Дипломатический протокол - основа дипломатических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 18:25, реферат

Краткое описание

Дипломатический протокол вобрал в себя не только от межгосударственного, но также межнационального и межэтнического общения. Поэтому одна из его слагаемых — учет национальных особенностей, традиций, обычаев и условностей. Один из основополагающих принципов дипломатического протокола — равное отношение и взаимное уважение своему партнеру и государству, которое тот представляет. Именно поэтому, нельзя недооценивать роль общепринятых правил и норм дипломатического протокола в сфере внешнеполитического и международно-экономического сотрудничества.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
История развития российского дипломатического протокола……….......5
Дипломатический протокол Российской Федерации...…………………..11
2.1. Виды дипломатических визитов…………………………………………...13
2.2. Работа над программой официального визита…………………………....14
Организация российской протокольной службы на современном этапе.18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….……………24

Файлы: 1 файл

Реферат - Дипломатический протокол Российской Федерации.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

Продолжалась Первая мировая война, грянула Октябрьская революция, а за ней и война гражданская. Рушилась сложившаяся веками Российская империя, а вместе с ней и вся сформировавшаяся к тому времени и в значительной степени кодифицированная протокольная практика.

История Протокольной службы Министерства иностранных дел в XX столетии ведет свое начало с 1922 года, когда была создана отдельная Протокольная часть, которая вскоре была преобразована в Протокольный отдел НКИД СССР. До этого протокольными делами занимался один из сотрудников Секретариата нового внешнеполитического ведомства.

К концу 1921 года в Москве, куда в 1918 году перенесли столицу, было аккредитовано 15 официальных дипломатических  миссий, большая часть которых, правда, представляла новые государственные  образования, возникшие на территории бывшей Российской империи. В первом Положении о Народном комиссариате по иностранным делам указывалось, что “ведение учетом дипломатического корпуса иностранных представительств” входит в обязанности Секретариата НКИД. Курировал вопросы протокола заместитель наркома М. М. Литвинов7.

 

 

 

  1. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ПРОТОКОЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

Основные положения  государственной протокольной практики Российской Федерации основаны на общепринятых нормах церемониала, этикета и международной  вежливости. Она имеет собственные богатые традиции и глубинные исторические корни. Вместе с тем, опираясь на традиции, российский протокол учитывает современные тенденции международного общения, назревшие требования сегодняшнего дня, процессы глобализации и демократизации общественно-политических отношений.

В сентябре 2004 г. Указом Президента РФ утверждены новые положения Государственной протокольной практики Российской Федерации. Соответственно разработанные ранее нормативные акты, регулировавшие протокольный  механизм, утратили силу.

22 сентября 2004 г. Министерство  иностранных дел циркулярной  нотой Департамента государственного  протокола официально довело  до сведения аккредитованных  в Москве Посольств и Представительств  Международных организаций новый  текст “Основных протокольных положений”.

Таким образом, российский дипломатический протокол официально заформализован и получил новую  правовую основу, учитывающую как  назревшие в стране изменения, так  и современные тенденции международного сотрудничества. В действующую протокольную практику внесены достаточно существенные коррективы, затрагивающие, прежде всего проведение визитов на высшем и высоком уровне и степень участия в них официальных должностных лиц.

Более четко обозначены критерии, определяющие характер и церемониальную сторону мероприятий, связанных с приемом в нашей стране высоких иностранных гостей. Вид визита в каждом отдельном случае определяется по взаимной договоренности сторон, исходя из критерия политической целесообразности.

Детально регламентируется объем мероприятий, включаемых в программу визита и их церемониал. На основе принципа взаимности и исходя из сложившейся практики решаются вопросы обеспечения безопасности, размещения, питания, транспортного и других видов обслуживания в ходе проведения визитов.  

Новые основные положения  российской государственной протокольной практики, введенные в действие Указом Президента РФ, подразделяют визиты на высшем и высоком уровне по характеру приема на следующие виды: государственные визиты, официальные визиты, рабочие (деловые) визиты, визиты проездом, неофициальные (частные) визиты.

 

    1. ВИДЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ВИЗИТОВ

 

 

Высшей категорией визита в Российскую Федерацию является государственный  визит, формат которого  предусмотрен только для глав иностранных государств. Государственный визит является высшим видом визитов в Россию глав иностранных государств. С точки зрения протокольного содержания мероприятий, предусматриваемых протоколом Российской Федерации, церемониальных почестей и уровня участия официальных лиц он является наиболее полным. Глава иностранного государства может посетить нашу страну с госвизитом только один раз за время непрерывного исполнения своих властных полномочий.

Официальный визит  является высшим видом визита в Россию глав правительств и министров иностранных дел. Для глав государств он второй по статусу.

Под рабочим визитом  подразумевается прибытие государственных деятелей (делегаций) на переговоры, консультации, подписание договоров, соглашений и на другие подобные мероприятия, а также для проведения рабочей встречи с Президентом Российской Федерации.

Неофициальный (частный) визит — приезд в Россию государственных деятелей на конференции и совещания по общественной линии, для открытия выставок, присутствия на экономических форумах, участия в других мероприятиях, а также приезд по частным делам, в качестве гостя посла своей страны.

Протокольная практика предусматривает также визит проездом. О виде и характере предстоящего визита стороны договариваются заранее по дипломатическим каналам. Протокольные нормы, регулирующие визиты высших государственных должностных лиц лежат в основе протокола деловых встреч и контактов в рамках международно-экономического сотрудничества.

    1. РАБОТА НАД ПРОГРАММОЙ ОФИЦИАЛЬНОГО ВИЗИТА

 

 

После принятия принципиального  решения о приеме зарубежной делегации  и согласования сроков определяется содержание организационно-протокольных мероприятий и их объем в зависимости от уровня, характера и формата запланированного визита. После согласования всех вопросов начинается работа по подготовке программы пребывания делегации. Над программой работают так называемые подготовительная и передовая группы вместе с посольством в стране пребывания.

Направление подготовительных и передовых групп в страну предстоящего визита высокого гостя  — одна из норм международной протокольной практики. В состав таких групп  входят представители служб протокола, безопасности, связи, информации и медицины. Подготовительная группа вместе с представителями принимающей стороны и собственного посольства выполняет следующие задачи: детальная проработка проекта программы; осмотр объектов, посещение которых предусмотрено программой;  проведение встреч по интересам с представителями соответствующих служб; обсуждение всего спектра организационно-технических и хозяйственных вопросов, включая размещение в резиденции, гостиницах, предоставление транспорта; определение финансовых условий проведения визита.

Большое внимание при  подготовке визитов уделяется протоколу  размещения гостя. Российская протокольная практика предусматривает возможность  предоставления гостю резиденции в  Кремле. Однако это может быть сделано  только в том случае, если речь идет о главе государства, а визит носит государственный или официальный характер, а также главе правительства, прибывающего с официальным визитом по приглашению Президента Российской Федерации.

После  окончательной  проработки  программы  визита  готовятся необходимые справочные и пояснительные материалы, схемы встречи проводов делегации, рассадки участников переговоров и официальных протокольных мероприятий (обеда или завтрака), церемонии возложения венка, а также планы размещения гостей с адресами, телефонами и номерами закрепленных автомашин.

Программа визитов глав государств и глав правительств включает в себя следующие основные элементы:

  • официальная церемония встречи (проводов) в  аэропорту,
  • размещение,
  • переговоры, беседы,
  • подписание документов возложение венка,
  • протокольное мероприятие (обед или завтрак),
  • возможная поездка по стране.

В программе может  быть также предусмотрен ряд других мероприятий и встреч, включая  представителей СМИ. Насыщенность мероприятий, предусмотренных программой, их объем, церемониал и уровень участия официальных лиц определяется исходя из основных положений международной протокольной практики, причем в строгом соответствии с видом того или иного визита.

Новый текст основных положений российской протокольной практики детально расписывает все мероприятия по приему глав иностранных государств в Российской Федерации с момента прибытия высокого гостя. Достаточно четко определяется уровень официальных встречающих лиц и церемониальная сторона визита.

Как при государственном, так и при официальном визите глав государств в аэропорту во время встречи гостя предусматривается воинская церемония: выстраивается почетный караул трех видов Вооруженных Сил Российской Федерации. Вывешиваются государственные флаги, исполняются государственные гимны страны гостя и России. При официальных визитах глав правительств также проводится воинская церемония, но во встрече гостя участвует почетный караул только одного вида Вооруженных Сил. При рабочих  и  других видах визитов проведение  воинских  церемоний  не предусматривается.

Протокольная практика определяет и церемониал других мероприятий  в ходе визитов (церемония встречи  в Кремле, возложение венка, подписание итоговых документов, встречи с представителями  средств массовой информации, порядок  сопровождения гостя и др.).

Протокольные правила, закрепленные в новом тексте Основных положений государственной российской протокольной практики составляют основу работы протокольных подразделении  как главы государства, главы  правительства, Министерства иностранных дел, так и министерств и ведомств, осуществляющих международно-экономические связи, а также крупных финансово-экономических корпораций. Они определяют проведение ключевых мероприятий, связанных с приемом всех иностранных делегаций, требуют единообразного подхода к основным положениям международного   протокола.

Наиболее важное место  в ходе любого визита занимает его  деловая часть. Партнером по переговорам  с главой иностранной делегации  в соответствии требованиями протокола  обычно является руководитель соответствующего уровня. Исключения здесь крайне редки и могут быть вызваны лишь форс-мажорными обстоятельствами. В ходе визита помимо переговоров в составе делегаций могут быть предусмотрены беседы один на один. Важное место занимает подписание  совместных документов. В программе визита всегда указывается место проведения переговоров, бесед и подписания документов. Для этих целей используются представительские кабинеты или специально подготовленные помещения.

Официальные лица, участвующие  в переговорах и других мероприятиях делового характера также определяются программой визита. В зависимости от характера и вида того или иного визита протокол достаточно четко определяет уровень сопровождения гостя.

В рамках государственных  или официальных визитов глав государств, а также официальных визитов глав правительств и министров иностранных дел зарубежных стран российская протокольная практика предусматривает церемонию возложения венков.

Важным элементом программы  любого визита является официальное  протокольное мероприятие (обед или завтрак), устраиваемые в честь гостя принимающей стороной. В ходе визитов глав государств для этого используются парадные залы Большого Кремлевского Дворца. Протокольные мероприятия в честь глав правительств устраиваются в Доме приемов на Воробьевых горах или в Доме Правительства, а в честь министров иностранных дел — в представительском особняке МИД России. При проведении протокольных мероприятий предусматривается обмен речами или краткими тостами.

На официальное протокольное мероприятие приглашаются, как правило, официальные лица, принимающие участие в переговорах или беседах, а также имеющие прямое отношение к приему гостя. Если гость прибыл с супругой, то основные участники протокольного мероприятия с российской стороны приглашаются так же с супругами.

В соответствии с протоколом Российской Федерации, пребывание иностранной  делегации в Москве при государственном  визите не превышает, как правило, трех-четырех  дней, а при официальном визите — двух-трех дней. В случае пожелания гостя программой визита может предусматриваться поездка по стране, но без повторного заезда в Москву (за исключением возможной технической остановки).

Протокольной   практикой   предусматривается   вручение   гостю   памятных подарков.  Практика международно-экономического сотрудничества также предусматривает обмен деловыми подарками. В своем большинстве протокольные и деловые подарки имеют по преимуществу сувенирный характер. При этом учитывается опыт протокольной практики большинства стран, где введены стоимостные ограничения на вручаемые и получаемые подарки. В соответствии с общепринятыми протокольными правилами, вопрос об обмене подарками в ходе визитов  является   предметом  предварительной договоренности сторон.

 

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ПРОТОКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

 

 

После распада Советского Союза в одном из первых указов Президента России в декабре 1991 г., касающегося  формирования российского внешнеполитического  ведомства, была поставлена задача создания Службы государственного протокола, обеспечивающей единую протокольную практику в Российской Федерации.

Информация о работе Дипломатический протокол - основа дипломатических отношений