Трастовые операции в комерческих банках

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня становятся актуальными детальное изучение роли и места банковских услуг в системе операций коммерческих банков, анализ их влияния на показатели доходности и ликвидности банков.
Многие банки столкнулись с необходимостью поиска новых подходов к повышению доходности своих операций. Частичное разрешение данная проблема получила не только за счет увеличения числа предлагаемых клиентам услуг, но и качественной переоценки структуры операций с клиентами, снижение удельного веса ссудосберегающих операций и увеличение объемов операций с ценными бумагами, проводимых банками за счет клиентов и в их пользу. Быстрое развитие получили нетипичные ранее для коммерческих банков операции - лизинг и факторинг, проектное финансирование, консультационные услуги. К указанному типу услуг можно отнести и услугу, связанную с доверительным управлением портфелем инвестиций клиентов.

Файлы: 1 файл

трастовые операции кр.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

Следует отметить, что объединение функциональных блоков в отделы во многом зависит  от объемов операций, проводимых трастовым  департаментом, а также от стратегии департамента и банка в целом на развитие услуг персонального или институционального характера.

Рассмотрим организационную  структуру трастового подразделения  с точки зрения административного  контроля.

Обычно начальник  трастового департамента напрямую подчиняется президенту банка, таким образом, обеспечивается принцип «китайской стены». Однако в некоторых банках деятельность трастового департамента контролируется одним из вице-президентов банка. В таких случаях очень важно правильно распределить подчиняемость управлений между вице-президентами управления, чья деятельность может вступить в конфликт интересов с деятельностью трастового подразделения, должны контролироваться другими вице-президентами.

Внутри самого департамента трастовых операций заместители начальника департамента контролируют деятельность подразделений, занимающихся персональным и институциональным трастом, они также могут быть главами соответствующих отделов. В прямом подчинении начальнику трастового департамента находятся и начальники инвестиционного, операционного и системного отделов. В качестве подотделов отдела персонального траста можно выделить: группы недвижимости, расчетов за имущество, управления имуществом, а также агентских услуг.

В отделе, занимающемся институциональным трастом, можно выделить подотделы управления имуществом трудовых коллективов (компаний) и управления имуществом общественных организаций. Также как и в группах, занимающихся персональным трастом, здесь есть специальные сотрудники - «управляющие портфелями», в задачу которых входит ведение ряда личных и институциональных счетов. Задача других специалистов этих групп - проведение анализа направления инвестиций и выработка соответствующих рекомендаций.

Конечно, приведенная  выше структура департамента трастовых операций не обязательна для всех коммерческих банков. Однако, на наш взгляд, она наиболее полно отражает специфику деятельности трастового подразделения как такового. 

2. 3. Договор траста

Основные нормы, определяющие содержание договора доверительного управления, закрепляются в гл.53 ГК РФ и федеральном законе «О рынке ценных бумаг». В перечисленных нормативных актах описывается порядок заключения и исполнения договора доверительного управления.

Согласно положениям ГК РФ ,по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне(доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, и последняя обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя или указанного им лица(выгодоприобретателя).

Критерием, позволяющим  отличать траст от иных форм работы на рынке, доверительные управляющие  считают обязательным наличие на договорах пометки «Д.У.» («доверительный управляющий»). Признак это чисто формальный, технически он должен поддерживаться грамотным построением всего комплекса услуг. Однако пока мало доверительных управляющих ,принимающих во внимание эту формальность.

В ГК РФ определяются условия договора, согласия по которым  должны достичь стороны и отразить это в договоре доверительного управления:

-состав имущества,  передаваемое в доверительное  управление;

-наименование  юридического лица или имя  гражданина, в интересах которого  осуществляется доверительное управление;

-размер и  форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором;

-срок действия  договора.

Постоянно пополняется  список объектов траста, т.е. имущества, передаваемого в доверительное  управление. В настоящее время  к объектам траста можно отнести денежные средства, валюту, ценные бумаги, паи, уставной капитал фирмы, землю, недвижимость, имущественные комплексы (предприятия и прочие), а также нематериальные активы. Главным конечно является ценные бумаги, однако не все ценные бумаги могут быть в качестве объекта управления. Например, вексель. Его ценность - в возможности получения по нему платежа (инкассации) или продажи (учета). Вексель - это в чистом виде долговая ценная бумага. В нем отсутствует «элемент управляемости» именно как ценной бумагой. Но как задолженностью векселей (точнее «портфелем векселей») им управлять можно. Однако доверительное управление долгом - это уже тема, не относящаяся к кругу проблем, очерчиваемых законом «О рынке ценных бумаг». Другой пример - акции. В них «элемент управляемости» значителен, поскольку акция не долговая ценная бумага. Она удостоверяет ряд прав, необходимость осуществления которых непосредственно связано с возможностью передачи акций в доверительное управление (это в первую очередь, так называемые права членства  в АО).Вопрос о выборе отдельных видов ценных бумаг  в качестве объектов доверительного управления может быть решено при изучении ценных бумаг с точки зрения удостоверяемых ею прав.

Доверительное управление ценными бумагами обязательно  дополняется доверительным управлением денежными средствами. Управление первым без второго невозможно, хотя бы потому, что управление ценными бумагами включает и совершение операций по их купле-продаже. Очевидно, что денежные средства также будут находиться в доверительном управлении  управляющего, который ограничен в своих действиях специальной целью расходования - только на инвестирование в ценные бумаги.

«Имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется отдельный учет» (ГК РФ п.1 ст.1018).

Итак, для доверительного управляющего операции по управлению имуществом являются забалансовыми, Имущество, переданное в доверительное управление, не влияет на собственные активы управляющего, а может оказывать влияние (на пассивную сторону баланса) лишь вознаграждение, полученное управляющим от учредителя управления. Следовательно, переданное в доверительное управление имущество, собственник должен учитывать на своем балансе, несмотря на то, что фактически оно находится у доверительного управляющего.

Условия, касающиеся срока договора, определены следующим  образом:

-договор срочный;

-срок договора  не может превышать пяти лет;

-при отсутствии  взаимных претензий возможна  автоматическая пролонгация.

Цели, которые  преследует учредитель, обычно сводятся к получению дохода, превышающего ставки депозита ГКО и др. Если говорить об управляющем активами, то управляющий  заинтересован прежде всего в комиссионных и увеличении оборота своей компании или банка.

Договор по доверительному управлению активами является самым  важным документом, который определяет дальнейшее взаимодействие с управляющим. Основное в договоре - система вознаграждения управляющего и инвестиционная декларация. На практике в основном применяются 2 системы:

1. Система вознаграждения, при которой финансовый посредник  получает определенную величину  вознаграждения сразу после перевода  активов в управление. Помимо этого посредник также получает процент от полученного дохода учредителя управления. Данная система недостаточно стимулирует посредника, т.к. независимо от размера дохода от управления активами, он получает фиксированную комиссию в начале действия договора. При данной системе учредитель управления находится в большой зависимости от управляющего, чем при остальных системах исчисления,

2. Процент вознаграждения  от дохода или прибыли. В  договоре учредитель оговаривает  с управляющим ставку процента  вознаграждения от дохода или прибыли, если они образуются по окончании периода инвестирования. Положительным является то, что управляющий имеет стимул получения большего дохода для учредителя, тем самым заработать большую комиссию для себя. Отрицательным моментом является незнание об окончательном доходе, который будет получен по истечению срока действия договора. Тем самым он имеет повышенный риск не получения дохода вообще. На практике в основном используется вторая система вознаграждения.

Помимо установленных  законодательством РФ обязательных условий договора доверительного управления, договор, предусматривающий передачу в доверительное управление средств инвестирования в ценные бумаги, должен содержать инвестиционную декларацию управляющего. В ней инвестор указывает какие ценные бумаги и на какой срок может приобретать для него управляющий, направления и способы инвестирования денежных средств. За нарушение условий инвестиционной декларации в договоре предусматриваются штрафные санкции.

Оплата трастовых  услуг российских банков обычно составляет около 1% суммы вклада, при размещении средств в валюте и около 5% в рублях. В некоторых кредитных учреждениях тарифы более разнообразны. Если предприятие дает банку самостоятельно определять объект инвестиций, то платит 2% от полученного по договору дохода. Если выбирает одну из 2-3 отраслей промышленности, предложенных банком, то - 3%. Если отдает предпочтение производствам и операциям, а соотношение вложений оставляет за банком, то - 4%. Если самостоятельно отбирает направления и определяет долю инвестиций, то - 5%.

Прекращение договора доверительного управления имуществом.

1. Договор доверительного  управления прекращается вследствие:

-смерти гражданина, являющегося выгодоприобретателем, или ликвидация юридического  лица - выгодоприобретателя;

-отказа выгодоприобретателя  от получения выгод по договору, если договором не предусмотрено  иное;

-отказа доверительного  управляющего или учредителя  управления от осуществления  доверительного управления в  связи с невозможностью для  доверительного управляющего лично осуществлять доверительное управление имуществом;

-признание несостоятельным  (банкротом) учредителя управления  или доверительного управляющего.

2. При отказе  одной стороны от договора  доверительного управления имуществом  другая сторона должна быть уведомлена об этом за три месяца до прекращения договора, если договором не предусмотрен иной срок уведомления.

3. При прекращении  договора доверительного управления  имущество, находящееся в доверительном  управлении, передается учредителю управления, если договором не предусмотрено иное. 

2. 4. Права и обязанности  траст-отделов коммерческих  банков

Траст-отдел  обязан следовать указаниям и  условиям соглашения, завещания, решения  суда или договора о представительстве, в соответствии с которыми он действует. Траст-отдел не может менять свои обязанности по осуществлению определённых операций без согласия доверителя или лица, его представляющего. Если же имеет место непредвиденное развитие ситуации, обуславливающее необходимость изменения действий доверенного лица (траст-отдела), не предусмотренное первоначальным соглашением о трастовых услугах, и нет возможности согласовывать изменения с доверителем, то соответствующее разрешение можно получить через суд.

Круг обязанностей доверенных лиц весьма широк, однако договор о трасте не предоставляет доверителю полную гарантию успеха и не страхует его от всех возможных убытков. Но траст-отделы будут нести гражданскую (материальную), а иногда и уголовную ответственность, если убытки имели место из-за их небрежности, недобросовестности и тем более из-за прямого умысла. Например, если траст-отдел разместил часть средств траста в ценные бумаги, которые на момент операции рассматривались как привлекательные и вполне надежные объекты для инвестиций (мнение экспертов фондового рынка, биржевой листинг), а через какой-то период времени заметно обесценились или вовсе перестали котироваться, то траст-отдел не несёт ответственности. Однако если будет доказано, что траст-отдел имел основания рассматривать данные инвестиции как недостаточно надёжные, но ничего в связи с этим не предпринял, то он (или отдельные его сотрудники) будет подлежать гражданской или уголовной ответственности в полном объёме.

Принцип лояльности, положенный в основу работы траст-отделов  самими коммерческими банками, подкрепляется на государственном уровне большим числом законов, подзаконных регулирующих положений, судебных решений, призванных регламентировать направления инвестиционной деятельности траст-отделов. Кроме того, ограничения могут налагаться самим договором о трасте. В некоторых договорах могут содержаться конкретные указания, куда следует вкладывать средства траста. Зачастую решения об инвестициях принимаются совместно траст-отделом и доверителем или бенефициаром траста. В ряде случаев траст-отдел вообще не полномочен осуществлять инвестиции.

Информация о работе Трастовые операции в комерческих банках