Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 00:17, курсовая работа
целью данной курсовой работы является изучение исторического развития отдельных элементов формуляра документа. При подготовке курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Определить круг источников и литературы, отобрать нужный материал для работы.
Познакомиться с развитием документа и его формуляра.
Изучить историческое развитие реквизитов с XVI-н. XX вв.
Понять при изучении как менялось оформление реквизитов с XVI в. по начало XX в.
Введение……………………………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Реквизиты документа XVI-XVII вв………………………………………5-6
1.1 Вид документ………………………………………………………………………………6-8
1.2 Автор документа……………………………………………………………………………8
1.3 Адресат документа…………………………………………………………………………9
1.4 Дата документ…………………………………………………………………………..9-11
1.5 Удостоверение документа………………………………………………………11-13
1.6 Помета (резолюция)…………………………………………………………………….14
1.7 Отметки на документе……………………………………………………………14-15
1.8 Форма документа…………………………………………………………………………15
Глава 2. Реквизиты документа XVIII в. …………………………………………...16
2.1 Вид документа…………………………………………………………………………16-17
2.2 Автор документа……………….....................................................................17-18
2.3 Адресат документа………………………………………………………………………18
2.4 Дата документа……………………………………………………................................18
2.5 Удостоверение документа…………………………………………………….19-21
2.6 Резолюция на документе……………………………………………………………21
2.7 Отметки на документе…………………………………………………………….21-22
Глава 3. Реквизиты документа XIX - начала XX вв. …………………………23
3.1 Вид документа………………………………………………………………………..23-24
3.2 Автор документа…………………………………………………………………….24-25
3.3 Дата документа………………………………………………………………………25-26
3.4 Адресат документа……………………………………………………………………….26
3.5 Удостоверение документа………………………………………………………26-28
3.6 Резолюция………………………………………………………………………………….....28
3.6.1 Отметки на документе………………………………………………………………28
3.6.2 Форма документа……………………………………………………………..…..28-29
Заключение………………………………………………………………………………………...30
Список литературы……………………………………………………………………….31-35
3)"просительские" документы;
4) акты.
К внутренним документам относились
докладные записки, справки, журналы
заседаний. Особой категорией внутренних
документов являлись отчеты: финансовый,
отчет о деятельности учреждения.
Отчетом называли и план улучшения
работы министерства ("отчет в
видах и предположениях"). Новыми
видами внутренних документов были уставы
и положения, определявшие функции,
права и обязанности
Перепиской ("сношениями") назывались документы, посылаемые учреждениями или должностными лицами другим учреждениям или лицам: предложения, сообщения, ведения, отношения, уведомления, представления, рапорты. Вид этой группы документов определялся положением корреспондента на иерархической лестнице государственных учреждений.
Например, министр посылал в высшие инстанции представления, в низшие - предписания, в равные учреждения - сношения. "Просительские документы" - это жалобы, прошения, отзывы. Исчезло такое наименование документа, как челобитная. Жалоба перестала быть синонимом прошения, она приобретает апелляционный характер.
Большую группу документов составляли акты. Об их видах, порядке составления и засвидетельствования подробно говорится в "Законах гражданских", опубликованных в X томе "Свода законов Российской империи".
3.2 Автор документа.
Изменилось оформление автора документа. Эти изменения касались, прежде всего, документов коллективных авторов. В 1801 г. были отменены указы, запрещавшие принимать прошения за несколькими подписями[45]. Расширяется круг авторов: по указу от 1 октября 1831 г. духовные завещания могли составлять и крестьяне[46].
Кроме того, автором служебного документа стали считать учреждение. Предписывалось размещать обозначение автора в левом верхнем углу. С 30-х гг. XIX в. появляются бланковые надписи. Они писались от руки, изготовлялись типографским способом или проставлялись с помощью резинового штемпеля. Бланки были двух видов. Один включал: наименование ведомства, учреждения, структурной части, от которой исходил документ, номер его по реестру исходящих документов, указание места составления. Кроме того, в состав бланка иногда входил заголовок к документу (см. приложение 1).
Другой вид бланка состоял из обозначения штатного названия должности лица, от которого документ исходит.
На бланках писали обычно письма, иногда на бланках писали и отпуски (черновики) писем. В этом случае на левом поле документа указывалось, кто подписывал документ ("подписал", "скрепил").
Указы, журналы, протоколы, записки
и др. писались на чистых листах бумаги,
без бланков. В "Положении о
письмоводстве и
3.3 Дата документа.
Дата составления документов обозначалась по-разному для каждого вида. Так, в высочайше утвержденных мнениях Государственного Совета она указывалась в заголовке, в манифестах и именных указах Сенату, кроме того, дата ставилась в конце текста: в манифестах перед подписью, в указах - после подписи.
В письмах дата составления документа обозначалась отдельной строкой внизу документа, с левой стороны или в бланке документа после наименования структурной части учреждения. Имеются даты получения, регистрации (в регистрационном штампе),даты резолюций, направление на исполнение ("С.Я. Никитинскому, 26 января 1910 г. "), исполнение документа, подписания его к печати и опубликования.
3.4 Адресат документа.
Обозначение адресата в XIX в. имелось
на сношениях, прошениях, жалобах, отзывах.
Правила его написания
Если документ адресовался конкретному должностному лицу, то при сношениях низшего должностного лица с высшим перед обозначением должности и фамилии указывался его титул - "его превосходительству", "его высокоблагородии", "его благородию" и т.п.
В сношениях равных между собой властей и старших с младшими титул опускался.
В проектах рационализации делопроизводства во второй половине XIX - начале XX вв. адресованию документов уделялось особое внимание. Так, "Положением о письмоводстве и делопроизводстве в военном ведомстве" 1911 г. предусматривалось направление документа непосредственно к исполнителю.
Всеобщее употребление конвертов
относится к первой четверти XIX в.
На них повторяли адресат
3.5 Удостоверение документа.
Правила подписания документа по-прежнему определялись для каждого вида документа. Манифесты, именные указы Сенату имели собственноручные подписи царя. На копиях этих документов делалась запись: "На подлинном собственною е. и. в. рукою подписано: "Николай"[47].
Законы повторяли
В законе XIX в. подчеркивалось, что справки, сведения, записки, переводы подписывались теми, "коими они были составлены"[48].
Особое внимание обращалось на оформление выписок и копий. В конце их указывалось, кто подписал подлинник: "Подлинный подписали…" или "На подлинном надписано". Заверяли копии должностные лица: "Верно: вице-директор…".
Более детально определяется порядок
скрепления документов. Указы Сенату
скреплялись председателем
В регистрационных журналах, описях документов, на отпусках скрепу ставил делопроизводитель.
Для удостоверения документов XIX в.
употреблялись три
Кроме подписи и печати, некоторые виды документов утверждались. Отметка об утверждении на мнениях Государственного совета, например, писалась в 80-х гг. в конце текста документа: "Воспоследовавшее мнение в общем собрании Государственного совета утвердить соизволил и повелел исполнить"[49].
На документах начала XX в. отметка об утверждении делается после заголовка над текстом документа. На его копии отмечалось: "На подлинном собственною е. и. в. рукой подписано: "Быть по сему". Эта запись скреплялась государственным секретарем.
Отметка об утверждении делалась на уставах ("Государь император устав сей рассматривать и высочайше соизволил в Петергофе в 5 день июля 1902 г. "), положениях ("Быть по сему") [50].
В начале XX в. акт утверждения документа оформляется специальным грифом. Так, на документе 1915 г. об условиях выдачи ссуд эвакуируемым предприятиям в левой верхней его части выделялась отметка об утверждении (см. приложение 2).
3.6 Резолюция.
Резолюции имели конкретные указания по решению вопроса: "Разрешаю перевести в … класс гимназии без испытаний", или "К докладу со справкою". Для документов, не требующих ответа, писалось: "К сведению". Под решением Совета министров Министерства, записанном в журнале, министр писал: "исполнить".
3.6.1 Отметки на документе.
В XIX в. в правилах оформления документов большое место отводилось "особым отметкам". Они подчеркивали степень важности документа: "нужное", "весьма нужное", "секретное", "в собственные руки", "конфиденциально", "строго конфиденциально". Эти отметки делались на правой стороне страницы документа. Другого рода отметки фиксировали дату поступления документа и его регистрации. В конце документа, на последней его странице указывалось, когда и за каким номером документ был исполнен или ставилась отметка: "к делу".
3.6.2 Форма документа.
Унификации формы документа способствовала установление правил применения гербовой бумаги. На ней писались просительские документы и акты. Все канцелярское делопроизводство велось на простой бумаге. В 1883 г. был установлен единый размер листа бумаги[51].
Таким образом, в XIX в. формуляр документа выдерживается более строго. В каждом документе имеются все его реквизиты, они получают определенное место.
Заключение.
Государственный аппарат требует постоянного совершенствования механизма управления. Поэтому надо уделять огромное внимание разработке требований к составлению, оформлению реквизитов служебных документов.
В данной работе рассматривалась тема
исторического развития отдельных
элементов формуляра документа.
На протяжении времени реквизиты
документа приобретают
В заключении работы можно сделать следующие выводы:
Во-первых, был подобран материал, связанный с данной темой. Прочитав и проанализировав различные источники, были сделаны заключения по изменению оформления и расположения реквизитов документа. Так например, в XVIII в. в отличии от XVI-XVII вв. каждый реквизит приобретает свое самостоятельное значение, имеет свое постоянное место в документе, а оформление и расположение уже определяется нормативными актами.
Во-вторых, был изучен каждый реквизит, что он представлял из себя, какова его роль в документе.
В-третьих, было изучено историческое
развитие отдельных элементов формуляра-
Тема данной курсовой работы очень актуальна на сегодняшний день. Каждый работник любого учреждения или любой организации, занимающийся составлением и оформлением документов, должен быть знаком с реквизитами различных документов, их оформлением и расположением. Поэтому тема курсовой работы не только актуальна, но также очень интересна для людей, работающих с документами.
Список литературы.
1. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси. М.; 1952. Т.1. № 306.
2. Буганова В.И., Левшин Б.В. Акты писцового дела 60-80 гг. XVII. М.; Наука, 1990.
3. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XV вв. М.; 1950. № 8.
4. Илюшенко
М.П., Кузнецова Т.В. Формуляр
5. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. М.; Высшая школа, 1963.
8. Литвак Б.Г. Очерки источниковедения массовой документации. М.; 1979.
9. Московская деловая и бытовая письменность XVII века. М.; Наука, 1968.
10. Памятники Московской деловой письменности XVIII века. М.; Наука, 1981.
11. Памятники русского права. М.; Госюриздат, 1956, вып.4.
12. Погодин М.Н. Русский исторический альбом. М.; 1853.
13. Сборник документов. // Под редакцией Кузеева Р.Г., Овчинникова Р.К. Уфа, 1975, № 196.
14. Свод законов Российской империи. СПб, 1842. Т.2. Ст. 190.
15. Черепнин Л.В.
Новгородские берестяные
16. Черепнин Л.В. Русская палеография. М.; Политиздат, 1956.
17. Щепкин В.Н. Русская палеография. М.; Наука, 1967.
[1] Памятники русского права. М.; Госюриздат, 1956, вып. 4, С. 178.
[2] Там же, С. 438.
[3] Черепнин Л.В. Новгородские
берестяные грамоты как
[4] Памятники русского права, вып. 4, С. 233.
[5] Там же, С. 109, 111, 112, 72.
[6] Там же, С. 54, 56, 63, 64, 62, 69.
[7] Акты писцового дела 60-80 гг. XVII в. // Под ред. Буганова И.В., Левшина Б.В. М.; Наука, 1990.
[8] Московская деловая и бытовая письменность XVII века. М.; Наука, 1968, С. 151-157.
[9] Акты писцового дела 60-80 гг. XVII в. // Под ред. Буганова И.В., Левшина Б.В. М.; Наука, 1990.
[10] Московская деловая и бытовая письменность XVII века, С. 125-150.
[11] Памятники русского права, вып. 4, С. 233.
[12] Из 142 изученных челобитных подпись есть лишь в 30.
[13] Погодин М.Н. Русский
[14] Памятники русского права, вып. 4, С. 175, 188, 232.
[15] Там же, с.106, 107; Московская деловая и бытовая письменность XVII века, С. 155, 127, 23.
[16] Полное собрание законов Российской империи, собр. I/ПСЗ, I/- СПб, Т. 2. № 820. // Под редакцией Илюшенко М.П., Кузнецовой Т.В. Формуляр документа / Учебное пособие. М.; 1986.
[17] См. об этом: Щепкин В.Н. Русская палеография. М.; Наука, 1967, С. 123-136.
[18] Памятники русского права, вып. 4, С. 64, 106.
[19] Котошихин Г.О. О России в царствование Алексея Михайловича .// Под ред. Леонтьевой. М.; 2000, С.167.
[20] Памятники русского права, вып. 4, С. 116.
[21] Там же, С. 360, 354, 370, 383.
[22] Московская деловая и бытовая письменность XVII века, С. 199.
[23] Черепнин Л.В. Русская
[24] Каменцева Е. И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. М.; Высшая школа, 1963, С. 41.
[25] Памятники русского права, вып. 4, С. 74, 107.
[26] Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVвв. М.; 1950. № 8; см. также: Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси. М.; 1952, Т. 1. № 306.
Информация о работе История развития отдельных элементов формуляра документа