Становление и развитие кредитной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 08:50, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы вопросы, связанные с формированием и развитием кредитной системы республики Казахстан, приобретают все большую актуальность, так как внедрение новых механизмов оптимизации кредитной системы способствует повышению эффективности кредитного процесса и созданию правовых и информационных основ экономической деятельности рыночных субъектов Казахстана, отвечающих современным мировым стандартам.

Оглавление

Содержание:
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Кредитная система и кредитные отношения
1.1. Сущность кредитной системы…………………………………………….. 5
1.2. Структура кредитной системы……………………………………………..9
2. Становление кредитной системы Республики Казахстан
2.1. Историческое развитие кредитной системы……………………………...14
2.2. Правовое регулирование кредитной системы на современном этапе…..18
3. Развитие кредитной системы Республики Казахстан…………………………22
Заключение………………………………………………………………………….34
Список литературы…………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

ДКБ - готовая кр.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

       Таким образом, произошло принципиальное изменение роли денег, финансов и  кредита в народном хозяйстве  и поведения предприятий по отношению  к этим стоимостным категориям. Внимание предприятий переключилось с  поиска дефицитных ресурсов к поиску путей сбыта собственной продукции, платежеспособного потребителя. Экономика из традиционно ориентированной на затраты становится ориентированной на спрос. Ресурсоограниченная экономика заменяется спросоограниченной экономикой. Это радикальное изменение всей системы приоритетов в поведении хозяйственных звеньев, которою существенно повышает реальные возможности государства управлять экономикой через деньги, финансы и кредит.

       Экономическая и финансовая стабилизация в республике связана с поиском стратегии и выработкой эффективной денежно-кредитной политики в современных условиях, которая должна быть направлена на ограничение и сдерживание денежной и кредитной эмиссии. Проведение политики жесткой денежно-кредитной, рестрикции связано с нарастанием диспропорций в сфере производства и в сфере обращения, ростом цен и инфляции.

       В этих условиях правительство и Нацбанк, в принципе правильно выбрали  основные направления своей политики на стабилизационный период: снижение темпов падения производства и темпов инфляции, укрепление покупательной способности национальной валюты и т.д. Указанные направления в основном базируются па регулировании денег в обращении с помощью активной монетарной политики, проводимой правительством и Нацбанком республики. 

       2.2. Правовое регулирование  кредитной системы  на современном  этапе

       Любая деятельность в Республике Казахстан  осуществляется в соответствии с  положениями основного закона страны – Конституцией Республики Казахстан. Поэтому, основным законодательным  актом является Конституция. Кроме того, правовое регулирование банковской деятельности в Казахстане осуществляется на основе ряда законодательных и подзаконных актов, в числе основных их которых – Закон Республики Казахстан, от 31 августа 1995г. №2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями на 28.02.2007) и Закон Республики Казахстан от 30 марта 1995 года №2155 «О Национальном банке Республики Казахстан» (по состоянию на 20.02.2007г.) [11].

       Организационно-правовое оформление двухуровневой банковской системы произошло с принятием Закона Казахской ССР от 7 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР». Дальнейшее совершенствование и реорганизация банковской системы, оформление изменений происходило с принятием Закона Республики Казахстан от 13 апреля 1993 года «О Национальном банке Республики Казахстан», Закона Республики Казахстан от 14 апреля 1993 года «О банках в Республике Казахстан», Постановления Президента Республики Казахстан от 15 февраля 1995 года №2044 «Об утверждении Программы реформирования банковской системы в Казахстане на 1995 год», Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 30 марта 1995 года «О Национальном Банке Республики Казахстан», Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 31 сентября 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан».

       В соответствии с Закон РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» банк - юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, которое в соответствии с Указом правомочно осуществлять банковскую деятельность. Официальный статус банка определяется государственной регистрацией юридического лица в качестве банка в органах Министерства юстиции Республики Казахстан (далее - органы Министерства юстиции) и наличием лицензии Национального банка Республики Казахстан (далее - Национальный банк) на проведение банковских операций [11].

       В Законе РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» также даются понятия государственного банка, межгосударственного банка и банка с иностранным участием, особенности создания которого также регулируется постановлением Правления Национального банка Республики Казахстан от 29 февраля 1996 г. №50. С точки зрения организационно-правовой формы банк представляет собой юридическое лицо в форме акционерного общества, а государственный банк может создаваться также в форме государственного предприятия.

       Принимая  во внимание методологический подход к определению «банка» посредством  использования понятия «кредитной организации», представляется возможным кратко остановиться на терминологическом содержании этого понятия в законодательстве Республики Казахстан.

       Следует сказать об отсутствии законодательного определения термина «кредитная организация» в казахстанском законодательстве. Вместо этого термина используются другие:

  • организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций (ст. 5 Закона РК «О банках и банковской деятельности»);
  • кредитное товарищество (п.2 Постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан от 12 апреля 1997г. №106 «О Правилах о кредитных товариществах»).

       Ст. 5 Закона РК «О банках и банковской деятельности»  определяет организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций как юридическое лицо, не являющееся банком, которое на основании лицензии Национального Банка правомочно проводить отдельные виды банковских операций, предусмотренных законом. Фактически на этом законодательное определение этого субъекта банковской деятельности исчерпывается и далее осуществляется на уровне подзаконных нормативных правовых актов Национального Банка.

       Согласно  Правилам лицензирования и регулирования  деятельности организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, утвержденных Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 16 августа 1999 года №271 (далее - Правила), организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, именуются как небанковские организации. Их правовой статус, определенный указанным документом, весьма расплывчат и позволяет констатировать только некоторые, далеко не принципиальные отличия от банков; кредитное товарищество определяется как юридическое лицо, не являющееся банком, образованное в результате добровольного объединения юридических и/или физических лиц, с целью удовлетворения потребностей в финансовой помощи путем аккумулирования свободных денег его участников и осуществляющее свою деятельность на основании лицензии Национального Банка на проведение отдельных видов банковских и иных операций [16].

       Важно отметить, что действующее законодательство закрепляет несколько видов кредитных товариществ: кредитно-депозитные товарищества, кредитные товарищества и сельские кредитные товарищества (п. 2 Постановления Национального Банка «О кредитных товариществах»).

       В указанном нормативном правовом акте Национального Банка отсутствует  единый критерий классификации кредитных товариществ. Так, согласно п. 2 Постановления Национального Банка «О кредитных товариществах», особенностью осуществления кредитно-депозитным товариществом своей деятельности является возможность приема депозитов юридических лиц. В свою очередь сельское кредитное товарищество есть юридическое лицо, осуществляющее отдельные виды банковских операций, образованное в результате добровольного объединения юридических и/или физических лиц путем аккумулирования денег его участником для взаимного кредитования. В этом определении подчеркивается правоспособность участника банковской деятельности, так как деятельность сельского кредитного товарищества направлена на решение вопросов кредитования сельского хозяйства и оказания банковских услуг участникам такого товарищества.

       Указанные законы закрепляют тенденции, которые, как мы полагаем, обусловили необходимость  их разработки. Общей тенденцией для  обоих законов является необходимость  расширения числа участников банковской деятельности, которая сегодня практически  составляет исключительную компетенцию банков как юридических лиц, имеющих особый правовой статус. Причем, указанная тенденция свойственна и другим странам СНГ.  

 

3. РАЗВИТИЕ КРЕДИТНОЙ  СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ  КАЗАХСТАН 

       В настоящее время мы можем отметить, что основной кредитной организацией в Республике Казахстан являются банки второго уровня (коммерческие банки). Поэтому развитие кредитной системы в нашей стране во многом определяется условиями развития банковской системы.

       Ситуация  в банковском секторе Казахстана, сложившаяся к моменту наступления кризиса на рынке ипотечного кредитования в США определялась благоприятными общеэкономическими факторами и относительной стабильностью на мировых финансовых рынках, позволившим банкам страны развиваться сверхвысокими темпами.

       Банки Казахстана в максимальной степени  использовали возможности по наращиванию  ресурсной базы, которые, как известно, заключались в следующем:

  • в росте доверия к отечественным банкам со стороны населения, что привело к резкому росту объемов вкладов физических лиц, в том числе росли объемы именно срочных депозитов, что предопределялось уже укреплением макроэкономической стабильности в стране и ростом доходов населения;
  • в значительном улучшении финансовых результатов деятельности отечественных предприятий, когда у них начали увеличиваться объемы свободных финансовых ресурсов, которые можно было разместить на депозитных счетах в банках.

       Кроме того, огромную роль сыграло, то, что  казахстанским банкам удалось в  результате значительного улучшения  качества их деятельности одновременно с ростом количественных показателей получить серьезные рейтинговые оценки со стороны ведущих рейтинговых агентств мира. Это дало возможность нашим банкам приобретать недорогие (можно даже сказать дешевые) финансовые ресурсы на мировых финансовых рынках.

       В целом предшествующие 6-7 лет характеризовались  чрезвычайно высокими темпами развития банковского сектора страны. Особенно высокими темпы роста активов  были в последние три года: в 2004 г. – 160,3%, в 2005 г. – 167,86%, в 2006 г. – 196,5%. На начало 2007 года совокупные активы банков составили 8 872,0 млрд. тенге, превысив показатель 1999 года (341,1 млрд. тенге) в 26 раз. Совокупные обязательства составили 8 001,6 млрд. тенге, в том числе вклады юридических лиц – 3 680,7 млрд. тенге, вклады физических лиц – 1 034,2 млрд. тенге. В течение прошедшего периода 2007 года бурный рост продолжался. На 1 июня 2007 года объем совокупных активов банков составил 10 100, 3 млрд. тенге, прирост по сравнению с началом года – 13,8%.

       В основе бурного роста активов лежали сверхвысокие темпы роста ссудного портфеля банковской системы. На 01.01.2007 года объем займов клиентам (не считая межбанковских займов – 408,8 млрд. тенге) составил 5583,0 млрд. тенге (63,0% от всего объема активов), прирост по сравнению с 2005 годом – 89,0%. На 1 июня 2007 года объем займов клиентам (не считая межбанковских займов – 251,7 млрд. тенге) составил 7 270,0 млрд. тенге, прирост по сравнению с началом года – 30,2% Как видим, прирост объемов займов клиентам банковской системой Казахстана в течение пяти месяцев текущего года более чем в два раза превысил в целом прирост совокупных активов за этот же период.

       Объем вкладов в банках второго уровня на 01.01.07 г. составил 4 714,9 млрд. тенге (прирост  по сравнению с 2005 годом 86,9%). Соотношение вкладов физических и юридических лиц было равно: 78,0% и 22,0% соответственно[17].

       Такой бурный рост вкладов в БВУ раскрывал  также одну из негативных сторон состояния  казахстанской экономики, суть которого заключается в недостаточной развитости фондового рынка и в отсутствии пока достаточно большого количества альтернативных банковскому депозиту разнообразных и выгодных для инвесторов финансовых инструментов. Необходимо отметить также, имеющую место на сегодняшний день слабую информированность населения об уже существующих финансовых инструментах на рынке Казахстана.

       На 1 июня 2007 года объем вкладов составил 5 948,6 млрд. тенге, прирост по сравнению  с началом года 26,2%, что говорит  о некотором замедлении темпов роста  депозитной базы в течение прошедшего периода текущего года. Соотношение вкладов физических и юридических лиц по сравнению с началом года практически не изменилось и составило – 78,3% и 21,7% соответственно [17].

       Одним из негативных моментов развития отечественного банковского сектора в предшествующие годы было существенное отставание темпов роста совокупного собственного капитала БВУ от темпов роста совокупных активов. В 2006 году ситуация начала меняться в лучшую сторону: совокупный собственный капитал банковского сектора страны в 2006 году вырос до 1 168,6 млрд. тенге на 99,8% в сравнении с 2005 годом, что выше показателя динамики роста совокупных активов банковского сектора (96,5%). В течение пяти месяцев текущего 2007 года данная тенденция продолжала иметь место: прирост совокупного собственного капитала банковского сектора составил 18,5%, в то время как уже отмечалось выше, прирост совокупных активов составил 13,8% [17].

       По  состоянию на 1 июня 2007 года, как и  в предыдущие периоды, уровень ликвидности  банковской системы сохранялся на избыточном уровне. Сводные коэффициенты текущей и краткосрочной ликвидности на эту дату составили 1,57 и 1,25 при минимальной норме 0,3 и 0,5 соответственно.

       Доходность  банковского сектора в настоящий  момент растет: если на 1 января 2006 года банками был получен совокупный чистый доход после уплаты подоходного налога в размере 73,1 млрд. тенге, то уже на 01.01.07 г. этот показатель составлял 101,9 млрд. тенге. На 1 июня 2007 года банками был получен совокупный чистый доход после уплаты подоходного налога в размере 92,7 млрд. тенге (по состоянию на 1 июня 2006 года – 49,0 млрд. тенге).

       К другим наиболее значимым тенденциям, характеризующим развитие в целом  банковского сектора страны можно  отнести следующие:

Информация о работе Становление и развитие кредитной системы