Организация и технология продажи товаров с индивидуальным обслуживанием

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

От качества обслуживания в торговом зале зависит едва ли не главная составляющая успеха в торговле. Как повысить профессионализм продавцов и заставить клиентов выбрать именно Ваш магазин и завоевать высокую репутацию в городе. Большинство предпринимателей бьются с этими проблемами из года в год, беспрестанно экспериментируя с мотивацией персонала и нанимая психологов для проведения тренингов. Организация и технология продажи товаров в торговом зале – важный аспект любого бизнеса. Но из всего многообразия советов и шаблонов для подведения клиента к покупке можно выделить один-единственный главный секрет.

Оглавление

Введение 3
I Теоретическая часть
1.1 Методы продажи понятие и виды 4
1.2 Торгово-технологические процессы в магазине 7
II Практическая часть
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина ООО "Лейла" 15
2.2 Организация работы магазина ООО "Лейла"
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая работа по организации каримова Саадет.docx

— 26.38 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

СЕРДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КОСТРОМСКОЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа

Тема: Организация и технология продажи товаров с индивидуальным обслуживанием 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент гр. 3-5

Очного отделения

Специальность 080402

«Товароведение»

По группам однородных товаров

Каримова Саадет Назимовна 

Руководитель курсовой работы

Нестерова Тамара Васильевна

Оценка: 
 
 
 

2011 г.

Содержание:  

Введение 3
I Теоретическая часть  
1.1 Методы продажи понятие и виды 4
1.2 Торгово-технологические процессы в магазине 7
II Практическая часть  
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина ООО "Лейла" 15
2.2 Организация работы магазина ООО "Лейла"  
Заключение  
Список литературы  
Приложения  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

От качества обслуживания в торговом зале зависит едва ли не главная составляющая успеха в торговле. Как повысить профессионализм продавцов и заставить клиентов выбрать именно Ваш магазин и завоевать высокую репутацию в городе. Большинство предпринимателей бьются с этими проблемами из года в год, беспрестанно экспериментируя с мотивацией персонала и нанимая психологов для проведения тренингов. Организация и технология продажи товаров в торговом зале – важный аспект любого бизнеса. Но из всего многообразия советов и шаблонов для подведения клиента к покупке можно выделить один-единственный главный секрет. Так вот, самый главный секрет успешной работы в торговом зале по-библейски мудр и прост: «Возлюби покупателя как самого себя». Именно факт человеческого отношения к клиенту играет решающую при покупке роль – это и продвигают большинство учебников по технологии продаж. Где покупателю приятнее купить товар – в огромном универсаме, где похожие на зомби менеджеры, будут говорить шаблонные фразы и искусственно хвалить его «прекрасный выбор» или же в маленьком магазинчике, где покупателю подарят искреннюю улыбку, по-дружески обсудят последние новости и с энтузиазмом расскажут о всех плюсах и минусах покупки? Современному человеку не хватает общения, ему нравится, когда с ним обращаются вежливо и искренне, поэтому и покупать он любит там, где к нему соответственно относятся. Поэтому и организация, и технология продажи товаров в рознице должна строиться на уважении и любви к покупателю. Без них вся психология и манипулирование хоть и работают, но вряд ли приведут клиента в магазин вторично. Конечно, продавцам надо неплохо разбираться в людях и понимать, что идти на дружественный контакт с замкнутым или озлобленным человеком не всегда правильно. Именно поэтому организация и технология продажи товаров в рознице должна основываться на индивидуальном подходе к каждому клиенту. С покупателем говорить на его языке. Но заповедь «любить покупателей» надо выполнять независимо от того, какой перед Вами человек – он тратит свои деньги на Ваш товар, а значит, дает Вам зарабатывать и развивает Ваш бизнес.

Цель курсовой работы: изучить механизмы, заложенные в основу организации и технологии продажи товаров с индивидуальным обслуживанием, что отображается в практических матерьялах на основе деятельности магазина ООО «Лейла», расположенного по адресу г. Кострома ул. Южная 12.

Задачи курсовой работы:

  • Изучить классификацию и функции розничных торговых предприятий
  • Ознакомиться с торгово-технологическими процессами в магазине
  • Изучить организацию продажи товаров с индивидуальным обслуживанием
  • Внесение предложений по улучшению работы магазина ООО «Лейла».
  • I Теоретическая часть
  • Классификация и функции розничных торговых предприятий.
  • Процесс обращения товаров  и доведения их до непосредственных потребителей завершается в розничной торговой сети, составляющей основу материально-технической базы торговли и представляющей собой совокупность торговых предприятий (магазинов и других пунктов продаж товаров).
  • Их можно классифицировать по следующим основным признакам:
  • Виды и особенности устройства
  • Тип предприятия
  • Форма обслуживания покупателей
  • Тип здания и особенности его объемно-планировачного решения
  • Функциональные особенности предприятия
  • По видам и особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на:
  • Магазины
  • Магазины-склады
  • Павильоны
  • Палатки
  • Автомагазины
  • Примерно 90% сети предприятий розничной торговли приходится на долю магазинов. Они располагают набором помещений и оборудованием, необходимых для выполнения разнообразных торгово-технологических операций. Размещены магазины в капитальных стационарных зданиях.
  • Магазины-склады осуществляют торговлю строительными материалами и топливом. Они имеют благоустроенные площадки, навесы и складские помещения для строительных материалов и топлива, а так же помещения для товарных образцов, торговли хозяйственными товарами и оформление продажи строительных материалов и других товаров.
  • Павильоны, палатки, ларьки и киоски представляют собой сооружения легкой конструкции и относятся к мелкорозничной торговой сети. В отличие от магазинов они предлагают более узкий ассортимент товаров и меньше удобств, при обслуживании покупателей.
  • Автомагазины и другие средства передвижения торговли используют для обслуживания жителей небольших населенных пунктов, а так же работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т.д.
  • Киоск, ларек — временное или постоянное помещение, используемое для торговли или оказания услуг, с обслуживанием покупателя вне помещения (площадью до 10 м2). Киоск — оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.
  • Павильон — временное или постоянное помещение, используемое для торговли или оказания услуг, с обслуживанием покупателя внутри помещения, имеющее помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.
  • (площадью от 10 до 50 м2).
  • Палатка — временное помещение из ткани, пленки или других материалов, легковозводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.
  • Автомагазин— грузовой автомобиль с крытым кузовом типа фургона или иной грузовой автомобиль, автоприцеп, а также легковой автомобиль, микроавтобус или автобус, используемые для торговли или оказания услуг. К данному виду торговых объектов относятся специализированные и фирменные автомагазины — специально оборудованные машины, предназначенные для торговли фасованными и не фасованными скоропортящимися продуктами, оснащенные холодильным оборудованием и умывальником.
  • С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировачного решения предприятия розничной торговли подразделяют на:
  • Отдельно стоящие
  • Встроено-пристроенные
  • Торговые комплексы
  • Пристроенные
  • По функциональным особенностям розничные торговые предприятия делятся на:
  • Стационарные
  • Передвижные
  • Сезонные
  • Посылочные
  • Комиссионные
  • Завершая комплексный торгово-технологический процесс товародвижения, магазины выполняют ряд торговых(коммерческих) и технологических функций.
  • Основные торговые функции магазинов:
  • Изучение покупательского спроса на товары
  • Составление заявок на завоз товаров
  • Формирование ассортимента товаров
  • Реклама товаров и услуг
  • Продажа товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций).
  • К основным технологическим операциям относят:
  • Прием поступивших товаров в магазин по количеству и качеству
  • Обеспечение хранения товаров
  • Выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка и д.р.)
  • Внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров в торговом зале.
  • Торгово-технологические процессы в магазине
  • Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. На этой стадии к осуществлению торгово-технологического процесса товародвижения подключаются розничные покупатели, которые, в зависимости от применяемых методов продажи товаров, могут играть в нем весьма активную роль. 
    Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов. 
    Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и в целом на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации. Естественно, что в самостоятельных торговых предприятиях характер коммерческих операций более сложный, чем в магазинах, не обладающих хозяйственной самостоятельностью. 
    Таким образом, торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основные части: 
    операции с товарами до предложения их покупателям  
     
    операции непосредственного обслуживания покупателей 
     
    дополнительные операции по обслуживанию покупателей  
     
    На качество торгового обслуживания существенное влияние оказывают операции с товарами до предложения их покупателям, к ним относят: 
     
    разгрузку транспортных средств 
     
    доставку товаров в зону приемки  
     
    приемку товаров по количеству и качеству 
     
    доставку товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал (в зависимости от степени готовности их к продаже)  
     
    хранение товаров
  • подготовку товаров к продаже 
     
    перемещение товаров в торговый зал
  • выкладку товаров на торговом оборудовании 
     
    Для того, чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания покупателей, в магазине должен постоянно изучаться спрос, который служит основанием для составления заявок на завоз товаров. Работники магазина обязаны обеспечить квалифицированную приемку поступивших товаров. В магазине должны быть созданы все условия для рационального хранения товаров и подготовки их к продаже. Существенно облегчается процесс непосредственного обслуживания покупателей, если товары надлежащим образом подготовлены к продаже, рационально подобран их ассортимент, и они правильно размещены в торговом зале. 
    Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса в магазине составляют операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся: 
     
    встреча покупателя 
     
    предложение товаров
  •  
    отбор товаров покупателями 
     
    расчет за отобранные товары 
     
    оказание покупателям дополнительных услуг. 
     
    Третья часть торгово-технологического процесса включает разнообразие услуг, связанных с приобретением товаров (прием предварительных заказов, комплектование подарочных наборов, раскрой тканей и т. д.). 
     
    Торгово-технологический процесс в магазине должен строиться на основе следующих основных принципов: 
     
    обеспечение комплексного подхода к его построению 
     
    создание максимальных удобств для покупателей 
     
    достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина 
     
    создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда 
     
    обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина.
  • Приемка товаров. Торговые работники должны соблюдать правила приемки товаров, установленные требованиями магазина, договорами и другими документами.  
    Правильная организация приемки товаров является гарантией их сохранности.
  •  
  • При количественной приемке сравнивают фактическое количество прибывших товаров с данными сопроводительных документов.
  • Сопроводительные документы, вместе с товарами в магазин присылают поставщики, такие как:
  • товарные накладные (фактуры)
  • счета-фактуры
  • упаковочные ярлыки
  • транспортные накладные
  • Товарные накладные (фактуры) содержат сведения о количестве отдельных товаров, одновременно отпускаемых магазину.
  • На основе накладных бухгалтерия поставщика выписывает платежный документ — счет и предъявляет его покупателю (универмагу или торгу) для оплаты через банк. Вместо накладной и счета поставщики могут выписывать счет-фактуру.
  • В упаковочных ярлыках указывается перечень и количество товаров, затаренных в каждый ящик, кипу, тюк и пр. Находятся они внутри тары, а иногда прикрепляются снаружи. В зависимости от вида тары их называют ящичными, кипными и т. д.
  • Транспортные документы (железнодорожные, водные накладные) сопровождают товары при перевозках по железной дороге и водным транспортом. Материально ответственные лица проверяют подлинность и правильность этих документов, а затем приступают к проверке количества товаров.
  • Незатаренные товары принимают в момент их поступления в магазин в присутствии лиц, доставивших товары (экспедиторов, водителей и пр.). При этом товары пересчитывают, перемеривают, перевешивают и обмеряют.
  • Проверку количества производят в тех же единицах измерения (килограммах, штуках, метрах, кубометрах), которые были указаны в накладных и счетах-фактурах. При отсутствии расхождений в количестве товаров материально ответственные лица на сопроводительных документах ставят штамп магазина и свою роспись. С этого момента они несут полную ответственность за принятые товары.
  • При обнаружении в момент поступления товаров недостачи или излишка составляют акт и об этом делают отметку в сопроводительных документах. Акт подписывают сдатчик (экспедитор, водитель и др.) и работники магазина.
  • В соответствии с оформленными актами всю ответственность за недостачи или излишки несут сдатчики товаров.
  • В ряде случаев в магазин поступают товары в открытой или неисправной таре, имеющей следы вскрытия, поломки, под-мочки. Такие товары приравниваются к незатаренным, и их принимают с обязательной проверкой содержимого каждого тарного места по количеству единиц, весу нетто, метражу и пр. 
  • Товары в исправной таре принимают в два срока. В момент поступления проверяют количество мест и вес брутто, а в накладных или счетах-фактурах отмечают, что товары приняты без внутритарной проверки.
  • Приемку по весу нетто и по количеству товарных единиц внутри каждого места производят в момент вскрытия тары, но не позднее 10 дней с момента поступления. Вскрывает тару и проверяет ее содержимое комиссия магазина (заведующие секциями, их заместители, продавцы, рабочие, представители общественности).
  • В случае обнаружения несоответствия веса нетто или количества товарных единиц данным счетов-фактур, накладных, упаковочных ярлыков дальнейшее вскрытие мест прекращают и составляют акт. Акт подписывают все члены комиссии. В течение 24 час. с момента обнаружения расхождений вызывают поставщика.
  • Представитель одногороднего поставщика должен явиться в магазин в течение 24 час. по получении вызова. Представитель иногороднего поставщика выезжает только тогда, когда его вызов установлен договором или другими соглашениями.
  • Комиссия магазина с участием представителя поставщика производит полную проверку всех тарных мест и при наличии недостач или излишков оформляет двусторонний акт. При неявке представителя поставщика или, если его вызов не обязателен, приглашают для составления акта представителя посторонней организации, т. е. организации.
  • Акты об установленных расхождениях в количестве товаров составляют в трех экземплярах. К ним прилагают сопроводительные документы (счета-фактуры, накладные, упаковочные ярлыки с тарных мест, в которых обнаружено расхождение), а также удостоверение или доверенность представителей.
  • Правильно оформленные документы передаются юрисконсульту для предъявления претензий поставщикам. Претензии должны быть предъявлены в 10-дневный срок с момента составления акта. Поэтому очень важно правильно и своевременно оформить акты приемки товаров.
  • Крупные универмаги и магазины могут получать товары со станций железных дорог в универсальных контейнерах. Контейнер предназначен для перевозки различных промышленных товаров. Загрузку товаров в контейнер, его опломбирование и сдачу железной дороге производит поставщик. 
  • В магазине контейнеры принимает комиссия с обязательным участием представителя посторонней организации. Комиссия проверяет исправность пломб и контейнера, производит вскрытие его и проверку содержимого.
  • Незатаренные и приравненные к ним товары проверяют по количеству товарных единиц и весу нетто в момент вскрытия контейнера. Товары в исправной таре принимают только по числу мест и весу, брутто.
  • Вскрытие их можно производить не позднее 10 дней с момента получения товара. Количество товаров в контейнере сравнивают с внутри контейнерным ярлыком, вложенным поставщиком при загрузке товаров в контейнер, и другими сопроводительными документами.
  •  
    Хранение товаров - одна из важнейших операций технологического процесса, заключающаяся в обеспечении условий для сохранности потребительских свойств товаров. Процесс хранения начинается после приемки и перемещения товаров на склад. 
    Запасы товаров, хранящихся на складах, призваны обеспечить непрерывность и ритмичность движения товаров в сферу потребления. 
    Однако хранение и содержание запасов на складах требует значительных финансовых затрат. В связи с тем, что денежные средства, вложенные в товары, высвобождаются только при условии их продажи и расчете с покупателем, время хранения товара на складе должно быть сокращено до минимума. 
    Целесообразность хранения товаров определяется потребительским спросом на этот товар, а количество находящихся на складе товаров определяется конъюнктурой рынка и возможностями поставщиков обеспечить ритмичную поставку товаров. 
    Принятые по количеству и качеству товары укладывают в тару, пакетируют и перемещают в зону хранения. 
    Для обеспечения сохранности товаров важное значение имеет разработка рациональной схемы размещения товаров, которая предусматривает закрепление за товарами различных групп, подгрупп и наименований постоянных мест хранения и индексацию (кодирование). 
    Индексация - это условное цифровое обозначение мест хранения товаров. 
    На составление схемы размещения и выбор оборудования для хранения превалирующее влияние оказывает специфика хранимых товаров.
  • На практике хранение товаров разделяется на несколько типов:
  •  
    хранение товаров по принципу однородности
  •  
    хранение товаров в зависимости от их размера и веса
  •  
    раздельное хранение товаров повышенного и пониженного потребительского спроса
  •  
    отдельное хранение специфических товаров.
  •  
    Одним из условий рациональной организации хранения товаров является оптимальный выбор способа укладки, который определяется свойствами, формой и массой товара, особенностями упаковки и другими факторами.
  •  
    Различают два способа укладки товаров
  • штабельный
  • стеллажный.
  •  
    Штабельную укладку применяют при хранении различных продовольственных товаров, затаренных в мешки, кули, ящики, бочки. Высота укладки товаров в штабеля зависит от прочности тары и свойств товаров. 
    Стеллажную укладку используют для товаров, хранящихся в распакованном виде, и товаров во внешней таре. При стеллажном хранении товары располагают на полках. На стеллажах товары могут храниться в коробках, мешках, поддонах.  
    Стеллажный тип хранения позволяет более рационально использовать емкость складов за счет размещения товаров на максимальной высоте.
  • Продажа товаров.  Завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей. 
    Характер и структура операций по продаже товаров зависят, в первую очередь, от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Так, на выбор товаров повседневного спроса покупатель затрачивает значительно меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса. Существенно различается содержание операций по продаже товаров в магазинах применяющих различные методы продажи, под которыми понимают совокупность приемов и способов реализации товара покупателям. 
     
    В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров:
  • Самообслуживание
  • Через прилавок обслуживания
  • По образцам
  • С открытой выкладкой
  • По предварительным заказам. 
     
    Продажа товаров на основе самообслуживания - один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределить функции между работниками магазина. Оплата за отобранные товары осуществляется в узлах расчета, обслуживаемых контролерами-кассирами. При самообслуживании изменяется технологическая планировка торгового зала и других помещений магазина, организация материальной ответственности, товароснабжение, а также функции работников магазина. 
    Этот метод применяется при продаже большинства продовольственных и непродовольственных товаров. Исключение составляют бытовые электроприборы и машины, холодильники, ковры и ковровые изделия, сервизы и хрусталь, велосипеды, мотоциклы, моторы, лодки, палатки, радио- и телевизионная аппаратура, радиодетали, ювелирные изделия, часы, сувениры и некоторые другие товары, так как при их выборе покупатели, как правило, нуждаются в помощи продавцов. Эти товары, а также товары, требующие нарезки, упаковки и т. д., продают в магазинах самообслуживания через прилавок индивидуального обслуживания. 
    В магазинах самообслуживания функции работников торгового зала сводятся, в основном, к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций.
  • Процесс продажи здесь состоит из следующих основных операций: 
     
    встреча покупателя и предоставление ему необходимой информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах и т. д.; 
     
    получение покупателем инвентарной корзины или тележки для отбора товаров; 
     
    самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в узел расчета; 
     
    подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека; 
     
    оплата купленных товаров; 
     
    упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку покупателя; 
     
    возврат инвентарной корзины или тележки для отбора товаров на место их концентрации. 
     
    Перечень этих операций может быть расширен при продаже технически сложных товаров, когда требуется помощь продавца-консультанта (его консультация, проверка исправности товаров и т. д.).
  • Продажа товаров через прилавок обслуживания.
  • Продажа товаров через прилавок обслуживания включает выполнение следующих операций:
  • Встреча покупателя и выявление его намерения
  • Предложение и показ товаров
  • Помощь в выборе товаров и консультация
  • Предложение сопутствующих и новых товаров
  • Проведение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием
  • Расчетные операции
  • Упаковка и выдача покупок.
  • Пришедший в магазин покупатель должен встретить приветливое отношение со стороны торгового персонала. При этом благоприятное впечатление оставляют опрятный внешний вид работника магазина, порядок и чистота в торговом зале. Выявление намерения покупателей заключается в определении их отношения к моделям, фасонам и другим признакам товаров. Эта операция должна выполняться торговым персоналом ненавязчиво, в вежливой форме.
  • После выявления намерения покупателя продавец показывает соответствующие товары. При этом он обращает внимание на особенности отдельных товаров, предлагает в замен отсутствующих другие однородные товары. Если потребуется, продавец обязан дать квалифицированную консультацию покупателю, которая может включать сведения о назначении товаров и способах их эксплуатации, нормах потребления, соответствии предлагаемых товаров современной моде и т.д. Консультация должна способствовать пропаганде новых товаров, воспитанию у потребителей эстетических вкусов. Для проведения консультаций в крупных магазинах приглашают специалистов промышленных предприятий, производящих товары народного потребления, модельеров, врачей-косметологов и других специалистов. В обязанности продавца входит и предложение покупателю отсутствующих товаров.
  • На выполнение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием, затрачивается много труда и времени. На качество их выполнения, а следовательно, и на уровень обслуживания покупателей существенно влияет квалификация торгового персонала, а так же организация и обслуживание рабочего места продавца.
  • Завершается продажа товаров расчетом с покупателями и выдачей им покупок. Эти операции могут выполняться на рабочем месте продавца или контролера-кассира.
  • При продаже технически сложных товаров с гарантийным сроком службы, кроме перечисленных операций, продавец обязан сделать отметку в паспорте на изделие, выписать товарный чек и его копию вручить покупателю.
  • Продажа товаров по образцам предусматривает выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное (или с помощью продавца) ознакомление с ними покупателей. После выбора товаров и оплаты покупки продавец вручает покупателю товары, соответствующие образцам. При этом методе продаже рабочие запасы размещают отдельно от образцов. Он удобен тем, что на сравнительно небольшой площади торгового зала можно выставить образцы достаточно широкого ассортимента товаров. Обычно этот метод применяется при продаже технически сложных крупногабаритных товаров, а так же тех товаров, которые требуют перед их отпуском покупателю отмеривания и нарезки. Этим методом осуществляют продажу бытовых холодильников, стиральных машин, осветительных, отопительных и нагревательных приборов, швейных машин, телевизоров, радиоприемников, музыкальных инструментов, мотоциклов, мотороллеров, велосипедов, мебели, тканей и других товаров.
  • Выставленные в торговом зале образцы товаров должны быть снабжены четко оформленными ярлыками, в которых указывают наименование товара, артикул, сорт, наименование изготовителя, цену. В случае необходимости продавцы оказывают покупателям консультативную помощь.
  • Продажу крупногабаритных товаров по образцам сочетают с доставкой их покупателям на дом со складов магазина, оптовых баз или промышленных предприятий-изготовителей. Это позволяет сократить потребность розничных торговых предприятий в складских помещениях, уменьшить совокупные транспортные расходы и избавить покупателей от хлопот, связанных с доставкой приобретенных товаров.
  • При продаже с открытой выкладкой покупатели имеют возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные на рабочем месте продавца товары. Их выкладывают на прилавках, горках, стендах. Функции продавца при этом методе продаж сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных товаров. Расчетные операции могут осуществляться в кассах, установленных в торговом зале или на рабочем месте продавца. Продажа товаров с открытой выкладкой более удобна по сравнению с традиционными методами, так как многие покупатели имеют возможность одновременно знакомиться с открыто выложенными образцами товаров, не отвлекая при этом продавцов на выполнение функций, связанных с показом товаров и информацией об их ассортименте. Применение этого метода позволяет ускорить операции по продаже товаров производительность труда продавцов. Обычно этот метод применяется при продаже тех товаров, реализация которых в магазинах самообслуживания осуществляется через прилавки обслуживания (тканей, обуви, чулочно-насочных изделий, бельевых товаров, галантереи, школьно-письменных товаров, посудо-хозяйственных и других непродовольственных и некоторых продовольственных товаров).
  • При продаже товаров по этому методу особое внимание должно быть уделено размещению и выкладке их на рабочем месте продавца. Мелкие предметы выкладывают насыпью в кассетах открытых наприлавочных витрин. Более крупные товары располагают стопками на прилавке. Выкладывая товары, их группируют по видам и ценам. Выложенные товары нельзя накрывать стеклом, скреплять их между собой. Товары должны быть снабжены ярлыками-ценниками, прикрепленными к ячейкам кассет специальными зажимами.
  • Торговля по предварительным заказам удобна для покупателей, т.к. позваляет им экономить время на приобретение товаров. По предварительным заказам продают преимущественно продовольственные товары, а так же не продовольственные товары сложного ассортимента. Заказы могут быть приняты в магазине, автомагазине, по месту работы или на дому покупателей. Они могут быть поданы в устной или письменной форме. Расчет осуществляется путем предварительной оплаты в кассе магазина или посредством почтового перевода (при продаже топлива и строительных материалов), а так же путем оплаты стоимости товаров в момент их получения. Предварительно заказанные товары могут быть доставлены на дом или вручены покупателю в магазине. Заказы на продовольственные товары должны быть выполнены в течении 4-8ч. По непродовольственным товарам срок выполнения заказа устанавливается в зависимости от вида товаров и возможностей его исполнения. Особенно удобен этот метод продажи товаров для жителей небольших населенных пунктов, которые через магазины «Товары повседневного спроса» или автомагазины могут заказать технически сложные товары или другие товары длительного пользования, не теряя при этом время на поездки в другие населенные пункты для их приобретения.
  • Практика
  • 2.1 .Общая характеристика предприятия
  • Курсовая работа основана на материалах розничного торгового предприятия: ООО «Лейла». Магазин  «Продукты»  расположен по адресу г. Кострома ул. Южная д. 12. находится на первом этаже жилого дома, метод продажи - индивидуальный через прилавок. Ассортимент продовольственных товаров частого спроса. Обслуживает контингент со средним уровнем доходов. Режим работы с 6.00 до 24.00 без перерыва и выходных.
  • Штат магазина:
  • - директор;
  • - главный бухгалтер;
  • - администратор;
  • - продавцы –кассиры-4 (в том числе продавцы);
  • - грузчики -3;
  • - товароведы – 2;
  • - уборщицы -2;
  • -  фасовщицы-2.
        • Учредители
        • Директор
  • Главный бухгалтер
  • Администратор
  • Товаровед
  • Тех.персонал
  • Продавцы- кассиры
  • Грузчики
  • Магазин оборудован необходимым количеством  помещений, оборудованием и инвентарем.
  • Помещения магазина:
  • Торговый зал;
  • Административно- бытовые помещения;
  • Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;
  • Подсобные помещения;
  • Технические помещения.
  • Оборудование:
  • Немеханическое оборудование
  • стеллажи;
  • стенд;
  • Холодильное оборудование
  • холодильный шкаф
  • -холодильный прилавок – витрина
  • холодильные лари
  • Контрольно-кассовое оборудование:
  • Пассивная система ККМ АМС 110К
  • Весоизмерительное оборудование:
  • Инвентарь:
  • Инвентарь для приемки товаров
  • - инвентарь для вскрытия тары:
  • Молоток-гвоздодер;
  • Клещи;
  • Гвоздодер обыкновенный;
  • Серповидный нож.
  • - инвентарь для проверки размеров и качества товара:
  • Овоскоп;
  • Штангенциркуль;
  • Пробоотборники для сыпучих товаров ( )
  • Инвентарь для подготовки товара к продаже:
  • Ножи (для сыра, гастрономии, хлеба и мяса);
  • Савки;
  • Вилки;
  • Щипцы (кондитерские);
  • Разделочные доски;
  • Лопатки ( кондитерские, для масла).
  • Индивидуальное обслуживание через прилавок включает следующие операции:
  • -индивидуальная встреча покупателя и выявление его намерений
  • -предложение и показ
  • -помощь в выборе и консультация
  • -предложение сопутствующих товаров
  • -проведение технологических операций связанных с   нарезкой,взвешиванием,отмериванием
  • -расчётные операции
  • -упаковка
  • -выдача покупок
  • В обязанности продавцов входит подготовка и уборка рабочего места, получение упаковочного материала, проверка работоспособности торгового оборудования и инвентаря, пополнение рабочих товарных запасов, уборка тары, поддержание надлежащего санитарного состояния, подготовка товаров к продаже, проверка сортности, комплектности, цены товаров, проверка полочных ценников, упаковка товаров, организация торговли, обслуживание покупателей.
  • При подготовке товаров к продаже продавец проверяет соответствие цен, сортности, указанных в сопроводительных документах и на маркировке, облагораживает товары, укладывает их в специальную тару.
  • После приемки продавец размещает товары на хранение в таре поставщика, сортируя их по наименованию. Товары хранятся в упакованном виде. Их хранение производят с учетом физико-химических свойств, соблюдая правильное товарное соседство, исключающего возможность вредного воздействия товаров друг на друга (передача запахов, влаги). Товары размещают на хранение в нужное оборудование, например в холодильном шкафу хранятся охлажденные товары (курица, куриные окорока, грудки, печень, крылья, бедра, голени, желудки, головы, лапы, шеи и филе куриное.) соблюдая температурный режим -6°+6°С
  • В морозильной камере хранится замороженная продукция (Ежики мясные с рисом, голубцы, котлеты, пельмени, шницель, фрикадельки, суповые наборы, косный остаток (фарш для животных), фарш, перец фаршированный, печень), при температуре…
  • В холодильной витрине хранят колбасные изделия, копчености, консервы, жир куриный, шашлык маринованный, яйцо, соблюдая температурную норму-6°+6°С.Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей должны быть определенные товарные запасы, т.к. они предназначены для обеспечения повседневной, бесперебойной торговли. Поэтому запасы товаров постоянно и равномерно пополняются.
  • Приемка товаров осуществляется продавцом ежедневно в течение 30-40 минут, по сопроводительным документам (ветеринарная справка, накладная, удостоверение о качестве) Продавец при приемке перевешивает товар и сверяет фактическое количество продукции с количеством указанным в накладной. В случае расхождения данных оформляется возвратная накладная в которой указывается информация о недостаче или излишках товаров. Эта накладная отдается водителю.
  • Заключение
  • В данной курсовой работе был изучен индивидуальный  метод обслуживания покупателей через прилавок.На примере предприятия розничной торговли ООО «Лейла», и определен путь его совершенствования.
  • Путем решения поставленных задач был изучен штат магазина,необходимое количество  помещений, оборудование и инвентарь.А также была дана характеристика предприятия ООО «Лейла».
  • Сделаны основные выводы:
  • в магазине ООО«Лейла» нехватает продовцов для обслуживания покупатедей таким образом в магазине большая очередь.
  • Так как магазин широко был изучен можно предложить ему следующие действия:
  • 1.предоставить больше  продавцов для быстрого обслуживания покупателей.
  • 2.закупить больше контрольно-кассового оборудования даже лучше перейти на новые,которые смогут самостоятельно ввести учет что намного облегчит работу продовцов-кассиров.
  • 3.больше внимания уделять потребностям покупателей(какой товар пользуется спросом),ввести ежедневный товарооборот и расширят ассортимент.
  • Список литературы
  • С. Н. Виноградова, О. В. Пигунова, С. «Организация и технология торговли», Мн.,2009
  • Горячко В.И. «Анализ и планирование показателей розничного товарооборота», 2008.   
  • Гребнев А.И., Баженов Ю.К. «Экономика торгового предприятия», М., 2008.
  • Гурская.– Мн.: Выш. Шк., 2008
  • Лебедева С.Н. «Экономика торгового предприятия», Мн., 2009.
  • Памбухчиянц О.В. «Организация и технология коммерческой деятельности»,2008.
  • Платонов В.Н. «Организация розничной торговли», Мн., 2009.
  • Руденко А. И. и др. «Экономика предприятия», Мн., 2009
  • Савицкая Г. В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия», Мн., 2009.
  •        

Информация о работе Организация и технология продажи товаров с индивидуальным обслуживанием