Внешнеэкономическая деятельность банков и правовое регулирование валютных операций РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

Операции с иностранной валютой на внутреннем валютном рынке РФ осуществляются через банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии Центрального Банка Российской Федерации на проведение валютных операций.
Крупные банки предлагают ряд услуг клиентам-участникам внешнеэкономической деятельности и сами становятся важным связующим звеном в международной торговле. Как правило, банки создают специализированные отделы по внешним связям.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие внешнеэкономической деятельности коммерческих банков и правовое регулирование валютных операций в РФ………………………….....4
Валютный рынок, понятие и виды внешнеэкономической деятельности коммерческого банка………………………………...........4
Лицензирование валютной деятельности Центральным банком……...8
Коммерческие банки как агенты валютного контроля………………9
Характеристика видов внешнеэкономической деятельности коммерческих банков……………………11
Порядок открытия валютных счетов…………………………………...11
Операции банков с наличной иностранной валютой, действующие системы переводов наличных денег……………………………………12
Мировая и российская практика проведения банками международных расчетов…………………………………………………………………..18
Другие виды внешнеэкономических операций………………………..28
Проблемы осуществления внешнеэкономических операций коммерческими банками Российской Федерации……………………………..32
Заключение……………………………………………………………………….37
Приложение А - Список литературы…………………………………………...38
Приложение Б - Структура внешнеэкономических расчетов………………...40

Файлы: 1 файл

ДКБ.docx

— 160.16 Кб (Скачать)

Использование аккредитива  дает гарантии, что с одной стороны, товар или услуги будут полностью и своевременно оплачены, а с другой - что списание средств с расчета произойдет только после выполнения условий, определённых контрактом. Согласно информации, полученной в одном из ведущей десятки банков, структура внешнеэкономических расчетов его клиентов была такой (%) ( см. Приложение В: доля банковских переводов - около 90%; доля документарного инкассо - менее 1%; для документарного аккредитива - около 9%.

Тот факт, что в том  же банке доля аккредитивов по внутренним платежам в составляла только 0,13%, подтверждает желание предпринимателей защититься с помощью этой форм расчетов от риска потенциальной ненадежности заграничного партнера и от экономической или политической нестабильности в его стране. В тоже время действия отечественного партнера легче проконтролировать и в случае необходимости применить к нему соответствующие санкции. Анализируя данные  Приложения Д, возникает вопрос: почему такая безопасная форма расчетов используется только в 9% платежей. Здесь можно выделить несколько аспектов.

     Во-первых, при использовании аккредитива возникает ряд трудностей организационного плана. Прежде всего отечественные банки имеют небольшие размеры, они малоизвестны на мировом рынке. Поэтому, когда банком-эмитентом выступает российские банк, иностранные могут отказываться от подтверждения аккредитива. Если даже договором между экспортером и импортером не предусмотрено подтверждение банком страны-экспортера (что даёт возможность избежать политических рисков и рисков

перевода), западные банки, принимая аккредитив, или требуют покрытия, что

 извлекает из обращения средства и увеличивает затраты заявителя аккредитива, или же осуществляют платеж только после получения средств от банка-эмитента, что лишает аккредитив быстроты получения средств бенефициаром. С другой стороны, российские банки тоже не всегда соглашаются подтверждать аккредитив, эмитированный иностранным банком.

В России практически отсутствуют банки, которые могли бы выставлять

аккредитивы со свободной негоциацией, вследствие несомненного возникновения трудностей у экспортера по её реализации. Если аккредитив предусматривает акцепт тратт, тогда возникает та же ситуация, что и с подтверждением аккредитива; наиболее вероятно, что иностранный банк не возьмет на себя риск без предварительного покрытия аккредитива, а экспортер навряд ли будет удовлетворен акцептом тратт от банка импортера, в последнем случае, кроме низкой ликвидности полученных векселей, их получение экспортером потребует длительного времени после поставки товара (выполнения услуг и т.д.) (15,Т4).

Во-вторых, во время использования этой формы расчетов субъекты

предпринимательской деятельности должны учитывать некоторые нюансы

законодательного характера.

При использовании аккредитива  также необходимо обращать внимание на отличия национального российского и международного законодательства. "Унифицированными правилами" предусмотрена возможность использования трансферабельного (переводного) аккредитива, что выгодно для экспортера, если он не является собственником товара, а выступает как посредник. В этом случае он может осуществить операцию, не имея достаточно средств для закупки товара.

Унифицированные правила  содержат предостережения, которые  предусматривают возможность сохранения экспортером коммерческой тайны: первый бенефициар имеет право заменить своими коммерческими счетами (и траттами) счета и тратты второго бенефициара(ов) на суммы, которые не превышают оговоренную в оригинале аккредитива, и по (первоначальным) ценам за единицу товара, предусмотренными аккредитивом, и после такой замены счетов/тратт первый бенефициар может получить разницу по аккредитиву между его счетами и счетами другого бенефициара.

Поэтому расчеты с использованием трансферабельного аккредитива  достаточно привлекательны для предпринимателей (26).

     В-третьих, необходимо заметить, что использование аккредитива (простого или трансферабельного) - достаточно дорого обходится по сравнению с другими формами расчетов. Предприниматели должны возместить банкам почтово-телеграфные затраты, оплату услуг системы СВИФТ, а кроме того - заплатить комиссионные. В тоже время переводы за пределы России по поручениям клиента будут стоить 0,15%-0,2% (но не меньше чем 20 долларов США), а при использовании инкассо клиент оплачивает комиссионные: принятие документов на инкассо - 0,1%; выдача документов против платежа или акцепта - 0,1%; авизирование документов по инкассо - 0,1%;

Как видно, затраты по этим формам расчетов значительно ниже аналогичных затрат в условиях использования аккредитива (13).

Все это не даёт возможности  шире использовать аккредитивную форму  расчетов, несмотря на всю её безопасность и надежность. Однако среди возможных методов, которые благоприятствовали бы защите отечественных предприятий и стимуляции расчетов с использованием аккредитива, было бы целесообразно выделить такой: целесообразной была бы своеобразная специализация одного из крупнейших банков на проведении международных расчетов с использованием именно аккредитива. Для этого он должен регулярно проходить международную аудиторскую проверку, получая определённый рейтинг, иметь разветвлённую систему корреспондентских отношений с передовыми банками разных стран мира и за счет остатков на собственных НОСТРО-счетах гарантировать выполнение аккредитивов, эмитированных или подтвержденных ним. С одной стороны, такая специализация потребует очень больших усилий и предварительных затрат, но следует заметить то, что авизирование аккредитива приносит около ,01%, а открытие или подтверждение - 0,2 - 0,3% комиссионных от его суммы

 Хотя такой процент  и кажется высоким для предпринимателя,  но это все же плата за надежность и безопасность. В тоже время банк должен компенсировать затраты, связанные с использованием этой формы расчетов, и получать определённую прибыль (11).

Таким образом, аккредитивная  форма расчетов, не смотря на её достаточно высокую стоимость и существующие трудности при использовании, притягивает к себе внимание многих предпринимателей своей надежностью и безопасностью в условиях нестабильной экономики отдельных стран и существующей потенциальной ненадежности заграничных партнеров. Некоторые проблемы с использованием аккредитива могут решаться самими предпринимателями, другие же необходимо решать на уровне государства или же крупных банковских учреждений, что будет благоприятствовать защите интересов украинских предпринимателей и развитию внешней торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Целью данной работы было раскрыть понятие валютных операций, внешнеэкономической  деятельности, конвертируемости валют. Валютный рынок - рынок купли-продажи иностранных валют и платежных документов в иностранной валюте.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные  Центральному банку РФ, профессиональные участники рынка ценных бумаг, подотчетные  федеральному органу исполнительной власти по РЦБ, и территориальные органы, подотчетные органам валютного  контроля - представителям исполнительной власти. Законодательством устанавливаются  права и обязанности органов  и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

В сферу валютного регулирования  попадают операции, осуществляемые между  резидентами и между резидентами  и нерезидентами.

Существенное место в  осуществлении валютных операций занимает понятие «конвертируемость валют». Конвертируемость валют как бы нейтрализует влияние национальных границ на движение товаров и факторов производства в масштабах мирового рынка. Экспортер  имеет возможность превратить валютную выручку в собственные национальные деньги. А это необходимо для поддерживания  нормального денежного обращения  внутри страны.

Для осуществления внешнеэкономической  деятельности банки:

  • заключают договоры о корреспондентских отношениях с банками за рубежом и открывают корреспондентские счета;
  • открывают филиалы и отделения за рубежом;
  • приобретают доли собственности в зарубежных банках;
  • открывают факторинговые, лизинговые и т.п. компании.

Конечно же наличие валютных операций способствует развитию внешнеэкономической  деятельности крупных банков, что  конечно же, играет только положительную роль в функционировании и дальнейшем развитии этого банка и всего банковского сектора в регионе и страны в целом.

Для осуществления внешнеэкономической  деятельности, как правило, банки  создают специализированные отделы по внешним связям.

Внешэкономбанк действует  в целях обеспечения повышения  конкурентоспособности экономики  Российской Федерации, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной предусмотренной настоящим  Федеральным законом деятельности по реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том  числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку  экспорта российских товаров, работ  и услуг, а также на поддержку  малого и среднего предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А - Список литературы

  1. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003г (редакция от 18.07.20011, изменениями и дополнениями от 29.09 2011) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/currency/
  2. Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 27.07.2010) – [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102948/
  3. Таможенный кодекс РФ в раздел VI «Валютный контроль» глава 29, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://femida.info/23/tkrf029.htm
  4. Нормативный акт № 276 “О требованиях к банкам, ходатайствующим о получении лицензии на осуществление банковских операций”.- [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: http://usbeta.ru/ueit/ugolovnoe_pravo_-_kudrjavcev_2.html
  5. Инструкция Банка России от 15.07.2005 N 124-И (ред. от 14.11.2007) "Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.08.2005 N 6889),- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71336/
  6. Инструкция ЦБ РФ 179-П/01 от 15.02.2002 О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров, [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://vch.ru/cgi-bin/guide.cgi?table_code=14&action=show&id=247
  7. Распоряжение ЦБ РФ N 48 "О порядке регулирования расхождений при расчетах по валютным операциям"- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.referent.ru/1/21339
  8. Нарумова Б.П. ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА «ПРОГРЕСС http://bibliotekar.ru/biznes-24/index.htm
  9. Пискулов Д.Ю. Теория и практика валютного дилинга, прикладное пособие [Электронный ресурс]. - ИНФРА-М, 2009. - Режим доступа:http://lib.rus.ec/b/220285/read
  10. Ремесова С. Международные банковские расчеты: инкассо, аккредитив, банковский перевод // Журнал «Юридический справочник руководителя» сентябрь 2011 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.delo-.press.ru/articles.php?n=6150
  11. Уткин Э.А. БАНКОВСКИЙ МАРКЕТИНГ [Электронный ресурс]. ИНФРА-М, 2009. – Режим доступа: http://bibliotekar.ru/biznes-14/index.htm © .
  12. Банковская энциклопедия, под редакцией Лукаш С.И., Милютиной Л.А, [Электронный ресурс]. - ДНЕПРОПЕТРОВСК-2009. - Режим доступа: http://bibliotekar.ru/bank-7/index.htm
  13. БАНКОВСКИЙ НАДЗОР И АУДИТ Учебное пособие Под ред. профессора И.Д. Мамоновой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bibliotekar.ru/bank-9/index.htm
  14. «БАНКОВСКИЙ УЧЕТ» Под редакцией Ю.Ваканова М.: Финансы и статистика [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://bibliotekar.ru/bank-12/index.htm
  15. Банковское дело в России , Внешнеэкономическая деятельность,[Электронный  ресурс]. - АОЗТ Вече, 2009. - Режим доступа: http://bibliotekar.ru/bank-13/5.htm
  16. ДЕНЬГИ. КРЕДИТ. БАНКИ Под редакцией О.И. Лаврушина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: bibliotekar.ru/biznes-36/index.htm
  17. МЕЖДУ НАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ Учебник Москва. Под общей редакцией В.Е.Рыбалкина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/mezhdunarodnye-otnosheniya-2/index.htm

 

  1. Официальный сайт системы денежных переводов:

Western Union — www. westernunion.ru.

Блиц - http://www.sbrf.ru/moscow/ru/person/transfers/blitz/

MoneyGram - http://www.sbrf.ru/moscow/ru/person/transfers/moneygram/

КиберДеньги - http://почта-россии.рф/rp/servise/ru/home/finuslug/cybermoney

Юнистрим - http://www.unistream.ru/

Контакт - http://www.contact-sys.com/

Золотая корона – http://www.perevod-korona.com/

Аллюр - http://www.allure.su/

  1. Расчеты по открытому счету в ВЭД 2011 [Электронный ресурс]. – ЗАО«Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем». - Режим доступа: http://www.rbsys.ru/print.php?page=240&option=public
  2. МОСКВА «ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА» [Электорнный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://bibliotekar.ru/biznes-36/index.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б – Формы  международных расчетов

 

Рисунок 1 – Схема форм международных расчетов

 

Аккредитивная форма расчетов

Рисунок 2 – Схема  аккредитивной формы расчетов

 

1. Заключение контракта,  в котором указывается, что  стороны будут использовать аккредитивную форму расчетов.

2. Извещение импортера  о подготовке товара к отгрузке.

3. Представление импортером  заявления своему банку на открытие аккредитива с точным указанием его условий.

4. Открытие аккредитива  банком-эмитентом (исполняющим банком) и направление его экспортеру (бенефициару) через банк, как правило, обслуживающий бенефициара, который (банк) извещает (авизует) последнего об открытии аккредитива.

5. Проверка авизующим  банком подлинности аккредитива и передача его бенефициару.

6. Проверка бенефициаром  аккредитива на предмет его  соответствия условиям контракта и в случае согласия отгрузка им товара в установленные сроки.

7. Получение бенефициаром  транспортных (и других требующихся по условиям аккредитива) документов от перевозчика.

8. Представление бенефициаром  полученных от перевозчика документов в свой банк.

9. Проверка банком экспортера  полученных от бенефициара документов и отсылка их банку-эмитенту для оплаты, акцепта (согласия на оплату или гарантирования оплаты) или негоциации (покупки).

10. Проверка банком-эмитентом  полученных документов и (в  случае выполнения всех условий аккредитива) перевод суммы платежа экспортеру.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность банков и правовое регулирование валютных операций РФ