Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:11, контрольная работа
Понятие служебный документ (деловая бумага) используется в административно-управленческой сфере общественной практики. Язык деловых бумаг должен соответствовать традициям официально-делового стиля литературного языка. Основные его особенности: точность, исключающая возможность каких бы то ни было инотолкований и неясностей и языковой стандарт - стремление к выражению мысли единообразным способом, использование для этого готовых языковых формул-клише. Эти особенности отражаются в оформлении деловых бумаг и документов: их типологии, композиции, расположении частей текста, рубрикации, шрифта и т. д. Стандартизация официально-делового стиля влечет за собой употребление специальных языковых средств, образующих относительно замкнутую систему деловой речи.
Понятие служебный документ
(деловая бумага) используется в
административно-управленческой сфере
общественной практики. Язык деловых
бумаг должен соответствовать традициям
официально-делового стиля литературного
языка. Основные его особенности: точность,
исключающая возможность каких
бы то ни было инотолкований и неясностей
и языковой стандарт - стремление к
выражению мысли единообразным
способом, использование для этого
готовых языковых формул-клише. Эти
особенности отражаются в оформлении
деловых бумаг и документов: их
типологии, композиции, расположении частей
текста, рубрикации, шрифта и т. д. Стандартизация
официально-делового стиля влечет за
собой употребление специальных
языковых средств, образующих относительно
замкнутую систему деловой
Документационное обеспечение управления (ДОУ) или делопроизводство, по ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", представляет собой отрасль деятельности, обеспечивающую документирование и организацию работы с официальными документами. Делопроизводство основывается на нормативно-методической базе - совокупности законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих технологию создания документов, их обработки, хранения и использования в текущей деятельности учреждения, а также деятельность службы делопроизводства: ее структуру, функции, штаты, техническое обеспечение и некоторые другие аспекты.
Нормативную базу делопроизводства составляют:
Государственное регулирование
делопроизводства обеспечивается Федеральным
архивным агентством, которое осуществляет
межотраслевое организационно-
Комитет Российской Федерации
по стандартизации, метрологии и сертификации
(Госстандарт России) осуществляет
государственное управление стандартизацией
в Российской Федерации, включая
работы по унификации и стандартизации
документов и систем документации,
разработке, внедрению и ведению
общероссийских классификаторов технико-
Правительство Российской Федерации,
федеральные органы исполнительной
власти несут ответственность за
организацию документационного
обеспечения в органах
Нормативные и методические
документы по делопроизводству в
учреждении разрабатываются на основе
соответствующих
Типология, языковое и композиционное представление деловых бумаг закреплены следующими основными документами:
1. Государственным стандартом ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно - распорядительной документации. Требования к оформлению документов", принятым Постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. N 65-ст.
Стандарт распространяется на постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и др. документы, включенные в ОК 011-93 "Общероссийский классификатор управленческой документации" (ОКУД) (класс 0200000). Стандарт устанавливает: состав реквизитов документов; требования к оформлению реквизитов документов; требования к бланкам документов, включая бланки документов с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Требования стандарта являются рекомендуемыми.
2. Типовой инструкцией
по делопроизводству в
3. Постановлением
Оформление текстов и
графической информации научной, технической
документации и деловых бумаг
основывается также на Государственных
стандартах по информации, библиотечному
и издательскому делу (СИБИД) и
Межгосударственных стандартах Единой
системы конструкторской
2. АЛГОРИТМ И СПОСОБЫ СОГЛАСОВАНИЯ ДОКУМЕНТА
Анализ показывает, что независимо от степени автоматизации документооборота маршрут движения проекта документа в процессе согласования как правило, следующий:
1 этап.
Получение подписи руководителя
подразделения-инициатора и согласование
с вышестоящим руководителем
подразделения-инициатора (получение
«выпускающей» визы «курирующего»
заместителя первого
2 этап.
Согласование с
Процедура согласования осуществляется одним из способов – параллельным, последовательным или комбинированным. При применении каждого из способов маршруты и сроки согласования должны соблюдаться в обязательном порядке.
При параллельном способе согласования проект документа направляется на рассмотрение одновременно всем подразделениям / должностным лицам, включая вышестоящего руководителя подразделения-инициатора. Этот способ согласования наилучшим образом реализуется в системах электронного документооборота / корпоративных информационных системах, которые имеют соответствующий модуль электронного согласования.
При последовательном способе проект документа направляется для согласования в три-четыре этапа в последовательности, которая устанавливается регламентом согласования, т.е. рассмотрение документа подразделениями, участвующими в процедуре, реализуется последовательно.
Комбинированный способ согласования
(на практике – самый распространенный)
предполагает сочетание маршрутов
направления проекта документа.
Например, в начале процедуры инициатор
получает визу подразделения-соисполнителя,
а затем – параллельно
Исполнитель или подразделение-инициатор
согласования могут выбрать любой
из способов согласования проекта документа,
но при этом необходимо учесть, что
фактической датой начала согласования
проекта документа в
Порядок и процедуры согласования отдельных видов документов могут и должны уточняться и регламентироваться в конкретных инструкциях, правилах и других внутренних нормативных актах предприятия при условии обязательного соблюдения установленных инструкцией по делопроизводству общих правил согласования.
Сроки согласования
Практика показывает, что
общий срок согласования одного проекта
документа одним
В конкретных инструкциях по делопроизводству сроки согласования документов рекомендуем уточнять в зависимости от вида / разновидности документа и его содержания, например, «пять рабочих дней», «пять календарных дней, не считая даты получения документа» и т.п. Кроме того, рекомендуем более тщательно разрабатывать и регламентировать сроки при проведении процедуры внешнего согласования, если организация не направляет проекты документов на согласование в сторонние заинтересованные или контролирующие органы, а сама является участником процесса согласования.
Для рассмотрения и согласования проектов документов конкретных видов могут устанавливаться очень оперативные сроки, например: «в течение дня получения», «не позднее следующего дня с даты получения» и т.п.
При установлении конкретных
сроков согласования рекомендуем эти
сроки соотносить также с утвержденными
(типовыми) сроками исполнения конкретных
видов и разновидностей документов
и поручений в зависимости
от содержащихся в них вопросов,
т.е. возможно в работу исполнителей
с документами внедрять те же контрольные
3, 5, 10 и не более 30 дней. Оптимальным
является срок согласования проекта
документа от 2-3 и до 5 дней, соблюдение
которого обеспечивают параллельный или
комбинированный способы
Схемы и маршруты согласования
Маршруты движения документов
в процессе согласования и сроки
согласования нуждаются в мониторинге
и постоянном внимании со стороны
службы делопроизводства. В рамках
реального управления документами
и документооборотом
Схема маршрутов согласования
проектов документов может быть оформлена,
например, следующим образом (при
параллельном способе согласования
очередность подразделений и
должностных лиц не является принципиальной,
только службе делопроизводства можно
рекомендовать быть «последней»
инстанцией согласования, оценивающей
качество составления и оформления
подготовленного проекта
В процессе организации процедуры согласования следует помнить также, что к проекту документа, направляемого на согласование, почти всегда требуется прилагать иные документы, являющиеся основаниями для его подготовки / создания, а иногда и документы, на которые делаются ссылки в тексте проекта, т.е. весь комплект необходимых приложений, образцов и т.п. Сопроводительная документация может включать: