Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 12:31, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена тем, что одной из наиболее динамичных форм международных экономических отношений являются международные валютные отношения, которые возникают при использовании денег в мирохозяйственных связях и представляют собой особый вид экономических отношений. В подавляющем большинстве случаев взаимный обмен результатами хозяйственной деятельности и связанные с этим международные расчеты осуществляются в денежной форме. Поэтому денежным единицам страны противостоят денежные единицы других стран. Пока национальные деньги остаются в пределах границ страны, в которой они имеют хождение, они остаются национальными денежными единицами.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ: ПОНЯТИЕ, ЭЛЕМЕНТЫ 4
2 ВИДЫ ВАЛЮТНЫХ СИСТЕМ 6
3 ОСОБЕННОСТИ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Биржевые торги иностранными валютами проводятся по методу «фиксинга». Перед началом торгов участники торгов подают предварительные заявки на покупку и /или продажу финансового инструмента. В зависимости от складывающейся разницы между суммарными объемами принятых заявок на покупку и продажу финансового инструмента, ведущий торгов осуществляет повышение или понижение курса валюты лота. В ходе торгов с установлением фиксинга участники имеют право подавать дополнительные заявки по изменению сумм покупки и/или продажи финансового инструмента. Установление курса фиксинга происходит в момент совпадения суммарных объемов принятых заявок на покупку и продажу финансового инструмента. Удовлетворение заявок участников происходит по установленному курсу фиксинга. По результатам биржевых торгов устанавливаются официальные курсы белорусского рубля к доллару США и к российскому рублю. Для обеспечения потребностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь в иностранной валюте, поддержания стабильного курса белорусского рубля в отношении иностранной валюты на торговых сессиях биржи осуществляется обязательная продажа 30% валютной выручки в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 452 от 17 июля 2006 г. [21].
Биржевые торги иностранными валютами проводятся ежедневно. Содержание и продолжительность торгового дня, временной режим осуществления торгов и расчетов и другие особенности заключения сделок покупки (продажи) финансовых инструментов и проведения расчетов устанавливаются Операционным регламентом торгового дня по сделкам покупки, продажи, конверсии иностранной валюты в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». По результатам торгов производится расчет требований и обязательств участников торгов. Расчеты по заключенным сделкам осуществляются на основании биржевых свидетельств и проводятся в следующем порядке:
- через отдельные лицевые счета, открытые в Национальном банке Республики Беларусь (по долл. США/рубль, евро/рубль, росс. рубль/рубль, юань/рубль);
- непосредственно между участниками торгов (по остальным финансовым инструментам) [21].
Национальный банк и биржа не отвечают по обязательствам участников торгов при проведении расчетов по биржевым сделкам без использования отдельных лицевых счетов Национального банка.
Биржевые торги иностранными валютами проводятся с использованием электронной системы торгов. Торговый зал биржи оборудован программно-техническими средствами, средствами коммуникации [21].
Рассмотрим
данные об объемах иностранной валюты
на валютном рынке страны.
Таблица 3.1 – Информация об оборотах иностранной валюты на сегментах внутреннего валютного рынка, млн. долларов
Примечание
– Источник: [15].
На основе анализа таблицы 3.1 можно констатировать, что среднемесячные обороты иностранной валюты на валютном рынке Республики Беларусь за 2009-2010 гг. существенно не изменились. Объем оборотов по иностранной валюте колебался от 4-5 млрд. долл. в начале и середине года с традиционным подъемом до 16-20 млрд. долл. в конце года.
Проведем
анализ рублевого сегмента валютного
рынка страны (таблица 3.2).
Таблица 3.2 – Широкая денежная масса за 2008-2011 гг., млрд. руб., на 01.01.
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |
Показатели | ||||
1. Наличные деньги в обороте – М0 | 3323,2 | 3836,2 | 3 647,2 | 4 493,9 |
2. Переводные депозиты | 5416,7 | 6882,2 | 7 657,6 | 9 169,0 |
2.1. Физических лиц | 1703,3 | 1952,0 | 2 104,8 | 2 831,0 |
2.2. Юридических лиц** | 3713,4 | 4930,2 | 5 552,8 | 6 338,1 |
Денежный агрегат – М1 | 8739,9 | 10718,4 | 11 304,8 | 13 662,9 |
3. Срочные депозиты | 6992,5 | 9117,8 | 8 886,7 | 11 736,3 |
3.1. Физических лиц | 5082,4 | 5779,3 | 5 907,7 | 6 979,9 |
3.2. Юридических лиц** | 1910,1 | 3338,5 | 2 979,0 | 4 756,4 |
Денежная масса в национальном определении – М2 | 15732,4 | 19836,3 | 20 191,6 | 25 399,3 |
4. Ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в национальной валюте | 1032,0 | 705,3 | 545,5 | 1 025,8 |
Рублевая денежная масса – М2* | 16764,5 | 20541,7 | 20 737,0 | 26 425,0 |
5. Депозиты в иностранной валюте | 7670,3 | 10204,3 | 16 214,1 | 22 121,3 |
5.1 Переводные депозиты | 2874,1 | 3402,09 | 3 580,8 | 5 051,9 |
5.1.1 Физических лиц | 141,4 | 130,5 | 352,2 | 666,0 |
5.1.2. Юридических лиц** | 2732,6 | 3271,5 | 3 228,5 | 4 385,8 |
5.2. Срочные депозиты | 4796,2 | 6802,2 | 12 633,3 | 17 069,5 |
5.2.1. Физических лиц | 3642,1 | 5400,25 | 9 788,5 | 12 480,4 |
5.2.2. Юридических лиц** | 1154,0 | 1402 | 2 844,8 | 4 589,0 |
6. Ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в иностранной валюте | 65,6 | 211,6 | 1 149,0 | 1 697,4 |
7.
Депозиты в драгоценных |
5,5 | 3,4 | 7,0 | 16,4 |
Широкая денежная масса – М3 | 24506 | 30961,1 | 38 107,1 | 50 260,2 |
Примечание
– Источник: собственная разработка
на основе [15].
Из таблицы 3.2 четко прослеживается тенденции значительного увеличения широкой денежной массы (агрегат М3) за указанный период. Несомненно, этого требует поступательно и прогрессивно развивающаяся экономическая система Республики Беларусь. Однако такое резкое увеличение денежной массы (с 24506 млрд. руб. до 50260,2 млрд. руб.) таит в себе серьезные инфляционные риски для национальной экономики. Вместе с тем, положительным является не столь значительное увеличение наличных денег в обороте за 2008-2011 гг. (3323,2 – 4 493,9 млрд. руб.).
Как известно, в Беларуси гарантируется полная сохранность сбережений населения во всех банках (Декрет Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. № 22 "О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)", Закон Республики Беларусь с учетом изменений и дополнений от 14.07.2009 № 41-3 "О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц". Кроме этого, согласно действующему в республике законодательству доходы физических лиц от размещения денежных средств в банковских вкладах не облагаются налогами [21].
Белорусский
рубль стал полностью конвертируемым
по текущим операциям, что нашло
отражение в присоединении
Среди других положительных результатов проводимой денежно-кредитной политики следует отметить снижение долларизации экономики, улучшение структуры денежной массы, увеличение золотовалютных резервов страны.
В 2011-2015 гг. денежно-кредитная политика будет направлена на формирование условий для сбалансированного экономического развития Республики Беларусь. Активно будут применяться монетарные инструменты денежно-кредитного регулирования. Приоритетная цель денежно-кредитной политики – обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.
Обменный курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики, обеспечивающую адаптацию экономики к возможным внешним шокам и ограничение роста потребительских цен [15].
Режим управляемого плавания белорусского рубля, введенный с 20 октября 2011 г. позволит оперативно реагировать на конъюнктурные изменения спроса и предложения на валютном рынке.
Процентная
политика будет ориентирована на
обеспечение стабильного
По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке в 2012 г. продолжится снижение процентных ставок. С учетом прогнозируемого на 2012 год уровня инфляции в 20% к концу 2012 года ставка рефинансирования может составить 15-20% процентов годовых, процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору – 25-30 процентов годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках – 20 - 25 процентов годовых [15].
Для рыночного регулирования уровня ставки межбанковского кредитного рынка Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит, своп и депозит овернайт по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).
Операциями на денежном рынке Национальный банк обеспечит движение ставки межбанковского рынка в указанном коридоре, приближая ее к ставке рефинансирования и одновременно способствуя сглаживанию ее ежедневных колебаний. При этом ставка рефинансирования будет задавать минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям поддержки текущей ликвидности и максимальный уровень по аукционным операциям изъятия ликвидности банков.
Предоставление ликвидности в целом будет осуществляться как посредством кредитов Национального банка, так и в равной мере за счет операций по покупке иностранной валюты.
Дальнейшее
совершенствование системы
В 2012 году параметры денежно-кредитных показателей будут складываться с учетом спроса экономики на деньги и платежеспособности заемщиков под воздействием производственной, инвестиционной и финансовой деятельности субъектов хозяйствования, а также изменения динамики денежных доходов, расходов и сбережений физических лиц. Прирост рублевой денежной базы оценивается в пределах 24 - 26 процентов, рублевой денежной массы - 27 - 29 процентов, широкой денежной массы - 25 - 28 процентов [17].
При этом депозиты физических лиц вырастут на 6,4 - 7,2 трлн. рублей, юридических лиц - на 3,8 - 4,4 трлн. рублей [15].
Реализация
мер денежно-кредитной, бюджетной
и экономической политики позволит
увеличить коэффициент
Улучшение
сбалансированности внешнего сектора
и состояния платежного баланса
станет основой для дальнейшего
наращивания международных
Денежно-кредитные показатели рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год. При изменении макроэкономических параметров монетарные показатели будут формироваться в соответствующих пропорциях [15].
Приоритетными направлениями развития банковского сектора Беларуси станут обеспечение его устойчивости и повышение финансового потенциала, рост конкурентоспособности за счет внедрения более эффективных систем и методов управления, новых банковских технологий, а также поддержания размера капитала на уровне, обеспечивающем адекватное покрытие рисков.
Развитие банковского сектора в 2012 году будет проходить в условиях дальнейшего качественного улучшения структуры финансового сектора, связанного с изменением системы финансирования проектов, включенных в государственные программы. При формировании условий деятельности банков, прежде всего контролируемых государством, возрастет роль рыночных механизмов, что потребует совершенствования соответствующих систем и методов управления в этих банках.
Предпринимаемые шаги положительным образом скажутся на устойчивости банковского сектора, а также позволят повысить эффективность регулирования деятельности банков.
Ожидается, что в условиях достижения высоких темпов экономического роста и поддержания макроэкономической стабильности в течение 2012 года важнейшие показатели финансовой устойчивости банковского сектора будут характеризоваться общей позитивной динамикой.
За 2012 год прирост нормативного капитала банковского сектора составит 15-21 процент. Доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, не превысит 8 процентов [15].