Трете́йский
суд (арбитраж) — это институт саморегулирования
гражданского общества, осуществляющий
правоприменительную деятельность (разрешение
гражданско-правовых споров) на основе
взаимного волеизъявления сторон (третейского
соглашения). Проще говоря, рассмотрение
споров между сторонами лицом (лицами),
которому они это доверяют.
Виды
третейских судов
Третейские суды
бывают двух видов:
- третейский
суд, образованный сторонами для разрешения
конкретного спора (лат. ad hoc — для частного
случая)
- образуемый
и действующий на постоянной основе при
образовавших его юридических лицах, куда
субъекты гражданских правоотношений
своим соглашением могут передать на рассмотрение
и разрешение или уже возникший спор, или
споры, которые могут возникнуть между
этими сторонами в будущем (институциональный).
Председателем
третейского суда, суперарбитром, по решению сторон
или в установленном законом порядке назначается
или избирается один из судей.
Положительные
и отрицательные
стороны разрешения
споров третейскими
судами
К положительным
моментам разрешения споров третейскими
судами относятся: конфиденциальность,
оперативность, меньшая материальная
затратность по сравнению с разрешением
споров в государственном суде, а также
немедленное вступление решения в силу.
К отрицательным
моментам разрешения споров третейскими
судами следует отнести:
- конфиденциальность
(отсутствие гласности судебного разбирательства);
- ограниченный
круг лиц, имеющих право на обжалование
решений третейского суда (исходя из договорной
природы третейского разбирательства,
третьи лица не имеют права на обжалование
решений третейского суда;
- пресекательный
срок для подачи заявления об отмене решения
третейского суда;
- перечень
оснований для обжалования решений третейского
суда направлен на соблюдение процедурных
требований, а не на защиту материальных
либо процессуальных прав;
- обжалование
решений третейского суда возможно лишь
в том случае, если стороны не договорились,
что решение третейского суда не оспаривается
и является окончательным;
- гражданским
процессуальным (глава 46 ГПК РФ) и арбитражным
процессуальным (глава 30, параграф 1 АПК
РФ)законодательством определен порядок
оспаривания решений третейских судов;
- принудительное
исполнение решений третейского суда
осуществляется на основании исполнительного
листа, выдаваемого компетентным судом
по заявлению стороны спора, после процедуры
судебной проверки при отсутствии основания
для отказа в его выдаче (глава 47 Гражданского
процессуального кодекса (ГПК)РФ и глава
30, параграф 2 АПК РФ), в частности, если
третейское соглашение недействительно
по основаниям, предусмотренным федеральным
законом; сторона не была уведомлена должным
образом об избрании (назначении) третейских
судей или о третейском разбирательстве,
в том числе о времени и месте заседания
третейского суда, либо по другим уважительным
причинам не могла представить третейскому
суду свои объяснения; решение третейского
суда принято по спору, не предусмотренному
третейским соглашением или не подпадающему
под его условия, либо содержит постановления
по вопросам, выходящим за пределы третейского
соглашения. Если постановления по вопросам,
охватываемым третейским соглашением,
могут быть отделены от постановлений
по вопросам, не охватываемым таким соглашением,
суд выдает исполнительный лист только
на ту часть решения третейского суда,
которая содержит постановления по вопросам,
охватываемым третейским соглашением;
состав третейского суда или процедура
третейского разбирательства не соответствовали
третейскому соглашению или федеральному
закону; решение еще не стало обязательным
для сторон третейского разбирательства
или было отменено судом в соответствии
с федеральным законом, на основании которого
было принято решение третейского суда;
спор, рассмотренный третейским судом,
не может быть предметом третейского разбирательства
в соответствии с федеральным законом;
решение третейского суда нарушает основополагающие
принципы российского права.
- К отрицательным
моментам можно отнести также отсутствие
у третейских судей или организаций, при
которых действуют третейские суды, какой
- либо ответственности за заведомо неправильное
или ошибочное решение;
- обязательность
уплаты третейского сбора, как условия
принятия третейским судом дела к своему
производству, отсутствие процедуры освобождения
неимущей стороны, которой необходимо
обратиться за защитой нарушенного права
в третейский суд, от уплаты третейского
сбора;
Компетенция третейского суда
основывается на соглашении сторон. Стороны,
передавая спор на рассмотрение третейского
суда, принимают на себя обязательство подчиниться решению
последнего. Третейские суды могут создаваться
как постоянно действующие (например,
Международный коммерческий арбитражный
суд и Морская арбитражная комиссия при
Торгово-промышленной палате РФ), так и
для рассмотрения конкретного спора. Порядок
создания и деятельности третейского
суда для рассмотрения споров между российскими
организациями на территории РФ определяется
Федеральным Законом «О третейских судах
в Российской Федерации» № 102-ФЗ от 24.07.2002г
(до принятия этого закона — «Временным
положением о третейском суде для разрешения
экономических споров» (утверждено постановлением
Верховного Совета РФ от 24 июня 1992
г.)), а рассмотрение споров с участием
хотя бы одного из иностранных субъектов
регулируется Законом РФ «О международном
коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г.
Правовая
природа решений
третейских судов
Особую правовую
природу имеет решение третейского
суда.
- не является
общеобязательным актом;
- принудительное
исполнение решения третейского суда
не может быть осуществлено без процедуры
его признания со стороны компетентного
государственного суда;
- решение третейского
суда не обладает преюдициальным эффектом;
- решение третейского
суда не может быть обжаловано в апелляционном,
кассационном или надзорном порядке.