Валютный рынок и валютный курс в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 23:37, курсовая работа

Краткое описание

цель данной работы – изучить особенности валютного рынка и валютного курса в РБ.
Задачи курсовой работы:
изучить роль и структуру валютного рынка;
изучить влияние валютного курса на состояние внешней торговли страны;
охарактеризовать валютную систему и формирование валютного курса в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Валютный рынок: сущность, виды и структура 5
1.1 Понятие валютного рынка и его структура 5
1.2 Понятие и основные особенности валютного курса 8
1.3 Режим валютного курса и методы его регулирования 9
1.4 Влияние валютного курса на стабилизацию экономики 13
2 АНАЛИЗ ВАЛЮТНОГО РЫНКА И ВАЛЮТНОГО КУРСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16
2.1 Особенности становления валютного рынка и валютных ограничений в Республике Беларусь 16
2.2 Анализ ситуации на валютном рынке Республики Беларусь 21
2.3 Направления совершенствования курсовой политки в Республике Беларусь 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Файлы: 1 файл

ГР - валютный рынок, его развитие в Республике Беларусь.doc

— 473.50 Кб (Скачать)

В соответствии с вышеупомянутым Законом* Национальным банком были разработаны Правила проведения валютных операций, которые вступили в силу с июля 2004 года. Данным документом предусматривалось четыре режима проведения валютных операций, связанных с движением капитала: разрешительный, регистрационный, уведомительный и без разрешения Национального банка.

Разрешительный и регистрационный режимы можно обозначить как элементы валютных ограничений. В разрешительном режиме осуществляются следующие валютные операции:

- приобретение резидентами у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами (портфельные инвестиции);

- приобретение резидентами акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента (прямые инвестиции);

- получение резидентами от нерезидентов кредитов (займов) на срок более 180 дней;

- предоставление резидентами нерезидентам займов на срок более 180 дней;

- покупка резидентами недвижимости за пределами Республики Беларусь;

- осуществление резидентами операций через счета, открываемые за пределами Республики Беларусь. [18].

Из представленного перечня видно, что Национальным банком установлены ограничения валютных операций капитального характера, связанные в основном с оттоком капитала из Республики Беларусь.

Валютные операции, связанные с движением капитала, не вошедшие в перечень операций разрешительного и регистрационного порядка, осуществляются резидентами  в уведомительном порядке. Тем самым Национальный банк продолжил целенаправленную либерализацию валютных операций, связанных с движением капитала.

Кроме того, резиденты получили право свободно открывать счета в банках-нерезидентах за пределами Республики Беларусь для осуществления собственного кредитования.

С 1 января 2005 года был введен уведомительный порядок открытия юридическими лицами (кроме банков) счетов в национальных валютах в банках государств – участников ЕврАзЭС (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Таджикистан, Республика Узбекистан) для содержания своих представительств без права осуществления хозяйственной деятельности [18].

В 2006 году Национальным банком продолжена работа, направленная на либерализацию валютных отношений в государстве.

В I квартале 2006 года Национальный банк внес изменение в законодательство в части проведения валютно-обменных операций, связанных с покупкой-продажей физическим лицом иностранной валюты в сумме, не превышающей эквивалент в белорусских рублях, равный не более 2000 базовых величин, при котором не требуется регистрация паспортных данных физического лица, осуществляющего данные виды операций.

Во II квартале 2006 года Национальным банком была увеличена сумма наличной иностранной валюты до 10 000 долларов США в эквиваленте, при ввозе которой физическим лицом на территорию Республики Беларусь не требуется обязательное декларирование в таможенных органах.

В III квартале 2006 года Национальным банком была увеличена сумма авансового платежа с 500 000 до 3 000 000 долларов США в эквиваленте, при осуществлении которого в пользу нерезидента не требуется получения разрешения Национального банка.

В настоящее время в Республике Беларусь существуют валютные ограничения по капитальному счету, которые направлены на предотвращение оттока капитала из страны в различных его формах: прямые и портфельные инвестиции, займы и кредиты, депозиты, недвижимость, а также открытие счетов в зарубежных банках. При этом валютное законодательство Республики Беларусь позволяет с помощью разрешительной процедуры при условии соблюдения соответствующих требований нормативных актов провести валютную операцию, связанную с движением капитала.

По счету текущих операций существуют валютные ограничения в части проведения и сроков обязательной продажи экспортной валютной выручки, которые на сегодняшний день составляют, соответственно, 30 процентов и 7 рабочих дней. Отмена обязательной продажи валютной выручки или уменьшение процента обязательной продажи в настоящее время и в краткосрочной перспективе является нецелесообразным, а с точки зрения экономики – неэффективным мероприятием.

Существует несколько причин, свидетельствующих о преждевременности процедуры, связанной с отменой (либо уменьшением норматива) обязательной продажи:

- снижение за три квартала 2006 года золотовалютных резервов на 141,3 миллиона долларов США;

- наличие дефицита по счету текущих операций (на 01.12.2006 – 824 миллиона долларов США).

По внутреннему обороту валютных ценностей установлен список товаров, услуг, реализуемых физическим лицам за иностранную валюту. В данный перечень включены следующие товары и услуги:

нефтепродукты, авиа- и железнодорожные билеты, туристические и страховые услуги, розничная торговля в магазинах беспошлинной торговли.

Сложившаяся ситуация предполагает, с одной стороны, вовлечение в финансовый оборот страны от физических лиц дополнительных ресурсов в иностранной валюте, с другой – сохранение достаточно высокого спроса на иностранную валюту со стороны физических лиц в условиях низкой инфляции и стабильно прогнозируемого курса белорусского рубля. В данном случае в ближайшей перспективе необходимо осуществлять мероприятия по сокращению расчетов в иностранной валюте внутри страны с одновременным повышением доверия резидентов к национальной валюте, а также создание финансовых механизмов, позволяющих расширить использование национальной валюты внутри страны с целью извлечения дохода.

В течение последних лет наблюдаются определенные изменения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле. Причем тенденции данных изменений являются разнонаправленными.

С одной стороны, мы видим определенную либерализацию регламентации внешнеторговой деятельности: Указ Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» минимизировал требования, предъявляемые к внешнеторговому договору, а также сначала упростил процедуру регистрации паспорта сделки, а затем вообще ее отменил, заменив регистрацией внешнеторговой сделки (причем изменение договора, по общему правилу, не влечет необходимости какой-либо регистрации).

С другой стороны, постановлением Правления  Нацбанка РБ от 11.11.2008 № 165 «О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт» установлен запрет на осуществление авансовых платежей по внешнеторговым договорам, за исключением платежей, осуществляемых с разрешения Национального банка РБ (далее - Нацбанк РБ). Процедура получения такого разрешения в настоящее время определена письмом Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 24.11.2008 № 39/187/31-14/1527. В данном письме указано, что государственные организации, подчиненные Правительству РБ, анализируют потребность подчиненных (входящих в их состав) импортеров в проведении авансовых платежей (предварительной оплаты) и при отсутствии возможности исполнения договора без проведения таких платежей представляют в Совет Министров РБ предложения о выдаче импортерам соответствующего разрешения. В свою очередь Совет Министров РБ обращается в Нацбанк РБ с ходатайством о выдаче соответствующего разрешения. Юридические лица, не имеющие ведомственной подчиненности, а также импортеры, подчиненные местным исполнительным и распорядительным органам, вправе обратиться с соответствующими ходатайствами в облисполкомы (Минский горисполком), которые, как это отмечено в вышеуказанном письме, могут внести ходатайство в Нацбанк РБ о разрешении проведения импортерами авансовых платежей.

В то же время Нацбанк РБ отдельными письмами разрешил производить авансовые платежи (предварительную оплату) по внешнеторговым договорам в ряде случаев. Например, письмом Нацбанка РБ от 15.04.2009 № 31-14/132 «Разрешение на проведение импортерами авансовых платежей по импорту за счет полученных займов (кредитов) в иностранной валюте» разрешено производить указанные платежи за счет иностранной валюты, полученной по договорам займа (кредитным договорам), заключенным с нерезидентами, либо кредитным договорам, заключенным с банками Республики Беларусь.

Письмом Нацбанка РБ от 15.01.2009 № 31-14/12 «Разрешение на проведение импортерами авансовых платежей по внешнеторговым операциям за счет выручки в иностранной валюте» разрешено производить соответствующие платежи за счет имеющейся в распоряжении импортера выручки в иностранной валюте. При этом применительно к данному разрешению выручкой являются, в частности, денежные средства в иностранной валюте, поступающие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на их счета в банках Республики Беларусь, например, по сделкам, заключенным с юридическими лицами - нерезидентами и физическими лицами - нерезидентами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, предусматривающим на возмездной основе передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполнение работ, оказание услуг.

Кроме того, Нацбанк РБ письмом от 11.06.2009 № 31-14/240 разрешил осуществлять авансовые платежи за счет имеющейся в распоряжении импортеров иностранной валюты, полученной ими после 15 ноября 2008 г. в качестве: вкладов в уставный фонд; иностранной безвозмездной помощи; дивидендов и иных доходов от инвестиций; процентов по договорам займа, заключенным с нерезидентами; процентов за размещение иностранной валюты на банковских счетах; процентов по долговым обязательствам банков Республики Беларусь.

Однако очевидно, что данными  мерами новеллы не ограничатся. Так, Законом РБ от 03.06.2009 № 22-З (далее - Закон от 03.06.2009) внесены изменения и дополнения в Закон РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон от 22.07.2003), которыми изменен круг текущих валютных операций и валютных операций, связанных с движением капитала).

При этом наблюдаются следующие  тенденции. Все операции, связанные с осуществлением расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (за исключением денежных средств, ценных бумаг и недвижимого имущества), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг, отнесены к текущим независимо от срока между датой платежа и датой поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Данное обстоятельство, казалось бы, также свидетельствует о либерализации белорусского валютного законодательства. Однако при этом Указ Президента РБ от 12.05.2009 № 240 «О некоторых вопросах в области валютного регулирования» предоставляет Нацбанку РБ право устанавливать для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся резидентами Республики Беларусь, ограничения по осуществлению отдельных текущих валютных операций.

Кроме того, из разряда текущих валютных операций Законом от 03.06.2009 исключены такие традиционные для отношений резидентов с нерезидентами операции, как привлечение и предоставление займов до 180 дней (после вступления в силу Закона от 03.06.2009 заемные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, независимо от срока будут относиться к валютным операциям, связанным с движением капитала). Поскольку ст.10 Закона от 22.07.2003 как в действующей редакции, так и с учетом вносимых Законом от 03.06.2009 изменений не включает указанные операции в перечень операций, которые осуществляются без разрешения Нацбанка РБ, в зависимости от дальнейшей регламентации этих отношений нормативными правовыми актами указанного государственного органа эти операции будут осуществляться либо с разрешения Нацбанка РБ, либо в регистрационном порядке, либо в уведомительном порядке.

  • 2.2 Анализ ситуации на валютном рынке Республики Беларусь

  • Сегодня необходимо не просто подвести итоги прошедшего года и отчитаться о решении тех задач, которые были определены для банковской системы Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год. Важно проанализировать, все ли возможное было сделано Национальным банком и банками для преодоления тех проблем, с которыми столкнулась наша экономика в прошлом году. Что и где было недоработано? Достаточно ли разработанных и принятых мер, или требуются дополнительные со стороны Национального банка, Правительства и коммерческих банков для того, чтобы ситуация 2011 г. больше не повторилась?

    Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2011 год достаточно подробно рассматривались на расширенном заседании Правления Национального банка в декабре прошлого года. Поэтому сегодня остановимся на вопросах, которые, на взгляд Национального банка, остаются нерешенными и создают дополнительные риски для сбалансированного развития экономики Республики Беларусь.

    Прошедший год был  сложным как для всей экономики, так и для банковского сектора. Активно стимулируя рост производства для решения первоочередных социально-экономических задач, нам не удалось своевременно адаптировать экономику к быстро изменяющейся ситуации на мировых рынках. Не в полной мере была решена задача повышения внешней конкурентоспособности белорусской экономики, в том числе за счет снижения ее зависимости от импорта энергоресурсов и других товаров. Следствием этого стало нарастание макроэкономической несбалансированности. Рост отрицательного сальдо внешней торговли и ухудшение состояния платежного баланса, возникновение дефицита валюты на рынке в конечном итоге привели к значительному обесценению курса национальной валюты и развитию инфляционных процессов.

    В 2011 г. многое было сделано  для исправления сложившихся  макроэкономических дисбалансов (рисунок 2.1).

     

    Рисунок 2.1 –  Изменение стоимости корзины иностранных валют и доллара США с 21 октября 2011 г. по 1 января 2012 г.

     

    Среди наиболее значимых: выход на единый курс белорусского рубля, прекращение Национальным банком эмиссионного кредитования государственных проектов, повышение процентных ставок.

    В результате удалось  преломить негативные процессы в экономике и заложить основу для развития позитивных тенденций [11].

    Так, после выхода в  октябре 2011 г. на единый обменный курс белорусского рубля произошло укрепление национальной денежной единицы.

    Информация о работе Валютный рынок и валютный курс в Республике Беларусь