Оформление и ведение личных дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение организации оформления и ведения личных дел работников. В связи с поставленной целью в работе решались следующие задачи:

1) дать понятие личному делу и его составляющим частям;

2) рассмотреть главные этапы оформления и ведения личных дел;

3) рассмотреть возможные ошибки в оформлении и ведении личных дел, а также ответственность за их допущение.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические аспекты оформления и ведения личных дел………………..5

1.1. Оформление личных дел……………………………………………………..5

1.2. Ведение личных дел………………………………………………………...12

2. Типичные ошибки в оформлении и ведении личных дел………………….18

2.1. Возможные ошибки и варианты их исправления………...........................18

2.2. Ответственность за ненадлежащее ведение личных дел…………………20

Заключение……………………………………………………………………….23

Библиографический список……………………………………………………..24

Приложения……………………………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 386.50 Кб (Скачать)

Минобрнауки России

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Вятский государственный гуманитарный университет

Факультет управления

 
 

Кафедра экономической теории и управления трудовыми ресурсами

 
 

Курсовая  работа по дисциплине

«Делопроизводство в кадровой службе»

 
 

На тему «Оформление и ведение личных дел»

 
 
 
 

                                             Выполнила: Петухова А.А.

                                             Группа: УП-51

                  Руководитель: Макаркина М.А.

 
 
 
 
 
 
 

Киров

2011

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические  аспекты оформления и ведения личных дел………………..5

1.1. Оформление личных дел……………………………………………………..5

1.2. Ведение личных дел………………………………………………………...12

2. Типичные ошибки в оформлении и ведении личных дел………………….18

2.1. Возможные ошибки и варианты их исправления………...........................18

2.2. Ответственность за ненадлежащее ведение личных дел…………………20

Заключение……………………………………………………………………….23

Библиографический список……………………………………………………..24

Приложения……………………………………………………………………...26

 

Введение

 

     Большое значение в нашей жизни имеют кадровые документы, в том числе и личные дела, в них фиксируются сведения, необходимые для осуществления гражданами права на труд, образование, пенсионное обеспечение и т.д. Они участвуют в регулировании взаимоотношений между сторонами трудовых правоотношений и определяют их полномочия, права и обязанности. Поэтому изучение состава кадровой документации актуально в современных условиях. В условиях рыночных отношений, с созданием большого числа различных фирм, предприятий, организаций остро встала проблема правильного документирования трудовых правоотношений, организации работы и сохранения кадровой документации, что также отражает актуальность темы. На многих предприятиях из-за некомпетентности кадрового отдела, зачастую из-за неправильного ведения и хранения документации по личному составу, работники этого предприятия не могут в дальнейшем оформить свои документы соответствующим образом и сталкиваются с рядом всевозможных проблем, а именно: проблемы с пенсионными выплатами, налоговыми отчислениями и т.д. Важнейшая роль этих документов в жизни каждого человека зачастую недооценивается руководителями коммерческих организаций. Таким образом, ошибки при ведении кадровой документации не просто выражают неуважение к сотрудникам, но и являются нарушением требований трудового законодательства.

     Актуальность  выбранной темы обуславливается  недостаточным вниманием многих организаций к вопросам документационного обеспечения работы с персоналом. Это иногда выражается в такой степени, что накладывает отпечаток на всю последующую трудовую жизнь человека, - ведь в управленческой деятельности документ выступает и как предмет труда, и как результат труда. Отсюда повышенное требование к точности, предъявляемое при ведении документов. Целью данной курсовой работы является изучение организации оформления и ведения личных дел работников. В связи с поставленной целью в работе решались следующие задачи:

1) дать  понятие личному делу и его составляющим частям;

2) рассмотреть главные этапы оформления и ведения личных дел;

3) рассмотреть  возможные ошибки в оформлении  и ведении личных дел, а также  ответственность за их допущение. 

     Объектом  исследования в данной курсовой работе являются ошибки, допускаемые при  оформлении и ведении дела, а предметом  исследования - оформление и ведение личных дел.

 

      1. Оформление и ведение личных дел

 

1.1. Оформление личного дела

 

     Личное  дело – это совокупность личных документов работника, которые содержат наиболее полные сведения о нем и  его трудовой деятельности.

     Оформление  личных дел включает в себя комплекс работ по технической обработке документов: составление внутренней описи и заверительной надписи, подшивка (переплет) дела, нумерация листов, оформление обложки. Теперь подробно остановимся на каждом этапе оформления дела.

     Оформляем обложку. Обложка каждого дела оформляется по установленной форме. На верхнем поле обложки указывается в именительном падеже наименование организации. Если у организации есть официальное сокращенное название, оно указывается в скобках. После чего указывается наименование структурного подразделения. Если наименование организации или подразделения менялось в течение периода, который охватывает дело, на обложке приводятся оба названия. Прежнее название указывается в скобках. На обложке необходимо указать порядковый номер дела по описи (архивный шифр) и индекс дела по номенклатуре. Из номенклатуры также переносится на обложку дела срок хранения документов. На делах постоянного срока хранения пишется: «Хранить постоянно». Срок хранения дела указывается в правом нижнем углу обложки дела. Обязательно нужно отразить информацию о дате дела. Почти всегда датой дел являются крайние даты документов дела. Например, крайними датами личного дела являются даты подписания приказа о приеме и увольнении сотрудника. И не забудьте указать количество листов в деле. Эти сведения проставляются на обложке под графой «Дата» (Приложение 1).

     Подшиваем (переплетаем) дело. Подшивка в папку  скоросшиватель или переплет в жесткую  корочку обеспечивает сохранность  документов, включенных в дело. Как правило, для переплета документов организация приглашает специалиста. Но можно переплести дело и самостоятельно. Прежде всего вам необходимо в документах, составляющих дело, сделать четыре прокола. Обычно отверстия проделывают шилом, ручной дрелью или специальным дыроколом. Затем документы прошивают крепкой ниткой и помещают в твердую обложку.

     Нумеруем  листы. Нумерация необходима для  того, чтобы обеспечить сохранность  документов дела и закрепить порядок  их расположения. Количество листов в  деле указывают на обложке. Необходимо пронумеровать все листы, кроме листов внутренней описи и листа с заверительной надписью. Листы внутренней описи нумеруются отдельно. Номера листов проставляются в правом верхнем углу простым карандашом. Если вы найдете ошибку в нумерации листов, можно их перенумеровать. Старые номера зачеркните и рядом поставьте новые номера. Если вы обнаружите пропущенные листы, поставьте дополнительные номера. Дополнительные, ранее пропущенные номера называют литерными. Они содержат порядковый номер предыдущего листа и буквенное обозначение. Сведения обо всех последующих изменениях в нумерации заносятся в лист-заверитель дела.

     Составляем  внутреннюю опись. Внутренняя опись - это  оглавление, перечень материалов, помещенных в дело. Внутренняя опись содержит информацию о заголовках документов и о номерах листов, на которых расположен каждый документ. Внутренняя опись составляется для учета документов в деле и помогает оперативно найти необходимый документ. Каким бы полным ни был заголовок дела, по нему не всегда однозначно можно определить содержание документа. Например, из заголовка «Личное дело» прямо не вытекает, что в соответствующем деле содержится автобиография, копии документов об образовании, копии приказов по личному составу или что-либо еще. А, открыв личное дело и прочитав внутреннюю опись, вы будете точно знать, какие документы вы сможете найти в личном деле сотрудника. Поэтому для кадровика очень удобно для повседневной работы иметь внутреннюю опись в личных делах сотрудников (Приложение 2).

     Составляем заверительную надпись. Заверительная надпись учитывает количество листов в деле и фиксирует особенности их нумерации. Кроме того, все изменения в составе и состоянии дела (повреждения, присоединение новых документов) отмечаются в листе-заверителе дела, который располагается в конце каждого дела. Заверительная надпись составляется на отдельном листе и подписывается ее составителем с указанием расшифровки подписи, должности и даты составления (Приложение 3).

     Личное  дело оформляется на основании приказа о приеме на работу. Порядок работы с личными делами не закреплен общегосударственными стандартами, поэтому предприятия по-разному решают вопросы их оформления и ведения. Личные данные необходимы работодателю в целях продвижения работника по службе, при установлении размера заработной платы. Допуск работника к информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, происходит также на основании персональных данных работника. Личные дела, как правило, оформляются на всех работников. Изначально в личном деле хранятся документы, которые работник предоставляет при приеме на работу, впоследствии – все остальные документы, возникающие в процессе трудовой деятельности по месту работы. Состав документов, помещаемых в личное дело при поступлении на работу, зависит от того, на какую должность принимается работник, в какой конкретно службе он будет работать, какова специфика его трудовой деятельности и т.п.

     Оформление личных дел осуществляет, как правило, кадровая служба организации (специалист по кадрам). А вот контроль над оформлением и хранением личных дел должен возлагаться на руководителя организации.

     После того как с работником заключили  трудовой договор и вышел приказ (распоряжение, решение, постановление) о приеме на работу, на работника  оформляется личное дело. При оформлении личного дела документы включаются в него в следующей последовательности:

1) внутренняя  опись документов личного дела;

2) заявление о приеме на работу;

3) листок  по учету кадров (анкета);

4) автобиография;

5) копии документов об образовании, повышении квалификации, переподготовке;

6) копия (выписка) приказа (распоряжения, решения, постановления) о приеме на работу (назначении на должность), переводе, увольнении;

7) Заверительный  лист.

  Когда формируются личные дела отдельных категорий рабочих, в них дополнительно должны быть включены такие документы, как: декларация о доходах, анкета, копия (выписка) протокола заседания ученого совета, копия (выписка) протокола общего собрания трудового коллектива, копия (выписка) решения учредителей о назначении на должность руководителя организации, направление на работу службой.

     Декларация  о доходах включается в личные дела лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним, а также иных работников в случаях, предусмотренных законодательством.

     Копия (выписка) протокола заседания ученого  совета включается в личные дела научных  работников и преподавателей высших учебных заведений, прошедших конкурсный отбор на замещение вакантных  должностей).

     Копия (выписка) протокола общего собрания трудового коллектива – для научных работников и преподавателей высших учебных заведений, прошедших конкурсный отбор на замещение вакантных должностей.

     Договор о материальной ответственности  – для материально ответственных  лиц.

     Трудовые  договоры с работниками включаются в состав личных дел, если это решит кадровая служба или специалист по кадрам. Когда личное дело оформлено, документы включаются в него в хронологической последовательности.

     В личное дело не могут быть включены:

1) копии  документов о предоставлении отпусков, наложении дисциплинарных взысканий (за исключением случаев увольнения работника в качестве меры дисциплинарного взыскания);

2) справки  о месте жительства, составе семьи,  размере заработной платы.

3) обходные листы, справки о состоянии здоровья, с места жительства и другое. Они формируются самостоятельно и хранятся в течение трех лет.

     Внутренняя  опись составляется на документы  личного дела, которое уже оформлено. Во внутренней описи указываются  сведения о названиях документов, которые включены в дело, их датах и индексах. Нумерация листов внутренней описи производится отдельно от листов личного дела.

Если  в личное дело включаются новые документы, это должно быть отражено во внутренней описи. В графе «Примечание» также  должны быть отражены следующие факты: изъятие документов из личного дела, замена подлинников копиями.

     Личный  листок по учету кадров должен быть заполнен поступающим на работу собственноручно. Личный листок составляется в одном  экземпляре. В нем не должно быть исправлений и помарок. Сведения вносятся в личный листок по учету кадров на основании следующих документов:

1) паспорт;

2) трудовая  книжка;

3) военный  билет;

4) документы  об образовании;

5) иные  личные документы.

     Заполняя  личный листок по учету кадров, необходимо соблюдать следующие требования:

Информация о работе Оформление и ведение личных дел