Рынок ценных бумаг в России: проблемы становления и развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является всесторонняя характеристика рынка ценных бумаг РФ, выявление проблем этого рынка и оценка перспектив его развития.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты рынка ценных бумаг в РФ;
- проанализировать состояние рынка ценных бумаг;
- представить перспективы развития рынка ценных бумаг.

Оглавление

Введение 3
1 Место и роль рынка ценных бумаг в экономике 4
1.1 Сущность, функции, структура рынка ценных бумаг и его роль
в экономике 4
1.2 Участники рынка ценных бумаг и их характеристика 11
2 Анализ состояния российского рынка ценных бумаг 18
2.1 Этапы становления российского рынка ценных бумаг и их
количественная и качественная характеристика 18
2.2 Анализ современного состояния рынка ценных бумаг в РФ 21
3 Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг 38
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение…………………………………………………………………......47

Файлы: 1 файл

курсовая цен.бумаги.doc

— 1.40 Мб (Скачать)

На вторичном рынке  акций совокупный оборот торгов уменьшился на 22,9 и 34,7% по сравнению с первым и вторым полугодиями 2011 г. (Приложение, табл. 3), что может быть связано, в частности, с сокращением арбитражных возможностей профессиональных участников после объединения двух ведущих российских бирж – ММВБ и РТС.

 

Рисунок 12- Динамика основных российских фондовых индексов (пунктов)

 

Рисунок 13- Темпы изменения индекса РТС и некоторых мировых фондовых индексов в первом полугодии 2012 г. (%)

Ухудшение конъюнктуры  российского рынка акций во второй половине марта – мае 2012 г. привело к уменьшению рыночной капитализации по итогам первого полугодия 2012 года. На конец июня 2012 г. капитализация рынка акций в РТС сократилась на 2,6% по сравнению с концом 2011 г., составив 777,8 млрд. долл. США (рис. 14).

 

 

 

Рисунок 14- Капитализация российского рынка акций в РТС

Таким образом, в первом полугодии 2012 г. российский рынок акций продолжал испытывать дестабилизирующее воздействие внешних шоков, препятствовавших восстановлению его ценовых показателей после существенного ухудшения рыночной конъюнктуры во второй половине 2011 года. В то же время реакция рынка на это воздействие была более сдержанной. Дальнейшее развитие рынка акций будет определяться действием долгосрочных позитивных макроэкономических факторов, таких как относительно устойчивая ситуация в реальном секторе российской экономики, а также краткосрочных спекулятивных факторов.

Расширялись основные сегменты внутреннего рынка долговых ценных бумаг. Эмиссионная активность в январе-июне 2012 г. испытывала существенные колебания в зависимости от изменений рыночной конъюнктуры. В целом за первое полугодие 2012 г. объем корпоративных облигаций, размещенных на внутреннем рынке, был значительно больше, чем в предыдущем полугодии, но уступил аналогичному показателю первого полугодия 2011 года. Минфину России не удалось поместить весь объем государственных облигаций, запланированный на первое полугодие 2012 г., поскольку некоторые аукционы по размещению ОФЗ были, отменены эмитентом или не состоялись в связи с отсутствием заявок инвесторов, а на состоявшихся аукционах спрос инвесторов был ниже объема предложения.

В первом полугодии 2012 г. Минфин России предполагал провести 24 аукциона по размещению ОФЗ (Приложение, табл. 4), из которых состоялись 18 аукционов (Приложение, табл. 5). Пять аукционов были отменены эмитентом в связи со сложившейся рыночной конъюнктурой (февраль, март, май), один аукцион не состоялся из-за отсутствия заявок инвесторов (май). В рассматриваемый период эмитент разместил новые пяти-, восьми - и впервые после кризиса 2008 г. пятнадцатилетние гособлигации. Средняя срочность размещенных ОФЗ составила 7,3 года (в первом и втором полугодиях 2011 г. – 5,0 и 6,6 года соответственно). С целью повышения ликвидности отдельных выпусков государственных облигаций средний объем эмиссии размещаемых на аукционах ОФЗ был увеличен до 24,9 млрд. руб. по сравнению с 21,0 и 18,3 млрд. руб. в первом и втором полугодиях 2011 г. соответственно. По отдельным выпускам ОФЗ объем эмиссии в первом полугодии 2012 г. составлял от 10,0 до 45,0 млрд. руб. (в 2011 г. – от 10,0 до 50,0 млрд. руб.). Средний объем выпусков, находящихся в обращении по состоянию на конец июня 2012 г., возрос до 79,3 млрд. руб. с 77,9 млрд. руб. на конец декабря 2011 года.

Активность участников вторичного рынка государственного внутреннего облигационного рынка в первом полугодии 2012 г. в целом была сопоставима с показателями за второе полугодие 2011 года. Средние дневные объемы биржевых сделок с ОФЗ относительно соответствующих показателей предыдущего полугодия в основном режиме торгов несколько сократились, во внесистемном – возросли (Приложение, табл. 6). Вследствие меньшего прироста оборота вторичных торгов по сравнению с приростом портфеля гособлигаций оборачиваемость ОФЗ в рассматриваемый период снизилась.

       Таким образом, в первом полугодии 2012 г. наблюдалось увеличение объема рыночного портфеля гособлигаций при некотором сокращении его дюрации. Оборот вторичных торгов ОФЗ в целом сохранился на уровне предыдущего полугодия. Улучшая структуру своих обязательств, эмитент осуществлял размещение крупных объемов средне- и долгосрочных выпусков ОФЗ, предлагая инвесторам на аукционах приемлемый уровень доходности и оперативно реагируя на изменение рыночной конъюнктуры. Инфраструктурные новации, вступившие в силу в 2012 г., привели к упрощению депозитарного учета, повышению удобства для участников торгов, которые получили возможность иметь единую позицию по корпоративным и государственным ценным бумагам для осуществления расчетов, а также расширили потенциальный круг участников рынка ОФЗ, ОВОЗ и еврооблигаций РФ, в том числе за счет иностранных инвесторов.

   Наибольшим спросом на первичном рынке корпоративных облигаций пользовались ценные бумаги с умеренным уровнем риска и привлекательной аукционной доходностью, в то же время заметно сократился объем операций на вторичном рынке. Позитивным аспектом развития внутреннего рынка корпоративных облигаций в рассматриваемый период было дальнейшее уменьшение количества дефолтов. Оборот вторичных торгов ОФЗ сохранился на уровне предыдущего полугодия.

В первом полугодии 2012 г. на ФБ ММВБ был размещен 101 новый выпуск и доразмещено 2 выпуска корпоративных облигаций суммарным объемом 481,0 млрд. руб. по номиналу (в первом полугодии 2011 г. – 110 новых выпусков суммарным объемом 540,5 млрд. руб., во втором полугодии 2011 г. – 80 новых выпусков суммарным объемом 383,8 млрд. руб.). На внебиржевом рынке было размещено 3 выпуска корпоративных облигаций суммарным объемом эмиссии 2,0 млрд. руб. (Приложение, табл. 7).

Срочная структура  доходности корпоративных облигаций на вторичном рынке изменялась в зависимости от текущей рыночной конъюнктуры и ожиданий инвесторов, относительно будущих процентных ставок (рис. 15). В начале 2012 г. кривая доходности была горизонтальной, доходность краткосрочных облигаций мало отличалась от доходности средне- и долгосрочных выпусков. В середине марта (15.03.2012) кривая доходности стала возрастающей (доходность долгосрочных выпусков облигаций была выше доходности краткосрочных бумаг) за счет снижения доходности краткосрочных выпусков. К концу июня на фоне ухудшения конъюнктуры рынка корпоративных облигаций кривая доходности сдвинулась вверх, ее угол наклона увеличился.

Рисунок 15- Срочная структура эффективной доходности корпоративных облигаций (% годовых)

Таким образом, особенностью внутреннего рынка корпоративных облигаций в первом полугодии 2012 г. стало существенное увеличение интереса инвесторов к операциям на первичном рынке при уменьшении оборотов вторичных торгов. Масштабное размещение выпусков эмитентов, имеющих кредитный рейтинг международных рейтинговых агентств, привело к дальнейшему улучшению кредитного качества и росту объема совокупного портфеля корпоративных облигаций, обращающихся на внутреннем рынке. При размещении новых выпусков корпоративных облигаций эмитенты, как правило, предлагали премию к доходности аналогичных выпусков на вторичном рынке, стимулируя спрос на свои бумаги и в то же время оказывая понижательное давление на котировки облигаций, обращающихся на вторичном рынке.

Российские банки в  первом полугодии 2012 г. продолжали расширять кредитование нефинансовых организаций и физических лиц, хотя отдельные показатели качества корпоративного и, в меньшей степени, розничного кредитных портфелей ухудшились. Почти половина прироста совокупного кредитного портфеля банков за первое полугодие 2012 г. пришлась на кредиты нефинансовым организациям. Темп прироста корпоративных кредитов за этот период составил 6,2%, что на 1,4 процентного пункта меньше, чем за январь-июнь 2011 г.. В общем объеме кредитных вложений банков доля кредитов нефинансовым организациям сократилась до минимального за последние несколько лет значения – 60,5% (18806,0 млрд. руб.) на 1.07.2012. Замедление роста объемов корпоративного кредитования в первой половине 2012 г. отчасти связано с тем, что нефинансовые организации более оперативно, чем конечные потребители, реагировали на ухудшение ситуации на внешних финансовых и товарных рынках, наблюдавшееся в рассматриваемый период.

Улучшения ценовых условий  кредитования не происходило – напротив, в отдельных сегментах кредитного рынка отмечался рост ставок. В то же время в связи с усилением конкурентной борьбы за клиентов в розничном сегменте банки смягчали отдельные неценовые условия кредитования, увеличивая максимальные объемы кредитов, упрощая процедуру их оформления, уменьшая или отменяя дополнительные комиссии, предлагая новые кредитные продукты. Ужесточение ценовых и неценовых условий банковского кредитования нефинансовых организаций, произошедшее в конце 2011 – начале 2012 г., отразилось, прежде всего, на крупных корпоративных заемщиках. В январе-июне 2012 г. корпоративный кредитный портфель банков заметно уступал розничному по темпам роста.

В рассматриваемый период развитие инфраструктуры организованного финансового рынка было связано с реализацией практических мер по консолидации торгово-расчетной инфраструктуры в рамках крупнейшей российской биржи ММВБ-РТС. Продолжал расширяться состав торгуемых финансовых инструментов, произошли изменения в правовой базе регулирования отдельных сегментов финансового рынка.

 

Таким образом, российский финансовый рынок в 2012 г. сохраняет устойчивость и продолжает выполнять свою функцию по перераспределению финансовых ресурсов в национальной экономике в условиях значительных внешних шоков и неопределенности перспектив развития мировой экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Формирование фондового  рынка в России повлекло за собой  возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования РЦБ. Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения.

1. Целевая переориентация  РЦБ с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.

2. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности.

3. Улучшение законодательства, а также организация контроля  за его выполнением.

4. Повышение роли государства  на фондовом рынке, для чего  необходимо:

  - создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления РЦБ и его текущего регулирования. Окончательный выбор модели фондового рынка (в настоящее время преобладает ориентация на фондовый рынок США), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг;

  - формирование эффективного  надзора на рынке ценных бумаг  и фондовом рынке.

5. Проблема защиты  вложений инвесторов в ценные  бумаги от потерь, которая может  быть решена созданием государственной или полугосударственной системы ее обеспечения.

6. Опережающее создание  депозитарной, клиринговой и агентской  сетей для регистрации движения  ценных бумаг в интересах эмитентов.

 

7. Реализация принципа  открытости информации – через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг. Создание общепринятой системы показателей для оценки РЦБ, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, а также развитие сети специализированных изданий, характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций.

Государственная долговая политика в 2012-2014 гг. будет направлена на обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения  ресурсов на российском и международном  рынках капитала на благоприятных условиях, обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств, поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны, формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для российских корпоративных заемщиков.

В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами  прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-2014 гг. реализация долговой политики в предстоящий  период будет осуществляться в условиях ускорения темпов роста национальной экономики, постепенного снижения инфляции, умеренного роста цен на нефть и относительной стабильности курса рубля.10

Прогнозируемый объём  ВВП (млрд. руб.) в 2012 году составит 57532,0; 2013 - 63436,0; 2014 - 70409,0.

Проект федерального бюджета на 2012-2014 гг. рассчитан исходя из утвержденного прогноза развития российской экономики на этот период. В соответствии с утвержденным прогнозом роста ВВП России в 2012 составит 3,5%; в 2013 - 4,2%; в 2014 - 4,6%. Для расчёта доходов федерального бюджета среднегодовая цена на нефть прогнозируется в 2012 г. на уровне 93,0 долл./барр. В базовом сценарии 2013-2014 гг. среднегодовые цены на нефть повысятся до 95,0 и 97,0 долл. за баррель. Инфляция в 2012 году оценивается в 6%; в 2013 - 5,5%; 2014 - 5%. Курс рубля к доллару в 2012 г. планируется на уровне 27,9 руб. за доллар; в 2013 - 27,9 руб.; в 2014 - 28,0 руб.

Подавляющую часть нефтегазовых доходов бюджета планируется  направлять на финансирование расходов и лишь незначительную долю - на пополнение Резервного фонда: в 2012 г. - 3,3%, в 2013 г. - 1,0%, в 2014 г. - 0%. Пополнение Фонда национального благосостояния (ФНБ) в предстоящий период не планируется.

Дефицит федерального бюджета  сохранится на протяжении всего планового  периода, увеличиваясь в абсолютном выражении в 2012-2013 гг. и снижаясь в 2014 г. В относительном выражении в первые два года дефицит составит 2,7% ВВП, а в 2014 г. снизится до уровня 2,3% ВВП.11

В предстоящий период объем государственного долга будет  ежегодно возрастать, достигнув к  концу 2014 года уровня 12 трлн. руб. или 17% ВВП. При этом объем внешних обязательств государства вырастет почти в 2 раза, составив около 2,0 трлн. руб., внутренних - в 2,8 раз, достигнув почти 10 трлн. руб. Исходя из параметров, заложенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации в 2012-2014 гг., и с учетом планируемых объемов заимствований, в предстоящий период значения показателей долговой устойчивости Российской Федерации будут по-прежнему вне опасных зон. Вместе с тем, по ряду параметров имеющийся «запас прочности» не может рассматриваться как безусловный в плане обеспечения долговой устойчивости Российской Федерации.

Информация о работе Рынок ценных бумаг в России: проблемы становления и развития