Современные методы снижения риска невозвратности кредита, используемые в Российской практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 23:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение методов оценки и путей снижения банковских рисков. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие, сущность и виды банковских рисков; показать методы оценки и пути снижения банковских рисков. Рассмотреть так же наиболее часто используемые формы обеспечения возвратности кредитов: залог, уступка требований (цессия) и передача права собственности, гарантии и поручительства и др.

Оглавление

Введение 3

1.Кредит, его сущность и принципы. 5
2.Анализ различных методов снижения риска невозвратности
1.Понятие и виды банковских рисков. 19
2.Скоринг, как метод оценки кредитного риска 22
3. Обеспечение, как метод снижения риска невозвратности кредита. 27

1.Залог 29
3.2 Гарантии и поручительства 36

3.3 Уступка требования (цессия) и передача права собственности 42

3.4 Роль залога недвижимости, товаров в обороте,

ценных бумаг как основной формы возвратности кредита 46

Заключение 50

Список литературы

Файлы: 1 файл

возвратность кредита.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

   Поскольку скоринг используется главным образом при кредитовании физических лиц, особенно в потребительском кредите при необеспеченных ссудах, далее речь пойдет об оценке кредитного риска заемщиков - физических лиц.  

Определение кредитоспособности и информация, используемая для ее прогнозирования

     Для оценки кредитного риска производится анализ кредитоспособности заемщика, под которой в российской банковской практике понимается способность юридического или физического лица полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам. В западной банковской практике кредитоспособность трактуется как желание, соединенное с возможностью своевременно погасить выданное обязательство. Далее мы будем использовать термин «кредитоспособность» именно в этом значении. В соответствии с таким определением основная задача скоринга заключается не только в том, чтобы выяснить, в состоянии клиент выплатить кредит или нет, но и степень надежности и обязательности клиента. Иными словами, скоринг оценивает, насколько клиент creditworthy, т. е. насколько он «достоин» кредита.

     Скоринг представляет собой математическую или статистическую модель, с помощью которой на основе кредитной истории «прошлых» клиентов банк пытается определить, насколько велика вероятность, что конкретный потенциальный заемщик вернет кредит в срок.

Когда человек обращается за кредитом, банк может располагать следующей информацией для анализа:

  • анкета, которую заполняет заемщик;
  • информация на данного заемщика из кредитного бюро -- организации, в которой хранится кредитная история всего взрослого населения страны;
  • данные движений по счетам, если речь идет об уже действующем клиенте банка.

    Кредитные аналитики оперируют следующими понятиями: «характеристики» клиентов (в математической терминологии - переменные, факторы) и «признаки» - значения, которые принимает переменная. Если представить себе анкету, которую заполняет клиент, то характеристиками являются вопросы анкеты (возраст, семейное положение, профессия), а признаками - ответы на эти вопросы.

    В самом упрощенном виде скоринговая  модель представляет собой взвешенную сумму определенных характеристик. В результате получается интегральный показатель (score); чем он выше, тем выше надежность клиента, и банк может упорядочить своих клиентов по степени возрастания кредитоспособности.

    Интегральный  показатель каждого клиента сравнивается с неким числовым порогом, или линией раздела, которая, по существу, является линией безубыточности и рассчитывается из отношения, сколько в среднем нужно клиентов, которые платят в срок, для того, чтобы компенсировать убытки от одного должника. Клиентам с интегральным показателем выше этой линии выдается кредит, клиентам с интегральным показателем ниже этой линии - нет.

    Все это выглядит очень просто, однако сложность заключается в определении, какие характеристики следует включать в модель и какие весовые коэффициенты должны им соответствовать. К этой проблеме имеется несколько подходов, которые будут рассмотрены в разделе «Методы классификации клиентов».

    Философия скоринга заключается не в поиске объяснений, почему этот человек не платит. Скоринг выделяет те характеристики, которые наиболее тесно связаны с ненадежностью или, наоборот, с надежностью клиента. Мы не знаем, вернет ли данный заемщик кредит, но мы знаем, что в прошлом люди этого возраста, этой, же профессии, с таким, же уровнем образования и с таким, же числом иждивенцев кредит не возвращали. Поэтому мы давать кредит этому человеку не будем.

    В этом заключается дискриминационный (не в статистическом, а в социальном значении этого слова) характер скоринга, т. е. если человек по формальным признакам близок к группе с плохой кредитной историей, то ему кредит не дадут. Поэтому даже при очень высокой степени использования автоматизированных систем скоринга осуществляется субъективное вмешательство в случае, когда кредитный инспектор располагает дополнительной информацией, доказывающей, что человек, классифицированный как ненадежный, на самом деле «хороший», и наоборот.

Какие же характеристики являются наиболее «ценными» для прогнозирования  кредитного риска? Наиболее часто используются следующие характеристики:

  • Возраст
  • Количество детей/иждивенцев
  • Профессия
  • Профессия супруга(и)
  • Доход
  • Доход супруга(и)
  • Район проживания
  • Стоимость жилья
  • Наличие телефона
  • Сколько лет живет по данному адресу
  • Сколько лет работает на данной работе
  • Сколько лет является клиентом данного банка
  • Наличие кредитной карточки/чековой книжки

     В других странах набор характеристик, которые наиболее тесно связаны с вероятностью дефолта вероятностью, что заемщик не вернет кредит или задержится с выплатой, будет отличаться в силу национальных экономических и социально-культурных особенностей. Чем более однородна популяция клиентов, на которой разрабатывается модель, тем точнее прогнозирование дефолта. Поэтому очевидно, что нельзя автоматически перенести модель из одной страны в другую или из одного банка в другой. Даже внутри одного банка существуют различные модели для различных групп клиентов и различных видов кредита.

Ограничения, связанные с применением  скоринга

     В скоринге существует две основные проблемы. Первая заключается в том, что классификация выборки производится только на клиентах, которым дали кредит. Мы никогда не узнаем, как бы повели себя клиенты, которым в кредите было отказано: вполне возможно, что какая-то часть оказалась бы вполне приемлемыми заемщиками.

     Но, как правило, отказ в кредите  производится на основании достаточно серьезных причин. Банки фиксируют  эти причины отказа и сохраняют  информацию об «отказниках». Это позволяет  им восстанавливать первоначальную популяцию клиентов, обращавшихся за кредитом.

     Вторая  проблема заключается в том, что  люди с течением времени меняются, меняются и социально-экономические  условия, влияющие на поведение людей. Поэтому скоринговые модели необходимо разрабатывать на выборке из наиболее «свежих» клиентов, периодически проверять качество работы системы и, когда качество ухудшается, разрабатывать новую модель. На Западе новая модель разрабатывается в среднем раз в полтора года, период между заменой модели может варьироваться в зависимости от того, насколько стабильной была экономика в это время. Для России, вероятно, максимальным периодом будет полгода, да и то при условии, что в этот период не произойдет никаких кардинальных потрясений типа событий августа 1998 г.

     В настоящее время ведутся исследования того, как вводить социально-экономические характеристики в модель с тем, чтобы она служила дольше.  
 
 
 
 
 
 

 

3. Обеспечение, как метод снижения риска невозвратности кредита. 

     Известно, что одним из главных  принципов кредитования является  обеспеченность ссуды. Обеспечение возвратности ссуды необходимо для сохранения банковских активов, которые в основном состоят из средств клиентов и вкладчиков; только надежное и ликвидное обеспечение в конечном итоге помогает банку избежать неблагоприятных последствий сомнительного кредита и получить прибыль.

   Согласно  ст. 329 ГК РФ установлены следующие  основные способы обеспечения исполнения обязательств, в том числе и  кредитного: неустойка, залог, удержание  имущества должника, поручительство, банковская гарантия и задаток. Во всех случаях возникает необходимость иметь дополнительные гарантии возврата кредита, что требует изыскания вторичных источников. К их числу относятся: залог имущества и прав, уступка требований и прав, гарантии и поручительства, страхование. В Таблице 1 представлены распространенные формы обеспечения возвратности кредита. Эффективность существующих форм обеспечения возврата кредита зависит от действенности правового механизма, грамотности правового и экономического содержания соответствующих документов, соблюдения норм деловой этики гарантов платежных обязательств. Создание системы гарантий для кредитора (банка) своевременного возврата кредита приобретает в России особую актуальность в связи с неустойчивостью финансового состояния многих ссудополучателей, недостаточным опытом работы в рыночных условиях бизнесменов, банкиров, юристов.

Таблица 1 - Формы обеспечения  возвратности кредита

Формы обеспечения возвратности кредита

Залог Уступка требований (цессия) и передача права собственности Гарантии и  поручительства
1. Залог  имущества клиента

2. Залог  товарно-материальных  ценностей

3. Залог  товара в обороте

4. Залог  товара в переработке

5. Залог  ценных бумаг, включая  векселя

6. Залог  депозитов, находящихся в том  же банке

7. Залог  недвижимости

8. Залог  права арендатора

    9. Залог  права автора на     вознаграждение

    10. Залог  права заказчика по  договору  подряда

11. Залог  права комиссионера   по договору  комиссии

12. Смешанный  залог

1. Открытая

2. Тихая

3. Общая

4. Глобальная

1. Гарантии

2. Поручительства

 

     Наряду  с самым надежным способом обеспечения  по кредитным обязательствам как  поручительство можно выделить залог.

      Залоговые отношения регулируются следующими нормативными актами: Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О залоге», в той  части, которая не противоречит ГК РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ в части продажи жилых строений с публичных торгов и реализации имущества.

      В соответствии с законодательством  кредитор и заемщик подписывают договор о залоге, который должен быть заключен в письменной форме. Существенными условиями договора залога являются предмет залога и его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом, а также условие о том, у какой из сторон (залогодателя или залогодержателя) находится заложенное имущество.

      Предметом залога могут быть движимое и недвижимое (ипотека) имущество, ценные бумаги, валютные ценности, товары в обороте.

      Законом предусматриваются некоторые особенности для залога ценных бумаг. Ценная бумага определяется как документ установленной формы, удостоверяющий с соблюдением обязательных реквизитов имущественные права, осуществление которых возможно при предъявлении этого документа или, в отдельных случаях, при закреплении ценных бумаг в специальном реестре. Залог ценой бумаги осуществляется путем ее передачи залогодержателю либо в депозит нотариата, если договором не предусмотрено иное.

      При денежной оценке предмета залога, которая осуществляется по соглашению сторон по рыночным ценам, иногда предусматривается соответствующая индексация стоимости заложенного имущества или право залогодержателя на его переоценку на момент обращения взыскания.

      Залогом обеспечиваются все требования кредитора-залогодержателя, возникшие на момент их предъявления, если иное не предусмотрено договором. Среди этих требований выделяются:

      а) сумма основного долга и проценты;

      б) расходы кредитора в связи  с исполнением обязательства, включая издержки, связанные с публичной реализацией имущества, проведением аукционов, конкурсов, выплатой комиссионного вознаграждения и др.;

      в) убытки кредитора, связанные с выплатой процентов, неустоек;

      г) расходы кредитора, связанные с содержанием имущества.

Информация о работе Современные методы снижения риска невозвратности кредита, используемые в Российской практике