Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 00:17, курсовая работа
целью данной курсовой работы является изучение исторического развития отдельных элементов формуляра документа. При подготовке курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Определить круг источников и литературы, отобрать нужный материал для работы.
Познакомиться с развитием документа и его формуляра.
Изучить историческое развитие реквизитов с XVI-н. XX вв.
Понять при изучении как менялось оформление реквизитов с XVI в. по начало XX в.
Введение……………………………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Реквизиты документа XVI-XVII вв………………………………………5-6
1.1 Вид документ………………………………………………………………………………6-8
1.2 Автор документа……………………………………………………………………………8
1.3 Адресат документа…………………………………………………………………………9
1.4 Дата документ…………………………………………………………………………..9-11
1.5 Удостоверение документа………………………………………………………11-13
1.6 Помета (резолюция)…………………………………………………………………….14
1.7 Отметки на документе……………………………………………………………14-15
1.8 Форма документа…………………………………………………………………………15
Глава 2. Реквизиты документа XVIII в. …………………………………………...16
2.1 Вид документа…………………………………………………………………………16-17
2.2 Автор документа……………….....................................................................17-18
2.3 Адресат документа………………………………………………………………………18
2.4 Дата документа……………………………………………………................................18
2.5 Удостоверение документа…………………………………………………….19-21
2.6 Резолюция на документе……………………………………………………………21
2.7 Отметки на документе…………………………………………………………….21-22
Глава 3. Реквизиты документа XIX - начала XX вв. …………………………23
3.1 Вид документа………………………………………………………………………..23-24
3.2 Автор документа…………………………………………………………………….24-25
3.3 Дата документа………………………………………………………………………25-26
3.4 Адресат документа……………………………………………………………………….26
3.5 Удостоверение документа………………………………………………………26-28
3.6 Резолюция………………………………………………………………………………….....28
3.6.1 Отметки на документе………………………………………………………………28
3.6.2 Форма документа……………………………………………………………..…..28-29
Заключение………………………………………………………………………………………...30
Список литературы……………………………………………………………………….31-35
Введение.
В данной работе освещено историческое развитие складывания текстового документа, а именно требования к оформлению основных реквизитов XVI-н. XX вв. Отдельные документы состоят из ряда информационных элементов, которые называются реквизитами: наименование вида, автор, адресат, текст, дата, подпись и т.д. Различные документы имеют разный набор реквизитов. Число реквизитов, характеризующих документы, определяется целями создания документа, способом документирования. Совокупность реквизитов, определенное их расположение в документе составляет формуляр-образец документа.
В данной работе можно познакомиться с различными видами документов и с их реквизитами. По данной проблеме мною были использованы различные источники. С их помощью удалось раскрыть данную проблему, узнать больше о реквизитах.
При раскрытии и изучении данной темы были использованы следующие источники:
Илюшенко М.П., Кузнецова Т.В. Формуляр документа. / Учебное пособие. М.; 1986. Учебное пособие подготовлено на кафедре документоведения и организации государственного делопроизводства Московского ордена "Знак Почета" государственного историко-архивного института. В нем освещено в историческом развитии складывание формы текстового документа и требований к оформлению основных реквизитов в различные эпохи.
Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. М.; Высшая школа, 1963. Предлагаемое учебное пособие определяет предмет, задачи и значение сфрагистики и геральдики, дает представление о их развитии как вспомогательных исторических дисциплин, знакомит с основными типами печатей и гербов. Сфрагистика и геральдика являются вспомогательными историческими дисциплинами, поэтому изложение их дается в связи с историей развития Русского государства. Эволюцию изображений на печатях авторы рассматривают в ограниченной связи с общественным и государственным развитием. Это облегчает ориентировку во всем многообразии печатей и гербов. Эта книга была использована при описании такого реквизита, как удостоверение документа.
Также были использованы и другие источники, которые помогли изучить тему данной курсовой работы.
На сегодняшний день очень много
литературы по теме делопроизводство,
так как оно развивается и
материала по нему появляется все
больше и больше. Управление неразрывно
связано с получением информации,
на базе переработки которой
Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение исторического развития отдельных элементов формуляра документа. При подготовке курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Определить круг источников и литературы, отобрать нужный материал для работы.
Познакомиться с развитием документа и его формуляра.
Изучить историческое развитие реквизитов с XVI-н. XX вв.
Понять при изучении как менялось оформление реквизитов с XVI в. по начало XX в.
Эта тема была выбрана мною по причине того, что она является интересной и актуальной на сегодняшний день.
Глава 1. Реквизиты документа XVI-XVII вв.
Характеристика документов управления часто начинается с выявления наличия зафиксированных правил их составления. В законодательных актах XVI в. обращает на себя внимание тот факт, что с развитием системы управления возрастает значение письменной документации. Так, местные органы управления - губные учреждения должны были руководствоваться губными грамотами. Губные наказы обязывали заносить в протокол результаты обысков ("старостам те речи велети писати на список…") [1].
В государственном правовом акте - судебнике - отдельные статьи, так или иначе, затрагивают и общие вопросы документирования, и вопросы порядка составления конкретных документов. Судебник 1550 г., например, объявляет закон единственным источником права. Судебник определяет порядок действия закона: он вступает в силу с момента издания ("…с которого дни уложил"), не имел обратной силы, распространялся на всю территорию государства (ст.99).
К правилам составления документов возвращается и Судебник 1589 г. Ст. 191 определяет, например, порядок составления завещания[2].
О существовании фиксированных
норм документирования свидетельствует
также типовые образцы
Формуляры различных видов документов складывались на протяжении многих веков. Уже в глубокой древности каждый вид документа оформлялся по-разному, но определенный вид имел однотипное оформление его отдельных реквизитов.
Тексты каждого вида документа
имели определенную схему построения.
Основная особенность среднего, типового
формуляра эпохи его
1.1 Вид документа.
Наименование вида или разновидности документа, за редким исключением, обозначалась в тексте. Если вид документа не упоминался в тексте, он всегда подразумевался автором документа.
Число видов документов периода до образования государственности было невелико. Для обозначения вида документа чаще всего употреблялся термин "грамота". Под ним понимался "и официальный документ и частный юридический акт и просто письмо"[3].
В XVI-XVII вв. с образованием иерархии учреждений появляется иерархия документов. Основные нормы общерусского законодательства облекаются в документ, получивший названия Судебника. Наименование вида этого документа дается во вступительной заголовочной части "…царь и великий князь…с своею братьею с з бояры сесь Судебник уложил"[4].
Основными распорядительными документами были указы царя и приговоры Боярской думы, названия которых даются в тексте или определяются по словам "указал", "приговорил".
Грамотой стали называться лишь отдельные виды документов. Это, прежде всего, жалованные и указные грамоты. Они выдавались великими и удельными князьями, митрополитами, архиепископами. В великокняжеских, царских жалованных и указных грамотах - "…как в сей жалованной грамоте писано", "а дана грамота"; в указных грамотах - "а выход бы есте велели им тем крестьяном платити по нашему указу; в указных монастырских грамотах, регламентирующих крестьянские повинности, в начале текста писали: "таковы указные грамоты даны по селам…"[5]
Термин "грамота " употреблялся
для обозначения актов
Наименование разновидности
Судные списки, писцовые книги называли себя в начале текста ("книги торопецкого письма"), наказы - в самом изложении содержания ("А будет писцы Мирон и Добрыня учнут писати и мерити не по сему государеву наказу…") [7]. Вид такого документа как память указывается в начале ("память нам", "память приставу") и в конце текста ("а память писал", "к сей памяти руку приложил") [8].
Переписка оформлялась такими документами как отписки, сказки, челобитные, памятки. Отписки обычно поступали в приказ от официального лица - воеводы, посла, епископа. Наименование этого вида документа давалось в конце текста ("а отписку, государь, и книга велел отдать…") [9].
Документ, поступивший в приказ от более мелких чинов, назывался сказкой. Об этом делалось указание в конце текста ("а скаску писал я Ефимка своею рукой") [10].
Следует заметить, что внешняя форма документа нередко затрудняла определение его вида. Например, формула "бить челом" встречается как в челобитной, так и в отписке. Однако челобитная имела формулы "бить челом", в конце "смилуйся, пожалуй" и содержала просьбу, отписка меняла порядок слов формулы - "челом бьет" и представляла собой сообщение, описание событий.
Существовавшая в русском
1.2 Автор документа.
В самом тексте документа обозначался и автор. Основной закон XVI в., Судебник 1550 г., начинался с даты и обозначения автора: "Царь и великий князь Иван Васильевич всеа Руси с своею братьею и с бояри сесь Судебник уложил"[11]. В указах царя и приговорах Боярской думы, в жалованных и указных грамотах автор указывался в начале текста, а иногда повторялся на обороте: "князь великий…" Нередки упоминания имен тех, кто писал документ. Это частные близкие автору люди, и официальные лица, и писцы-профессионалы - подьячие Ивановской площади, слободские и монастырские дьячки, монахи.
Определенное место для
В грамотках в начале текста указывалась степень родства и имя автора, а в письмах - грамотках деловых людей, кроме того, и в подписи.
При отсутствии упоминания автора в тексте его можно установить путем анализа текста, выяснения вопроса и функции управления и соотнесения их с учреждением, путем изучения автографов отдельных дьяков, которые "приписывали" документ. Изучение автографов помогает определить принадлежность текстов автору или переписчику, отнести документы к отдельным учреждениям, в которых работали дьяки и подьячие, известные по их автографам. В печати известны автографы ряда княжеских дьяков XIV-XVII вв., бояр, епископов, архиепископов, митрополитов, патриархов[13].
Информация о работе История развития отдельных элементов формуляра документа