усилия, двусторонние и многосторонние, с тем, чтобы решать возникающие проблемы и использовать возможности региона.
Экономические реформы и инновации предусматривались по десяти основным направлениям сотрудничества членов региона, в т.ч. законодательства, развития торговых отношений, рыночной интеграции, изменения стандартов в области экологии, исследований в научных сферах и содействию НПО. Российская сторона рассматривала планируемую модернизацию, как возможность вывода экономики страны на очередной уровень, сделать ее более независимой от нефте-ресурсов. Со дня своего официального образования Баренц регион способствовал развитию взаимосвязей стран-участниц, упрочению доверительных отношений. В последние годы изменения в арктических районах проходили невиданными темпами. Таяние ледовой массы привело к оживлению в области промышленной деятельности и судоходства. Многие зарубежные наблюдатели уверенны в том, что Баренц регион стоит на пороге качественно нового этапа развития. Именно сегодня, как никогда ранее остро поднимается вопрос поли-сотрудничества, с участием всех заинтересованных сторон. Одним из основных является совместная деятельность общественных объединений, тогда как политическое партнерство четырех государств Баренц региона, оставляет желать много лучшего. Эксперты отмечают удивительную тенденцию последних лет - при активном оживлении интереса к региону со стороны широкой мировой общественности, уровень сотрудничества между администрациями всех тринадцати территориальных единиц, входящих в состав Баренц региона, откровенно ослабевает. Норвежский Баренцсекретариат опубликовал в начале 2012 года "Barents Review " - стратегию развития и варианты упрочения сотрудничества международных партнеров. Одной из предложенных мер является укрепление позиций членов регионального парламента. Организацию центра, который бы стал местом встреч и дискуссий для представителей территориальных административных единиц Баренц региона. Для организации более эффективного сотрудничества в Баренц регионе, по мнению экспертов, не хватает мотивации. Одними из приоритетных вопросов 2012 года, участники Баренц региона считают реагирование в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и проблему неоднозначности ситуации с шельфовыми месторождениями. Йонас Гар Стёре - министр иностранных дел Норвегии, которая будет в этом году председательствовать в Баренцевом Евроарктическом Совете, заявил об инициативе со стороны его державы по созданию нового документа, регламентирующего базисы для сотрудничества региональных админединиц - Киркенской декларации-II. Декларация будет содержать проекты улучшения сотрудничества между политическими структурами и развития гражданского взаимодействия. Двадцать лет существования Баренц региона сыграли колоссальную роль в международной экономике и межгосударственном развитии. В будущем у стран-участниц не менее амбициозные планы. В "Стратегии социально-экономического развития Северо-Запада России до 2020 года, программе на 2011-2012 годы" развитию российских территорий, участниц Баренц региона уделено большое внимание. В планах правительства РФ вывести Северный морской путь на уровень международной конкуренции и организовать главную базу в Мурманске. Планируется продолжить работы по освоению Усинского и Харьягинского месторождений в Ненецком автономном округе и в республики Коми с выходом на арктический шельф. Первая буровая платформа высокой ледостойкости была установлена в 2011 году на стыке Карского и Баренцева морей в районе Приразломного нефтяного месторождения. Уже в первом квартале 2012 года будет добыта первая нефть, а к четвертому кварталу 2012 года запланирована добыча углеводородов в промышленных объемах.
Глобальный проект освоения месторождения Штокмана, позволит России выйти в мировые лидеры по производству сжиженного природного газа. Реализация проекта даст возможность провести газификацию практически не газифицированной до нынешнего времени Мурманской области.
Для увеличения мощностей нефтеперерабатывающего комплекса, на северо-западе РФ планируется организовать глобальный нефтехимический кластер, который должен решить проблему обеспеченности ГСМ предприятий энергетики и ЖКХ в Республике Карелия, Архангельской и Мурманской областях. Национальный проект "Русская Арктика", инициированный правительством России в 2009 году, и включающим Землю Франца-Иосифа, часть Новой Земли и акваторию в полтора миллиона квадратных километров, должен составить оценку возможных экологических рисков и предложить пути их минимизации.
2. История образования и развития Баренцева Евро-Арктического региона.
11 января 1993 г. в Киркенесе, Норвегия, состоялась Конференция по сотрудничеству Баренцевом Евро-Арктическом регионе. Министры иностранных дел или представители Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Российской Федерации, Швеции и Комиссии Европейских сообществ приняли участие в Конференции, на которой также присутствовали наблюдатели из Соединенных Штатов Америки, Канады, Франции, Германии, Японии, Польши и Великобритании. Участники выразили свое убеждение в том, что расширение будет существенно способствовать стабильности и развитию в регионе и Европе в целом, где в настоящее время партнерство приходит на смену конфронтации и разобщенности прошлого. Участники уверены, что такое сотрудничество будет способствовать международному миру и безопасности.
Участники рассматривают инициативу сотрудничества в Баренцевом регионе как часть процесса развертывания европейского сотрудничества и интеграции, новое измерение которому придало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Они рассматривают учреждение Совета государств Балтийского моря в Копенгагене в марте 1992 года как дальнейший вклад в укрепление регионального сотрудничества в Европе. Они также заявили о своей уверенности в том, что установление более тесного сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе явится важным вкладом в создание новой европейской архитектуры путем обеспечения более тесных связей между Севером Европы и остальной частью континента.
Участники выразили поддержку продолжающемуся процессу реформ в России, который, в частности, направлен на укрепление демократии, рыночной экономики и местных институтов и который поэтому важен для более тесного регионального сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе.
Информация о работе Баренц-регион на пороге третьего тысячелетия