Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:30, курсовая работа
Работая с официальными документами, секретарь должен знать и владеть не только языковыми, но и стилистическими нормами, присущими официально-деловому стилю — функциональной разновидности русского литературного языка, используемой в качестве средства общения в сфере административного управления.
Ежегодно в стране составляется свыше 60 млрд. управленческих документов, из них только организационно-распорядительных более 6 млрд.
Введение
Работая с официальными документами,
секретарь должен знать и владеть
не только языковыми, но и стилистическими
нормами, присущими официально-деловому
стилю — функциональной разновидности
русского литературного языка, используемой
в качестве средства общения в
сфере административного
Ежегодно в стране
составляется свыше 60 млрд. управленческих
документов, из них только организационно-
Как составить служебный
документ? Как быстро и правильно
сформулировать запрос, предложение,
обосновать претензию, сделать
запись совещания? Экономисты
подсчитали, что па составление
служебных документов
Отсюда видно, сколь
важна рационализация этого
Не зная элементарных правил,
при составлении деловых писем
работники аппарата управления тратят
на этот процесс значительную часть
рабочего времени и допускают
притом немало ошибок. Наиболее часто
встречаются структурные
1. Лексические ошибки
Употребление специальной лексики. Понятие «специальная лексика» включает в себя термины и профессионализмы.
Термин — это слово или устойчивое словосочетание, которому приписано определенное понятие, употребляемое в науке, технике и других областях специальной деятельности. Употребление терминов в строго фиксированном значении обеспечивает однозначность понимания текста, что очень важно в деловом общении.
Термины, используемые
в управленческой документации,
- это отраслевая терминология, отражающая
содержание той предметной
Правильность и стабильность
употребления терминов
Употребляя термины
в деловой документации, необходимо
предусматривать, что термин
Нередки случаи неправильного
употребления терминов в
При употреблении
Термины-синонимы имеют разное звучание, но совпадают по значению (например, термины «анкета» и «вопросник»). Они могут быть полными (абсолютными) или частичными (относительными). При употреблении терминов-синонимов важно обращать внимание на то, какую сторону или свойства понятия необходимо обозначить, выделить в контексте.
Существует и такое
явление, как омонимия
Профессионализмы возникают в двух случаях:
Область употребления
Профессиональная жаргонная лексика — это форма профессионального просторечия (например, наличка, нал, безнал, дострой и др.). Использование такого рода слов недопустимо не только в письменной деловой речи, но и в официальной устной речи.
Неправильное использование
слов терминов. Основное количество помех
в служебных документах относится
к семантическим. Природа их в
ряде случаев кроется в
Стремление придать словам
большую значимость выливается в
«терминологическую игру», приводящую
к разнообразным стилистическим
ошибкам. Часто встречаются обороты,
которые в стилистике именуются
расщеплением сказуемого: вместо премировать
пишут производить
В служебных письмах очень
много отглагольных существительных
с окончанием -ание, -ение, придающих
речи ярко выраженный канцелярский характер.
Нередко также встречаются
Плеоназмы. Одной из причин плеоназмов (от греч. pleonasmos — излишество) является неправильное употребление иностранных слов. Часто в деловой язык попадают иностранные слова, обозначающие понятия, за которыми закреплен уже русский эквивалент. При использовании иностранного слова необходимо точно знать его смысл. Употребление нескольких слов с одним и тем же значением (конвенция — условие, экстраординарный — особенный) часто затрудняет работу с документами, особенно при обработке их на машине.
Неправильное употребление
иноязычной лексики, как
Тавтология. Лексическим изъяном является и тавтология — смысловой повтор, который возникает в тех случаях, когда в предложении соседствуют однокоренные слова: польза от использования навесных агрегатов; следует учитывать следующие факторы; данное явление полностью проявляется в условиях. Тавтологические повторы делают фразу неблагозвучной и затрудняют ее восприятие, поскольку привлекают к себе особое внимание.
Неразличение слов-паронимов. Паронимами называются близкие по звучанию родственные слова, различающиеся по конкретным смыслам: гарантийный - гарантированный; поместить - разместить; проводить - производить; оплатить - заплатить и т.д. Часто составители деловых писем путают значение слов «командированный» и «командировочный». Слово «командированный» образовано от глагола «командировать» и имеет значение «лицо, посланное в командировку». Например: «командированный специалист». Однако часто вместо слова командированный употребляется слово командировочный. Слово «командировочный» образовано от имени существительного «командировка» и обозначает предметы и обстоятельства, связанные с этим понятием: «командировочное удостоверение», «получить командировочные». Слово командировочный не может относиться к человеку, это — ошибка.
Иногда составители
деловых писем путают
Ошибки в употреблении слов-синонимов.Синонимами называются слова с одинаковым или очень близким значением: возвести — построить. Слова-синонимы редко бывают полностью тождественны одно другому. Сравним синонимичные глаголы «построить» и «возвести». Глагол построить может употребляться в любом контексте и в сочетании с любым именем существительным, когда речь идет о сооружении, строительстве, постройке чего-либо: построить дом, завод. Глагол возвести в соответствии со значением приставки воз - может употребляться только применительно к тому, что возвышается над чем-либо, поднимается вверх: возвести здание, стены. При употреблении глагола «возвести» нужно учитывать и то, что его не принято сочетать с существительными, называющими постройки служебного повседневно-обиходного назначения. Неправильно: возвести сарай, баню; следует: построить сарай, баню.
Неправильное употребление
слов-синонимов происходит от
того, что многозначное слово
может быть синонимично
Сокращенные слова. Составители служебных документов нередко злоупотребляют сокращениями, не учитывая того, что это может затруднить процесс изучения документа. Трудно догадаться, что аббревиатура потетери означает потенциальные потери, что ЛУ на БВ — это линейный ускоритель заряженных частиц на бегущей волне. Подобная аббревиатура недопустима в деловом письменном общении.
По происхождению
Остановимся на правилах
аббревиации, которые не
1. Сокращение не должно
совпадать по форме с
2. Сокращение должно быть
обратимым, т. е. таким, чтобы
его можно было всегда
3. Сокращения должны
В современной орфографии
действуют в основном три
Стремление к чрезмерному сокращению слов также может вести к языковым помехам.
Типы аббревиатур:
Информация о работе Типичные ошибки в языке и стиле служебной документации