Валютная система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тем, что одной из наиболее динамичных форм международных экономических отношений являются международные валютные отношения, которые возникают при использовании денег в мирохозяйственных связях и представляют собой особый вид экономических отношений. В подавляющем большинстве случаев взаимный обмен результатами хозяйственной деятельности и связанные с этим международные расчеты осуществляются в денежной форме. Поэтому денежным единицам страны противостоят денежные единицы других стран. Пока национальные деньги остаются в пределах границ страны, в которой они имеют хождение, они остаются национальными денежными единицами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ: ПОНЯТИЕ, ЭЛЕМЕНТЫ 4
2 ВИДЫ ВАЛЮТНЫХ СИСТЕМ 6
3 ОСОБЕННОСТИ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Файлы: 1 файл

2084 - ДКБ - Валютная система РБ - теор. курсовая – ЧИУИП – до 28.10.doc

— 353.50 Кб (Скачать)

     Масштабы  кредитных операций банковского  сектора будут определяться платежеспособным спросом со стороны нефинансовых организаций и домашних хозяйств. При этом расширится доступ к кредитованию частного сектора экономики.

     Прирост активов банков сложится на уровне 21-22 процентов, что составит 72 процента к ВВП. Требования банков к экономике возрастут на 24 - 25 процентов и достигнут 58 процентов к ВВП.

     Национальный  банк продолжит проводить мероприятия, направленные на дальнейшую либерализацию валютного законодательства, совершенствование деятельности банков в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.

     В 2012 году в целях формирования стабильного конкурентоспособного и ликвидного финансового рынка продолжится работа по совершенствованию уже существующих и созданию новых инструментов и механизмов привлечения внешних и внутренних инвестиций. Развитие национальной платежной системы будет направлено на дальнейшее повышение ее эффективности, надежности и безопасности. В 2012 году решение данных задач будет основываться на совершенствовании нормативной правовой базы, ценовой политики, организационной и программно-технической инфраструктуры платежной системы, внедрении новейших информационных технологий и банковских услуг, развитии системы безналичных расчетов на основе электронных платежных инструментов с увеличением доли безналичных расчетов в розничном платежном обороте, совершенствовании систем стандартизации и сертификации, надзора за платежной системой.

     В 2012 году будет продолжена реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь с государствами таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, а также другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств. Продолжится взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией, зарубежными центральными (национальными) банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества [15].

     Несмотря  на динамичное развитие в прошедшей  пятилетке национальной экономики Республики Беларусь и валютной системы страны, прежние факторы развития себя практически исчерпали. В современных сложных условиях на валютном рынке страны, дефиците иностранной валюты становится очевидной необходимость в дальнейшем реформировании валютной системы страны. Следует выделить ряд нерешенных проблем и макроэкономических рисков, которые ограничивают эффективность проводимой денежно-кредитной политики и развитие валютной системы.

     Основные  из них с рекомендациями по устранению представлены ниже:

     1) все еще напряженное финансовое  состояние значительного числа предприятий реального сектора экономики, обусловливающее высокие кредитные риски банков и ограничивающее возможности роста их ресурсной базы, а также снижение ставки процента по кредитам и увеличение объемов кредитования. Это негативно влияет на структуру активов и пассивов банков, на распределение денежных доходов населения по социальным группам и регионам, долю неофициальных доходов, величину и направленность социальных трансфертов как в целом, так и предоставленных с участием банковской системы. В сложившейся системе экономических отношений рост заимствования предприятиями денежных ресурсов в банках в 2 раза превышал рост их вкладов, что при относительно низком уровне доходов и сбережений населения обусловливает необходимость увеличения эмиссионного кредитования, которое сказывается на динамике цен и устойчивости национальной валюты. Целесообразным представляется освободить крупнейшие банки страны от кредитования убыточных и малоприбыльных государственных программ и строительства жилья;

     2) сохраняющаяся в стране высокая налоговая нагрузка (при ее незначительном снижении) ограничивает финансовые средства субъектов хозяйствования, и соответственно, снижает их деловую и инвестиционную активность, развитие частного сектора и конкурентоспособность белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках. Несмотря на отмену многих налоговых платежей на протяжении последних лет, их количество все еще необходимо значительно уменьшать, а механизм уплаты оптимизировать;

     3) недостаточная эффективность общественного  производства вследствие его невысокого технологического уровня, характеризующегося, в частности, значительным износом активной части основных фондов. Это является одним из основных факторов, ограничивающих конкурентоспособность отечественной продукции и обусловливающих низкую долю добавленной стоимости в цене на нее, и выражается в высокой затрато- и энергоемкости производства продукции, низком уровне производительности труда, что в конечном итоге оказывает негативное влияние на финансовое положение отечественных производителей. Основным фактором исправления ситуации в данной сфере должно являться привлечение значительных объемов инвестиционных ресурсов как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а также более активная приватизация государственной собственности;

     4) высокая материало- и энергоемкость  производства, сильная зависимость  его от конъюнктуры цен на  импортируемые топливно-энергетические  и сырьевые ресурсы, что негативно  отражается на состоянии платежного  баланса страны, которая может быть преодолена на основе коренной технологической и структурной перестройки производства;

     5) ограниченность инвестиционных  ресурсов для обновления основных  фондов, которая должна быть преодолена, прежде всего, посредством формирования в глазах потенциальных инвесторов имиджа Республики Беларусь как надежного партнера и хорошего варианта вложения средств;

     6) необходимо повысить инновационную активность, разработать механизм трансферта новых знаний и технологий из-за рубежа, в том числе путем привлечения иностранных инвестиций.

     Следует отметить, что перечисленные и  иные проблемы и факторы, ограничивающие проведение валютной политики, тесно связаны с факторами, ограничивающими функционирование банков.

     К числу рекомендаций, интенсифицирующих развитие банковского сектора, можно отнести:

     - повышение доли частного сектора в уставных фондах банков, что повысит их инвестиционную привлекательность, уровень конкуренции и эффективность использования рыночных механизмов в организации деятельности банковской системы, уровень ее интеграционных возможностей;

     - повысить эффективность деятельности отдельных сегментов банковского бизнеса, связанную с уменьшением реализации крупными банками государственных программ, а также с уменьшением бесплатного расчетно-кассового обслуживания операций с бюджетными средствами, в совокупности с повышением уровня бюджетной компенсации банкам потерь от льготного кредитования и обслуживания;

     - уменьшение и страхование высоких рисков кредитования, связанных с недостаточно устойчивым финансовым положением кредитополучателей некоторых секторов экономики, в рамках их финансирования в соответствии с рядом решений, принимаемых государственными органами управления;

     - снижение у банков неоправданных рисков при выполнении ими посреднических (агентских) функций по обслуживанию внешних государственных займов и принятии в полном объеме обязательств по возврату этих займов иностранным кредиторам;

     - развитие корпоративного управления и владельческого надзора в отдельных банках, учитывающую в полной мере необходимость динамичного и устойчивого развития банков и характеризующуюся наличием последовательной долгосрочной стратегии развития, эффективного внутреннего контроля, постоянной работы по упреждению проблемных ситуаций, что приведет к повышению показателей их безопасного и ликвидного функционирования, а также эффективности работы данных банков;

     - повышение обеспеченности банковского сектора долгосрочными ресурсами, что в условиях высокой инвестиционной активности банков, и в первую очередь при реализации важнейших государственных программ, приведет к сбалансированности активов и пассивов банков по срокам погашения и, в свою очередь, к повышению устойчивости функционирования банковского сектора, расширению реальных возможностей для трансформации денежных средств в долгосрочные кредиты экономике, а также к снижению спроса на эмиссионное рефинансирование Национальным банком;

     - развитие финансовых институтов  долгосрочных накоплений;

     - развитие рынка корпоративных ценных бумаг и производных финансовых инструментов, что будет стимулировать как привлечение инвестиций в банковскую систему, так и обусловит развитие инструментов управления ликвидностью банков.

     Таким образом, важнейшими целями функционирования валютной системы Республики Беларусь на современном этапе является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, регулирование денежного обращения, обеспечение прозрачного и эффективного механизма денежных отношений, которые обеспечат равные и оптимальные возможности для всех участников экономической жизни страны. С этой целью разрабатывается комплекс инструментов валютного регулирования и используется для поддержания устойчивости валютной системы.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

     Национальная валютная система – совокупность экономических, денежно-кредитных отношений, предполагающих функционирование валюты для обеспечения внешнеэкономических и внутриэкономических связей страны. Она включает ряд основных элементов: национальную валюту; определенный объем и состав валютных резервов; валютный паритет; курс национальной валюты и порядок его действия; условия конвертируемости валюты; наличие (отсутствие) и основные формы и методы валютных ограничений; действующий режим использования кредитных инструментов международных расчетов и формы последних; статус национальных органов и учреждений, регулирующих валютные отношения страны; условия функционирования национального рынка валюты и золота.

     Принято считать, что становление валютной системы и политики в Республике Беларусь прошло три этапа. Исключительное право выпуска наличных денег принадлежит Национальному банку Республики Беларусь. Национальный банк в соответствии с законодательством регламентирует организацию наличного денежного обращения, регулирует проведение валютных операций. К основным достижениям валютной политики можно отнести то, что белорусский рубль стал полностью конвертируемым по текущим операциям, снижение долларизации экономики, улучшение структуры денежной массы, увеличение золотовалютных резервов страны.

     Можно заключить, что важнейшими целями функционирования валютной системы Республики Беларусь на современном этапе является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, регулирование денежного обращения, обеспечение прозрачного и эффективного механизма денежных отношений, которые обеспечат равные и оптимальные возможности для всех участников экономической жизни страны. С этой целью разрабатывается комплекс инструментов валютного регулирования и используется для поддержания устойчивости валютной системы. 

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 
 

     
  1. Агапова, Т.А. Серегина, С.Ф. Макроэкономика – М.: Издательство Инфра-М, 2009 г. – 416 с.
  2. Воробьев, В.А., Бондарь, А.В.. Макроэкономика: учебное пособие – Мн.: 2006. – 543 с.
  3. Денежная система и ее элементы. [Электронный ресурс]. – Минск, 2010. – Режим доступа:http://www.nuru.ru/fin/010.htm Дата доступа: 25.10.2011.
  4. Денежные системы. Типы денежных систем. [Электронный ресурс]. – Минск, 2010. – Режим доступа: http://bibliotekar.ru/biznes-21/24.htm. - Дата доступа: 25.10.2011.
  5. Долан, Э.Дж., Линдсей, Д. Макроэкономика - С-Пб.: АОЗТ “Литература плюс” 2008. – 412 с.
  6. Дорнбуш, Рудигер. Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ.. - М.: Изд-во Моск. ун-та: Изд. дом "Инфра-М", 2007. - 783 с.
  7. Макконнелл, К.Р., Брю, С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика - М: Инфра-М, 2009 г. – 974с.
  8. Макроэкономика: Учеб. пособие для студентов специальностей "Гос. упр. и экономика", "Мировая экономика" /Под редакцией П.Г.Никитенко и др.. - Мн.: Равноденствие, 2007. - 295 с.
  9. Макроэкономика: учебное пособие для экономических специальностей / Под редакцией Н.И.Базылева, С.П.Гурко, М.Н.Базылевой. - Москва: Инфра-М, 2008. - 388 с.
  10. Международные финансовые рынки и международные финансовые институты: под. ред. Моисеева, С.Р. – М.: МФПА, 2007. - 573 с.
  11. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения: под ред. Красавиной, Л.Н. – М., Инфра-М, 2009. – 546 с.
  12. Неверов, Д.А. Бюджетно-налоговая политика: пособие для студентов высших учебных заведений – Мн.: БГЭУ, 2009. - 178 c.
  13. Носкова, И.Я., Максимова, Л.М. Международные экономические отношения.  - М.: Экономик-пресс, 2008. – 282 с. 
  14. «Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений» под редакцией Круглова В.В. – М., «Инфра-М», 2008. – 243 с.
  15. Валютная система Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nbrb.by. - Дата доступа: 25.10.2011.
  16. Современные деньги [Электронный ресурс]. – Минск, 2010. – Режим доступа: http://www.studentmax.ru/3-15.htm. – Режим доступа: 25.10.2011.
  17. Тищенко, И.Н. Деньги, кредит, банки: учебник для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Мн.: БГЭУ, 2007. - 442 с.
  18. Васильева, И. П. Мировая валютная система и курсы валют: учебное пособие / И. П. Васильева, О. В. Хмыз. – М.: МГИМО-Университет, 2008. – 126 с.
  19. Галеев, В. Р. Трансформация содержания и методов взаимодействия Бреттон-Вудских институтов с национальными экономиками в условиях глобализации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.14 / Галеев Виктор Равильевич. – М., 2010. - 23 с.
  20. Interpreting globalization: neoliberal and internationalist views of changing patterns of the global trade and financial system / John Quiggin. - Geneva: UN, 2009. – 56 p.
  21. Белорусская валютно-фондовая биржа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. bsce.by. – Дата доступа: 25.10.2011.

Информация о работе Валютная система РБ