Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является проанализировать состояние системы банковского надзора и ее путей совершенствования. Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:
Изучить систему банковского надзора;
Провести анализ деятельности ЦБ РФ по надзору за кредитными организациями
Рассмотреть пути совершенствования системы банковского надзора.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Система банковского надзора в РФ……………………………………..5
1.1. Понятие и сущность банковского надзора…………………………...5
1.2. Объекты банковского надзора………………………………………..8
1.3. Подразделения банковского надзора…………………………………9
1.4. Центральный банк как орган банковского надзора в РФ………….11
2 Анализ деятельности ЦБ РФ по надзору за кредитными организациями…………………………………………………………………...17
2.1. Дистанционный надзор………………………………………………17
2.2. Инспектирование кредитных организаций…………………………20
2.3. Надзорное регулирование……………………………………………23
3 Совершенствование системы банковского надзора в РФ……………25
3.1. Проблемы системы надзора за деятельностью кредитных организаций………………………………………………………………………25
3.2. Пути совершенствования системы банковского надзора в РФ…...29
Заключение………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………
Смежной проблемой является
и «нормотворчество» Банка
Во-вторых, следующая проблема практического плана - проблема отчетности кредитных организаций. Как отмечают эксперты, особого внимания заслуживает вопрос об избыточности форм отчетности кредитных организаций, часть которых либо дублирует друг друга, либо не вытекает из существа надзорной практики. По экспертным оценкам, каждый банк тратит на составление отчетности в среднем примерно 10-15% совокупного фонда рабочего времени. Только в Банк России ежегодно он подает порядка 4 тыс. отчетов по 84 формам. Кроме этого, различные формы отчетности направляются в другие органы государственной власти: Федеральную службу государственной статистики, Росфинмониторинг, налоговые органы, Федеральную службу по финансовым рынкам и т. д.
Тем самым надзор ложится «серьезным грузом» на кредитные организации, отвлекая их финансовые и людские ресурсы.
В-третьих, проблема - создание в России мегарегулятора на рынке финансовых услуг с передачей ему функций и полномочий банковского надзора. Подготовлен и законопроект о создании Единого федерального органа регулирования финансовых рынков. Согласно проекту федерального закона единый орган осуществляет правовое регулирование любой деятельности по оказанию финансовых услуг любого рода - банковских услуг, страховых услуг, услуг на рынке ценных бумаг, услуг по коллективному инвестированию, услуг по финансовой аренде и других, отвечающих сформулированному в проекте определению.
Существуют различные способы достижения необходимого обмена информацией и координации действий для преодоления дублирования функций в условиях функционирования нескольких регуляторов финансового рынка. Среди наиболее распространенных форм координации регулирования можно выделить взаимное представительство руководителей ведомств, регулирующих финансовые рынки, в коллективных руководящих органах друг друга.
Другой формой является введение в существующую регулирующую систему вновь созданного надзорного совета. Совет может объединять глав различных регулирующих ведомств. В зависимости от полномочий такой совет представлял бы собой либо форум для расширения сотрудничества и обмена информацией между агентствами, либо орган принятия решений, включая выработку регулирующей политики. Совет может также стать первым шагом в процессе унификации регулирующих агентств. Создание совета не требует радикального обновления законодательства и изменений режима управления. Надзорный совет обеспечивал бы формализованный базис для координации надзора. Кроме того, весьма актуальными для России могут оказаться формы координации финансового регулирования, основанные на многостороннем неформальном соглашении между регуляторами (и возможно, другими заинтересованными органами) о взаимодействии с целью обсуждения возникающих регулятивных проблем и выработки согласованной политики, направленной на достижение единых приоритетов.
3.2. Пути совершенствования системы банковского надзора в РФ
В 2010 – 2012 годах деятельность Банка России в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" будет направлена на поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации, защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Основным инструментом выполнения задач в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет развитие риск-ориентированного надзора, включая вопросы системных рисков.
Соответствующая работа
в сфере банковского
В рамках развития риск-ориентированного надзора предстоит обеспечить:
- дальнейшее развитие
содержательных подходов к орга
- развитие подходов к надзору за кредитным риском, включая совершенствование оценок активов;
- совершенствование подходов к надзору за риском ликвидности, ориентированных прежде всего на оценку состояния систем управления риском ликвидности в кредитных организациях, уровня и характера риска ликвидности в российском банковском секторе;
- совершенствование подходов к регулированию и управлению рисками, связанными с использованием кредитными организациями современных информационных систем, в том числе систем дистанционного банковского обслуживания, для предотвращения случаев нанесения ущерба интересам клиентов этих организаций и вовлечения таких организаций в противоправную деятельность;
- дальнейшее совершенствование отчетности, составляемой и представляемой кредитными организациями, в том числе на консолидированной основе, в целях получения полной информации о характере и размерах принимаемых рисков и процедурах управления ими, позволяющей осуществлять постоянный мониторинг основных рисков (кредитного, ликвидности, странового, операционного и др.);
- уточнение полномочий Банка России по осуществлению консолидированного надзора за деятельностью кредитных организаций, а также требований по раскрытию кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о своей деятельности с учетом международно признанных подходов.
Будет продолжена работа по реализации подходов, предусмотренных документом Базельского комитета по банковскому надзору "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы".
На основе изучения международной практики предполагается рассмотреть подходы к контрциклическому регулированию на предмет возможного внедрения его отдельных элементов. В качестве одного из элементов контрциклического регулирования будет рассмотрена возможность формирования кредитными организациями динамических резервов. Создание данных резервов будет осуществляться банками в период фазы экономического роста, что позволит в благоприятный период их деятельности обеспечить определенный "запас прочности" банковской системы и снизить волатильность финансовых результатов деятельности кредитных организаций на различных стадиях экономического цикла и, соответственно, смягчить их негативное влияние на величину собственных средств (капитала) кредитных организаций.
Динамические резервы - общие резервы на возможные потери по ссудам, величина которых отражает фазы экономического цикла.
Динамические резервы увеличиваются на подъеме и снижаются на спаде экономики.
Банк России продолжит работу по следующим направлениям.
В целях поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов предполагается продолжить разработку и законодательное закрепление норм, предусматривающих:
- создание механизма оценки деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций, расширение надзорных полномочий Банка России по сбору информации и ведению баз данных о лицах, деятельность которых привела к нарушениям законодательства Российской Федерации и нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации;
- закрепление за Банком России права на обработку персональных данных, полученных Банком России в рамках выполнения возложенных на него функций;
- совершенствование процессов слияния и присоединения, предусматривающих возможность участия в реорганизации юридических лиц (в том числе кредитных организаций) различных организационно-правовых форм;
- обязанность номинальных
держателей предоставлять креди
- упрощение эмиссии ценных бумаг в части итогов их выпусков (отмена обязательности регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг), отмену ограничения объема выпуска облигаций уставным капиталом, а также рационализацию контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, в частности, путем установления дополнительных мер воздействия в отношении приобретателей, нарушивших требования законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России;
- привлечение организаций федеральной почтовой связи для осуществления отдельных технологических операций, связанных с осуществлением банковских операций.
Также будет проведена работа по определению на законодательном уровне полномочий Банка России по установлению требований к системам управления рисками в кредитных организациях, включая определение перечня вопросов, относимых с учетом особенностей банковской деятельности к компетенции наблюдательного совета (совета директоров) кредитных организаций, требований к составу совета директоров (наблюдательного совета) в кредитных организациях и процедурам принятия решений советом директоров (наблюдательным советом).
Заключение
Банковский надзор в
России - динамично развивающаяся
система. Даже в условиях нормально
функционирующей экономики
В ситуации же, когда сохраняются серьезные трудности в реальном секторе экономики, существуют нерешенные проблемы в самой банковской сфере, требуется принятие комплекса мер по укреплению банковской системы России, поддержанию финансовой устойчивости банков, снижению риска системного кризиса. Занимая активную позицию, Банк России исходит из того, что надзорная деятельность должна иметь конструктивный, созидательный характер, т. е. использовать в практике регулирования такие инструменты, которые в рамках полномочий и ответственности ЦБ РФ способствовали бы формированию действенной прогрессивной банковской системы, оптимизации ее институциональной структуры, инициировали бы реструктуризацию банковской сферы в соответствии с перспективными сдвигами экономического развития страны.
Органы банковского надзора России видят в качестве своей главной задачи не поиск и наказание банков, допускающих нарушения, а создание условий для более эффективного функционирования банковской системы в целом. Для повышения эффективности и результативности надзорной деятельности органы надзора стремятся добиться большей открытости ситуации в отдельных банках и в банковской сфере в целом как для Банка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Совершенствование системы банковского надзора в РФ